Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ЭЛТРАНС 2017


Версия для печати
Обсудить в форуме

О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности

Созданию единого центра компетенций в области энергетики, функционированию и перспективах электросетевой деятельности в компании посвящена статья директора ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу Валентина Михайловича Санько.

О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности
ОАО «РЖД», являясь российским национальным железнодорожным перевозчиком и балансодержателем железнодорожной инфраструктуры общего пользования, одновременно является и одной из наиболее значительных электросетевых компаний России.

Понимание необходимости принятия решения о повышении эффективности электросетевой деятельности в ОАО «РЖД» связано с новым витком реформирования в электроэнергетике на основе принятой Правительством России в 2013 г. «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Реализация указанного распоряжения привела к ужесточению со стороны государственных органов власти ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации путем применения штрафных санкций к территориальным сетевым организациям, к числу которых относится и ОАО «РЖД».

Минэнерго России, Федеральная антимонопольная служба России, акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» и другие субъекты электроэнергетики все чаще стали критиковать ОАО «РЖД» в связи с проблемами, связанными с недофинансированием электросетевого комплекса, выполнением инвестиционной программы не в полном объеме, а также недостатков в части содержания объектов электроэнергетики, входящих в единую энергетическую систему России.

Учитывая очевидную необходимость повышения эффективности деятельности железнодорожной энергетики, в 2016 году руководством ОАО «РЖД» было принято решение о проведении структурных преобразований в энергетическом комплексе, в результате которых с 1 октября 2016?г. хозяйство электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры вошло в состав Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД».

Кроме того, в энергетический комплекс компании включены Центральная дирекция по тепловодоснабжению, обеспечивающая предприятия и структурные подразделения теплом и водой, имеющая на своем балансе 1833 котельных с реализацией тепловой энергии – 8,5 млн Гкал/год, объектов водоснабжения и водоотведения – 10 625 ед. с объемами водоснабжения и водоотведения – 157,3 млн м куб/год.

Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения и Проектно-конструкторское бюро по электрификации железных дорог.

Функции по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций осуществляет дочернее общество ОАО «РЖД» – ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ».

Основной филиал энергетического комплекса – Трансэнерго (далее Филиал) обеспечивает электроэнергией объекты инфраструктуры ОАО «РЖД» и, прежде всего, электротягу, на которой выполняется более 85% перевозок, а также оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям.

Стоимость основных фондов Филиала на 01 января 2017 г. – более 420,6 млрд рублей. Объем покупки электроэнергии для собственных нужд ОАО «РЖД» за 2016 год составил более 47 млн кВт/ч, почти 32 млн кВт/ч электроэнергии (41,5%) передано сторонним потребителям.

Имущественный комплекс Филиала состоит из 120,8 тыс. км развернутой длины контактной сети, 1428 тяговых подстанций, 58,9 тыс. трансформаторных подстанций, 146,5 тыс. км воздушных и кабельных линий электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей.

Объекты электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» территориально присутствуют в 76 субъектах Российской Федерации, из них компания оказывает услуги по передаче электроэнергии сторонним потребителям в границах 70 субъектов. К электрическим сетям ОАО «РЖД» подключено более 430 тыс. сторонних потребителей.

По объемам распределительных (нетяговых) электросетевых активов и оказываемых услуг потребителям в части их электроснабжения только ПАО «Россий­ские сети», объединившее ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС», превосходит электросетевой комплекс ОАО «РЖД».

Филиал организует работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения железнодорожных перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, ведет договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, оказывает услуги по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций, организует формирование инвестиционной программы ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики, осуществляет внедрение, модернизацию и эксплуатацию автоматизированных информационно-измерительных систем ком­мерческого учета электрической энергии, взаимодействует с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по вопросам ценообразования на электрическую энергию, а также на услуги по передаче электрической энергии, осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры компании.

Вместе с тем Филиал является одним из основных участников в реализации крупных инвестиционных комплексных проектов компании, таких, как строительство новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово, модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и других.

Известно, что система электроснабжения компании, аналогов которой нет в мире, была построена при масштабной электрификации в 60-80-х годах прошлого века для обеспечения движения поездов весом 4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут.

Филиал проводит систематическую работу по снятию инфраструктурных ограничений для повышения пропускной способности основных грузонапряженных направлений железнодорожной сети.

В настоящее время на 131 участке (межподстанционных зонах) общей протяженностью около 8000 км система электроснабжения является сдерживающим фактором в дальнейшем увеличении объема перевозок по условиям недостаточной мощности.

Только при реализации проекта усиления Восточного полигона будет выполнено строительство пяти новых тяговых и двух распределительных подстанций, техническое перевооружение, в том числе с увеличением мощности 77 тяговых подстанций, реконструировано 15 участков контактной сети, установлено 82 устройства компенсации реактивной мощности.

Значительное внимание Фи­лиал уделяет обновлению основных фондов с учетом их износа, который на начало 2017 года составил 49,2%.

Для обновления основных фондов сформированы и реализуются инвестиционные программы, в том числе: программа обновления оборудования и устройств хозяйства электроснабжения, программа технологического присоединения заявителей к железнодорожным электросетям, программа обновления устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии, программа внедрения автоматизированной системы коммерческого учета (АИИСКУЭ), а также план капитального ремонта. Общий объем инвестиционных программ Филиала в 2017 году составил 11,5 млрд рублей, капитального ремонта – 4,09 млрд рублей.

Реализация инвестиционных проектов Трансэнерго направлена на восстановление основных фондов, усиление устройств электроснабжения для обеспечения пропуска тяжеловесных поездов и сокращения интервалов движения, модернизацию контактной сети для повышения скорости на основных направлениях движения пассажирских поездов, обеспечение безопасности движения, исполнение требований законодательства и предписаний надзорных органов.

Для выполнения постоянно ужесточающихся требований законодательства в части технологического присоединения заявителей в 2017 году впервые в компании электросетевому комплексу выделены средства в потребном объеме – более 900 млн рублей.

Первоочередной задачей данного направления деятельности является обеспечение возможности технологического присоединения устройств заявителей с максимальной мощностью до 150 кВт включительно в срок, не превышающий 90 дней от момента принятия заявки от потенциального абонента до оформления факта технологического присоединения согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147р.

В рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» Филиал принимает участие в разработке проекта программы электрификации участков сети железных дорог на период до 2050 года с расчетами экономической эффективности при переводе ряда направлений сети железных дорог на электрическую тягу, включая возможность перехода железнодорожных участков, электрифицированных на постоянном токе, на системы энергоснабжения переменного тока. Работа будет выполнена на основе прогноза объемов грузовых и пассажирских перевозок на периоды 2025, 2030, 2040, 2050 гг.

В 2017 году Филиалом проведена большая работа по формированию и защите долгосрочной инвестиционной программы на период 2018–2025 гг.

Учитывая значительный износ основных фондов, требования законодательства в части электросетевой деятельности, необходимость продолжения и активизации работы по снятию инфраструктурных ограничений, подготовлены и защищены на Экспертном совете ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам инвестиционные заявки для реализации программ поэтапной замены опор контактной сети, программы снижения технологических потерь в электрических сетях, участвующих в передаче электроэнергии, повышения надежности внешнего энергоснабжения, приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ, повышения надежности оборудования тяговых подстанций ОАО «РЖД».

Объем долгосрочной программы составляет 260,3 млрд рублей, экономический эффект в целом как по перевозочной, так и сетевой деятельности оценивается в сумме более 90 млрд рублей.

Долгосрочная программа развития хозяйства Трансэнерго представлена в разрезе следующих инвестиционных проектов:

– технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям;

– обновление устройств электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии;

– внедрение автоматизированной системы коммерческого учета (АСКУЭ);

– обновление оборудования распределительных устройств 110–220 кВ тяговых подстанций;

– обновление оборудования, устройств контактной сети и электроснабжения, транспортных средств;

– обновление основных фондов Трансэнерго;

– повышение безопасности движения/Технология и производственная среда;

– пожарная безопасность;

– обеспечение условий охраны труда;

– Программа приведения освещения железнодорожных станций к требованиям ГОСТ;

– Программа поэтапной замены дефектных опор контактной сети.

За счет каких инноваций и новых технологий будет достигаться экономический эффект от реализации инвестиционных проектов?

При реконструкции контактной сети:

– за счет применения опор (металлические оцинкованные) повышенной надежности и коррозионной стойкости раздельного типа, что позволяет на участках постоянного тока исключить электрокоррозию, сократить затраты на диагностику и замену опор по дефектности;

– за счет применения низколегированных и бронзовых проводов для участков скоростного и высокоскоростного движения, что позволяет увеличить термическую стойкость контактных проводов, а также значительно увеличить их ресурс на участках постоянного тока из-за большей по сравнению с медными проводами износостойкости;

– за счет применения горячего цинкования поддерживающих и фиксирующих стальных конструкций, обеспечивающего снижение эксплуатационных расходов в 2-2,5 раза при исключении необходимости выполнения значительного объема трудоемких сезонных работ по их покраске с периодичностью один раз в 6 лет;

– за счет применения стержневых фарфоровых и полимерных изоляторов контактной сети, повышенной механической и электрической прочности, что позволяет сократить расходы на их диагностику и замену.

При реконструкции тяговых подстанций:

– экономическая эффективность основана на применении нового вакуумного и элегазового электрооборудования тяговых подстанций на классы напряжений 10, 25, 35, 110 и 220 кВ, что позволяет сократить расходы на обслуживание и электроэнергию;

– применение преобразователей с 12-пульсовой схемой выпрямления, что позволяет сократить потери в контактной сети и повысить пропускные способности;

– применение сухих трансформаторов, обладающих высокой перегрузочной способностью, имеющих малые габариты и вес, пожаро- взрывобезопасное исполнение, увеличенный срок службы;

– применение вакуумных и элегазовых коммутационных аппаратов, в том числе с пружинными приводами, а также микроэлектронных или микропроцессорных систем защиты, автоматики и управления, позволяет значительно сократить емкость аккумуляторных батарей, занимаемую ими площадь и затраты на обслуживание и ремонт.

При организации диагностики устройств электроснабжения внедрение современных систем телемеханики позволяет на их основе выполнять диагностику часто повреждаемого коммутационного и выпрямительного оборудования путем отслеживания состояния в режиме реального времени, извлекать из электронного архива параметры событий штатных и аварийных ситуаций. Применение такой диагностики дает возможность отказаться от постоянного дежурного персонала на тяговых подстанциях и перейти на обслуживание оборудования «по состоянию».

Для совершенствования технологии эксплуатации контактной сети применяются новые диагностические средства, обеспечивающие достижение конечной цели – своевременное определение отклонений от нормативов содержания и предотвращение отказов в работе – вагоны лаборатории контактной сети.

Вагоны-лаборатории оснащены автоматизированными датчико-диагностическими и информационно-вычислительными комплексами, позволяющими выпол­нить диагностику параметров контактной подвески, тепловизионную диагностику узлов контактной сети, ультрафиолетовую диагностику тарельчатых фарфоровых изоляторов, замеры износа контактного провода.

При организации электроснабжения устройств автоблокировки и нетяговых потребителей применяются современные устройства, позволяющие сократить эксплуатационные расходы на обслуживание:

– комплектные трансформаторные подстанции с литыми трансформаторами;

– средства механизации для своевременной расчистки от деревьев и кустарника трасс воздушных линий электроснабжения;

– высокомачтовые осветительные установки и новые источники света.

Для эффективного освоения выделенных хозяйству электроснабжения средств в рамках инвестиционной программы обновления и развития, задачей Филиала будет являться системная работа по организации ее реализации, начиная от проектирования и конкурентных процедур до проведения договорной кампании, выполнения и приемки строительно-монтажных работ, ввода объектов в эксплуатацию.

Отдельно хочу остановиться на проекте программы «Снятие инфраструктурных ограничений».

По состоянию на 1 января 2017 г. на сети железных дорог имеются участки с ограничениями пропускной способности, обусловленными недостаточной мощностью систем тягового электроснабжения. Выполненными электрическими расчетами определены ограничения по устройствам тягового электроснабжения для пропуска грузовых поездов массой 7100 т с интервалом попутного следования 10 минут на электрифицированных участках общей протяженностью свыше 14 тыс. км.

На основании полученных данных разработана программа усиления устройств электроснабжения общей стоимостью 165,9 млрд рублей со сроком реализации до 2030 г. Данная программа сбалансирована с инвестиционными программами смежных дирекций и согласована с причастными.

В рамках первого этапа – в период до 2020 года предлагается обеспечить усиление систем электроснабжения вышеупомянутых участков железных дорог, имеющих дефицит наличной пропускной способности, а также обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение скорости движения высокоскоростных поездов «Сапсан» на направлении Москва – Санкт-Петербург. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 43,3 млрд рублей.

На втором этапе – в период до 2025 года, учитывая положения Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД», развивать устройства тягового электроснабжения участков с предкритическим уровнем использования наличной пропускной способности, где, кроме того, не обеспечивается пропуск грузовых поездов массой 7100 т с интервалом 10 минут. Потребный объем инвестиционных затрат составляет 63,6 млрд рублей.

Третьим этапом проекта – в период до 2030 года предполагается обеспечить приведение устройств электроснабжения на участках организации тяжеловесного движения в соответствие требованиям корпоративного стан­дарта «Ин­фра­­структура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования». Потребный объем инвестиционных затрат составляет свыше 59 млрд рублей.

В соответствии с решениями Экспертного совета ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам реализация программы «Снятие инфраструктурных ограничений» должна осуществляться в составе комплексных проектов.

Несколько слов о наших перспективах.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2537р утверждена Энергетическая стратегия Холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года (далее – Стратегия).

Стратегией предусмотрено три варианта развития энергетического комплекса ОАО «РЖД», в том числе:

– совершенствование существующей системы энергообеспечения с созданием электросетевого филиала ОАО «РЖД»;

– образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей в аренду распределительных электрических сетей ОАО «РЖД»;

– образование ОАО «Электросетевая компания «РЖД» и передача ей на баланс распределительных электрических сетей ОАО «РЖД».

В настоящее время электросетевая деятельность в ОАО «РЖД», как было отмечено, осуществляется по первому варианту: электросетевой филиал ОАО «РЖД».

Во втором и третьем вариантах возникает необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Феде­рации и изменение действующих нормативных документов, так как в соответствии с федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от 27.02.2003 № 29-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №?57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества ОАО «РЖД», некоторые виды объектов имущества компании ограничены в обороте и не подлежат передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и залог.

Учитывая, что как единый центр компетенций электросетевой деятельности компании Филиал функционирует менее года, а многие осуществляемые «бизнес» и «технологические» процессы необходимо выстроить согласно новым подходам и требованиям, становится очевидным, что все имеющиеся возможности вновь образованная структура далеко не исчерпала. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности электросетевой деятельности ОАО «РЖД» на базе Филиала.

Тем не менее, чтобы представлять пути развития электросетевой деятельности компании в долгосрочной перспективе с оценкой возможных рисков в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» О.В. Белозерова, в настоящее время с привлечением внешних консультантов выполняется разработка финансово-экономической модели функционирования электросетевого комплекса компании.

© Евразия Вести XI 2017



XI 2017

Евразия Вести XI 2017

Тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД»

Управление профессиональными рисками в области охраны труда

Инновационные решения по контактной сети для высокоскоростных магистралей

Ресурсосберегающие технологии энергообеспечения на железнодорожном транспорте

Новые технологии на МЦК

Долгосрочные перспективы электрификации сети российских железных дорог

Энергоэффективность электрифицированных магистралей

Энергетическая эффективность железнодорожных перевозок

Перспективные технологии капитального ремонта контактной сети и современные разработки МЭЗ

ПКБ И: взаимодействие с электроэнергетическим комплексом ОАО «РЖД»

Московское центральное кольцо – часть транспортной системы будущего столицы

Современные тенденции в технологиях реконструкции и строительства тяговых подстанций городского электротранспорта

ЭНЕРГОПРОМСБЫТ - основные задачи и перспективные проекты для нужд ОАО «РЖД»

10 лет на защите здоровья и жизни работников РЖД

Комплексные решения ЗАО «ЗЭТО» для строительства и модернизации тяговых подстанций

«ЭНЕРГОТРАНСИЗОЛЯТОР» - современные изоляторы для контактной сети

Видеоизмерительные системы диагностики контактной сети

Отраслевой Центр Компетенции на базе АО «ВНИИЖТ»

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести