Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

Техническая политика - основа надежной и эффективной работы

Вопросы технической политики, работа с научными организациями, внедрение опытных образцов изделий, стандартизация и качество находятся в ведении главного инженера Московского метрополитена.

Редакция обратилась к Борису Александровичу Кощееву с вопросами, ответы на которые будут интересны нашим читателям.

Техническая политика - основа надежной и эффективной работы
Техническая политика - основа надежной и эффективной работы
Техническая политика - основа надежной и эффективной работы
Техническая политика - основа надежной и эффективной работы
Техническая политика - основа надежной и эффективной работы
— Борис Александрович, расскажите, как решается вопрос повышения энергоэффективности метрополитена?

— Метрополитен — один из самых энергоемких видов пассажирского транспорта столицы. Более 70% затрат на электроэнергию приходятся на тягу поездов, остальные затраты — на освещение, эскалаторы, вентиляционные установки и пр.

Повышение комфорта для наших пассажиров напрямую сопряжено с повышением потребления электронергии. Поэтому мы давно ведем системную работу в области электросбережения и повышения энергетической эффективности метро.

Внедрение подвижного состава с системами возврата электроэнергии в тяговую сеть при торможении, позволило сократить затраты метрополитена на приобретение электроэнергии. В прошлом году экономия от рекуперации составила порядка 40 млн кВт/ч при общем потреблении 2 млрд кВт/ч.

На данный момент в метро парк подвижного состава с возможностью рекуперативного торможения обновлен на 50%. Вагоны новых моделей имеют асинхронный тяговый привод с возможностью следящего рекуперативно-реостатного торможения. Другими словами, при торможении одного поезда электроэнергия может быть принята другим составом, следующим за ним.

Также в тоннелях Московского метрополитена проводятся работы по замене ламп накаливания на светодиодные светильники. Это позволило снизить потребление электроэнергии на освещение в 6 раз.

— Как налажены вопросы взаимодействия специалистов метрополитена с научными организациями, разработчиками и производителями технических средств и технологий в области охраны труда?

— Поиск новых эффективных и удобных в применении средств для обеспечения безопасной работы сотрудников – важное направление работы в области охраны труда. Сюда входит не только изучение всех новшеств ассортимента средств защиты, но и тесное взаимодействие с производителями. Это и выявление перспективных направлений доработки средств индивидуальной защиты, и изготовление пробной партии, а также производственные испытания для принятия решения об эффективности новинок. Совсем недавно мы начали сотрудничать с научно-исследовательским центром, который исследует и разрабатывает защитные дерматологические средства для рук. Вместе с сотрудниками лаборатории наши специалисты выезжали на вагоноремонтный участок, где произвели отбор производственных смазок и примесей. Их анализ даст понять, какое сочетание компонентов дерматологического средства обеспечит для кожи наилучшую защиту. Цель такой работы подобрать такой набор компонентов, чтобы он не утяжелял, а значит и удорожал общий состав крема, а был сбалансированным комплексом для защиты от характерных для метрополитена загрязнений.

Еще пример. Жесткое основание пути покрыто не только специальными смазочными материалами, но и проникающими в тело тоннеля грунтовыми водами, наполненными макрокомпонентами, нефтепродуктами и пр., создающими в совокупности зажиренную скользкую поверхность. Для профессий, применяющих рабочую обувь на маслобензостойкой подошве, такие производственные опасности не страшны.

А что делать машинистам? Ведь обувь с высоким берцем, на двухслойной рифленой подошве не подходит к форменной одежде. Производителями специальной обуви совместно со специалистами метрополитена была разработана модель, наиболее подходящая по дизайну к строгой форменной одежде машинистов с антискользящей подошвой из эластичного полимерного материала с грязевыводящим протектором. В ходе производственных испытаний и опытной носки такая обувь получила положительные отзывы машинистов не только по своей комфортабельности, но и защитным свойствам.

— Какое значение на Москов­ском метрополитене придают работе с Международными организациями и отраслевыми выставками?

— Московский метрополитен активно участвует в работе трех профильных международных организаций: Международного союза общественного транспорта (МСОТ), Ассоциации крупнейших метрополитенов мира CoMET и Международной ассоциации «Метро».

МСОТ – крупнейшее в мире международное объединение организаций и предприятий транспортной отрасли и занимается широким спектром вопросов, связанных с развитием общественного транспорта и смежных направлений науки и техники. Московский метрополитен входит в Евразийскую секцию, а в структуре подразделений МСОТ – является участником Комитета метрополитенов. Начальник Москов­ского метрополитена является председателем Исполнительного комитета Евразийской секции МСОТ и в этом качестве может участвовать в заседаниях Испол­нительного комитета всей организации. Один из заместителей начальника Московского метрополитенапредставлен в руко­водстве Комитета метрополитенов МСОТ. В 2019 г. представитель метро Москвы впервые будет претендовать на пост председателя Комитета метрополитенов МСОТ.

Ассоциация крупнейших метрополитенов мира CoMET – Community of Metros – объединяет 17 метросистем мира, включая Москву. Работа данной организации построена главным образом на проведении сравнительных исследований на основе данных от метрополитенов — участников ассоциации.

Все члены CoMET связаны между собой соглашением о неразглашении сведений, обмен которыми происходит в рамках деятельности этого сообщества, в частности на специальном внутреннем форуме. Московский метрополитен активно использует этот формат для изучения передового зарубежного опыта и внедрения у себя наиболее успешных и эффективных подходов и решений. Планируется, что в 2020 году, который станет 85-м юбилейным годом работы Московского метрополитена, заседание CoMET пройдет в России.

В Международную ассоциацию «Метро» входят метрополитены России и стран СНГ, а также метро Праги (Чехия), которые исторически развивались по схожим технологическим принципам. Данная организация входит в МСОТ и играет немаловажную роль в осуществлении обмена опытом между метро системами постсоветского пространства. Начальник Московского метрополитена Вик­тор Николаевич Козловский, лидер этого профессионального объединения, традиционно возглавляет и Совет Международной ассоциации «Метро» и председательствует на Общем собрании объединения. Последнее заседание «Ассоциации «Метро» прошло в конце октября 2018 г. на базе передового предприятий Швейцарии фирмы «Штадлер».

В апреле прошлого года Московский метрополитен принял участие в заседании Между­народной Ассоциации «Метро» с докладом по теме – «Темпе­ратурный контроль силовых кабелей в метро (ВОСК)». Данный вид диагностики еще только предстоит внедрить, но направление очень перспективное. Применение оптического волокна, внедренного в конструкцию силового электрического кабеля, позволит в режиме реального времени контролировать все его параметры. Выпуск оборудования осуществляется на российской производственной базе, что позволит замещать импорт на отечественную высокотехнологическую продукцию и контролировать процесс производства вне зависимостиот мировой политической конъюнктуры.

Для решения общих для метрополитенов проблем утвержден план работы Международной Ассоциации «Метро» на 2019 г. Подробная информация по каждому мероприятию доступна на официальном сайте Междуна­родной Ассоциации «Метро». (www.asmetro.ru).

– Вы курируете важную работу для всех метрополитенов России, Беларуси, Казахстана и Еревана в рамках стран ЕАЭС – технический комитет по стандартизации ТК 150 «Метрополитены». Расскажите подробнее об этом?

– Технический комитет «Мет­рополитены» (ТК 150) был создан по инициативе Московского метрополитена 6 октября 2017 года. В его состав входит более 47 организаций, среди которых все метрополитены России, научно-исследовательские институты, производители и поставщики.

В декабре прошлого года состоялось второе совещание, где были подведены итоги за первый год работы организации.

В соответствии с ежегодно утверждаемой Росстандартом программой национальной стандартизации в 2018 году в рамках ТК 150 была запланирована подготовка 16 проектов документов в подкомитеты (ПК): одного – в ПК 1 «Термины и определения», одного – в ПК 2 «Системы менеджмента» и четырнадцати – в ПК 4 «Подвижной состав».

Сейчас уже начались публичные обсуждения первых проектов межгосударственных и национальных стандартов:

– ГОСТ «Колодки тормозные композиционные и металлокерамические для подвижного состава метрополитена. Общие технические условия»;

– ГОСТ Р «Метрополитены. Термины и определения»;

– ГОСТ Р «Колеса цельнокатаные колесных пар подвижного состава метрополитена. Общие технические условия».

Для подготовки первой редакции к публичным обсуждениям в подкомитетах проходят совещания участников, документы обсуждаются совместно с другими техническими комитетами по стандартизации, а также происходит обмен мнениями и опытом.

Во время публичных обсуждений свои замечания и предложения к проектам стандартов могут представлять разработчику любые заинтересованные юридические и физические лица. Результат рассмотрения замечаний отражается разработчиком документа в сводке замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта.

С самого начала работы технического комитета поступают заявки на участие в нем. На данный момент 16 организаций ждут своего включения в состав.

– Впервые по приглашению ГУП «Московский метрополитен» в ноябре 2018 г. прошел Всемирный день качества. Какие итоги этого форума полезны для метро?

– В ноябре прошлого года прошел Всероссийский форум «Лучший опыт – для лучшей жизни!», который приурочен к Всемирному дню качества и Европейской неделе качества, проходил на площадке Московского метрополитена.

В течение трех дней участники Всероссийского форума знакомились с методиками и практиками в области управления качеством. В нем приняли участие более 250 специалистов.

На форуме наши специалисты поделились опытом оптимизации работы.

В 2014 г. нами было создано специальное подразделение — Служба качества. Среди метрополитенов России московское метро — единственное предприятие, имеющее подобное службу.

Мы разработали 40 стандартов, инструкций и правил, описывающих бизнес-процессы, которые стали основой системы менеджмента качества пред­приятия.

Службой качества московского метро осуществлялась координация разработки автоматизированной системы управления «АСУ-Метро» в электродепо. Благодаря ей удалось оптимизировать работу депо: теперь мы знаем, когда проверялся каждый конкретный вагон, каков был жизненный цикл той или иной запасной части подвижного состава, как обслуживаются средства измерений и испытательное оборудование.

– Борис Александрович благодарим Вас за очень интересные для наших читателей ответы.

© Евразия Вести V 2019



V 2019

Евразия Вести V 2019

Проекты ХХI века для пассажиров метрополитена

Инфраструктурный комплекс метрополитена работает надежно

Пожарная безопасность - важнейшая составляющая работы метро

Команда у метро отличная!

Комфорт и безопасность пассажиров – приоритет в работе Московского метрополитена

Ассоциация «Метро»: сообщество профессионалов метрополитенов

Железобетонный взгляд на конструкцию пути метрополитена

Системы и комплексы диагностики инфраструктуры метрополитенов

Безопасность поездов метро должна соответствовать ГОСТу

В подготовке реального специалиста участвуют виртуальные двойники тренажеры

Ставка на гибридные технологии

Новый поезд для Минского метрополитена

Внедрение эффективных решений для городского транспорта

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2019 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести