Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

ООО «НПО САУТ» - обеспечивает надежность и безопасность движения поездов

Научно-производственное объединение ООО «НПО САУТ» образовано по инициативе ЦТ МПС России в ноябре 1994 г. сотрудниками Уральского отделения ВНИИЖТ для разработки, производства и внедрения инновационных микропроцессорных систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.

Вопросам локализация производства и импортозамещения в локомотивных системах управления и обеспечения безопасности движения поездов посвящена статья Директора ООО «НПО САУТ» Евгения Васильевича Веселова.

ООО «НПО САУТ» - обеспечивает надежность и безопасность движения поездов
ООО «НПО САУТ» - обеспечивает надежность и безопасность движения поездов
Пульт машиниста электровоза 2ЭС6 с системой управления МПСУиД и системой безопасности БЛОК-
Система безопасности БЛОК-М на отечественных микроконтроллерах
За более чем 20 лет существования «НПО САУТ» прошло нелегкий путь от малого предприятия до лидера российского приборостроения железнодорожной автоматики. Приборы, поставляемые «НПО САУТ» на железные дороги, обеспечивают безопасность движения, автоматизацию управления тяговым и мотор-вагонным подвижным составом и востребованы не только в России, но и за ее пределами.

В настоящее время ООО «НПО САУТ» поставляет на скоростные электропоезда ЭС2Г «Ласточка», производимые ООО «Уральские локомотивы», следующие бортовые системы: безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК) – локомотивная система безопасности, объединившая функции систем безопасности КЛУБ, САУТ и ТСКБМ. БЛОК разработан специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» и изготавливается на нескольких оборонных предприятиях Урала с финишной сборкой и приемо-сдаточными испытаниями в ООО «НПО САУТ».

В рамках проекта Desiro RUS-«Ласточка» ООО «НПО САУТ» обеспечило поставку в Германию комплекса БЛОК на все электропоезда Desiro RUS-«Ласточка», изготовленные для России. Это обеспечило повышенную безопасность движения поездов и максимальную пропускную способность во время проведения зимних олимпийских игр 2014 года.

Изначально на электропоездах Desiro RUS-«Ласточка» использовалась микропроцессорная система управления и диагностики «SIBAS-32» (Siemens) с закрытым протоколом обмена информации с внешними устройствами. Для передачи команд управления тягой и торможением от системы безопасности БЛОК в систему управления «SIBAS-32» используется блок ШЛЮЗ-СAN-MVB2, поставляемый российско-американским предприятием ООО «МикроМакс Системс», что привело к снижению уровня локализации с 81% до 45%.

Уровень локализации компонентов системы безопасности БЛОК в значительной степени связан с используемой на локомотиве микропроцессорной системой управления и диагностики (МПСУиД). На локомотивах нового поколения 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы» с отечественной микропроцессорной системой управления и диагностики, уровень локализации составляет 81%, остальные компоненты - импортные микроконтроллеры и микросхемы.

В рамках выполнения Прог­раммы импортозамещения специалистами ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком» в 2017 году завершена разработка, а ООО «НПО САУТ» освоено производство аппаратуры БЛОК-М на отечественных микроконтроллерах, производимых АО «ПКК Миландр» (г. Зеленоград). В результате проделанной работы, связанной с изменением принципиальных схем аппаратуры БЛОК, разработкой новой топологии печатных плат и изменением программного обеспечения, была создана бортовая аппаратура БЛОК-М. В августе 2016 года приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела приемочные испытания аппаратуры БЛОК-М и рекомендовала ООО «НПО САУТ» выпустить установочную серию БЛОК-М в количестве 100 штук. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела квалификационные испытания БЛОК-М на электровозах 2ЭС6. По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры БЛОК-М для установки на локомотивы 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС5К, 3ЭС5К, 2ЭС4К, 3ЭС4К, ЭП2К, 2ТЭ25А, 2ТЭ25КМ, 2ТЭ25К2М и другой вновь разрабатываемый подвижной состав. Внедрение аппаратуры БЛОК-М на локомотивах с отечественной МПСУиД позволило увеличить уровень локализации компонентов до 90% уже в текущем году.

Распоряжением Генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» О.В. Бело­зеровым №?2062/р от 20 сентября 2018 года утверждено решение Комитета по проведению конкурса на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем о признании победителем конкурса в номинации «Системы диагностики и управления»: 2 место – ООО «Научно-производственное объединение САУТ» за безопасный локомотивный объединенный комплекс, масштабируемый БЛОК-М.

Микропроцессорная система управления и диагностики (МПСУиД) для электропоезда «Ласточка» разработана в 2017 году специалистами ООО «НПО САУТ» и ООО «Уральские локомотивы». Для реализации Программы импортозамещения электропоезда ЭС2Г «Ласточка» в первую очередь, была создана отечественная МПСУиД с собственным программным обеспечением, что позволило использовать в составе электропоезда основное и вспомогательное оборудование различных отечественных производителей. В созданной системе управления реализовано требование ОАО «РЖД» по формированию поезда переменной составности без какой-либо подстройки системы. Достигнутый уровень локализации в системе МПСУиД для электропоезда ЭС2Г «Ласточка» составляет 81%. ООО «НПО САУТ» ведет работы по замене импортных микроконтроллеров на отечественные, однако возможности отечественных разработчиков и производителей микропроцессорной электроники пока не позволяют это реализовать полностью.

Интеграция аппаратуры БЛОК-М и МПСУиД позволила создать инновационную систему управления с функцией системы безопасности МПСУ-БД, которая обеспечивает автоматизированное управление движением локомотива и автоматическое торможение поезда. Взаимная интеграция существующих систем позволила исключить дублирование выполняемых функций однотипными приборами, обеспечить использование единого информационного поля, осуществить резервирование вывода информации для машиниста. В результате достигается снижение стоимости локомотивокомплекта комплекса, повышение функциональности, упрощение использования и обслуживания. Комплекс МПСУ-БД выполнен с открытой архитектурой, что позволяет, изменив количество блоков, и их подключение использовать ее на различных типах и сериях подвижного состава. Установочная партия аппаратуры новой системы, успешно эксплуатируется на электровозах 2ЭС6 №№ (680…684).

Инновационная микропроцессорная система управления с функцией системы безопасности (МПСУ-БД) была представлена в 2017 году на VI Международном железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» в подмосковном городе Щербинка (Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ).

Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров (СВОП) для электропоезда ЭС2Г «Лас­точка» разработана специалистами ООО «НПО ТрансИнфо­Проект», ООО «НПО САУТ». Опытные образцы СВОП, изготовленные ООО «НПО САУТ» прошли предварительные заводские и эксплуатационные испытания и в 2017 году приемочная комиссия ОАО «РЖД» провела приемочные испытания СВОП. По результатам приемочных испытаний ООО «НПО САУТ» изготовило установочную серию в количестве 34 поездокомплектов. В текущем году квалификационная комиссия ОАО «РЖД» провела квалификационные испытания СВОП. По результатам этих испытаний принято решение о серийном производстве аппаратуры СВОП для установки на всех электропоездах ЭС2Г, выпускаемых ООО «Уральские локомотивы». В связи с отсутствием аналогов отечественных комплектующих для изготовления опытных образцов СВОП были использованы импортные комплектующие, закупаемые в странах – производителях: Китай; Тайвань; Германия. Этим обусловлен низкий уровень локализации СВОП - 46,2%. В настоящее время ООО «НПО САУТ» ведет разработку и осваивает производство отечественных аналогов, что позволит реализовать в 2018 году уровень локализации компонентов СВОП не менее 60%, в 2019 году не менее 70% и в 2020 году – не менее 80%.

В настоящее время ООО «НПО САУТ» совместно с АО «НИИАС» и ООО «Уральские локомотивы» ведут работы по реализации Концепции «Автономной системы управления движением поездов без участия машиниста на Московском центральном кольце (МЦК)». С этой целью на электропоездах «Ласточка» производится доработка существующих систем управления МПСУиД, систем безопасности БЛОК, систем видеонаблюдения и оповещения пассажиров СВОП, выпускаемых нашим предприятием.

Для повышения точности остановки поезда на пассажирских платформах разработаны и проходят поездные испытания ультразвуковые датчики, фиксирующие границу платформ. В опытных поездках достигнута точность автоматической остановки поезда на пассажирских платформах 0,5 метра при высокой интенсивности торможения.

С целью повышения точности позиционирования электропоезда в ООО «НПО САУТ» разработана и проходит испытания автономная система путевой навигации по геометрии железнодорожного пути на основе использования радиолокационных датчиков с сверхширокополосным сигналом для обнаружения и определения координат металлических подкладок железнодорожного рельсового пути, а также по времени проследования подкладок расчета линейной скорости и ускорения движения поезда.

Кроме того, информация о скорости движения от радиолокационных датчиков совместно с штатными осевыми датчиками пути и скорости может использоваться для контроля проскальзывания в контакте «колесо-рельс», что позволит реализовать адаптивную защиту от буксования и юза колесных пар локомотива.

ООО «Научно-производственное Объединение «САУТ»

620027 Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 15, офис 220

Телефон/факс (343) 358-41-81

E-mail: Veselov@saut.ru





© Евразия Вести IX 2018



IX 2018

Евразия Вести IX 2018

InnoTrans 2018: высокий темп перехода к цифровым технологиям

Ключевые технологии «Цифровой железной дороги»

Роль Центра технического аудита ОАО «РЖД» в обеспечении качества закупаемой холдингом «РЖД» продукции и развитие систем добровольной сертификации

Инновации: новые пути развития и способы взаимодействия

Экономическая и эксплуатационная целесообразность внедрения газотурбовозов на сети дорог ОАО «РЖД»

Функциональная безопасность

Реализация скоростной комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры

Потребители нам доверяют за качество и надежность

АО «Транспневматика» - только вперед!

Сложные задачи решаем вместе

Комиссия вагонного хозяйства - консолидированная позиция при решении сложных задач

ПКБ ЦВ – регулятор технологичности деятельности вагонного комплекса во всей геолокации 1520

Международный пассажирский форум

Комиссия по пассажирскому хозяйству

АО «ВРК-2» – сервис, качество, инновации

АО «ВРК-3» - взвешенные решения и взаимовыгодное сотрудничество

Управление активами железнодорожного транспорта на основе методологии УРРАН

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести