Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

Современные технологии на службе безопасности метрополитена

Обеспечение безопасности движения поездов на метрополитене имеет исключительное значение. Помимо того, что метро ежедневно пропускает пассажиропоток в миллионы человек, так еще и подземное расположение линий увеличивает степень риска, поэтому ключевое значение придается контролю и проверке технического состояния объектов инфраструктуры.

О том, какая работа проводится специалистами метрополитена в этом направлении, мы попросили рассказать первого заместителя начальника Московского метрополитена – начальника Дирекции инфраструктуры Дмитрия Алексеевича Дощатова.

Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Современные технологии на службе безопасности метрополитена
Инфраструктура метрополитена

Начиная с 1990-х годов, темпы старения (как физического, так и морального) измерительного и диагностического оборудования стали превышать темпы его обновления на метрополитене, что вызвало острую необходимость в разработке и внедрении отвечающих современным требованиям контрольных средств и программного обеспечения.

В начале 2000-х г. производители диагностических средств откликнулись на просьбу Мос­ковского метрополитена о разработке мобильных средств диагностики (вагона-дефектоскопа и вагона-путеизмерителя) нового поколения на основе инновационных технологий. При этом было учтено, что Московский метрополитен имеет один из самых высоких показателей в мире по грузонапряженности и интенсивности движения поездов. Поэтому основными приоритетами при разработке новых средств диагностики специалисты компаний поставили их надежность, точность и долговечность.

Сегодня для Московского метрополитена специально созданы диагностическая автомотриса, вагон-путеизмеритель, вагон-дефектоскоп, а также диагностические комплексы проекта «СИНЕРГИЯ».

Электромеханическая служба, в рамках рабочей группы, участвует в пилотном проекте по тестированию адиабатической системы охлаждения воздуха совместно с компанией «Тесса» и МГТУ им. Баумана.

Для внедрения в устройствах автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП) последних разработок в части интервального регулирования движения поездов и микропроцессорного управления Служба сигнализации, централизации и блокировки сотрудничает с такими производителями, как ОАО «ЭЛТЕЗА», АО «Термотрон-завод», проектными организациями ОАО НИИТМ, НПЦ «Промэлектроника». Для определения возможности внедрения Службой сигнализации, централизации и блокировки проводятся испытания современных систем микропроцессорной централизации (МПЦ) на станциях: «Пятницкое шоссе», «Марьина роща» и «Тропарево».

В настоящее время Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Дирекции инфраструктуры располагает следующими диагностическими средствами, позволяющими производить комплексную проверку Московского метрополитена: диагностические комплексы «Синергия-1» и «Синергия-2», самоходная многофункциональная автомотриса «СМДК-Мтр», путеизмерительный вагон, вагон-дефектоскоп, ручные диагностические комплексы для проверки геометрии пути и подвески контактного рельса РДК ПТ-12М, съемные двухниточные рельсовые дефектоскопы нового поколения РДМ-22, а также РДМ-33 и РДМ-35.

В Дирекции инфраструктуры разработан и утвержден «Проект программы дооснащения и обновления средств механизации подразделений Дирекции инфраструктуры на период 2018–2020 г.г.», предусматривающий дооснащение и обновление подразделений ДИ:

– механизированным, гидравлическим, электрическим инструментом;

– оборудованием для клининга;

– средствами механизации работ при ремонте эскалаторов;

– мойками и оборудованием высокого давления для прочистки коллекторов и труб, мытья фасадов и панорамных окон;

– специализированным оборудованием для бестраншейной прокладки коммуникаций;

– выправочно-подбивочно-рихтовочной машиной типа ВПРС;

– специализированным хоппер-дозатором с прерывистой выгрузкой для метрополитена;

– вакуумо-уборочным комплексом;

– подъемниками для работы персонала на высоте;

– обновление станков для Главных объединенных ремонтно-механических мастерских;

– средствами механизированной очистки стрелочных переводов (электрообогрев и пневмообдувка).

В проработке находится программа до 2023 г., которая формируется с учетом фактического исполнения текущей программы и скорости выведения из эксплуатации изношенного инструмента и оборудования.

С целью обновления устаревших элементов инфраструктуры центральных участков линий в 2017 г. была продолжена практика проведения крупных по объему ремонтных работ в удлиненные технологические «окна». В среднем в одно «окно» были задействованы в ремонтно-профилактических мероприятиях почти 1300 работников различных служб.

В течение 26 часов специалисты проверяли состояние пути, проводилась профилактика износа элементов инфраструктуры. В завершении контроль качества выполненных работ проводили специализированные диагностические комплексы «Синергия».

По результатам контроля установлено, что по сравнению с 2016 г. общее количество неисправностей верхнего строения пути в Московском метрополитене снизилось на 23,5%, количество отступлений по результатам путевых измерений снизилось на 7,2%, а число дефектных рельсов на 22,7%.

Работа Электромеханической службы

Аварийно-восстановительные подразделения Электромеха­нической службы дооснащены машиной-лабораторией для проведения анализа состояния и ремонта трубопроводов с применением робототехники, получены средства диагностики вращающихся частей агрегатов для выявления дефектов на ранней стадии, георадар для поиска инженерно-технических коммуникаций, телеинспекция для поиска течей трубопроводов.

Для выявления отступлений в содержании ходовых и контактного рельсов, дефектов в них, негабаритных мест применяется специализированное измерительное и диагностическое оборудование. Динамичное развитие Московского метрополитена предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности движения, особенно в условиях постоянного роста интенсивности движения поездов и количества перевозимых пассажиров.

Кроме того, повышаются требования к обеспечению более высокого уровня комфорта перевозки пассажиров. Использование диагностических комплексов нового поколения позволяет повысить надежность работы подземного транспорта, выявить неисправности на ранней стадии развития, обеспечивая тем самым безопасность его пассажиров.

Служба сигнализации, централизации и блокировки

Инфраструктура Службы сигнализации, централизации и блокировки содержит в себе аппаратуру и оборудование различных поколений.

С 2017 по 2019 г. запланировано проведение реконструкции устройств автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП) на участке «Электрозаводская» – «Щелковская» Арбатско-Покровской линии. Ведутся проектные работы по реконструкции устройств Кольцевой линии.

Для повышения качества хозяйства Службы проводятся работы по капитальному ремонту устройств и оборудования. В 2017 г. был выполнен капитальный ремонт 175 сигнальных установок, 140 стрелочных электроприводов, 14,5 километров кабеля, 10 километров электросоединителей.

Пилотные проекты службы электроснабжения

Служба электроснабжения организовала работу с АО «ВНИИЖТ» в рамках «Программы пересмотра действующей и формированию новой нормативно-технической документации для Службы электроснабжения Московского метрополитена на 2018–2020 гг.». Также Служба тесно взаимодействует с Российским университетом транспорта (МИИТ). В рамках сотрудничества поставлен вопрос о возможных решениях по эксплуатации накопителей, установленных на тяговых подстанциях Т-23 и Т-24 Филевской линии. Обозначена необходимость разработки ряда методик, стандартов, технических требований и условий, касающихся электрооборудования Службы электроснабжения. Проведен ряд пилотных проектов:

– по непрерывной диагностике кабельных линий и разъединителей посредством волоконно-оптической системы контроля производства ООО «ПетроФайбер»;

– по испытанию аккумуляторной батареи ОР 23 производства ООО «НовАК» в реальных условиях работы совмещенной тягово-понизительной подстанции СТП-60 станции «Текстильщики»;

– по испытаниям источников бесперебойного питания производства компании HUAWEI.

В Службе электроснабжения запланированы пилотные проекты по испытанию системы мониторинга подвесов люстр и светильников (ООО «ОПТИЗ-Мониторинг»), а также испытания сглаживающего фильтра «RC-шкафа» (ООО «НИИЭФА-ЭНЕРГО») на подстанции метрополитена.

Комфортные условия для пассажиров

В настоящее время на 134 станциях метро (или 62%) убираются на договорной основе силами подрядной организации ООО «ТОП-Сервис». Данный подрядчик был определен по итогам открытого аукциона, организованного и проведенного в соответствии с требованиями Феде­рального законодательства.

Требования к объему работ по уборке станций, количеству персонала подрядной организации, применяемых средств механизации, а также качеству используемых моющих и дезинфицирующих средств установлены подписанным контрактом и нормативными правовыми актами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Все работники, выполняющие уборку станций, в обязательном порядке проходят инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, а также обучение по электробезопасности с присвоением II квалификационной группы, позволяющей эксплуатировать поломоечные машины.

Аппаратом управления метрополитена организован многоступенчатый контроль, за качеством оказываемых услуг. Проверки соблюдения технологического процесса уборки и дезинфекции станций проводятся не менее 3 раз в сутки. Все выявленные замечания устраняются работниками исполнителя на месте.

Приоритетной задачей взаимоотношений ГУП «Московский метрополитен» и ООО «ТОП-Сервис» является создание комфортных условий для пребывания и перевозки пассажиров, а также сохранение эксплуатационных характеристик интерьера объектов метрополитена.

Новые средства диагностики

Основными средствами диагностики, позволяющими добиться высоких результатов, являются мобильные средства диагностики, которые заняли лидирующие позиции в ряду диагностических средств контроля. Этот прорыв позволил кардинально повысить достоверность диагностики, превзойти по этому показателю съемные средства, что позволило перейти на преимущественное использование мобильных средств.

Для метрополитена Москвы одним из таких уникальных мобильных средств диагностики являются диагностические комплексы «Синергия» (далее ДК). На них установлены диагностические системы по дефектоскопии рельсов, измерению геометрических параметров рельсовой колеи, сканированию габарита приближения оборудования, новое, специально разработанное для метрополитенов оборудование для измерения геометрических параметров и температуры контактного рельса, система визуального контроля верхнего строения пути, распознавания электронных меток координатной привязки. Таким образом, диагностические комплексы «Синергия» позволяют заменить сразу несколько диагностических вагонов разного назначения, работающих в метрополитене, таких как путеизмеритель, дефектоскоп и габаритный вагон.

Вся получаемая информация обрабатывается в режиме реального времени, регистрируется и документируется для дальнейшего анализа и планирования работ текущего содержания и ремонта пути.

Данные, получаемые в режиме on-line, поступают на бортовой контрольно-вычислительный комплекс, который обеспечивает визуализацию и регистрацию геометрических параметров рельсовой колеи, а также выявленных отступлений от норм содержания. При этом любое отступление получает как количественную, так и качественную оценку и отображается на графиках с привязкой к конкретным координатам.

На ДК используется ряд систем визуального контроля объектов инфраструктуры, в том числе комплекс визуального обнаружения дефектов. Рельсы, скрепления и накладки, шпалы — теперь их проверяют в автоматизированном режиме при проезде диагностического комплекса.

Ультразвуковая дефектоскопная система (18 каналов) позволяет выявлять дефекты в структуре металла рельса на самых ранних стадиях развития.

Система измерения геометрических параметров рельсовой колеи представляет собой систему датчиков, размещенных на измерительных тележках. Одновременная оценка вертикального и горизонтального положений обоих рельсов относительно кузова подвижной единицы, а также кинематических параметров движения системы позволяет точно определить геометрию пути.

Можно оперативно просмотреть выявленные дефекты инфраструктуры, не дожидаясь ночного «окна», оценить степень опасности дефекта и принять меры к его устранению. Видеонаблюдение является значимым дополнением ко всем системам диагностического комплекса.

На ДК «Синергия» установлена система скоростного трехмерного сканирования для контроля состояния тоннелей и проверки соблюдения габарита приближения оборудования. Комплекс позволяет регулярно диагностировать эти объекты инфраструктуры и гарантировать безопасность движения на проверенных участках. В основе него лежит система из лазерных сканеров, работающая по принципу измерения фазового сдвига. Высокая точность и качество оборудования способствуют достижению минимальной погрешности в измерениях во всем рабочем диапазоне.

Система контроля контактного рельса, установленная на диагностических комплексах, состоит из лазерных датчиков измерения расстояний (горизонталь) и датчиков измерения высоты (вертикаль) контактного рельса, т.е. все измерения производятся бесконтактным способом. Возможности системы позволяют совместить данные контроля и информацию от системы видеонаблюдения. Балльная оценка технического состояния контактного рельса на инспектируемом участке пути выставляется автоматически.

Кроме того, на ДК «Синергия-2» имеется ряд дополнительных систем диагностики, позволяющих:

— производить бесконтактные измерения геометрии пути (контроль ширины рельсовой колеи, отклонения рельсовой колеи в плане (рихтовки), отклонения по уровню, просадки и перекосы пути);

— производить бесконтактные измерения профиля рельсов (контроль наклона поверхности катания, подуклонка рельса, боковой и вертикальный износ рельсов);

— проводить построение карточек кривых участков пути, что дает возможность оценивать характеристики кривых участков и соответствие их установленным скоростям движения поездов;

— определять места нагрева устройств и оборудования в тоннелях и на открытых участках с помощью системы тепловизионного контроля.

Внедрение на Московском метрополитене современных средств диагностики существенно облегчило задачу эффективного планирования ремонтов и продления сроков эксплуатации объектов инфраструктуры, что, в свою очередь, позволило поднять на новый уровень технические показатели в работе подразделений метрополитена, улучшило плавность хода подвижного состава и комфорт передвижения пассажиров.

Опыт сотрудничества Эскалаторной службы

Эскалаторная служба продолжительное время тесно сотрудничает с заводом-изготовителем эскалаторов ЗАО «Эскомстрой­монтаж-сервис». За период с 2002 года совместно со специалистами ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис» были реализованы и внедрены проекты, повышающие надежность и безопасность работы эскалаторов. К ним относятся блокировочные устройства контроля скорости поручней на базе датчиков ИДКСП, блокировочные устройства контроля целостности ступеней эскалаторов БУКЦС, устройства контроля направления и скорости эскалаторов УКНС.

Совместно со специалистами ЗАО «Эскомстроймонтаж-сервис», НПО «СКАД» г. Харьков, SPRO BREMA (Чешская Рес­публика) были разработаны и применены новейшие системы управления эскалаторами на базе микропроцессорного управления и частотного привода.

Более 10 лет Эскалаторная служба взаимодействует в части вибродиагностических исследований работы подшипниковых узлов привода эскалаторов с ООО «ВАСТ-Москва». За данный период набралась полная база спектров вибраций всех подшипниковых узлов эскалаторов, которая позволяет оперативно вычислять по их изменению техническое состояние подшипников и зубчатых зацеплений и проводить их ремонт и замену, не дожидаясь выхода из строя. Данные замеры вибрации с 2018 года стали проводиться 2 раза в год.

В части применения электродвигателей для эскалаторов Московского метрополитена Эскалаторная служба давно и успешно сотрудничает с заводами-изготовителями электродвигателей, такими как ОАО «ЗВИ» г. Москва и ООО «ВЭМЗ» г. Владимир. За период с 2001 года для эскалаторов Московского метрополитена была разработана специальная серия электродвигателей с индексом «АИНКЭМ», где последние буквы обозначают аббревиатуру Эскалаторы Метрополитена.

Совместно с предприятием АО «Литтранссервис» проведены работы по опытной эксплуатации устройств по обеззараживанию поручней эскалаторов. После проведения конкурентных процедур намечается установка данного оборудования на эскалаторах Московского метрополитена.

Реставрация станций Московского метрополитена

В мае 2016 г. завершились реставрационные работы перронного (центрального) зала памятника истории и культуры станции «Киевская» Филевской линии, а также были завершены работы по реставрации вестибюля станции «Проспект Мира» Кольцевой линии. В конце 2016 г. завершились работы по реставрации архитектурных элементов платформенной части и наземного вестибюля станции «Бауманская», которые продолжались здесь более двух лет. В вестибюле восстановили светильники и люстру в форме красной звезды по эскизам 1944 г. На самой станции после работ по реставрации появилось 40 оригинальных люстр.

В декабре 2016 г. завершились ремонтно-строительные работы, связанные с заменой эскалаторных комплексов, реконструкцией вестибюля и реставрацией архитектурных элементов на станции «Фрунзенская». В целях сохранения исторического облика станции были сохранены все элементы ее архитектурного убранства: в частности, были установлены точные копии 12 деревянных дверей, оригинальные светильники, кованые решетки и др.

В апреле 2017 г. начались реставрационные работы на станции «Новокузнецкая». Здесь реставрация пройдет в два этапа: на первом этапе планируется восстановить архитектурный облик платформы: расчистить потолочные своды, отреставрировать и укрепить все элементы художественного оформления стен и пилонов, а также воссоздать исторические светильники и отделку полов. Второй этап предполагает расчистку и восстановление исторического облика белокаменной облицовки фасада вестибюля. На станции «Новокузнецкая» все работы будут проходить только в ночное время суток, чтобы не нарушать режим работы станции. Закончить комплексные реставрационные работы планируется в 2018 г.

В мае 2017 г. после работ по замене эскалаторов и реставрации открылся северный вестибюль станции «Красные ворота». В настоящее время ведется подготовка к началу реставрационных работ на платформенной части станции.

В августе 2017 г. в рамках комплексной программы по реконструкции внешнего облика вестибюлей были завершены работы по реставрации вестибюлей станции «Сокол». Специалисты восстановили облицовку фасада и крышу восточного вестибюля, а также облицовку фасада западного вестибюля. В вестибюли вернули исторические светильники. Художники по дереву создали точные копии оригинальных деревянных дверей, которые ранее украшали входы на станцию «Сокол», а также резные металлические ручки к ним.

Самой сложной задачей стало проведение масштабных реставрационных работ по восстановлению знаменитого фонтана, украшавшего восточный наземный вестибюль станции «Сокол». Вазу-фонтан выполнили из оригинальных материалов: красного Емельяновского гранита и металла. Чаша состоит из 12 элементов весом 10?780 кг. Вес металлической чаши – 1849 кг. Специалисты заменили все необходимые коммуникации, чтобы фонтан вновь заработал.

Все проекты по реставрации вестибюлей и станций, являющихся объектами культурного наследия, проходят историко-культурную экспертизу в соответствии с 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» и в обязательном порядке согласовываются с Департаментом культурного наследия города Москвы.

В настоящее время в Московском метрополитене разрабатывается Программа реставрации станций, которые являются объектами культурного наследия. В соответствии с ней будут разработаны проекты реставрации. Разработку программы планируется завершить в первом полугодии текущего года.

© Евразия Вести V 2018



V 2018

Евразия Вести V 2018

Масштабная программа развития метрополитена – основа транспортной инфраструктуры столицы

Самый комфортный и современный транспорт столицы

Инновационные технические решения для городского транспорта

Московский транспорт: цели, задачи, перспективы

Сегодня и завтра

Метрополитен - визитная карточка современного города

Техническая оснащенность и безопасность движения - основа надежности метрополитена

Противопожарная защита на объектах метрополитена

В электродепо «Северное» прошел митинг в честь Дня Победы

ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро

Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов

Подземное пространство должно быть не только красивым, но и технологичным

Накопители энергии для Московского метро

Аспекты импортозамещения

Новые решения и новые партнеры Логоса

Крепнет сотрудничество ПФ «Логос» с ИЦ «Сколково»

Новые виброзащитные конструкции верхнего строения пути

Оптика на страже безопасности пассажиров

Услуги ООО «ТОП-Сервис» для Московского метрополитена

Подтверждая репутацию надежного делового партнера

Подземное пространство в Москве может использоваться более эффективно

Решения Hilti для метростроения

Stadler - комфорт, скорость, надежность!

Сохранение и развитие городского электрического транспорта

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести