Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте

В Российском университете транспорта (МИИТ) 16 – 17 ноября 2017 года состоялась ХVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», целью которой является решение задач по обеспечению функциональной безопасности на железнодорожном транспорте.

Формирование функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» основано на Стратегии развития Компании и системных мер по обеспечению гарантированной безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Этим вопросам было посвящено выступление заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Нургалиевича Шайдуллина.

Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте
Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте
Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте
Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте
Реализация системных мер показывает, что действующая система менеджмента безопасности движения – главная системообразующая мера по достижению требуемого уровня функциональной безопасности в холдинге «РЖД».

Текущий уровень управления системой менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» оценивается как определяемый – то есть процессы определены на уровне всей организации, однако отклонения от процедур не всегда отслеживаются. Процедуры описывают существующую практику.

Принятые на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» в декабре прошлого года приоритетные задачи в области безопасности движения поездов выполняются. Их реализация нашла подтверждение в Дорожной карте по обеспечению функциональной безопасности движения в Холдинге «РЖД», утвержденной первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Анатолием Анисимовичем Краснощеком в мае текущего года (от 11.05.2017 №?786), которая определила путь необходимых улучшений, направленных на вовлечение в процесс производства на всех уровнях организации.

Важно отметить, что реализация системных мер по обеспечению функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» определена на планирование общих результатов функциональными филиалами ОАО «РЖД» и направлена не только на разработку и утверждение планов по безопасности движения, но и на их выполнение и контроль за соблюдением гарантий руководства по достижению поставленных целей.

Должен отметить, что с момента образования ОАО «РЖД» наблюдается устойчивая положительная динамика снижения количества транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В текущем году целевой показатель безопасности движения в холдинге «РЖД» выполнен с улучшением на 20% (при плане 1,3 составил 1,05 события на 1 млн поездо/км).

Без крушений, аварий и столкновений железнодорожного подвижного состава при поездной работе отработали коллективы 13 железных дорог.

В прошлом году Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил Положение о системе управления рисками, которое установило структуру и ответственность за применение риск-ориентированного управления подразделения Компании.

Это направление отражено в организационной модели управления рисками в области безопасности движения (распоряжение ОАО «РЖД» от 18.08.2015 г. № 2073р), как подход к риск-менеджменту безопасности движения в холдинге «РЖД». Это означает, что принятый остаточный уровень риска и внедряемые мероприятия основаны на классификации возможных сценариев в соответствии с частотой возникновения транспортных происшествий и размера ущерба.

За 9 месяцев текущего года уровень общего риска нарушений безопасности движения на инфраструктуре железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» снизился к 2016 году на 34%, частота возникновения опасного события на 29% (9,80/13,74), средний ущерб на 7% (135,45/146,19 тыс. руб.).

Общий ущерб от транспортных происшествий и событий составил 362,5 млн руб. (еще 582,5 млн руб. ущерб допущен от чрезвычайных ситуаций), в т.ч. по ответственности ОАО «РЖД» его доля составляет 42% или 151,5 млн руб.

Основные потери связаны с высоким уровнем риска схода железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции или перегоне, при этом их частота выросла на 19% (до 0,69 случаев в день) (168/148). Общие потери от сходов составили более 161 млн руб. или 50% от общего количества, основными факторами которых являются:

– организационные недостатки текущего содержания объектов железнодорожной инфраструктуры;

– процесс допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» подвижного состава;

– нарушение технологии производства работ на железнодорожных станциях.

Внешним источником риска возникновения транспортных происшествий на инфраструктуре ОАО «РЖД» является эксплуатация железнодорожных переездов, которая связана с влиянием функционирования железнодорожного транспорта в целом на общество и как системного отказа вызванного определенной причиной – нарушениями Правил дорожного движения владельцами автотранспортных средств.

Компания проводит профилактику возникновения риска транспортных происшествий на инфраструктуре внедрением мер на процессы обеспечения безопасности движения и их последствий.

Внутренний механизм их нейтрализации представляет собой соблюдение функциональными филиалами ОАО «РЖД» выработанный план реагирования на потенциальные источники возникновения опасного события.

Анализируя обстоятельства допущенных в текущем году транспортных происшествий можно сделать вывод, что основной причиной в них явились ошибки персонала (работников) т.е. «человеческий фактор» и наличие существенных проблем, связанных с недостаточным уровнем культуры безопасности движения в отдельных структурных подразделениях.

В обоих крушениях, допущенных по ответственности локомотивных бригад причинами стали как безграмотные действия в нестандартных ситуациях, так и вмешательство в работу исправно действующих приборов безопасности.

Необходимо отметить, что игнорированы влияния на безопасность движения организационных, регулирующих и социальных факторов. При этом существующие подходы к функциональной безопасности делали большие ударения на опасностях, которые возникают в текущей эксплуатации, и в меньшей мере учитывали другие стадии жизненного цикла самого процесса.

Существующий метод управления безопасностью движения с новым элементом менеджмента безопасности позволяет решать, на чем следует концентрировать свое внимания и контрольные проверки, направленные на принудительные меры к управлению безопасностью с использованием «предупредительного метода».

В целях снижения влияния человеческого фактора на безопасность перевозочного процесса обеспечивается системный подход к организации профилактической работы через нормативное сопровождение, проведение аудитов, корпоративной сертификации и мероприятий, связанных с повышением компетентности персонала.

Обеспечение безопасности движения компетентными работниками является одной из «системных мер», определяющая, как способность выполнять задачи и обязанности в соответствии с нормами, предъявляемыми к выполнению трудовой деятельности.

Надежность работы персонала – это одна из подсистем социальной организации предприятия, образующаяся на линии взаимодействия человеческого фактора производства и его технико-технологической базы.

Установлено, что надежность персонала не является постоянной, а изменяется во времени, и может характеризоваться различными свойствами или сочетаниями, в том числе внешними условиями и внутренними мотивами, включающими в себя: организационные задачи, психологию, здоровье, подбор персонала, социально – экономические условия и эргономические задачи.

В марте 2017 года гене­ральным директором компании О.В.?Белозеровым утверждена Дорожная карта реализации мероприятий по развитию культуры безопасности движения в Хол­динге «РЖД» на среднесрочный период до 2019 года.

В решении определено, что культура безопасности движения устанавливает и объединяет общие принципы культуры и профессиональной подготовленности всех работников, выраженные в осознанной ответственности и самоконтроле при эффективном выполнении задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования ОАО «РЖД».

В настоящее время – это уровень «начальной» культуры безопасности движения, только начало пути, и требует внимания:

– такому качеству как лидерство руководителей в управлении процесса производства, безопасности движения и демонстрация личного примера;

– наличие понятных работникам правил, обеспеченность достаточными ресурсами и соответствующей квалификации персонала;

– обеспечения соответствующего уровня техники, технологии и условий труда для работников ведущих профессий;

– эффективного инструмента корпоративного управления через создание информационной среды и разработки средств коммуникаций, которые необходимы для развития культуры безопасности движения в холдинге «РЖД».

Модель возникновения транспортных происшествий определена в СИСТЕМЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ – где понимается совокупность материально-технических средств и процессов, образующих единый комплекс в социально-производственной системе. Она включает в себя следующие элементы:

– физическую, материальную среду (помещение, планировка, некоторые санитарно-гигиенические условия и др.);

– средства труда (станки, приборы, энергия и др.);

– технологический процесс (последовательность операций, производственный режим, ритмичность и т.п.).

В более общем смысле термин к изучению взаимодействия инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческого поведения, с другой стороны. Общество, социальные институты и их подструктуры также могут рассматриваться, как сложные социотехнические системы.

Концепция социотехнических систем в противоположность теориям технологического детерменизма, утверждавшим одностороннее воздействие технологии на человека в процессе выполнения им трудовых операций, основывается на идее взаимодействия человека и машины. Проектирование технических и социальных условий должно осуществляться таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

В ОАО «РЖД» сформирован качественно новый подход к реализации мероприятий по приведению инфраструктурного комплекса и персонала к требованиям ПТЭ по принципу «разумной допустимости», где риск не может быть оправдан.

Планирование мероприятий, в т.ч. связанных с предупреждением ошибок персонала и нарушений технологических процессов осуществляется с учетом приоритета их устранения и риска возможных последствий нарушений безопасности движения в соответствии со спецификой работ.

За 9 месяцев 2017 года в рамках Программы мероприятий по приведению инфраструктуры ОАО «РЖД» к требованиям ПТЭ приведено в соответствие 24132 объекта инфраструктуры, а в целом на реализацию Программы в текущем году в бюджете запланированы средства в размере 166,5 млрд руб.

Результатом работы Конфе­ренции должны стать предложения по решению приоритетных задач в области обеспечения функциональной безопасности, требующие обеспечения заданного уровня аварийности на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

© Евразия Вести XII 2017



XII 2017

Евразия Вести XII 2017

Железнодорожный съезд: общероссийский государственный масштаб

Корпоративная культура - важнейший элемент обеспечения безопасности на объектах ОАО «РЖД»

Интеграция научного, производственного и кадрового потенциала - основа обеспечения безопасности движения

Государственный надзор за безопасностью движения

Комплексные задачи повышения уровня безопасности движения

Нельзя останавливаться на достигнутых результатах

Система управления рисками в области безопасности движения на железнодорожном транспорте

Роль АО «ВНИКТИ» в обеспечении безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД»

Комплексная технология скоростной диагностики инфраструктуры - веление времени

Цифровая железная дорога - это реальность

Система диагностики железнодорожной инфраструктуры: тенденции развития

Безопасность, надежность, эффективность

Меньше рутинных операций - выше безопасность движения!

День Российских железных дорог в Государственной думе Российской Федерации

Повышение требований к продукции железнодорожного назначения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести