Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2018


Версия для печати
Обсудить в форуме

Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом

В г. Сочи 17–18 октября 2018 г. состоялась девятая Международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте». Как и многие предыдущие годы одним из организаторов конференции стал Ростовский государственный университет путей сообщения.

Накануне 90-летия университета ректор ФГБОУ ВО РГУПС доктор технических наук, профессор Владимир Дмитриевич Верескун рассказал нашему корреспонденту о сегодняшнем дне одного из ведущих транспортных ВУЗов страны и планах на будущее.

В.Д. Верескун
М.А. Бутакова
И.Д. Долгий
Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом
Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом
Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом
Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом
Ученые РГУПС на передовых рубежах железных дорог России и за рубежом
В 2019 году ростовский государственный университет путей сообщения старейший транспортный вуз юга России отмечает свое 90-летие. За годы существования он подготовил более 93 тысяч специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства страны. Университет сегодня – мощный научно-исследовательский центр с большим потенциалом и широкими возможностями для разработки и внедрения передовых инновационных технологий, осуществления комплексных научных исследований по приоритетным проблемам транспортной отрасли. Высоко­квалифицированный профессорско-преподавательский состав, накопленный многолетний опыт исследовательской работы, уникальное оснащение научно-исследовательских лабораторий, работа по сохранению и приумножению научного потенциала путем привлечения талантливых студентов к научной деятельности позволяет университету занимать лидирующие позиции в науке.

Одной из важнейших составляющих деятельности университета является решение актуальных задач научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики. Ученые университета принимают активное участие в подготовке комплекса программных материалов, определяющих стратегические цели и задачи, перспективы развития транспорта России. Ежегодно для российских и зарубежных предприятий выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на сотни миллионов рублей. Университет ведет научные исследования по заказам РИФ, РФФИ, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, компании ОАО «Российские железные дороги, других крупных российских компаний и предприятий.

Развивается и укрепляется сотрудничество со структурами Российской академии наук – созданы совместные лаборатории.

Разработки ученых РГУПС востребованы и внедряются на железных дорогах России и за рубежом. Наиболее значимые из них:

– системы диспетчерского управления движением поездов;

– вагоны лаборатории (тягово-энергетические, экологические, тормозоиспытательные);

– комплексы по диагностике пути;

– детали и узлы машин из новых композиционных и нано материалов, новые виды смазок, вентильно-индукторные двигатели и генераторы и многие другие.

Ученые и специалисты университета участвовали в крупных проектах ОАО «Российские железные дороги» по созданию транспортной инфраструктуры для Олимпиады в г. Сочи, создании уникального газотурбовоза, совершенствовании транспортной инфраструктуры юга России.

В научных исследованиях вместе с известными в мире и России учеными активное участие принимают молодые преподаватели и научные сотрудники, аспиранты и студенты университета. Студенты, участвующие в научных исследованиях, выполняемых по договорам и грантам, получают достойную заработную плату, имеют научные публикации по результатам работы.

Студенты, аспиранты, преподаватели РГУПС участвуют в крупнейших международных научных конференциях «Транспорт России», «ТрансЖАТ», образовательных и научно-технических выставках, симпозиумах (например, в международной транспортной выставке «Иннотранс» в Берлине, международных транспортных и образовательных форумах в Пекине, Франкфурте и др.).

В университете проводится большая работа по реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». Наглядным примером может служить деятельность факультета «Информационные технологии управления» под руководством доктора технических наук, профессора Марии Александровны Бута­ковой. Факультет осуществляет свою учебную и научную деятельность, направленную на подготовку специалистов, обладающих знаниями и практическими навыками в области перспективных систем интеллектуального управления, разрабатываемых на интегрированной платформе цифровой железной дороги.

В настоящее время ОАО «РЖД» является лидером развития современных технологий в транспортной отрасли, нацеливаясь на повышение качества и эффективности в организации перевозочного процесса. Постоянно идут процессы модернизации физически и морально устаревшей техники на технологии нового поколения, среди которых особое внимание уделяется цифровым информационным технологиям, дающим компании ОАО «РЖД» как инновационный потенциал, так и конкурентные преимущества.

В ходе выполнения проекта «Цифровая железная дорога осуществляется разработка единого информационного комплекса систем управления всеми процессами компании: в области грузовых и пассажирских перевозок, подвижного состава, управления инфраструктурой, финансами и бизнес-процессами.

Для успешной реализации проекта необходимо сочетание ключевых современных информационно-управляющих устройств и технологий. Для этого профессорско-преподавательский состав факультета «Информационные технологии управления» развивает научно технические направления и совершенствует учебные курсы для преподавания технологий высокоскоростной передачи данных, в том числе широкополосных беспроводных и мобильных сетей пятого поколения; разработки мобильных приложений для смартфонов и планшетов; систем искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности; интеллектуального анализа сверхбольших данных; интеллектуальных робототехнических систем и устройств промышленного Интернета вещей.

Теоретические знания подкрепляется практическими навыками, которые студенты получают в новых лабораториях факультета: «Кроссплатформенного программирования», «Сетевых технологий и Интернета-вещей», «Электроники и схемотехники», «Микропроцессорной техники и автоматики», «Оптических и спутниковых систем связи».

В настоящее время на факультете обучается 567 студентов, из них 257 – по целевым направлениям от железных дорог. Факультет является основным поставщиком высококвалифицированных кадров в области автоматики, телемеханики и связи для предприятий – филиалов и структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ Северо-Кавказского, Приволжского и Юго-Восточного регионов.

Преподавательский состав факультета активно готовится к переходу на новые образовательные стандарты. Для этого осуществляется разработка виртуальных аналогов сложного и дорогостоящего оборудования, а также переход на отечественные программные продукты, предусмотренные профессиональными стандартами.

Выпускники факультета все чаще выбирают научную деятельность, поступая в аспирантуру, связывая свою дальнейшую жизнь с наукой.

Кафедра «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» под руководством заведующего кафедрой – доктора технических наук, профессора Игоря Давидовича Долгого – готовит квалифицированных специалистов в области ЖАТ.

Кафедра является выпускающей по специальности 23.05.05 «Системы обеспечения движения поездов», специализация «Авто­матика и телемеханика на железнодорожном транспорте», квалификация выпускника – инженер путей сообщения. Ведется подготовка по программам повышения квалификации специалистов ОАО «РЖД» и по рабочей профессии электромонтер СЦБ.

Основные направления научных исследований и прикладных разработок:

– разработка и внедрение микроэлектронных систем диспетчерского управления движением поездов и систем релейно-процессорной централизации;

– исследование и разработка методов автоматизации интеллектуальной поддержки технологических процессов в интегрированных системах управления, контроля и диагностирования на железнодорожном транспорте;

– разработка нормативной документации и технических средств оптимизации методов обслуживания устройств ЖАТ.

Также И.Д. Долгий является научным руководителем научно-исследовательской лаборатории «Системы диспетчерского контроля и управления».

Лаборатория оснащена современной компьютерной техникой, измерительными приборами, аппаратурой для проведения испытательных и пусконаладочных работ, имеет лицензии на проектирование аппаратно-программных средств, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также на осуществление функций генерального подрядчика.

Результаты научно-практической деятельности кафедры:

– устройствами диспетчерской централизации «ДЦ-ЮГ с РКП» оборудовано более 2600 км железнодорожных линий в России, в том числе 22 станции на олимпийских объектах в г. Сочи, и 443 км в Казахстане;

– устройствами релейно-процессорной централизации «РПЦ-ДОН» оборудовано 3 станции в России (две на магистральном и одна на промышленном транспорте) и 4 станции в Республике Армения;

– за последние 10 лет получено более 60 патентов на изобретения и полезные модели, опубликовано 7 монографий, более 80 статей в журналах, включенных в перечень ВАК, РИНЦ и WebofScience, а также 9 учебников и учебных пособий;

– проведены теоретические исследования в области построения высоконадежных отказоустойчивых автоматизированных систем управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Разработана методология проектирования распределенных многоуровневых систем, реализующих свои функции на основе использования формализованных статистических и экспертных знаний об объектах управления и внешней среде их функционирования.

Распределение молодых специалистов на предприятия железнодорожного транспорта, а также в научно-исследовательские и пректно-технологические организации составляет – 90%. За период с 1975 г. подготовлено более 3000 высококвалифицированных инженеров для Северо-Кавказской, Приволжской, Юго-Восточной, Северной, Октябрьской, Калинин­градской, Московской, Южно-Кавказской дорог.

Научные разработки РГУПС: системы управления движением поездов.

Разработанная в университете диспетчерская централизация ДЦ-Юг с РКП, тиражируется на сети железных дорог с 2001 года. В настоящее время – система эксплуатируется на Северо-Кавказской, Красноярской, Западно-Сибирской железных дорогах ОАО «РЖД», а также в республике Казахстан. Всего оборудовано 22 диспетчерских круга, включающих 222 станции, в том числе более 100 из них постоянно работают в режиме диспетчерского управления.

ДЦ-Юг с РКП имеет полный набор необходимой разрешительной документации, аппаратура сертифицирована и выпускается предприятиями с системой менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2008, принятые оригинальные технические решения защищены патентами.

В 2011–2013 гг. было выполнено проектирование и строительство системы на участках Туапсе – Сочи (искл.), Сочи – Адлер – Веселое (искл.), Адлер (искл.) – Красная Поляна (всего 22 станции, в том числе 18 на ДУ) Северо-Кавказской ж.д.

В проекте разработаны уникальные технические решения, позволяющие осуществлять реконфигурацию кругов и автоматизированную безопасную передачу функций управления между Дорожным центром управления движением (г. Ростов-на-Дону) и Адлеровским региональным центром, обеспечивать руководство ОАО «РЖД» данными о движении поездов и состоянии инфраструктуры, автоматизировать операции установки маршрутов движения поездов, сокращать время выполнения технологических операций и др.

По результатам проведенного в 2014 г. конкурса «За вклад в развитие науки в области железнодорожного транспорта» на присуждение премии ОАО «РЖД» разработка «Программно-аппаратный комплекс «ДЦ-ЮГ с РКП» управления движения поездов на железнодорожных объектах зимней Олимпиады «Сочи-2014» заняла первое место.

Функциональный состав и уровень безопасности системы ДЦ-Юг с РКП соответствуют требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 33896-2016 «Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движением поездов. Требования безопасности и методы контроля», а также отраслевых нормативных документов. При этом часть информационных функций реализуется системой в результате взаимодействия с комплексами управления более высокого и смежного уровней (АСУ-Д, АСОУП, Урал-ГИД, Оскар, ИТАРУС, КУПОЛ и др.).

Установленным порядком в ДЦ-Юг с РКП реализована под­система логического контроля обнаружения несоответствия зависимостей в устройствах автоблокировки и электрической централизации. Выполнен программный модуль, обеспечивающий двухуровневую блокировку некорректных действий персонала либо системы автоматического управления маршрутами.

Разработанный на базе РКП программно-аппаратный комплекс АРМ-ШН с функцией метрологических телеизмерений устройств ЖАТ обеспечивает: диагностирование устройств СЦБ на основе логического и параметрического (более 40 типов параметров) контроля; протоколирование и документирование технологических процессов (с реализацией функций «черного ящика»); отображение поездного положения; звуковое, голосовое и графическое оповещение электромеханика.

Особенности подсистемы диагностики обеспечивают расширенный контроль параметров устройств ЖАТ.

Технические средства РКП выпускаются отечественными производителями, установленным порядком сертифицированы в системе ГОСТ Р, блоки измерения включены в отраслевой реестр средств измерений.

Компоновка оборудования АРМов и сетей магистральной связи осуществляется на базе серийно выпускаемых промышленных компьютеров и специализированных средств.

Для тестирования и ремонта исполнительных блоков РКП разработаны стенды станционные и для РТУ дистанций СЦБ.

На специализированном рабочем месте метролога ШЧ выполняется автоматизированная аттестация измерительных блоков комплекса с автоматической выдачей готовых протоколов первичной и периодической калибровки.

В РГУПС разработан вариант релейно-процессорной централизации (РПЦ-ДОН), единственной из отечественных систем подобного класса, выполняющей на единой программно-аппаратной платформе функции электрической (ЭЦ) и диспетчерской (ДЦ) централизации, средств технического диагностирования и мониторинга, логический контроль корректности работы устройств и действий персонала.

В соответствии с нормативными документами отрасли система реализует протоколирование технологических событий, звуковое и голосовое оповещение пассажиров и персонала, реализацию «ответственных команд», управление примыкающими станциями и др.

РПЦ-ДОН может применяться как при новом строительстве, так и в случае частичной модернизации существующих ЭЦ. В обоих случаях сохраняется релейная исполнительная группа ЭЦ, которая переходит под управление микропроцессорной подсистемы, реализующей логику работы, отображение и передачу команд, информационную связь с внешними компьютерными комплексами и др.

Использование отечественной защищенной операционной системы реального времени «Нейтрино» (двоично совместима с ОС РВ QNX) способствует достижению требуемого уровня информационной безопасности, что подтверждено решением Федеральной службы технической экспертизы и контроля (ФСТЭК России) в отношении программного обеспечения ДЦ-Юг с РКП.

В настоящее время все модули РКП переведены на отечественные микроконтроллеры производства предприятия «Миландр», проведен полный цикл испытаний и получены сертификаты. Расширена номенклатура изделий блоков, дополнительно к модулям в форм-факторе реле «Н1» выпущены модули для установки на дин-рейку а также произведена доработка для установки электроники модулей в корпусе реле «НМШ». Разработаны и проходят испытание конструктивные решения линейного пункта с централизованным размещением блоков РКП в шкафу с монтажом на дин-рейку.

На базе научно-исследовательской лаборатории «Системы диспетчерского контроля и управления» созданы учебно-научные лаборатории, оснащенные реальной аппаратурой ДЦ-Юг с РКП, где проходят обучение специалисты с дорог. Прошедшим подготовку на специальных курсах выдаются свидетельства установленного образца на право эксплуатации, обслуживания и тестирования технических средств системы.

© Евразия Вести XII 2018



XII 2018

Евразия Вести XII 2018

Конкурентные приоритеты хозяйства автоматики и телемеханики

Эффективность и совершенствование инфраструктурного комплекса

Применение цифровых технологий как средство повышения эффективности компаний

Журналу «Автоматика, связь, информатика» – 95 лет

Создание лаборатории «Виртуальная железная дорога» - веление времени

Развитие систем диспетчерского управления движением поездов

Развитие цифровых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов

Комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом и горочных технических средств

Инновационное оборудование для сортировочных станций

ОАО «ЭЛТЕЗА» - генеральный партнер ТрансЖАТ-2018

«Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» - создаем цифровое будущее железных дорог!

Создание новых систем на основе цифровых технологий

Цифровые технологии в хозяйстве ЖАТ

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2019 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести