Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов

Генеральный директор АО «Фирма ТВЕМА», кандидат технических наук Владимир Федорович Тарабрин в своей статье рассматривает вопросы основных направлений современного развития системы диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры железных дорог и метрополитенов, делится опытом внедрения комплексных средств диагностики и обслуживания инфраструктуры в России и за рубежом.

Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов
«СИНЕРГИЯ-2» (Московский метрополитен)
Диагностический комплекс (г. Баку)
Автомотриса (Пекинское метро)
Самоходный комплекс «ДРЭД»
РДК ПТ-12М (Московский метрополитен)
«МРК-1» (Алма-Атинский метрополитен)
Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов
Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов
Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов
Российская компания АО «Фирма ТВЕМА» является единственным в мире производителем, имеющим в линейке продукции все виды средств диагностики железнодорожной инфраструктуры и выполняющим все виды работ по созданию, производству и обслуживанию этих средств в 17 странах на 4 континентах. Около 400 мобильных средств диагностики и 3600 съемных средств находятся в постоянной эксплуатации на железных дорогах Европы, Азии, Америки, Африки, а также в Московском, Санкт-Петербургском, Бакинском, Алма-Атинском, Пекинском метрополитенах, технологических и подъездных путях десятков крупных промышленных предприятий, космодроме Байконур.

Протяженность рельсового пути семи метрополитенов России составляет более 500 км, железных дорог 125 тысяч км. Ежегодно средствами фирмы только на российских метрополитенах и железных дорогах проверяется более четырех миллионов километров железнодорожной инфраструктуры, в том числе : средствами дефектоскопии рельсов 1,9 млн км пути; средствами путеизмерения около 0,6 млн км; средствами контроля контактной сети и устройств железнодорожной автоматики, инженерных сооружений 1,3 млн км; инфраструктурными диагностическими поездами с контролем более 100 параметров, аналитической обработкой данных для планирования работ по содержанию и ремонту инфраструктуры 0,2 млн км.

C начала своего функционирования в 1989 г. АО «Фирма ТВЕМА» тесно сотрудничает с российскими и зарубежными метрополитенами и железными дорогами, крупнейшими европейскими и российскими предприятиями в области разработки, поставки, эксплуатации и обслуживания диагностической техники. Компания ежегодно направляет 20% инвестиционного дохода на исследования и развитие, создание новых диагностических систем и технических средств. Созданы специализированный производственно-ремонтный центр – предприятие полного цикла, подразделения для аттестации и сертификации разрабатываемых средств, центр подготовки специалистов технической диагностики.

Привлекательной особенностью диагностического оборудования, выпускаемого фирмой, является его модульность и возможность адаптации в любой компоновке на любой подвижной состав.

В настоящее время техника, изготовленная АО «Фирма ТВЕМА», применяется в метрополитенах России, Китая, Азербайджана, Казахстана, на железных дорогах Германии, Польши, Чехии, Венг­рии, Израиля, Турции, Китая, Мон­голии, Гвинеи, Ливии, Украины, Белоруссии, Туркменистана, Арме­нии, Казахстана и Индии. Отличительной особенностью работы компании с зарубежными партнерами стало предоставление им возможности в реальных условиях своих железных дорог ознакомиться с новейшими разработками компании и тестировать их в опытной эксплуатации. В последние два года делегациям специалистов Московского, Пекин­ского, Бакинского, Алма-Атинского метрополитенов, европейских железных дорог была предоставлена возможность ознакомиться с нашей техникой в демонстрационных проездах диагностических комплексов на специальных испытательных участках.

АО «Фирма ТВЕМА» по праву является лидером в разработке и производстве мобильных контрольно-измерительных, диагностических систем и комплексов для оценки состояния технических объектов инфраструктуры метрополитенов. Так, только в последние несколько лет компания поставила метрополитенам Москвы, Санкт-Петербурга, Пекина и Баку спектр особо востребованной техники – диагностические автомотрисы, вагоны-путеизмерители, вагоны-дефектоскопы, а также инфраструктурные диагностические комплексы проекта «СИНЕРГИЯ» первого и второго поколений, сконструированные специально для работы в метро на базе вагонов метропоезда.

Комплексы «СИНЕРГИЯ», способные одновременно проверять более 100 параметров инфраструктуры метро, оснащены современными системами диагностики для скоростной ультразвуковой дефектоскопии рельсов, измерения параметров пути, визуального контроля, трехмерного сканирования габаритов, контроля положения и температуры контактного рельса, тепловизионного контроля, гиперспектральной диагностики, контроля средств связи и управления движением.

Высокоскоростные системы видеорегистрации «СВОД-2», которыми оснащается «СИНЕРГИЯ», позволяют с дискретностью до одного миллиметра контролировать состояние рельсов, стыков, скреплений, остряков стрелочных переводов, контактного рельса, узлов, кронштейнов и коробов контактного рельса, выявлять критичные для безопасности движения неисправности в режиме реального времени и постобработки.

Бесконтактные лазерные системы с точностью измерения до десятых долей миллиметра для контроля геометрии рельсовой колеи «СОКОЛ-2» обеспечивают оценку геометрических параметров железнодорожных рельсов, включая профиль поперечного сечения рельса и подуклонку, контроль стыковых зазоров. В качестве дополнительного оборудования «СОКОЛ-2» может использовать системы видеозаписи и контроля плавности хода для определения влияния изменений профиля рельса и геометрии колеи на параметры движения поездов. Вся получаемая информация обрабатывается в реальном времени, регистрируется и документируется для дальнейшего анализа и планирования работ по текущему содержанию и ремонту пути.

Оснащение комплексов проекта с бесконтактной следящей системой позволяет выявлять все дефекты железнодорожных рельсов согласно российской и европейской классификации.

Система привязки к электронной разметке пути поездов проекта «СИНЕРГИЯ» второго поколения, специальное программное обеспечение позволяет привести все выявленные отступления от норм содержания инфраструктуры к одному сечению, с синхронизацией всех измерительных систем по времени и координате. Обеспечивается взаимодействие и совместное использование результатов работы различных систем контроля и диагностики.

Единой платформой управления всеми системами выступает комплекс программных средств «КАСКАД», позволяющий выполнить комплексную оценку и интегрированный анализ объектов инфраструктуры и обеспечить планирование работ по фактическому состоянию.

По тоннелям метро диагностические поезда проекта «СИНЕРГИЯ» передвигаются в общем потоке пассажирских составов, не влияя на график движения. Только за время работы в Московском метро в 2014–2017 годах двумя диагностическими комплексами «СИНЕРГИЯ» было обследовано более 30 тысяч км пути, выявлены сотни проблемных мест.

16 апреля 2015 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев ознакомился с новыми диагностическими и пассажирскими поездами, поступившими в парк метрополитена азербайджанской столицы. Главе государства был представлен диагностический комплекс «СИНЕРГИЯ-2», который был создан в кратчайшие сроки специалистами компании ТВЕМА совместно со специалистами Азербайджана. Метрополитеновцы доложили президенту, что создание диагностического комплекса стало одной из первоочередных мер по реконструкции инфраструктуры бакинской подземки в соответствии с международными стандартами.

На «борту» комплекса расположены системы диагностики и контроля производства компании ТВЕМА, отлично зарекомендовавшие себя «на поверхности земли» и в метро, такие как дефектоскопии рельсов; измерения геометрических параметров рельсовой колеи; визуального контроля верхнего строения пути; сканирования габарита приближения строений, а также специально разработанные для метрополитенов системы: по распознаванию привязки к электронной разметке пути, измерению параметров и температуры контактного рельса, тепловизионного контроля и гиперспектральной диагностики.

Основная задача комплекса – контроль за безопасностью движения поездов в метрополитене. Также с его помощью можно выявлять асимметрию тока в рельсовых цепях, осуществлять тепловизионный контроль всех склонных к перегреву технических установок и оборудования в тоннелях. Комплекс также позволит регистрировать и анализировать все физические факторы, которые могут препятствовать плавному движению поездов, заранее прогнозировать погрешности и брать их под автоматический контроль, регистрировать все операции посредством линейного видео и принимать другие меры.

Применение комплекса «СИНЕРГИЯ-2» в Бакинском метро позволило объективно оценивать состояние инфраструктуры, за два года автоматизировать процессы планирования работ по ее содержанию, в разы улучшить состояние пути, значительно повысить безопасность движения поездов.

Успешно продвигается начатый в 2012 году совместный пилотный проект с китайским заводом CSR QishuyanLocomotiveCo. Ltd, входящим в железнодорожную корпорацию CRRC по производству диагностической техники для железных дорог и метрополитенов КНР, по созданию диагностической автомотрисы для Пекинского метрополитена

Целью проекта было создание диагностической автомотрисы, адаптированной к особенностям скоростных железных дорог и метрополитенов КНР. С этой разработкой в мае 2014 года партнеры выиграли соответствующий тендер Пекинского метрополитена, потеснив при этом американских конкурентов SperryRailService и RailDepcons. В сентябре 2016 г. Пекинский метрополитен уже принял в эксплуатацию диагностическую автомотрису «Railway LAB UltrasonicTest TVEMA-70». Мы смогли доказать китайским партнерам, что наша техника надежнее, точнее и дешевле в эксплуатации американской.

Новая автомотриса полностью соответствует мировым стандартам тепло-вибро- и шумоизоляции. В автомотрисе размещена современная диагностическая аппаратура производства АО «Фирма ТВЕМА» и созданы максимально комфортные и безопасные условия для работы экипажа. Она оборудована современной системой отопления и кондиционирования, автономной системой энергообеспечения, системами пожарной и индивидуальной безопасности и прочими системами жизнеобеспечения. Автомотриса способна перемещаться по железнодорожному пути со скоростью более 100 км/час в диапазоне температур окружающего воздуха от ?40 до +40 °С.

Основу диагностической системы автомотрисы составляет дефектоскоп нового поколения «ЭХО-КОМПЛЕКС-2». Дефектоскоп оснащен 20-канальным блоком с 18 идентичными ультразвуковыми (с динамическим диапазоном 0–96 дБ) и двумя магнитными каналами, специальной центрирующей тележкой и скользящей системой пьезоэлектрических преобразователей. На автомотрисе в программном обеспечении реализованы:

– автоматизированная обработка и расшифровка сигналов, проверка и настройка основных параметров блоков преобразователей системы поиска и чувствительности акустических каналов дефектоскопа;

– цветографическое представление градации амплитуд сигналов, одновременный просмотр разверток типа «А», «В» и результатов видеонаблюдения, возможность сравнения результатов измерений нескольких проходов по участку.

Для оптимизации расшифровки также предусмотрен автоматический поиск подозрительных мест по критериям, задаваемым оператором. Все дефекты, выявленные в процессе работы, заносятся в архивную базу, подключенную к локальной сети, благодаря чему она доступна с каждого рабочего места.

Проведенные испытания, в том числе на специальном пути с набором дефектов рельсов, показали высокий уровень выявляемости дефектов рельсов на скорости до 80 км/ч, надежности и ремонтопригодности оборудования при простоте обслуживания комплекса и низких эксплуатационных затратах.

Право на поставку автомотрисы было получено благодаря выигранному тендеру с участием ведущих мировых производителей дефектоскопного оборудования. По итогам испытаний конкурсная комиссия отметила, что оборудование и программное обеспечение АО «Фирма ТВЕМА» прекрасно показали себя в сложных эксплуатационных условиях пекинского метро.

В последнее время метрополитены многих стран проявляют повышенный интерес к легким самоходным диагностическим средствам, работающим на аккумуляторах. Такое средство было разработано специалистами АО «Фирма ТВЕМА». Это мобильный самоходный комплекс «ДРЭД», первые образцы которого уже поставлены в метрополитен Пекина, способный в зависимости от исполнения решать на рабочих скоростях до 20 км/ч ряд задач по обслуживанию пути:

– проводить дефектоскопию рельсов;

– осуществлять контроль и автоматизированную оценку состояния геометрии рельсовой колеи, состояния контактного рельса, положения пути в плане и профиле;

– осуществлять пространственное сканирование объектов железнодорожной инфраструктуры;

– проводить комплексное видеонаблюдение объектов инфраструктуры;

– осуществлять оперативную доставку путевых бригад и инструментов к месту проведения работ.

Комплекс серии «ДРЭД» может дополнительно оснащаться прицепом, позволяющим увеличить его грузоподъемность суммарно до 1000 кг.

По заданию Московского метрополитена разработан Ручной диагностический комплекс РДК ПТ-12М, предназначенный для диагностики железнодорожной инфраструктуры. Комплекс может измерять следующие параметры:

– ширину колеи (шаблон);

– взаимное положение обеих рельсовых нитей по высоте (уровень);

– длину пройденного пути;

– стрелы изгиба каждой рельсовой нити в вертикальной плоскости (просадки);

– стрелы изгиба каждой рельсовой нити в горизонтальной плоскости (рихтовки);

– оценку геометрического положения контактного рельса (вертикаль и горизонталь);

– трехмерное сканирование объектов инфраструктуры метрополитена;

– контролировать боковой и вертикальный износ, подуклонку, наклон поверхности катания;

– короткие неровности на поверхности катания рельсов (волнообразный износ);

– длинные неровности в плане и профиле пути;

– продольный профиль пути;

– уклон продольного профиля пути;

– состояние пути в плане (карточки кривых);

– контролировать геометрические параметры пути на стрелочных переводах;

– проводить комплексное видеонаблюдение состояния пути;

– проводить привязку к координатам пути по километровым и/или пикетным отметкам.

Прикладное программное обеспечение РДК ПТ-12М выполняет: обработку полученной информации с целью выявления отступлений измеряемых параметров от норм содержания; хранение полученной информации с качественной оценкой состояния путевого хозяйства; формирование отчетных выходных форм; экспорт полученных данных в аналитический центр и обслуживающие подразделения.

Первая партия ручных комплексов уже второй год успешно работает в Московском метро.

АО «Фирма ТВЕМА» уделяет большое внимание разработке и производству технических средств и материалов для содержания инфраструктуры метрополитенов.

В Алма–Атинский метрополитен поставлен Мобильный рельсосмазыватель на комбинированном ходу «МРК-1», предназначенный для лубрикации (смазывания) стрелочных переводов, крестовин, рельсов в кривых станционных и малодеятельных железнодорожных путей, где использование вагонов-рельсосмазывателей нецелесообразно и неэкономично. Рельсосмазыватель на комбинированном ходу включает: автомобиль повышенной проходимости, систему комбинированного хода, автоматизированное рабочее место оператора, систему обеспечения безопасности движения на комбинированном ходу, рельсосмазывающую установку. Удельный расход смазочного материала на 1 км смазываемого рельса в кривой не превышает 0,35 л вне зависимости от скорости движения. После прохода мобильного рельсосмазывателя МРК-1 смазочный материал распределяться по полосе шириной 15–40 мм без выдавливания на поверхность катания. Эта разработка не имеет аналогов в мире

Применение МРК-1 позволяет сократить эксплуатационные расходы за счет замены стационарных путевых лубрикаторов, повышение срока службы колес и рельсов за счет снижения интенсивности износа, расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов за счет снижения сопротивления движению в кривых, уменьшение уровня шума в кривых.

Дочернее предприятие группы АО «Фирма ТВЕМА» ООО «АКСИОН РУС» организовало производство инновационных материалов верхнего строения пути – железнодорожных шпал из полностью переработанного пластика, а также материалов для выполнения оперативного ремонта композитных и деревянных шпал, не имеющих в настоящее время аналогов на российском рынке.

Шпала железнодорожная из композитных материалов обладает уникальными эксплуатационными характеристиками. Стендовые и лабораторные испытания, а также практическая проверка композитных шпал на прочность в условиях Экспериментального кольца АО ВНИИЖТ с пропуском по участку более 500 млн тонн груза показали, что прочностные характеристики наших композитных шпал в полтора раза выше, чем у деревянных аналогов.

Композитная шпала успешно прошла испытания на соответствие нормам и требованиям пожарной безопасности, подтверждением чему является полученный сертификат в системе добровольной сертификации пожарной безопасности и положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Основные эксплуатационные характеристики новинки: сопротивление поперечному сдвигу, повреждаемость, трещинообразование, износостойкость, обеспечение стабильности геометрии рельсовой колеи значительно превышают характеристики деревянных шпал. Материал шпал одновременно является диэлектриком, устойчивым к агрессивным средам и неподверженным электрокоррозии. По сравнению с деревянными шпалами композитные железнодорожные шпалы имеют до 4 раз больший срок службы более 50 лет в условиях с высокой влажностью и высокими температурами. Железно­дорож­ные шпалы из переработанного пластика позволяют значительно сократить финансовые и кадровые затраты на их обслуживание. Уникальная технология производства позволяет нам устанавливать гарантийный срок эксплуатации композитной железнодорожной шпалы в течение 10-ти лет.

Несколько тысяч композитных шпал уже уложены на опытных участках Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов с наработкой более 200 млн тонн. Подключилось к внедрению новой технологии ГУП «Мосгор­транс» и Бакинское метро. Уже наработанная практика метрополитеновцев свидетельствует, что композитные шпалы существенно снижают как затраты на обслуживание, содержание и ремонт пути, так и снижают показатели уровня шума до 7 Дб.

Расчеты показывают, что затраты по замене композитных шпал по истечении срока службы почти на порядок меньше, чем деревянных, и позволяют сэкономить до 180 млн рублей на километр пути.

Двухкомпонентная смесь для ремонта деревянных и композитных шпал ДСРШ является новой инновационной разработкой компании АКСИОН и не имеет аналогов на российском рынке. Смесь ДСРШ состоит из двух компонентов, реагирующих между собой при смешении через специальный смеситель, и через короткое время при застывании образующих твердый материал, по плотности схожий с древесиной твердолиственных пород.

Смесь ДСРШ предназначена для продления срока службы железнодорожных шпал и других элементов верхнего строения пути.Смесь ДСРШ позволяет обеспечить оперативный ремонт отверстий для скреплений в деревянных и композитных шпалах при многократной перешивке пути а также трещин в деревянных шпалах без снижения прочности соединения по сравнению с основным материалом. Один картридж смеси ДСРШ (620 мл) позволяет провести ремонт до 30 (тридцати) отверстий для скреплений или нескольких шпал с трещинами шириной от 3 до 10 мм и более. Смесь ДСРШ прошла успешные лабораторные испытания АО «ВНИИЖТ», а также испытания на участках железнодорожного пути Московского и Бакинского метрополитенов и получила высокую оценку от специалистов.

Использование смеси ДСРШ позволяет существенно сократить время для проведения ремонта либо проводить ремонт большего количества шпал в отведенные технологические окна и, как результат, снизить материальные затраты и затраты на персонал при проведении ремонта железнодорожного пути. Экономический эффект при ремонте деревянных и композитных шпал достигает 60%.

В настоящее время смесь ДСРШ широко применяется в Московском, а также Бакинском метрополитенах, проводятся испытания смеси на участке Северной дороги ОАО «РЖД». Заинтересованность в приобретении смеси ДСРШ выразили представители Санкт-Петербургского метрополитена, метрополитена республики Беларусь и железных дорог Индии. Производственные мощности компании позволяют удовлетворить существующие потребности заказчика в полном объеме (РЖД, метро, трамвай).

Сложность и многофункциональность современной диагностической техники требует специалистов соответствующего уровня для ее эффективного применения. В связи с этим, в 2009 году на базе специализированного производственно-ремонтного центра АО «Фирма ТВЕМА» в Москве открылось негосударственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки специалистов технической диагностики». Наряду с сотрудниками ОАО «РЖД» и российских метрополитенов и промпредприятий, в центре обучаются представители железных дорог стран СНГ и дальнего зарубежья.

В центре подготовлено более 5000 специалистов, включая представителей стран, использующих диагностическую технику фирмы. Только за последние четыре года здесь было обучено около 200 специалистов диагностики Московского, Бакинского, Пекинского и Алма-Атинского метрополитенов.

В Учебном центре занятия проходят в аудиториях и лабораториях, оснащенных современными наглядными пособиями и оборудованием, стендами, тренажерами, компьютерными обучающими программами. При обучении используются действующие образцы диагностического оборудования как собственного изготовления, так и сторонних производителей. При обучении практикуется и такая форма обучения, как выездные занятия на железных дорогах и метрополитенах.

В 2014 году АО «Фирма ТВЕМА» вошла на правах присоединенного предприятия в Между­народную организацию сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и это стало еще одним шагом на пути расширения международного сотрудничества с зарубежными партнерами. В 2015 году производственная база фирмы стала площадкой для встречи специалистов в области диагностики европейских стран, входящих в ОСЖД.

© Евразия Вести V 2018



V 2018

Евразия Вести V 2018

Масштабная программа развития метрополитена – основа транспортной инфраструктуры столицы

Самый комфортный и современный транспорт столицы

Инновационные технические решения для городского транспорта

Московский транспорт: цели, задачи, перспективы

Сегодня и завтра

Метрополитен - визитная карточка современного города

Современные технологии на службе безопасности метрополитена

Техническая оснащенность и безопасность движения - основа надежности метрополитена

Противопожарная защита на объектах метрополитена

В электродепо «Северное» прошел митинг в честь Дня Победы

ИНТЕРМЕТРО-2017: уникальная площадка для специалистов метро

Подземное пространство должно быть не только красивым, но и технологичным

Накопители энергии для Московского метро

Аспекты импортозамещения

Новые решения и новые партнеры Логоса

Крепнет сотрудничество ПФ «Логос» с ИЦ «Сколково»

Новые виброзащитные конструкции верхнего строения пути

Оптика на страже безопасности пассажиров

Услуги ООО «ТОП-Сервис» для Московского метрополитена

Подтверждая репутацию надежного делового партнера

Подземное пространство в Москве может использоваться более эффективно

Решения Hilti для метростроения

Stadler - комфорт, скорость, надежность!

Сохранение и развитие городского электрического транспорта

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести