Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

О приемочных клеймах МПС

Вопросы качества перевозочного процесса, связанные с обеспечением безаварийной транспортировки грузов по железным дорогам, и минимизацией экономических потерь на восстановление инфраструктуры от последствий выхода на нее продукции несоответствующего качества, не позволяют недооценивать роль инспекторского контроля.

Этим важнейшим вопросам посвящена статья генерального директора ООО «Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» Владимира Васильевича Асриянца.

О приемочных клеймах МПС
О приемочных клеймах МПС
О приемочных клеймах МПС
О приемочных клеймах МПС
На железнодорожном транспорте России для обеспечения безопасности продукции наряду с обязательной сертификацией действует система инспекторского и приемочного контроля. Обе системы не просто объективно существуют, но и взаимодействуют, и каждая из них подтверждает соответствие продукции установленным требованиям, обеспечивая тем самым безопасность в эксплуатации.

Издавна по результатам инспекторского контроля и приемки продукции железнодорожного назначения инспектора-приемщики осуществляли клеймение изделий инспекторскими клеймами. Тем самым подтверждалось, что продукция прошла весь технологический процесс производства и безопасна для эксплуатации.

Во времена Петра I в Российской империи первыми государственными клеймами клеймились пищали, пушки и все, что касалось военного снаряжения. Ну а на железнодорожном транспорте в царской России был издан официальный приказ по Министерству путей сообщения от 1.08.1916 № 99 «Правила клеймения материалов и изделий, изготовляемых на заводах для учреждений, подведомственных Министерству путей сообщения», который после актуализации отменял старые Правила от 22 июля 1900 года за №?114. Графическими изображениями клейм в Правилах были изображения «Корона» и «Топор и Якорь».

«Технические указания о клеймении готовых изделий, принятых для Министерства путей сообщения заводскими инспекторами Управления вагонного хозяйства МПС СССР» были внедрены в 1940 г.

Данные требования были направлены на обеспечение дополнительных гарантий безопасности при перевозке грузов и пассажиров на железнодорожном транспорте, принадлежавшем МПС, где оператором и владельцем подвижного состава выступало МПС СССР.

В технических указаниях 1962 г. пунктом 1 определено, что «все принимаемые для МПС материалы и изделия, равно как и отбираемые от них для испытания образцы, должны быть заклеймены инспекторскими клеймами технической годности, утвержденного образца следующего вида:

– клеймо предварительной приемки «Ключ и Молоток»;

– клеймо окончательной приемки «Серп и Молот».

Также в этом документе определен порядок выдачи, хранения, использования и утилизации приемочных клейм.

Изучать, отыскивая исторические свидетельства о существовании инспекторского контроля на заводах-изготовителях, можно бесконечно. Но непреложным остается тот факт, что целью инспекций всегда был контроль соблюдения изготовителем установленных норм к качеству продукции.

Изготовитель всегда был и остается в зоне критики за срыв плановых заданий и сроков поставок. При этом ни для кого не секрет, что зачастую организационные вопросы производства решаются за счет качества выпускаемой продукции.

Существует ряд документов, подтверждающих факты введения или очередного возобновления на заводах, изготавливающих и ремонтирующих железнодорожную продукцию, деятельности инспекторов-приемщиков.

Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР и Центрального комитета ВКП(б) от 04.06.1934 г. были признаны неудовлетворительными результаты выполнения программы изготовления запасных частей предприятиями Народного комиссариата путей сообщения в I квартале 1934 г. В пункте 15 организационных мероприятий данного постановления записано: «Для обеспечения контроля за ходом и качеством ремонта подвижного состава и изготовления запасных частей ввести на всех вагоноремонтных заводах и на паровозоремонтных заводах, занятых одновременно изготовлением запасных частей для других железных дорог, инспекторов-приемщиков НКПС».

При этом среди основных причин неудовлетворительной работы предприятий Народного комиссариата путей сообщения Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) отмечали отсутствие оперативного контроля и надзора за ходом производства на заводах транспорта со стороны НКПС.

Таким образом, на всем историческом пути инспекторского контроля железнодорожной продукции клеймение оставалось свидетельством годности продукции в рамках закупок государственным (федеральным) субъектом.

В ходе реорганизации МПС вопрос инспекторского контроля некоторое время существовал в правовом вакууме до тех пор, пока не была проведена его гармонизация с требованиями Феде­рального законодательства в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды или предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом вопрос о клеймах МПС даже не поднимался, несмотря на очевидное противоречие, а именно: негосударственная структура не может проводить клеймение продукции клеймами государственного образца. Таким образом, владение клеймами не было легализовано, а клеймение осуществлялось фактически «по умолчанию».

В переходный период реорганизации МПС приемочные клейма не контролировались никем, они были бесхозными, а учет и хранение клейм «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» в соответствии с Техническими указаниями не выполнялись. Изготовить клеймо мог любой завод, хотя в Правилах клеймения 1916 г. и в Техни­ческих указаниях 1962 г. было строго запрещено изготавливать клейма на заводах, изготовляющих продукцию для ведомственных предприятий.

Приемочные клейма «Ключ и Молоток», «Серп и Молот» наносились ударным способом на детали подвижного состава в местах, установленных нормативно-технической или конструкторской документацией, инспекторами-приемщиками МПС.

При МПС это были знаки обращения ведомства государственного уровня, которые позволяли продукции обращаться на путях общего пользования. Чертежом № 3209 и ГОСТ 1435–54 определены форма и материал изготовления клейм МПС.

После реформирования МПС СССР, с одной стороны, подтверждение годности продукции в рамках закупок федеральным субъектом исчерпало себя. С другой стороны, функция предупреждения поступления на инфраструктуру потенциально опасной продукции оставалась и остается по сей день.

В требованиях различных нормативных документов, конструкторской документации принадлежность клейма определена как:

– представителя владельца инфраструктуры или завода-изготовителя;

– представителя потребителя;

– клеймо инспектора-приемщика или заказчика.

Но при этом в установленных местах нанесения клейм отсутствуют графические изображения клейм, т.е. не указано, как графически должны выглядеть клейма.

Так какими же клеймами клеймить годную продукцию?

В требованиях действующих нормативных документов, например, в «Руководящем документе по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм» (РД ВНИИЖТ 27.05.01–2017), указана последовательность маркировки осей и колес при изготовлении, маркировка торца оси при формировании колесной пары. Показано лишь графическое изображение и место постановки «приемочных клейм» «Серп и Молот», «Ключ и Молоток», а принадлежность клейм не указана. В более ранней «Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар» № ЦВ/3429, 1976 г. было четко прописано, что клеймение изделий производится приемочными клеймами МПС «Серп и Молот» и «Ключ и Молоток».

«Правилами технической эксплуатации железных дорог» не установлены форма и непосредственный владелец приемочных клейм. Таким образом, приемочные клейма не имеют хозяйствующего субъекта. Клейма могут быть изготовлены и использованы практически любым юридическим или физическим лицом, в том числе не имеющим отношения к сфере железнодорожного транспорта.

По сути, клеймо утратило идентифицирующую функцию. Следовательно, на рынок может попасть контрафактная и фальсифицированная железнодорожная продукция.

В Совете по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ при проведении актуализации всей нормативной базы документов по вагонному хозяйству вопросы, связанные с применением приемочных клейм «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» на «пространстве 1520 мм» до настоящего времени не рассматривались. Следовательно, клеймение продукции железнодорожного назначения клеймами МПС «Серп и Молот» «Ключ и Молоток» выпало из правового регулирования железнодорожными администрациями.

Чтобы предотвратить поступление на инфраструктуру контрафактной и фальсифицированной продукции, а также исключить риски, связанные с безопасностью движения поездов, Федеральным агентством по железнодорожному транспорту РФ клейма МПС «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» были признаны нелегитимными, так как в нормативно-правовых актах Минтранса России отсутствует признание за владельцем инфраструктуры владения приемочными клеймами МПС.

На основании письма Росжелдора от 06.02.2019 № ВЧ-35/686-исх ООО «ИЦПВК» приняло решение о прекращение клеймения готовой продукции клеймами МПС «Серп и Молот», «Ключ и Молоток» с 1 марта 2019 г.

Инспекторским центром в январе 2019г. на одном из вагоноремонтных предприятий была выявлена колесная пара, которая должна была быть исключена из инвентаря. В соответствии с РД ВНИИЖТ 27.05.01 -2017 колесные пары исключают из инвентаря по многим параметрам и критериям браковки, а также от производителя осей, если ось румынского производства до 01.01.2004 г., то она исключается из инвентаря. Например, на оси четко нанесена маркировка оси с условным номером завода изготовителя 6714 – Румыния 1991 г. изготовления, при этом сформированная колесная пара с осью производства Румыния принята, как готовая продукция и клеймилась приемочными клеймами «Серп и Молот». Все эти обстоятельства подтверждают правильность решения Росжелдора о признания не легитимности приемочных клейм МПС.

При маркировке и клеймении готовой продукции заводы обязаны руководствоваться требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), где указан порядок маркировки изделия, обеспечивающий идентификацию продукции.

По поручению Правительства РФ к 2024 году должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками.

С целью реализации Стра­тегии развития транспортного машиностроения на период до 2030 года в настоящее время ведутся разработки информационной базы данных грузовых вагонов, допущенных к эксплуатации на железных дорогах. На первом этапе ведутся работы по маркировки детали и созданию электронного паспорта, что дает возможность уйти от контрафактной и фальсифицированной продукции, то есть процедура проста и заключается в следующем, при финальной стадии вагоносборки оператор с помощью считывателя идентифицирует установленные на вагоне ключевые элементы. Уникальный номер каждого элемента попадает в форму установки детали на вагоне и в распределитель хранилища данных. Все вносимые данные могут поступать в информационные системы, в том числе системы эксплуатантов, собственников вагонов, ИВЦ ЖА, а также надзорных органов.

В электронном паспорте детали реализуют полный цикл учета деталей у производителя и содержат справочную информацию о них.

Согласно закону «О техническом регулировании» № 184-ФЗ идентификация продукции – это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Идентификацию продукции проводят для защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, поставщика), а также для обеспечения безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья потребителя, его имущества и в целях подтверждения соответствия продукции предъявляемым к ним требованиям.

Цель идентификации – выявить и подтвердить подлинность конкретного вида и наименования товара, а также соответствие его определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах.

Задача идентификации – выявить соответствие или несоответствие товара определенным требованиям.

Идентификация продукции является необходимым этапом, предшествующим процедуре подтверждения соответствия, цель которого – установить принадлежность продукции к определенному виду, наименованию артикулу, марке, модели и т.п.

При отрицательных результатах идентификации продукции дальнейший процесс экспертизы не проводится. Нет смысла оценивать качество той или иной продукции, или осуществлять инспекторский контроль за ее качеством, если нет уверенности в том, что представленные для сертификации образцы по своей ассортиментной принадлежности относятся к конкретному виду или конкретной партии товара.

Следует отметить, что в международной практике идентификация рассматривается как один из элементов системы качества на производстве, а также как действие по управлению материалами (сырьем, комплектующими) и товаром для установления соответствия или несоответствия.

© Евразия Вести IV 2019



IV 2019

Евразия Вести IV 2019

Международное сотрудничество ОАО «РЖД»

Дирекция Совета: итоги работы за полгода

VR Group по пути прогресса в интересах клиентов

Стратегические направления международной деятельности VR Group

Надежная техника на службе клиентов

Пассажирские перевозки VR Group – быстро, доступно, с комфортом

VR Transpoint – все зависит от логистики

Финляндия — эффективный железнодорожный маршрут

Контейнерный поезд в Китай

Вагонный комплекс стран Содружества

Обращение ВРИО губернатора Курской области Романа Старовойта

Вагонники встретились в Курске

Познакомились с «ВАГОНМАШ»

Латвийской железной дороге 100 лет!

«VIA Latvia» - на пути к прогрессу

Выбор в пользу инноваций

С заботой о вагонах

ВРК-1 – на передовых рубежах вагонного комплекса ОАО «РЖД»

Завершение этапа актуализации документации по ремонту тележек

О перспективах развития Евразийского континента

Объединенная Вагонная Компания выводит на рынок вагоны-думпкары

XXXIV заседание Конференции Генеральных директоров железных дорог ОСЖД

АО «Барнаульский ВРЗ» – новые возможности старейшего предприятия Алтая

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2019 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести