Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества

Накануне 66 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества наш корреспондент обратился к вице-президенту ОАО «РЖД» по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности Вячеславу Альфредовичу Павловскому с просьбой ответить на вопросы редакции.

Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества
Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества
Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества
– Вячеслав Альфредович, в прошлом году Вы впервые принимали участие в работе Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в Эстонской Республике. Ваше мнение о влиянии и возможностях Совета как эффективной площадки по решению проблем стран Содружества.

– 25 лет работы Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества свидетельствуют о том, что в свое время было принято абсолютно правильное решение о создании органа, координирующего функционирование железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и в сообщении между стальными магистралями стран – членов Совета.

Благодаря этому и плодотворной многолетней работе всех участников Совета, удалось до сегодняшнего времени сохранить единую технологию организации перевозочного процесса на межгосударственном уровне и общее информационное пространство. Применение железнодорожными администрациями Совета новых информационных технологий, постепенное внедрение электронного документооборота и электронной подписи значительно сократило сроки доставки грузов, упростило их обработку и проведение контрольных операций на государственных границах.

Создана огромная многосторонняя нормативно-правовая база, насчитывающая свыше 260 соглашений, договоров, правил и инструкций, которая позволяет обеспечивать согласованное развитие транспортно-экономических связей между участниками СНГ. И это крайне важно, учитывая значительные объемы транзитных грузов, которые сейчас перевозятся по железнодорожным артериям стран Содружества между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом работа Совета сконцентрирована не только на координации деятельности железных дорог «пространства 1520», но и распространяется на взаимоотношения с железнодорожными администрациями Болгарии и Исламской Республики Иран, а также на выстраивание конструктивного диалога с международными транспортными организациями.

Сообща решаются как вопросы финансово-хозяйственной деятельности, так и важнейшие концептуальные и стратегические задачи многостороннего сотрудничества в области железнодорожного транспорта.

Считаю, что проводимая Советом работа во многом способствует развитию интеграционных процессов в сфере транспорта, происходящих в настоящее время на евро-азиатском пространстве.

Совет является одним из эффективно работающих координационных органов СНГ и, на мой взгляд, должен активно развиваться дальше, в том числе привлекая в свой состав новых ассоциированных членов и наблюдателей, что позволит повысить эффективность взаимодействия в области железнодорожного транспорта между странами и даст возможность оперативно адаптироваться к требованиям рынка.

– Вы упомянули, что Совет по железнодорожному транспорту взаимодействует с другими авторитетными международными транспортными организациями и объединениями. Расскажите, как реализуется меморандум о сотрудничестве между МСЖД и Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества?

– Сотрудничество между МСЖД и Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества развивается поступательно в соответствии с упомянутым меморандумом, подписанным в конце 2013 года. Среди ключевых областей сотрудничества тогда были определены: обеспечение безопасности движения поездов, антитеррористическая безопасность, разработка единых правил эксплуатации железных дорог, а также обмен опытом в сфере охраны окружающей среды, энергосбережения и развития систем резервирования в пассажирских перевозках.

Основное взаимодействие между экспертами двух организаций сосредоточено на совместной проработке вопросов технического регулирования и развития пассажирского хозяйства. Представители МСЖД принимали участие в заседаниях ряда комиссий и рабочих групп Совета по данным темам. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет продолжаться дальше согласно заданному вектору развития.

– Какую работу ведет ОАО «РЖД» по взаимодействию со странами ЕАЭС? Чего в практическом плане удалось достичь железнодорожным администрациям в этих государствах?

– Надо отметить, что Евразийский экономический союз придает большое значение интеграции в транспортной сфере, которая осуществляется путем поэтапной либерализации рынка транспортных услуг.

Именно развитие транспорта во многом определяет пространственную доступность территорий, качество и уровень жизни, а также мобильность населения, обеспечивает свободу перемещения товаров и способствует развитию внешнеэкономической деятельности участников ЕАЭС.

Сегодня в состав ЕАЭС входит пять стран: к России, Беларуси и Казахстану присоединились Армения и Киргизия. С 2015 года действует зона свободной торговли с Вьетнамом, а в апреле этого года меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС подписала Молдова. Свыше 40 стран и международных организаций рассматривают вопрос создания ЗСТ с ЕАЭС, среди которых Египет, Индонезия, Китай, Таиланд, Камбоджа. Это позволит в обозримом будущем увеличить товарооборот между странами, а также положит начало последующей интеграции транспортных систем.

В настоящее время на территории Союза с населением более 182 млн человек функционируют железные дороги общей протяженностью свыше 108 тысяч километров.

Значительные усилия холдинга РЖД направлены на повышение эффективности использования транзитного потенциала транспортного пространства Союза. Этому способствует подписанный в 2014 г. главами России, Беларуси и Казахстана договор о Евразийском экономическом союзе, в котором закреплена особая роль железнодорожного транспорта, позволяющая сохранить его специфику и особый экономико-правовой статус.

В качестве долгосрочной цели взят курс на осуществление в ЕАЭС скоординированной транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.

Проводится объемная работа по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в сфере транспорта. Совершенствуется таможенное регулирование железнодорожных перевозок в рамках границ Союза. В целях ускорения прохождения товаров и транспортных средств, в том числе с применением современных технических средств таможенного контроля, применяется механизм «единого окна».

Для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и снижения рисков возникновения нарушений разработаны требования и порядок выдачи соответствующего сертификата безопасности. Эти требования позволяют сблизить законодательство участников ЕАЭС и распространяются на взаимоотношения между перевозчиком и владельцем инфраструктуры.

Достигнуто также соглашение о взаимном доступе перевозчиков стран – членов ЕАЭС к услугам инфраструктуры. Доступ организуется на приграничные участки инфраструктуры в пределах установленного владельцем участка обращения локомотива.

В части развития бизнеса наибольшим достижением стало создание железнодорожными администрациями России, Беларуси и Казахстана в 2014 году Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК).

ОТЛК – первый интеграционный бизнес-проект на пространстве Евразийского экономического союза, который демонстрирует сегодня конкретные результаты деятельности.

Объем перевозок АО «ОТЛК» в 2016 году вдвое превысил показатели 2015 года и составил 101 тыс. ДФЭ. Это 1177 контейнерных поездов. Планом по объемам транзитных перевозок на 2017 год предусмотрено уже 137,5 тыс. ДФЭ.

АО «ОТЛК» активно реализует маркетинговую стратегию по продвижению транзитных контейнерных сервисов в сообщении Китай – Европа на площадках крупных международных мероприятий в транспортной отрасли, участвует в деятельности международных транспортных организаций, а также работает в двустороннем формате с крупными транспортно-логистическими компаниями Китая и Европы.

Целевая задача компании – увеличить к 2025 году объем контейнерных перевозок в коридоре, проходящем по железным дорогам Казахстана, России и Беларуси, до 1 млн ДФЭ в год. Подобного роста планируется достичь за счет создания конкурентоспособных тарифных условий для клиентов на трансконтинентальных маршрутах, высокой скорости доставки грузов и отличного качества сервиса. Я уверен, что с поставленной задачей данная компания справится.

ОТЛК становится драйвером развития логистических технологий в Евразийском экономическом союзе. Президенты России и Казахстана в октябре 2016 г. положительно оценили динамику развития данного проекта. Его совместная реализация является на сегодняшний день важнейшим вкладом в процесс сопряжения евразийской экономической интеграции и строительства Экономического пояса Шелкового пути.

– Способно ли транспортное пространство 1520 стать сухопутным мостом между крупнейшими рынками континента?

– Евразийская сеть железных дорог, в том числе построенных за последние годы, обеспечивает оптимальные маршруты и объемы перевозок внешнеторговых грузов по международным транспортным коридорам в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».

По экспертным оценкам, объем торговли между основными рынками Евразийского континента к 2020 году вырастет в 1,7 раза (с 704 млрд до 1,2 трлн долларов США).

Транспортное пространство ЕАЭС, занимая почти 40% территории Евразийского континента, располагается между этими крупнейшими рынками, что позволяет претендовать на важную роль в глобальной цепочке поставок в качестве связующего моста между Европой и Азией.

Повышение доли товаров с высокой добавленной стоимостью, чувствительных к срокам доставки и перенос производства товаров в Китае в центральные и западные регионы формируют спрос на трансконтинентальные сухопутные перевозки. Это связано с тем, что сеть евразийских транспортных коридоров позволяет осуществлять перевозки между Европой и АТР со скоростью, в несколько раз превосходящей морские маршруты.

Наряду с этим растет потенциал международного транспортного коридора «Север – Юг». Силами железнодорожных администраций СНГ последовательно формируется целостная инфраструктура данного коридора, реализация потенциала которого напрямую связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном.

Надеюсь, что в обозримой перспективе будут реализованы планы строительства недостающего железнодорожного участка (Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан) западной ветви коридора, которая, как мы рассчитываем, станет важным экспортным каналом для различных отраслей экономики многих стран и позволит сформировать эффективные логистические цепочки доставки грузов из стран Персидского залива в Европу. По предварительным оценкам экспертов, потенциальная грузовая база этого направления оценивается в 10–15 млн тонн в год. Состоявшаяся осенью 2016 года тестовая отправка контейнеров по МТК «Север – Юг» с грузом из Индии назначением в Россию подтвердила привлекательность и востребованность данного маршрута у грузовладельцев.

– Результаты совместной работы железнодорожников стран Содружества позволяют сделать вывод об успешном выборе вектора развития. В то же время жизнь не стоит на месте, расскажите о ближайших планах?

– Сегодня первоочередным для железнодорожных администраций стран Содружества является совместное принятие эффективных мер по поддержке международных железнодорожных пассажирских перевозок и удовлетворению потребностей пассажиров на такие услуги.

Нам необходимо расширять направления сотрудничества с партнерами по «пространству 1520», создавая новые взаимовыгодные альянсы в сфере логистики, производства подвижного состава, разработки инновационных технологий по управлению процессом движения поездов, в первую очередь, на высокоскоростных железнодорожных магистралях. Видится также целесообразным объединить усилия по созданию терминально-логистической инфраструктуры на ключевых направлениях транзитных перевозок грузов.

Построение современного рынка транспортных услуг на всем пространстве железных дорог с шириной колеи 1520 мм позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта стран Содружества и будет способствовать стабильному росту перевозок в международном сообщении. А учитывая происходящие интеграционные процессы на евро-азиатском континенте, можно с уверенностью сказать, что перед железнодорожным комплексом СНГ открываются новые возможности по выходу на глобальный уровень развития.

– Вячеслав Альфредович, благодарим Вас за содержательные ответы.

© Евразия Вести V 2017



V 2017

Евразия Вести V 2017

На благо железнодорожного транспорта

Единство железных дорог стран Содружества

Взаимодействие и сотрудничество - 25 лет

Совместный путь к успеху

Международное сотрудничество - для развития железных дорог Латвии

Стальной путь созидания: славная история, весомый потенциал, уникальные возможности

Вагонный комплекс Содружества

Памятные вехи столетнего пути

Современные технологии ремонта АО «ВРК-1»

Кассетные подшипники: обзор первых результатов эксплуатации

Как должны работать сервисные центры для вагонов на кассетных подшипниках

На передовых рубежах технического прогресса

Предельный износ будет достигнут при пробеге свыше одного миллиона километров

АСУ «Экспресс-3» - технологический базис инновационного развития

Развитие международного пассажирского сообщения

Транспортная безопасность: проблемы и решения

Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Обеспечение транспортной безопасности Содружества

Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы

Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности

Прорыв на рынке безопасности!

Человеческий фактор - основа безопасности движения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести