Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов

Обеспечение гарантированной безопасности – всегда было и остается основой работы железнодорожного транспорта. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность по развитию системы управления безопасностью движения на основе современных подходов и принципов.

Такую стратегическую цель поставили перед собой участники XVII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», которая прошла в середине ноября в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов
Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов
Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов
Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов
По традиции, конференция подвела итоги деятельности подразделений Компании «РЖД» в решении главнейшей задачи отрасли – обеспечении безопасности движения на стальных магистралях страны. Она проходила под руководством сопредседателей организационного комитета вице-президента ОАО «РЖД» Ш.Н. Шайдуллина и старшего советника президента ОАО «РЖД», президента Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) В.Н. Морозова.

В работе конференции приняли участие заместитель министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов, начальники департаментов и структурных подразделений холдинга «РЖД», представители министерства внутренних дел РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также руководители и ведущие специалисты ряда железных дорог, ученые и специалисты ведущих научных учреждений отрасли.

Статистика свидетельствует, что количество происшествий на сети дорог в нынешнем году заметно сократилось. Так, за три квартала этого года по сравнению с тем же периодом прошлого их число уменьшилось почти на четверть. Этому способствовало совершенствование профилактической работы в данном направлении.

Однако выступавшие подчеркивали, что успокаиваться, безусловно, нельзя. По-прежнему основным источником опасности являются сходы подвижного состава на перегонах и станциях при поездной и маневровой работе. Необходимо уделять больше внимания организации технологического взаимодействия подразделений локомотивного и вагонного хозяйств, где чаще всего возникают предпосылки для критических ситуаций.

Участвовавшие в заседании «круглого стола» по направлению «Безопасность движения на инфраструктуре железнодорожного транспорта Российской Федерации» отмечали важность дальнейшего совершенствования систем диагностики и мониторинга с целью максимального предупреждения отказов технических средств. Об этом шла речь, в частности, в докладах «Инновационные системы и технологии диагностики технических объектов железнодорожной инфраструктуры, видеоконтроль», «Инновационные вагоны и проблемы их взаимодействия с элементами инфраструктуры», «Адаптивные способы контроля технических и программных средств интегрированной системы обеспечения безопасности», «Система обеспечения безопасности движения поездов на базе радиоканала» и в других выступлениях.

Среди предложенных для реализации целей и задач стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» на период до 2020 года выделим следующие:

– разработать Концепцию корпоративной сертификации менеджмента производств, продукции и работ (услуг) в холдинге «РЖД»;

– обеспечить идентификацию рисков в области безопасности движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД» (для управлений пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения) на основе классификации видов риска и влияющих факторов;

– осуществлять реализацию требований по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности программно-аппаратных комплексов, используемых на железнодорожном транспорте для организации движения поездов;

– обеспечить для управлений пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры разработку и утверждение методик оценки рисков в области безопасности движения, а на основе указанных методик – функциональное развитие АСРБНБД в отношении учета влияющих на риски факторов.

Не менее важные вопросы рассматривали участники «круглого стола» по направлению «Надежность и диагностика инфраструктуры железнодорожного транспорта». Широкий спектр обсуждавшихся здесь проблем как бы формировал практические подходы к дальнейшему развитию стратегии гарантированной безопасности перевозочного процесса. При этом отмечалась важность роли науки при реализации стратегии развития систем безопасности движения поездов, с учетом оценки возможных рисков и ущерба.

За два дня собравшиеся заслушали около тридцати докладов, среди которых наибольший интерес вызвали:

– автономные подсистемы диагностики инфраструктуры железных дорог;

– повышение надежности литых деталей тележек грузовых вагонов;

– радиационный контроль литых деталей тележек грузовых вагонов;

– повышение достоверности диагностирования тормозного оборудования пассажирских вагонов;

– выделение сигналов определенного типа из смеси сигналов о надежности системы;

– совершенствование механизма управления рисками при реализации инвестиционных проектов в транспортном строительстве;

– пассивное и активное гашение вибраций для подвижного состава.

Все выступавшие были единодушны в том, что принятые на конференции решения должны воплощаться в жизнь в полном объеме. И для этого необходимо наладить самое тесное сотрудничество представителей науки и производства. Разумеется, данный посыл нашел отражение в принятых рекомендациях конференции. Так же, как и то, что созданная в Компании «РЖД» комплексная система диагностики инфраструктуры способствует своевременному выявлению возможных рисков возникновения нештатных ситуаций.

Для повышения надежности технических средств и технологии бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура ОАО «РЖД» предложен внушительный перечень рекомендаций, из которых выделим следующие:

– разработать и утвердить техническую документацию на производство ремонтной тележки грузового вагона (трехэлементной, тип 2) с различными модификациями комплектации буксовых узлов колесных пар (кассетный подшипник с адаптером);

– сформировать требования к техническим условиям на изготовление и ремонт грузовых вагонов в части дифференцированного установления межремонтного периода в зависимости от комплектующих узлов и их технических характеристик;

– провести испытания роботизированной системы комплексного неразрушающего контроля деталей вагонов, локомотивов и сварных стыков рельсов;

– разработать технические требования на создание системы автоматизированной расшифровки данных видеоконтроля (линейного видео) мобильных средств диагностики для оперативного принятия мер к устранению выявленных неисправностей пути;

– выполнить корректировку нормативных документов ОАО «РЖД», регламентирующих вопросы технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с классами и специализацией железнодорожных линий;

– ОАО «НИИАС» совместно с ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО ВНИКТИ» представить на заседание секции «Локомотивное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по формированию плана научно-технического развития на 2017 год предложения по разработке алгоритмов и методик оценки предотказного состояния узлов конкретных серий локомотивов (как первого этапа обозначенной задачи).

Тематика предложенных к рассмотрению докладов на заседании «круглого стола» по третьему направлению «Железнодорожные перевозки и транспортно-логистический комплекс» в основном соответствовала программе его секции – «Снижение рисков нарушений безопасности движения в железнодорожных транспортных системах мегаполисов».

Так, участвовавшие в работе секции на конкретных примерах смогли убедиться, что рисками можно успешно управлять. Их внимание было сосредоточено в основном на пригородных перевозках, скоростном движении, а также особенностях работы городского железнодорожного транспорта и метро. Вот только некоторые темы заслушанных ими докладов:

– моделирование транспортных потоков с учетом случайных факторов;

– оценка показателей надежности объекта на заданное время прогноза при возрастающей интенсивности отказов;

– человеко-машинный интерфейс комплекса блоков на московском центральном кольце;

– бескабельная система управления маршрутами на станции;

– безопасность транспортного обеспечения при проведении культурно-массовых мероприятий.

С точки зрения управления рисками при перевозке пассажиров в железнодорожных транспортных системах мегаполисов участники заседания сочли наиболее важными следующие рекомендации.

Подготовить предложения для обсуждения на секции «Пассажирские перевозки» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросам:

– создание банка имитационных моделей для выбора эффективных алгоритмов управления рисками при перевозке пассажиров в железнодорожных транспортных системах мегаполисов, в том числе и для имитационного моделирования при оценке эффективности работы ВСМ;

– создание и внедрение централизованных и виртуальных систем управления высокоскоростными поездами магистральных железных дорог, а также технологии управления транспортными процессами;

– выбор высокоэффективных режимов управления движением поездов;

А также рекомендовать к внедрению проект АИЦСУДП (Автоматизированной интеллектуальной централизованной системы управления движением поездов) на линиях с высокоскоростным движением.

Не зря говорят, что в вопросах обеспечения безопасности движения одним из главных является человеческий фактор. Именно поэтому особое внимание уделяется не только профессиональной подготовке кадров, но и организации действенной системы общественного контроля. Как подчеркивалось на проходившем в конце октября первом Всероссийском слете общественных инспекторов, их контроль становится сегодня одним из важнейших элементов всей системы обеспечения безопасности перевозочного процесса.

Серьезная миссия и ответственность этих людей важны, прежде всего, в таких вопросах, как приведение объектов инфраструктуры в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации. Особенно это касается крупных сортировочных станций, где сосредоточено много сложнейших производственных процессов и очень важно возможные риски свести к минимуму.

Об этих и других проблемах шла речь на заседании «круглого стола» по направлению «Управление и влияние персонала в человеко-машинных системах на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта». В том числе на заседаниях двух отдельных секций:

– «Правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»;

– «Актуальные вопросы медико-психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» в целях снижения рисков в области безопасности движения».

В большинстве прозвучавших здесь выступлений подчеркивалась необходимость развивать у людей еще на этапе вузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, связанного с движением поездов – культуры безопасности. Значимость такого подхода трудно переоценить. Об этом свидетельствует, в частности, тот неподдельный интерес, в том числе представителей научных и учебных организаций, ко всем обсуждавшимся на конференции вопросам по данному направлению. Несмотря на определенную традиционность затронутых проблем, многие доклады содержали конкретные рекомендации по оптимизации работ с кадрами, так сказать, с акцентом на развитие компетенций в сфере обеспечения безопасности движения.

Главная задача – повышение культуры безопасности, которая становится неотъемлемой частью работы трудовых коллективов. Это емкое понятие включает в себя:

– развитие системы корпоративной сертификации;

– компетентность, обеспечиваемую благодаря хорошей технической подготовке и качественным инструктажам;

– повышение мотивации за счет создания системы поощрений и наказаний;

– усиление надзора на основе проверок, ревизий, аудитов и практики ежедневного контроля.

Среди прозвучавших здесь более полусотни докладов и сообщений наиболее актуальными были следующие:

– принципы построения экспертных систем оценки качеств персонала;

– роль культуры безопасности в обеспечении перевозочного процесса;

– проблемы предупреждения терроризма на транспорте: российский и зарубежный опыт;

– обеспечение безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;

– комплексный подход коррекции функционального состояния работников локомотивных бригад, причастных к наездам на людей, животных и транспортные средства (на примере эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка);

– психологическая оценка благонадежности персонала;

– оценка психологической совместимости работников локомотивных бригад, проблемные вопросы и пути решения.

Список рекомендаций для развития кадрового потенциала в условиях реализации обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» весьма обширный. И это лишний раз подчеркивает особую актуальность данного направления. Приведем лишь некоторые рекомендации:

– ввести практику публичных обсуждений при разработке проектов нормативных документов по безопасности движения поездов путем создания процедур и каналов обратной связи;

– завершить разработку положения о наставниках, в котором особое внимание уделить ответственности наставников в части обеспечения выполнения требования безопасности движения;

– установить порядок, при котором представление к назначению на вышестоящие должности, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, осуществляется только при отсутствии у кандидата неисполненных ревизорских предписаний и указаний;

– включить вопросы культуры безопасности в программы обучения вузов, учебных центров, курсов усовершенствования, технической учебы;

– представить предложения по реализации возможности дистанционного контроля за состоянием здоровья машинистов непосредственно в рейсе;

– подготовить предложения по изменению методики формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям, утвержденной ОАО «РЖД» 1 декабря 2011 г. № 330;

– обеспечить актуализацию и использование контрольных вопросов КАСКОР на безе СДО в соответствии с текущими изменениями нормативной документации федерального уровня в ОАО «РЖД» по всем должностям и профессиям работников, связанных с безопасностью движения поездов.

И, наконец, принято специальное предложение, которое звучит так:

– подготовить проект обращения президента ОАО «РЖД» Белозерова О.В. к министру транспорта Российской Федерации Соколову М.Ю. с просьбой инициировать внесение в законодательство Российской Федерации поправки, закрепляющие правовой статус отраслевого образования.

Участниками «круглого стола» «Экономические аспекты управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов» были в основном представители МГУПС (МИИТ). Приоритетным направлением в данной сфере научно-производственной деятельности является обеспечение безопасности людей и сохранности подвижного состава. Есть положительный опыт решения этих задач. Однако возникают и определенные трудности. Из года в год не снижается количество повреждаемых вагонов. Одна из основных причин – снижение ответственности на всех стадиях использования подвижного состава, чему есть немало примеров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые восемь месяцев нынешнего количество грузовых вагонов с признаками повреждения увеличилось на треть. И происходит это не только во время погрузочно-разгрузочных операций на подъездных путях.

Специалисты-вагонники считают, что есть необходимость внести изменения в некоторые разделы «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом» и «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». И это не столько техническая, сколько экономическая проблема: за повреждение вагонов кто-то должен отвечать.

Вообще же, пора разработать механизм экономической ответственности за несоблюдение правил и норм безопасности на железнодорожном транспорте. Надо усилить внимание к социальной и экологической составляющим транспортных проектов в рамках обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. При экономической оценке инновационных и инвестиционных проектов позиций безопасности движения поездов необходимо модернизировать нормативы эффективности, которые должны быть увязаны со сроком службы и полезного использования объектов инфраструктуры. И. вероятно, настало время модернизировать систему страхования на железнодорожном транспорте в направлении обеспечения соответствия стандартам качества и безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Подводя итоги двухдневной работы конференции, ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II Борис Алексеевич Левин отметил: «Эта конференция имеет важное значение для Московского государственного университета путей сообщения.

В ее работе традиционно принимают участие представители ОАО «РЖД», Минтранса России, МВД России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Ассоциаций, операторов и участников транспортного рынка перевозок, специалисты проектных и научно-исследовательских организаций транспорта, представители фирм-разработчиков технических средств и технологий для железнодорожного транспорта, ученые и преподаватели транспортных вузов России, стран СНГ и других государств.

Главной целью нынешней конференции была разработка современных требований к системе регулирования и менеджмента безопасности движения железнодорожного транспорта. Самое важное для МИИТа здесь – показать, на что способны ученые и коллектив университета. Конференция «Безопасность движения поездов» доказывает востребованность научного и интеллектуального потенциала ведущего транспортного вуза страны.

В этом году на конференции было более 200 участников и гостей, включая представителей Китая, Казахстана, Беларуси, Киргизии и т.д. Это делает нашу конференцию содержательнее. Безусловно, МИИТ хотел бы расширить участие на постоянной основе своих ученых и специалистов, как это делает, например, коллектив ОАО «РЖД».

© Евразия Вести XII 2016



XII 2016

Евразия Вести XII 2016

Гарантировать безопасность перевозок на железных дорогах России

Безопасность движения – абсолютный приоритет работы железных дорог

Обеспечить требования безопасности в любых условиях

Медицинские аспекты обеспечения безопасности движения поездов

На пути к корпоративному сертификату

«НЕЙРОКОМ»: контроль здоровья машиниста - залог безопасности движения поездов

Эффективное кадровое обеспечение и научное сопровождение Транспортной Стратегии России

Системы обеспечения безопасности движения поездов с учетом киберзащищенности

Оценка работоспособности локомотивных устройств безопасности

Комплексные системы. Технологии диагностики. Видеоконтроль

Группа компаний «РДМ-ВИГОР»: гарантия безопасности движения поездов

АВТОВЕДЕНИЕ: экономия энергоресурсов на железных дорогах России

ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» - на страже взаимных интересов

Пассивная безопасность -повышающая безопасность в аварийных ситуацях

ЭКСПО-2017: историческое событие Евразии

О перспективах развития железнодорожной отрасли

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести