Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Государственный надзор за безопасностью движения

На пленарном заседании конференции «Безопасность движения поездов», которая традиционно проходила в стенах МИИТа, с докладом о деятельности государственного надзора в сфере обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте выступил заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Геннадьевич Васильев.

Государственный надзор за безопасностью движения
Государственный надзор за безопасностью движения
Крушения и аварии, допущенные по причине «человеческого фактора»
Крушения и аварии, допущенные из-за нарушений требований по содержанию пути
Государственный надзор за безопасностью движения
Деятельность государственного железнодорожного надзора направлена на профилактику и предупреждение транспортных происшествий, и основывается на применении запретных мер и штрафных санкциях, принимаемых по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий и анализа допущенных транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов.

2017 год проходит под эгидой реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», переход на риск-ориентированный подход.

Результаты недобросовестного ведения хозяйственной деятельности и пренебрежения требованиями безопасности на железнодорожном транспорте и их последствия не только сказываются на ритмичности перевозочного процесса и нанесении материального ущерба, но и приводят к трагедиям – гибели людей.

С начала года в крушениях погибло 5 человек. Из них 4 работника локомотивных бригад при столкновении встречных поездов Учалинского ГОКа в марте и 1 пассажир поезда Адлер – Нижневартовск, при ДТП на переезде в сентябре.

Наиболее частые нарушения требований законодательства о безопасности движения происходят в локомотивном и путевом хозяйствах.

При рассмотрении вопроса безопасности движения в локомотивном комплексе, обращает на себя внимание большое количество отказов локомотивов в составе пассажирских поездов.

На наш взгляд, такая картина сложилась в результате проведенной реформы в локомотивном хозяйстве.

Задачи, которые решались в ходе данной реформы, безусловно, правильные, однако целевые показатели в части обеспечения должного уровня технического состояния локомотивного комплекса и сохранения полноценного технологического процесса его обеспечивающего, не достигнуты.

Не удалось сохранить уровень качества производства технических обслуживаний и ремонтов, ухудшен контроль технического состояния перед выдачей локомотивов.

По этим же причинам наблюдается рост числа пожаров на локомотивах на 37%.

Количество проездов машинистами запрещающих сигналов на сети железных дорог, за прошедший период текущего года возросло более чем на 55%. Причина – недостаточная профилактическая работа с машинистами, снижения общего уровня их квалификации.

Одной из острых проблем является отсутствие установленного государством порядка выдачи свидетельств на право управления тяговым подвижным составом. Служба выявляет случаи, когда на предприятиях необщего пользования, локомотивом управляет машинист с автомобильными правами.

Мы знаем, что необходимость решения данного вопроса поддержана Минтрансом и Правительством, и считаем, что работа по законодательному закреплению выдачи свидетельств на право управления тяговым подвижным составом государственным органом будет закончена.

Дополнительно, необходимо распространить на пути необщего пользования обязательную аттестацию работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой и обязательное оборудование локомотивов устройствами безопасности, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения и проверки бдительности машиниста.

Переходя к вопросам вагонного хозяйства, необходимо отметить, что благодаря общим усилиям Службы и Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» урегулирован вопрос с изломами боковых рам вагонов российских собственников. При этом, сегодня мы наблюдаем случаи изломов боковых рам вагонов принадлежности других государств.

Службой выявлены случаи эксплуатации на инфраструктуре Российской Федерации грузовых вагонов, принадлежности Респуб­лики Казахстан, укомплектованных несертифицированными боковыми рамами китайского производства.

В нарушение Правил технической эксплуатации, включаются в поезда груженые вагоны, после проведения работ по продлению сроков их службы.

В ходе проведенных в августе месяце Службой рейдовых осмотрах, выявлены многочисленные нарушения технического состояния грузовых вагонов иностранных собственников.

Имеющиеся неисправности являются следствием некачественного ремонта, произведенного вагоноремонтными предприятиями.

Ространснадзор проводит мониторинг отцепок подвижного состава на предмет выявления зарубежных вагоноремонтных депо, систематически нарушающих требования, в части проведения качественного ремонта подвижного состава. По результатам анализа, в рамках предоставленных Службе полномочий, будут приняты соответствующие меры.

Просим и ОАО «РЖД», со своей стороны, усилить контроль за техническим состоянием иностранных грузовых и пассажирских вагонов, поступающих на инфраструктуру Российской Федерации.

В части путевого хозяйства, в первую очередь необходимо отметить тревожные тенденции в части допускаемых нарушений при текущем содержании верхнего строения пути и искусственных сооружений. Рост допущенных нарушений составил более 30%.

Основные причины это – несоблюдение периодичности и сроков проведения осмотров железнодорожных путей, нарушение технологических процессов при ремонте пути, некачественная приемка пути после выполнения ремонтных работ, несоответствие установленных скоростей движения поездов фактическому состоянию пути.

Утяжеляет ситуацию не укомплектованность дистанций пути кадрами, путевыми механизмами, оборудованием и контрольно-измерительными средствами.

Следует обратить внимание на увеличение числа изломов рельс. Особенно из-за дефектов в сварных стыках (более 30%) и трудно выявляемых дефектах в подошве рельса (более 20%). В 2016 году допущено 58 случаев (61,7%) изломов рельсов по дефектам в перьях подошвы.

Остается на высоком уровне количество километров пути с пропущенным сверхнормативным тоннажем.

Меры, принимаемые компанией по сокращению просрочки пути тяжелыми видами ремонта, в том числе принятие внутренних документов регламентирующих периодичность проведения ремонтов и сроков эксплуатации, с увеличением нормативных показателей, в нарушение действующих нормативов, установленных Техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути и утвержденных МПС России, не дают положительных результатов.

Остро стоит вопрос с нормативной документацией по ведению путевого хозяйства. Существуют разночтения в документах утвержденных федеральным органом исполнительной власти и внутренними документами ОАО «РЖД», регламентирующими вопрос содержания путевого хозяйства.

Необходимо ускорить работу по актуализации нормативной правовой базы под требования, диктуемые современными условиями развития и функционирования транспортного комплекса.

Оставляет желать лучшего состояние инженерных сооружений.

Сверх установленного срока службы эксплуатируется около 23 тысяч инженерных сооружения. Из них более 10 тысяч дефектных.

В рамках проводимой Службой работы в части профилактики правонарушений на железнодорожном транспорте, был выявлен ряд факторов, входящих в сферу компетенции и полномочий компании, напрямую влияющих на состояние инфраструктуры.

Во-первых, одним из главных инструментов по контролю за недопущением перегруза было весовое хозяйство ОАО «РЖД».

Службой выявлен низкий уровень организации и контроля работ по предупреждению фактов перегруза подвижного состава сверх трафаретной грузоподъемности, а также с нарушениями требований Технических условий размещения и крепления грузов, отсутствует системный подход при решении вопросов предупреждения нарушений в данной сфере.

Практическое состояние весового хозяйства можно оценить как «плачевное», когда значительная часть весового оборудования выработала свой срок или долгое время находится в нерабочем состоянии.

Во-вторых, следующим звеном является допуск подвижного состава на инфраструктуру из-за границы, этот рычаг тоже находится в руках ОАО «РЖД» и как эффективный управляющий государственным имуществом компания должна в полной мере его задействовать.

Практически отсутствует система допуска на инфраструктуру иностранного подвижного состава. Службой выявлены 1180 вагонов, принадлежащих казахстанским собственникам, которые не отвечали установленным требованиям.

В-третьих, по железным дорогам российской федерации, в нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, перемещается несертифицированный подвижной состав или укомплектованный несертифицированными деталями.

Служба, а не компания, дала запрет на эксплуатацию 120 вагонов собственности Украины, находящихся в аренде российской компании.

В-четвертых, вынуждены констатировать низкую эффективность работы института приемщиков вагонов.

После проведения деповского и капитального ремонтов, а также ремонта тележек, вагоны и тележки зачастую не соответствуют чертежам завода-изготовителя.

В ходе проведенных Ространс­надзором рейдовых осмотров вагонов, на предмет соответствия отремонтированных вагонов требованиям безопасности, выявлено, что из 500 проверенных грузовых вагонов, ни один не соответствовал требованиям ремонтных документов.

В итоге возникает закономерный вопрос – а достаточно ли мер принимает компания по сохранности в эксплуатации путевого хозяйства. Возможно, ликвидация вышеозвученных брешей в общей системе обеспечения безопасности компании и системная работа в части надлежащей реализации своих полномочий по недопущению нанесения вреда инфраструктуре, позволит ОАО «РЖД» за счет мобилизации собственных ресурсов значительно улучшить состояние путевого хозяйства и без выделения государственных средств.

С начала года на 39% выросло количество ДТП на железнодорожных переездах. Особенно с пассажирскими поездами, где рост составил более 46%. Показателен случай наезда грузового автомобиля на пассажирский поезд Адлер – Нижневартовск, произошедший 9 сентября, при котором госпитализировано 13 пассажиров и 2 работника поездной бригады. Один из пассажиров скончался.

Основным видом нарушений Правил дорожного движения РФ при проезде через железнодорожные переезды является выезд на запрещающий сигнал переездной сигнализации. Статистика показывает, что транспортная дисциплина водителей автомобилей не улучшается.

К сожалению, у представителей местных властей сформировалось мнение, что железнодорожный переезд – это проблема исключительно железнодорожников, и в результате, вместо выработки консолидированных мер, они самоустраняются от данной проблематики.

Практика показывает, что наиболее эффективной мерой повышения дисциплины водителей и обеспечения неотвратимости наказания за допускаемые ими правонарушения является автоматическая фото и видео фиксация нарушений Правил проезда железнодорожных переездов.

По нашему мнению, необходимо через комиссии по обеспечению безопасности движения субъектов Российской Феде­рации, проводить единую политику для решения проблемы ДТП на железнодорожных переездах.

По итогам работы Госжел­дорнадзора с начала года проведено более 1,3 тысяч проверок субъектов железнодорожного транспорта. Проведено более 180 расследований транспортных происшествий.

Выявлено около 27 тысяч нарушений, выдано более 1,0 тысяч предписаний, принято около 1,6 тысяч запретных мер на ограничение и запрет эксплуатации железнодорожного подвижного состава и технических устройств.

Сфера надзора в области железнодорожного транспорта представлена на слайде.

С каждым годом только путевое хозяйство расширяется в среднем на 200 км железнодорожных путей общего и необщего пользования. Строятся новые мосты и тоннели. Вводятся в эксплуатацию новые локомотивы, пассажирские и грузовые вагоны. На железнодорожный рынок приходят новые хозяйствующие субъекты.

На Госжелдорнадзор возложены функции по расследованию транспортных происшествий и нарушений требований безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Охватить весь спектр хозяйственной деятельности осуществляемой в железнодорожном комплексе имеющейся штатной численностью инспекторского состава, с обеспечением должного уровня безопасности, достаточно сложно.

В этой связи, проводится работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на железнодорожном транспорте.

Осуществляется переход на риск-ориентированный подход при планировании и проведении проверочных мероприятий. Раз­рабатываются алгоритмы ведения непрерывного мониторинга транспортного комплекса и производственных процессов. Ак­тивно используются информационно-коммуникационные технологии.

Необходимо отметить значительную роль Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» в обеспечении безопасности движения в Российской Федерации, как в части допуска на инфраструктуру, так и в части своевременного выявления и информирования надзорных органов о потенциальных угрозах и нарушителях.

Благодаря этому взаимодействию Госжелдорнадзор своевременно и эффективно отрабатывает вопросы безопасности движения.

Соглашение, которое было подписано 13 октября на выездном заседании коллегии Ространснадзора, станет знаковой вехой во взаимодействии Службы и компании в деле обеспечения безопасности движения.

© Евразия Вести XII 2017



XII 2017

Евразия Вести XII 2017

Железнодорожный съезд: общероссийский государственный масштаб

Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте

Корпоративная культура - важнейший элемент обеспечения безопасности на объектах ОАО «РЖД»

Интеграция научного, производственного и кадрового потенциала - основа обеспечения безопасности движения

Комплексные задачи повышения уровня безопасности движения

Нельзя останавливаться на достигнутых результатах

Система управления рисками в области безопасности движения на железнодорожном транспорте

Роль АО «ВНИКТИ» в обеспечении безопасности движения на железных дорогах ОАО «РЖД»

Комплексная технология скоростной диагностики инфраструктуры - веление времени

Цифровая железная дорога - это реальность

Система диагностики железнодорожной инфраструктуры: тенденции развития

Безопасность, надежность, эффективность

Меньше рутинных операций - выше безопасность движения!

День Российских железных дорог в Государственной думе Российской Федерации

Повышение требований к продукции железнодорожного назначения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести