Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы

Охранное предприятие «РЖД-ОХРАНА» – дочернее общество одного из крупнейших холдингов страны – ОАО «Российские железные дороги». На рынке охранных услуг компания работает с 2007 г.

За прошедшие 10 лет, она стала одной из крупнейших структур с сетью подразделений в Москве и в 29 регионах России, имеющих высокопрофессиональный штат сотрудников. На сегодняшний день в охранном предприятии трудится около 5 тысяч человек, все они прошли жесткий квалификационный отбор и имеют в распоряжении служебное оружие, специальные средства и современные высокотехнологичные системы охраны.

Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы
Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы
Прежде всего, надо отметить, что в 2014 г. предприятие «РЖД-ОХРАНА» было удостоено почетного права обеспечивать безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в период Зимних Олимпийских игр в Сочи. А в 2016 году именно ему была доверена работа по защите нового транспортного контура столицы – Московского центрального кольца.

В свете появления новых задач, связанных с обеспечением безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», и для выполнения новых требований Федерального закона «О транспортной безопасности» в прошлом году в ОП «РЖД-ОХРАНА» было создано два новых дочерних предприятия: «РЖД-Аттестационный центр» и «РЖД-Транспортная безопасность». Их главная задача – проверка знаний, умений и навыков сотрудников, задействованных непосредственно в обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и, конечно же, организация защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе и с применением специальной техники.

О том, как коллектив ООО «РЖД-Транспортная безопасность» решает поставленные перед ним задачи, рассказывает заместитель генерального директора (по транспортной безопасности) Алексей Владимирович Новиков.

В условиях возросших угроз актов террористической направленности на транспорте все более актуальным и первоочередным является реализация основных положений законодательства РФ «О транспортной безопасности» в части, касающейся деятельности подразделений транспортной безопасности.

Подразделение транспортной безопасности (ПТБ) призвано осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ). ОАО «РЖД» является крупнейшим транспортным холдингом на территории нашей страны. Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные районы страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Основополагающими (регламентирующими) документами при создании в лето 2016 года подразделения ООО «РЖД – Транспортная безопасность» являются:

– Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

– Постановление Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»;

– Приказы Минтранса России по вопросам создания и подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу для аккредитации в качестве ПТБ, мы столкнулись с определенными трудностями, которые требуют разъяснения и принятия должного решения, а именно: Требования ч.1 ст.10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» по проверке лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, прерогатива субъекта транспортной инфраструктуры в соответствии п.1.1 ст.10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности». (Постановление Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257). Перечень документов на проверку сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (НСОТБ) определен Приказом Минтранса России от 18.04.2016 г. № 104. Почему юридическое лицо, аккредитованное в качестве ПТБ, не может также, как и СТИ, проверять своих работников?

Какие же из ограничений, изложенных в ч.1 ст.10 нам доступны как Работодателю:

– запросить у кандидата на работу справку о судимости (п.1 ч.1);

– направить в медицинское учреждение работника с последующим представлением справки о психических заболеваниях, алкоголизмом, наркоманией и т.д.;

– по п.3 ч.1 информацию можно получить из трудовой книжки кандидата на работу.

А вот остальные 6 пунктов включены в наши риски как Работодателя, в том числе как финансовые, так и социальные. Их получение, полнота и достоверность от нас не зависит, а зависит от МВД РФ (п.п. 4,9 ч.1), органа аттестации (п.п.5, 6, 8 ч.1), Минздрава России (п.7 ч.1).

Таким образом, следует, что сбор документов в соответствии с Приказом Минтранса №325 в основном для ПТБ, а ч.1 ст.10 ФЗ №16 для СТИ. Это первые нестыковки в законодательстве, с которыми нам пришлось столкнуться.

Второе – это подготовка медицинских заключений, так необходимых для подачи документов на аттестацию СОТБ.

В настоящее время Минздравом России не разработана форма заключения, подтверждающего отсутствие противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности т.к. в тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) Минтруда России отсутствуют профессии (должности) в сфере оказания услуг по защите ОТИ и ТС от АНВ. И четкого ответа из Минздрава России по разъяснению данного вопроса не получено.

Что касается медицинского заключения, подтверждающего отсутствие у работника психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо прекращения диспансерного наблюдения в отношении указанных заболеваний, то в письме Минздрава России от 06.12.2016 г. № 14-1/2109042, адресованного в Департамент здравоохранения ОАО «РЖД», говорится, что формы документа, подтверждающего соответствие кадрового состава требованиям ст.10 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» в части отсутствия диспансерного наблюдения в связи с наличием психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании, пока не существует.

Очень много времени отнимает сбор справок и заключений из МВД России.

Во-первых, справка о судимости до 30 дней. При приеме работника мы указываем на представление данной справки.

Во-вторых, заключение по приказу МВД РФ №1203. При подаче документов в ФАЖТ (Росжелдор) на проведение процедуры аттестации работника ответа приходится ждать тоже до 30 дней это очередная временная отсрочка при подготовке СОТБ. В приказе указано, что запрос на заключение из правоохранительных органов о возможности допуска лиц к работе, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, имеет право направлять субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) или орган аттестации (Росжелдор). Почему бы не предоставить такую возможность и ПТБ это могло бы способствовать сокращению сроков по сбору документов на работников, претендующих на категории специалистов ПТБ.

Немало проблем и в части определения статуса образования кандидатов. Приказом Минтранса России от 15.12.2016 г. № 384 внесены изменения в п. 8 приказа Минтранса № 325 «О перечне документов, представляемых в целях аттестации СОТБ», в частности, указано: «Копии документов об образовании аттестуемого лица...» (ранее копии документов о профессиональном образовании...).

Очередная проблема, с которой мы столкнулись, это слабый уровень профессиональной подготовки кандидатов, 80-часовой курс обучения не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым на заключительном этапе проверки у работников знаний, умений и навыков. Да и кандидаты для работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности за такое короткое время не могут осознать, что такое все-таки транспортная безопасность и как ее применять.

Нельзя умолчать и о финансовых рисках, которые нас преследуют, будут преследовать и не только нас, но и те организации, которые, как и мы, решили аккредитоваться в качестве ПТБ. Среди них:

– потери, возникающие в случае увольнения работников на этапе подбора, обучения и аттестации, увольнение как по инициативе Работодателя, так и по инициативе Работника (так называемые социальные риски), возможны переходы работников из сферы железнодорожного транспорта в метро и обратно;

– стоимость подготовки и аттестации одного работника составляет в среднем от 35 тыс. до 45 тыс. руб., включая медицинские справки, и это все за счет Работодателя. Сама подготовка работника к аттестации длится от 2 до 3 месяцев в зависимости от срочности сбора необходимых документов.

Чтобы уйти от этих рисков (финансовых), мы разработали формы договоров (соглашение) с работниками о порядке и условиях компенсации затрат Работодателя на их подготовку и аттестацию в качестве СОТБ. Данная мера может не в полном объеме, но все-таки поможет уменьшить финансовую нагрузку и затраты Работодателя.

Хотелось бы обратить Ваше внимание еще на одну проблему при аттестации СОТБ, которая, как я предполагаю, также заслуживает внимания.

Итак, Свидетельство об аттестации категории СОТБ (3-7) выдается сроком на 3 года и распространяется в сфере железнодорожного транспорта и метрополитена. Спрашивается, почему не 5 лет как 1,2 и 8 кат. СОТБ – опять краткосрочные финансовые затраты. Финансовые затраты на аттестацию 3-7 категорий и 1,2,8 несопоставимы.

Ежегодные медосмотры для работников ПТБ за счет работодателя – это снова финансы. Затраты существенны и полностью ложатся на ПТБ.

Для сравнения, затраты, связанные с обучением и аттестацией, СОТБ в 2,5 раза больше чем затраты на подготовку охранников.

И стоимость услуг тоже – не сравнима. Поэтому пора ускорить поиск решений по затронутым вопросам. В частности, добиться снижения финансовой нагрузки на ПТБ при подготовке и аттестации СОТБ.

Для того, чтобы упорядочить рассмотрение этих и других вопросов, связанных с созданием ПТБ на железнодорожном транспорте, видимо целесообразно рассмотреть вопрос о проведении «круглого стола» на одной из общественных площадок заинтересованных представителей бизнес сообщества, специалистов в области транспортной безопасности, представителей федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, профильных вузов, крупных транспортных (железнодорожных, включая ОАО «РЖД») холдингов страны. Такими площадками могли бы стать Ассоциация «Транспортная безопасность», Фонд «Транспортная безопасность».

Нельзя забывать, что ПТБ – это не охранные предприятия, которых только на одной железной дороге насчитывается свыше 340 единиц. Крупных игроков (юридических лиц), аккредитованных в качестве ПТБ, будет, учитывая финансовые затраты, не более 20–25.

Финансовая нагрузка по исполнению требований транспортной безопасности на СТИ очень велико и, если заинтересованные представители бизнес-сообщества готовы вложиться в этот вид деятельности, который, кстати, по настоящее время в ОКВЭД отсутствует, значит – они должны быть уверены в своих долгосрочных инвестициях и, самое главное, получения от их вложения прибыли.

ФЗ-16 «О транспортной безопасности» вышел еще в 2007 году, но за 10 лет не было создано правовых основ для создания подразделений транспортной безопасности. На этот рынок из-за правовых коллизий, огромной ответственности и финансовых затрат никто не рвется.

Парадоксально и то, что в перечне профессий, утвержденных Минтрудом, нет специалиста по транспортной безопасности. Закон есть, а профессии нет. И еще. Выполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов, находящихся в ведении субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляется за счет его собственных средств. Следовательно, реализация мероприятий находится в прямой зависимости от возможностей бюджета субъекта.

На наш взгляд, для решения указанных вопросов необходимо скорейшее завершение работ по созданию сбалансированной нормативной правовой базы в области транспортной безопасности, а также совершенствование существующей с учетом:

– особенностей функционирования различных видов транспорта;

– пересмотра избыточных требований законодательства по транспортной безопасности;

– возможностей консолидированного бюджета СТИ по финансированию мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность объектов;

– сокращения типов объектов, подлежащих категорированию, а также исключения из реестра категорированных, не относящихся в соответствии с законодательством к объектам транспортной инфраструктуры.

Подытожив вышесказанное, следует, что для развития рынка ПТБ необходимо:

– определить стоимость затрат СТИ на оплату услуг ПТБ по защите ОТИ от АНВ;

– урегулировать противоречия в нормативно-правовой базе Минздрава РФ, Минтранса РФ, Минобразования РФ и Минтруда РФ в отношении ПТБ, а также условий по подготовке (обучению) СОТБ;

– заключать долгосрочные договора на оказание услуг по защите ОТИ от АНВ, что позволит представителям малого и среднего бизнеса выйти на рынок в области ТБ с учетом крупных финансовых вложений и возврата их, а также получения необходимой прибыли.

© Евразия Вести V 2017



V 2017

Евразия Вести V 2017

На благо железнодорожного транспорта

Единство железных дорог стран Содружества

Взаимодействие и сотрудничество - 25 лет

Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества

Совместный путь к успеху

Международное сотрудничество - для развития железных дорог Латвии

Стальной путь созидания: славная история, весомый потенциал, уникальные возможности

Вагонный комплекс Содружества

Памятные вехи столетнего пути

Современные технологии ремонта АО «ВРК-1»

Кассетные подшипники: обзор первых результатов эксплуатации

Как должны работать сервисные центры для вагонов на кассетных подшипниках

На передовых рубежах технического прогресса

Предельный износ будет достигнут при пробеге свыше одного миллиона километров

АСУ «Экспресс-3» - технологический базис инновационного развития

Развитие международного пассажирского сообщения

Транспортная безопасность: проблемы и решения

Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Обеспечение транспортной безопасности Содружества

Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности

Прорыв на рынке безопасности!

Человеческий фактор - основа безопасности движения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести