Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро

В Российском университете транспорта РУТ (МИИТ) 14–17 декабря 2017 года прошла вторая Международная выставка- конференция «ИНТЕРМЕТРО-2017».

Тема конференции «Перспективы развития метрополитенов в условиях интенсивного внедрения новых технологий: Инфраструктура и подвижной состав метрополитена».

Огромную роль в становлении данной конференции и выставки в стенах МИИТа принадлежит доценту кафедры «Метрополитены» Швыдченко Олегу Николаевичу, который имеет уникальный опыт проведения конференций по метрополитенам мира.

ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро
ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро
ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро
ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро
Можно с уверенностью сказать, что «ИНТЕРМЕТРО» – единственная профессиональная площадка для обмена мнениями специалистов метро и презентаций новейших достижений и разработок в этой области. На конференции выступили руководители и специалисты в этой области: первый проректор РУТ (МИИТ) В.В. Виноградов, начальник Московского метрополитена В.В. Козловский, главный инженер Московского метрополитена Б.А. Кощеев, начальник Варшав­ского метрополитена пан Марек Соколовский, директор ИПСС МИИТа Т.В. Шепитько и другие.

В 2017 г. в МИИТе была создана новая кафедра «Метро­политены», по инициативе Д.В. Пегова, в то время начальника Московского метрополитена.

Среди докладов особое внимание привлекло выступление кандидата технических наук, доцента кафедры «Путь и путевое хозяйство» РУТ (МИИТ), заведующего научно-исследовательской Путеиспытательной лабораторией Александра Владимировича Замуховского, который рассказал о нормативном обеспечении деятельности метрополитенов. Данная работа ведется МИИТом в рамках участия в техническом комитете по стандартизации ТК 150, возглавляемым главным инженером Московского метрополитена Борисом Александровичем Кощеевым.

Техническое регулирование в Российской Федерации регламентировано Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ. Суть закона сводится к тому, что государственное регулирование распространяется только на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, животных, растений, имущества и т.п. и обеспечивается это регулирование через принятие Технических регламентов о безопасности в соответствующих областях хозяйственной деятельности.

Московский метрополитен перевозит в день более 8 миллионов пассажиров, пассажирооборот составляет около 1,7 триллиона пассажиро-километров за год, для сравнения: пассажирооборот ОАО «РЖД» в 2017 году составил 122,8 миллиарда пассажиро-километров, т.е. в 14 раз меньше!

В 1991 году в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 метрополитены в очередной раз перешли из подчинения МПС СССР в ведение муниципалитетов городов.

20 января 1992 года на базе МПС СССР было образовано Министерство путей сообщения Российской Федерации, которое было упразднено в 2004 году.

В результате этих событий метрополитен практически выпал из сферы государственного технического регулирования: ни один нормативно-технический документ метрополитена, и в первую очередь Правила технической эксплуатации, не утвержден Мин­трансом. В настоящее время в области метрополитена действуют всего 22 нормативно-правовых и нормативно-технических документа федерального уровня, регулирующих процессы проектирования, строительства и эксплуатации метрополитена, при этом:

– метрополитен упоминается в единственном федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…»;

– в сфере метрополитенов действуют 4 межгосударственных стандарта и 3 национальных;

– в области проектирования метрополитенов имеется 5 сводов правил, при этом основной Свод правил СП 120.13330.2012 до сих пор содержит нормы 1934 года. Так же действуют 7 ведомственных строительных норм от 1969 до 1993 годов принятия;

– при оценке качества строительно-монтажных работ при сооружении линий метрополитенов действует Пособие от 1985 года к давно замененным СНиП.

Отсутствие норм проектирования, обобщающих современные достижения в области конструкции и технологии строительства пути метрополитена, включая виброзащитные конструкции, приводит к тому, что практически каждый объект активно строящегося Московского метрополитена требует разработки Специальных технических условий (СТУ). Стоимость разработки двух СТУ вполне сопоставима со стоимостью разработки полноценного Свода правил.

Необходимо отметить одно существенное событие в области технического регулирования – это создание Технического комитета по стандартизации № 150 «Метрополитены». Это должно дать определенный толчок в развитии нормативной базы для метрополитенов. Уже намечен план работы на три года вперед по разработке большой номенклатуры стандартов, первый из которых это «Термины и определения», который должен обеспечить «единый язык» для нормативов в области метрополитенов.

К вопросу о сертификации

Часть 3 статьи 7 Федерального закона «О техническом регулировании» гласит, что «Не включенные в технические регламенты требования к продукции …. не могут носить обязательный характер».

Процедуры обязательного подтверждения соответствия к продукции для метрополитена не применимы из-за отсутствия Технического регламента «О безопасности метрополитена».

При этом существует «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», утвержденный постановлением Правительства Российской Феде­рации от 1 декабря 2009 года №?982, включающий некоторые наименования, применяемые в метрополитене.

Данное противоречие снимает часть 4 статьи 46 закона «О Техническом регулировании»: «До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя».

В сложившейся ситуации видится необходимым скорейшая разработка Технического регламента «О безопасности инфраструктуры метрополитена».

В рамках предыдущей конференции «ИНТЕРМЕТРО» Московский метрополитен и МИИТ подписали документы о его разработке.

Однако, по опыту других технических регламентов, его разработка, а главное утверждение, занимают период не менее 3 лет, а после его принятия до вступления в силу назначается еще достаточно длительный период.

Совместно с Московским метрополитеном МИИТом подготовлено обоснование необходимости разработки Технического регламента «О безопасности инфраструктуры метрополитена».

Для обеспечения необходимого уровня безопасности метрополитена до введения Технического регламента необходимо выполнить следующие действия, некоторые из которых уже воплощаются:

– необходимо направить в Минтранс на утверждение ПТЭ и основные инструкции метрополитенов;

– в настоящее время разработан Перечень продукции (товаров, услуг) в сфере метрополитена, для которых необходимо обязательное подтверждение соответствия;

– ведется работа с производителями по актуализации действующей нормативно-технической документации (ТУ, СТО) и разработке новых Технических условий на продукцию для метрополитена;

– при завершении работы над Техническим регламентом Техни­ческие условия и стандарты организаций могут быть достаточно быстро преобразованы в национальные стандарты.

Перечисленные шаги позволят перейти от добровольной сертификации продукции для метрополитена к обязательной.

Несколько слов об испытаниях

ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения» определяет виды испытаний в зависимости от условий и места их проведения.

Очевидно, что наибольшую достоверность дают эксплуатационные испытания, но для метрополитена это означает испытания под поездами с пассажирами, что неприемлемо по многим причинам. Наиболее близкие результаты могут дать полигонные испытания.

Московский метрополитен нашел возможность организовать такой полигон на малодеятельной соединительной ветке.

Заключение

Можно подчеркнуть, что для обеспечения безопасности метрополитена уже сейчас необходимо в максимально сжатые сроки выполнить следующее:

– утвердить в Минтрансе нормативно-технические документы, непосредственно влияющие на безопасность (Правила технической эксплуатации метрополитенов РФ, Инструкция по сигнализации на метрополитенах РФ, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса);

– разработать и утвердить Технические требования к продукции, влияющей на безопасность;

– разработать Технический регламент «О безопасности метрополитена»;

– проводить полигонные испытания новой продукции.

Подтверждая эту важную тему, на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрен проект технического регламента «О безопасности под­вижного состава метрополитена» в ходе 27-го заседания Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных и фитосанитарных мер, состоявшегося 1 марта 2018 года, для проведения публичного обсуждения. 3 и 9 апреля 2018 года для проведения заседания Рабочей группы по разработке проектов технического регламента ЕАЭС по рассмотрению замечаний, поступившего у указанному заседанию Консуль­тативного комитета после поступления в ЕЭК доработанного проекта ТР ЕАЭС и комплекта документов к нему проекта ТС ЕАЭС будет размещен для проведения публичного обсуждения.

Регламент распространяется на вновь разрабатываемые, модернизируемые, изготавливаемые вагоны метро и их составные части и системы, непосредственно влияющие на безопасность. Среди них – автоматический стояночный тормоз, аппараты защиты от короткого замыкания, воздухораспределители, колесные пары и т.д. Выполнение требований техрегламента обеспечит безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, химическую и ряд других видов безопасности подвижного состава. При его проектировании должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе на основании сведений об эксплуатации аналогичной продукции.

Действующей редакцией Пла­на разработки технического регламентов ЕАЭС, устанавливающих требования к инфраструктуре метрополитена, не пре­дусмотрена.

Проекты этих техрегламентов подготовлены на основе международных, региональных и национальных стандартов государств-членов, а также других нормативных документов в сфере технического регулирования. Ответственный разработчик всех трех регламентов ЕАЭС – Российская Федерация.

Специалисты надеются, что к третьей международной конференции «Интерметро-2019» будет создана необходимая нормативно-техническая база для метро и начнется ее практическое внедрение.

© Евразия Вести V 2018



V 2018

Евразия Вести V 2018

Масштабная программа развития метрополитена – основа транспортной инфраструктуры столицы

Самый комфортный и современный транспорт столицы

Инновационные технические решения для городского транспорта

Московский транспорт: цели, задачи, перспективы

Сегодня и завтра

Метрополитен - визитная карточка современного города

Современные технологии на службе безопасности метрополитена

Техническая оснащенность и безопасность движения - основа надежности метрополитена

Противопожарная защита на объектах метрополитена

В электродепо «Северное» прошел митинг в честь Дня Победы

Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов

Подземное пространство должно быть не только красивым, но и технологичным

Накопители энергии для Московского метро

Аспекты импортозамещения

Новые решения и новые партнеры Логоса

Крепнет сотрудничество ПФ «Логос» с ИЦ «Сколково»

Новые виброзащитные конструкции верхнего строения пути

Оптика на страже безопасности пассажиров

Услуги ООО «ТОП-Сервис» для Московского метрополитена

Подтверждая репутацию надежного делового партнера

Подземное пространство в Москве может использоваться более эффективно

Решения Hilti для метростроения

Stadler - комфорт, скорость, надежность!

Сохранение и развитие городского электрического транспорта

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести