Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»

АО «ВНИИЖТ» обладает единственным испытательным центром на пространстве колеи 1520 мм, способным проводить весь комплекс испытаний подвижного состава и инфраструктуры. Уникальные возможности центра позволяют проводить комплексные испытания как по номенклатуре исследуемых объектов, так и по всей технологической цепочке испытаний: лабораторные, полигонные на Экспериментальном кольце, испытания на скоростном полигоне Белореченская – Майкоп.

Заместитель Генерального директора – начальник Испытательного центра железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ», к.т.н. Александр Владимирович Савин в своей статье рассказал нашим читателями о работе этой важной для железнодорожной отрасли экспериментальной базы.

Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Испытательный центр железнодорожной техники АО «ВНИИЖТ»
Уникальная испытательная база железнодорожной техники – Экспери-ментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» – было введено в действие в 1932 году. Впервые в мировой железнодорожной практике была создана экспериментальная база, которая позволяет по результатам испытаний ограниченного количества образцов промышленного изготовления оценивать их соответствие техническим требованиям и прогнозировать работу этих образцов в процессе длительной эксплуатации. Много лет спустя подобные опытные полигоны были созданы в КНР (1960 г.), ЧССР (1963 г.), Румынии (1978 г.), США (1980 г.), Польше (1996 г.), Германии (1997 г.), Франции (2000 г.).

С этого времени каждый опытный образец новых локомотивов, прежде чем поступить в эксплуатацию на железные дороги страны, проходил обязательные всесторонние испытания на Экспериментальном кольце. Точнее, кольцевых путей на этом полигоне три, каждый длиной около 6 км На них пассажирские поезда могут развивать скорость до 120 км/ч, а грузовые – до 80 км/ч.

Было испытано более 100 различных модификаций локомотивов, электро- и дизель-поездов. Проведены испытания практически всех видов автономного подвижного состава. В процессе испытаний определяли паспортные тягово-энергетические характеристики локомотивов, являющиеся основой для установления массы поезда, скорости движения, времени хода, расхода топлива (энергии) в эксплуатации; оценивали надежность новых деталей и узлов тягового подвижного состава.

Учитывая, что работает полигон круглосуточно, грузонапряженность может достигать 300 млн тонн брутто в год. Поэтому ресурсные испытания техники на кольце проводятся намного быстрее, чем на обычных линиях. А это позволяет сокращать срок внедрения новой техники на сети железных дорог.

Через экспериментальный полигон только за последнее время прошли практически все образцы новейшего подвижного состава, включая скоростные поезда «Сапсан», «Аллегро», электропоезд «Ласточка», электровозы 2ЭС5, 2ЭС10, ЭП2К, ЭП20, 11201.

На втором кольцевом пути постоянно испытываются партии рельсов различных производителей. В частности, недавно в Щербинке завершили испытания рельсов австрийского и японского производства, а также прошли проверку скрепления пути различных модификаций (АРС, ЖБР, Пандрол, Фоссло). Испытываются также стрелочные переводы с крестовинами новых конструкций, различные системы обогрева стрелочных переводов, железобетонные шпалы с разным типом армирования для всех используемых типов скреплений.

На отдельных участках уложены шумогасящие накладки на шейку рельса, омоноличенный балласт, подшпальные и подрельсовые прокладки, полимерные мостовые плиты. То есть, по сути, испытаниями охвачен весь комплекс элементов верхнего строения пути, которые уже в скором времени должны появиться на отечественных магистралях.

Есть на полигоне и участок с рельсами, имеющими аттестованные искусственные дефекты, на котором проверяют новейшие средства диагностики. А на полигоне контактной сети испытывают опоры, элементы подвески и провода. В свою очередь, на тяговой подстанции тестируют электрооборудование, рассчитанное на работу при разных видах тока.

В рамках подготовки к строительству ВСМ Москва – Казань в Щербинке были проведены испытания инновационных безбалластных конструкций пути марок LVT (РЖДстрой), МаксБегль (Германия), Альстом (Франция), Тинес (Польша). Вместо балластной призмы в них используют равномерно распределяющую нагрузку несущую плиту из бетона. Основным преимуществом новшества, помимо повышенной безопасности, является значительное сокращение объема работ по текущему содержанию пути. По опытному участку пропустили более 600 млн тонн брутто.

Помимо этого, в лабораториях полигона проводят динамико-прочностные, аэродинамические, тягово-энергетические и другие исследования образцов новой техники. Подобные комплексные испытания гарантируют безопасность движения поездов, повышают надежность подвижного состава и сокращают эксплуатационные расходы в отрасли.

Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» ? не просто инжиниринговый испытательный центр, в его распоряжении находится огромная интеллектуальная составляющая, которая позволяет разрабатывать технические требования к железнодорожной технике, а также методики ее испытаний. Большой опыт и имеющиеся результаты дают возможность оптимизировать сроки работ и их стоимость. Кроме того, важным преимуществом является обширная номенклатура объектов и комплексность их испытаний (тягово-энергетические, динамико-прочностные, аэродинамические, на электромагнитную совместимость, по воздействию на путь и стрелочные переводы, по охране труда и другие). В конечном итоге, весь комплекс испытаний гарантирует безопасность движения, надежность и минимизацию эксплуатационных расходов.

Синтез исследований, испытаний на стендах, полигонах и на линии, мониторинг в эксплуатации в сочетании с непрерывностью исследований на протяжении десятков лет позволяют минимизировать стоимость испытаний, прогнозируя заведомо отрицательные результаты; совмещать приемочные и сертификационные испытания (снижая их суммарную стоимость и сроки проведения почти вдвое); создавать и пополнять единую базу испытаний всей железнодорожной техники для последующих исследований; совершенствовать методики испытаний и нормативную базу железнодорожного транспорта; вырабатывать критерии безотказной и надежной железнодорожной техники в эксплуатации.

Экспериментальное кольцо является универсальным полигоном для научных исследований и в области вагонного хозяйства. Первые динамические испытания четырехосных грузовых полувагонов на тележках с рессорами различных типов и четырехосных пассажирских вагонов на тележках пяти типов были проведены в 1936–1937 гг. При сравнительно небольшой протяженности (6 км) и наличии постоянной кривизны пути радиусом 960 м на внешнем (первом) кольце испытывается подвижной состав со скоростью движения до 120 км/ч, на втором и третьем пути до 80 км/ч. На полигоне проверяются динамические и прочностные характеристики грузовых и пассажирских вагонов, проводятся исследования тормозных систем, новых фрикционных материалов тормозных колодок, изучается взаимодействие вагонов и пути. Это позволило внедрить в производство современные конструкции тележек грузовых и пассажирских вагонов, автосцепок, роликовых буксовых узлов, чугунных и композиционных тормозных колодок.

Экспериментальное кольцо — это уникальная база для испытаний конструкций верхнего и нижнего строения железнодорожного пути. Здесь воспроизводятся реальные эксплуатационные условия работы пути и обеспечивается высокая точность исследований.

Важные исследования проводятся по созданию новых видов скреплений, изолирующих стыков различных конструкций. В ходе испытаний доказана высокая эффективность применения рельсов тяжелых типов, проведена оценка технологий термоупрочнения рельсов, испытаны опытные партии рельсов до заявленного тоннажа. Проведенный комплекс работ позволил увеличить эксплуатационную надежность и долговечность отечественных рельсов. В результате испытаний выбраны оптимальный химический состав металла, технологии термической обработки, рациональные конструкции деталей верхнего строения пути, которые в дальнейшем апробированы в эксплуатации, освоены промышленностью и широко используются на транспорте.

Успешно проводятся работы по изучению взаимодействия пути и подвижного состава. Установлено влияние повышения осевых нагрузок с 22 до 27 тс на появление и развитие контактно-усталостных дефектов в головках рельсов, а также на надежность элементов грузовых вагонов. После Экспериментального кольца испытания продолжаются на Скоростном полигоне Белореченская – Майкоп.

Для скоростей движения 250– 400 км/ч требуется специализированный высокоскоростной полигон, в создании которого ВНИИЖТ принимает самое непосредственное участие совместно с ОАО «Скоростные магистрали».

Таким образом, испытания на Экспериментальном кольце и Скоростном полигоне позволяют не только сократить продолжительность освоения новой техники и новых технологий, но и освободить от загрузки этими работами действующие участки железных дорог, а также дают возможность соединить точность и тщательность лабораторных исследований с реальными условиями эксплуатации.

Начиная с 2007 года и по настоящее время, на территории Экспериментального кольца проводится международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», направленный на интеграцию России в мировое экономическое сообщество и создание благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества отечественных и иностранных производителей и поставщиков. В этом году Экспериментальному кольцу исполнится 85 лет. И это событие будет отдельно отмечено на «ЭКСПО 1520» проведением международного транспортного Форума с приглашением руководителей Экспериментальных полигонов мира, аналогичных полигону в Щербинке, для обмена опытом и обсуждения возможных вариантов дальнейшего взаимодействия.

© Евразия Вести IX 2017



IX 2017

Евразия Вести IX 2017

Отечественное транспортное машиностроение: проблемы и перспективы развития

Стандартизация и бережливое производство в ОАО «РЖД»

Международное сотрудничество: традиции и перспективы

Уникальная площадка для решения задач железнодорожного машиностроения

Эффективный драйвер трансферта передовых технологий

Вагоны XXI века: будущее закладывается сегодня

Потребитель выбирает продукцию, которая обеспечивает снижение ремонтных затрат

Инновации, ставшие предвестниками модернизации

Потребители для нас все равны, независимо от объема заказа

Вектор развития 1520 – дигитализация. Будущее формируется сегодня!

Для «ФИНК ЭЛЕКТРИК» нет преград нигде: на рельсах, в воздухе и даже на воде

Вклад АО «ЭЛАРА» в создание и развитие «Цифровой железной дороги»

Современные цифровые технологии для развития железных дорог России

Аварийные крэш-системы – безопасность железнодорожного транспорта

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести