Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности

Вопросы обеспечения безопасности в сфере транспорта все более приобретают свою актуальность в реалиях современного и не всегда спокойного мира.

Сегодня требование Закона подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности – жизненно важная необходимость.

О проблемах, стоящих при решении этих сложнейших задач, пойдет речь в материалах статьи заместителя начальника Управления транспортной безопасности ООО «Вентран-Телеком» Александра Николаевича Линчика.

Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности
Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности
Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности
Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности
Отечественный проект обеспечения транспортной безопасности, декларированный Федеральным законом «О транспортной безопасности», не имеющий аналогов в мире, впечатляет своей масштабностью, адекватностью возможным угрозам и системностью подхода к вопросам защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Результат реализации закона призван превратить транспортную инфраструктуру в настоящую «крепость». Как показало время, достигнут он будет не вдруг и не сразу, даже при самом благоприятном правовом и экономическом обеспечении, которого пока, к сожалению, сейчас нет.

Поэтому именно сегодня беспокойство вызывает состояние защищенности транспортного комплекса, когда правоохранная система профилактики заметно сокращает свое присутствие на объектах транспорта, а субъекты транспортной инфраструктуры в лице только зарождающихся сил обеспечения транспортной безопасности еще не могут, а порой и не хотят выполнять новые для себя защитные функции. И дело здесь не в их лености, занятости или неисполнительности. Исторически сложилось, что еще с Петровский реформ XIX века функции охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы и с тех пор сферу транспорта, в частности, железную дорогу охраняло государство, причем всегда в лице наиболее подготовленных подразделений, таких как армия, жандармерия, транспортная милиция, особые отделы КГБ и т.д. Поэтому российский менталитет, природный фатализм и русский «авось» оказались не самыми лучшими союзниками в решении задач транспортной безопасности.

Серьезным тормозом здесь остается и эффект «декабристов», которые, как известно, были «страшно далеки от народа». Рядовые охранники, претендующие на статус ПТБ, станционные работники, путейцы, машинисты просто не верят в практическое воплощение декларируемых, порой нереалистичных требований, но привычно и усердно делают вид... А ведь именно человеческий фактор в вопросах безопасности играет решающую роль, поскольку даже самое современное техническое средство в руках безграмотного или нерадивого специалиста останется мертвым грузом.

Не приходится строить иллюзий, что претендентами на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности и аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности станут лишь супермены с высокими морально-политическими качествами и такими же заработками. К сожалению, зачастую на станциях, вокзалах приходится наблюдать сонную пассивность, безответственность, безграмотность в выполнении работниками функций по защите объектов транспортной инфраструктуры.

А ведь значительное число претендентов на аттестацию в качестве работников подразделений транспортной безопасности из числа сегодняшних охранников транспортного комплекса имеют за плечами огромный багаж военной, полицейской, охранной науки, стаж караульной, патрульной, оперативной работы.

Тогда почему этот житейский и профессиональный опыт задействован далеко не в полной мере? Почему сами работники безопасности позиционируют себя и воспринимаются обществом как «ночные сторожа» и стесняются своей работы? Почему умалчивается значимость и высокая мера ответственности этой работы? Почему правовой статус работника подразделения транспортной безопасности в отличие от частных охранников работников ведомственной охраны, полиции, Росгвардии в должной мере законодательно не закреплен? Почему стало возможным уголовное дело по обвинению должностных лиц аэропорта Домодедово, безопасность которого террористы оценили как «нулевую»? Почему малолетняя девочка в 2016 г. смогла бесконтрольно совершить воздушное путешествие из Москвы в С-Петербург, тем самым поставив очередную «двойку» организации транспортной безопасности? И сколько еще нужно людей принести в жертву террору, чтобы возродить хорошо забытое слово «бдительность» – основу безопасности?

Именно поэтому сегодня подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – не просто требование закона, но и жизненно важная необходимость. От их знаний, умений и навыков, их личностных качеств и подготовки зависит наше спокойствие на объектах транспортного комплекса. Насколько соответствуют все эти качества требованиям законодательства о транспортной безопасности и надеждам населения, как раз и призвана ответить аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

В силу своей высокой требовательности к знаниям, умениям и навыкам, личностным качествам, физической подготовке процедура аттестации должна стать определенным стимулятором и мотиватором для тех претендентов на аттестацию, кто верит в важное предназначение своей службы, поднимет их самооценку, поддержит здоровые амбиции, пробудит инициативу, повысит ответственность и знания. С другой стороны, аттестация поможет избавиться от человеческого «шлака», понимающего свою службу только в разгадывании кроссвордов на рабочем месте. Хорошо заметны такие тенденции уже на стадии прохождения дополнительной профессиональной подготовки, кто и как готовится к предстоящей аттестации. Не лишним было бы в программы подготовки включать психодиагностическую и воспитательную работы со слушателями.

Такие выводы далеко не высокопарны, поскольку круг полномочий подразделений транспортной безопасности с каждым днем становится шире. Полномочий по проведению досмотровых мероприятий, которые открывает 16-ФЗ и Приказ Минтранса № 227 2015 г. нет и не было даже у полиции. Внедряемые технические средства ОТБ требуют глубочайших познаний в прикладных науках. Требования к личностным качествам работника транспортной безопасности базируются на основе оценки профессионально важных качеств, заимствованной в спецслужбах и вооруженных силах. Полномочия по применению физической силы, спецсредств и оружия – все эти и другие функции, несомненно, повышают статус работника транспортной безопасности, равно как и повышают ответственность перед обществом и государством. А аттестация сил обеспечения транспортной безопасности должна способствовать этому и выявлять такие силы, как залог нашей безопасности на объектах транспортного комплекса.

Год потребовался Министерству транспорта РФ, чтобы решить эту непростую задачу и реализовать требования Постановления Правительства Российской Федерации № 172 от 26 февраля 2015 г. «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», в частности, создать нормативно-правовую, методическую, организационную и экономическую базу для этого.

В феврале 2016 г. Федеральным агентством железнодорожного транспорта выданы первые свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Механизм аттестации сил ОТБ запущен, но успокаиваться пока рано. Близятся серьезные спортивные события – Кубок конфедерации 2017 г., Чемпионат мира по футболу 2018 г., а вместе с ними повысится и нагрузка на транспортный комплекс. Такая ответственность потребует подготовленных и аттестованных работников в сфере обеспечения транспортной безопасности. В этой связи работы для органов аттестации в ближайшие годы обещает быть много не только из-за количества претендентов, но и сложности самой процедуры аттестации.

Здесь, в первую очередь, проверяется соответствие аттестуемых лиц требованиям ч. 1 ст. 10 ФЗ-16 «О транспортной безопасности», в том числе их законопослушность, физическое, психическое состояние и т.д.

Для отдельных категорий аттестуемых лиц предусмотрена проверка соответствия вначале личностных (психофизиологических) качеств, в том числе и с использованием полиграфа, а затем и уровня физической подготовки предъявляемым требованиям. Для проверки соответствия знаний, умений и навыков соискатель должен пройти специальные тесты, ответить на ряд тематических вопросов и решить практические задачи с использованием тренажеров. Для объективности вся проверка сопровождается видеозаписью, а каждому аттестуемому присваивается индивидуальный номер. И только получившим высокие результаты пройденных испытаний выдаются свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Предстоящий объем аттестационной работы объективно обуславливает необходимость привлечения аттестующих организаций – аккредитованных для этой цели юридических лиц, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 725 от 30.07.2014 г. Для решения поставленных задач аттестующая организация помимо разносторонней квалификации собственных работников должна иметь и серьезную материально-техническую базу, начиная от учебных и спортивных залов, тиров и тренажеров, заканчивая полиграфом и видеозаписывающей аппаратурой.

Компания «Вентран-Телеком» такие обязательства на себя взяла и стала первой аттестующей организацией на железнодорожном транспорте и метрополитене. Сегодня на ее счету уже сотни проведенных проверок в целях аттестации по всем категориям сил ОТБ, а это более половины от общего числа аттестованных лиц на железнодорожном транспорте и метрополитене по стране.

Но довольно рекламы и литавр. Любой здравомыслящий человек, далекий от вопросов безопасности и транспорта, понимает, что те десятки или сотни аттестованных специалистов не смогут качественно обеспечить весь транспортный комплекс и сработать на упреждение актов незаконного вмешательства и их угроз. Профессионал тем более понимает, что даже миллионы аттестованных лиц, относящихся к отдельным категориям сил ОТБ, не являясь подразделениями транспортной безопасности, не смогут правомерно выполнять защитные мероприятия.

На начало весны 2017 года ни одного подразделения транспортной безопасности не создано, процедура аттестации сил ОТБ «заморожена» по формальным основаниям. Что это: происки Аль-Каиды, отсутствие или нежелание претендентов идти на аттестацию или аккредитацию или же ситуация, которую в свое время В.И. Ульянов (Ленин) охарактеризовал как «Шаг вперед, два шага назад»? На носу мероприятия по проведению Кубка конфедерации, проблемы есть и их нужно срочно решать!

© Евразия Вести V 2017



V 2017

Евразия Вести V 2017

На благо железнодорожного транспорта

Единство железных дорог стран Содружества

Взаимодействие и сотрудничество - 25 лет

Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества

Совместный путь к успеху

Международное сотрудничество - для развития железных дорог Латвии

Стальной путь созидания: славная история, весомый потенциал, уникальные возможности

Вагонный комплекс Содружества

Памятные вехи столетнего пути

Современные технологии ремонта АО «ВРК-1»

Кассетные подшипники: обзор первых результатов эксплуатации

Как должны работать сервисные центры для вагонов на кассетных подшипниках

На передовых рубежах технического прогресса

Предельный износ будет достигнут при пробеге свыше одного миллиона километров

АСУ «Экспресс-3» - технологический базис инновационного развития

Развитие международного пассажирского сообщения

Транспортная безопасность: проблемы и решения

Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Обеспечение транспортной безопасности Содружества

Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы

Прорыв на рынке безопасности!

Человеческий фактор - основа безопасности движения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести