НАУКА


ОАО «Российские железные дороги» - сложная техногенная система

Эффективные Качество, Надежность, Безопасность – основа производств ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «РЖД» и подобные глобальные структуры такие как ГАЗПРОМ, РАО ЕЭС, ЛУКОЙЛ, авиация, дороги, морской и речной транспорт, формируемый Киотский протокол и др., по своему целевому, структурному, промышленному, административному, экономическому, социальному и географическому наполнению, безусловно, относятся к категории одних из самых СЛОЖНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ СИСТЕМ (СТС «РЖД»), которые функционируют в мировом промышленном пространстве. О том, какие проблемы возникают при создании таких сложных систем, мы попросили рассказать на страницах нашей газеты специалистов в этой области академика РАН К.В. Фролова, члена-корреспондента РАН Н.А. Махутова, советника управления администрации президента Российской Федерации, профессора, доктора технических наук Л.И. Маслова, профессора, кандидата технических наук Г.И. Тараненко.

Продолжающееся реформирование Российского государства, изменение внешних политических и социальных условий жизни, введение Федерального закона о техническом регулировании №184-Ф3, отсутствие соответствующих Технических регламентов, национальных и отраслевых стандартов в значительной степени усложняют процессы реформирования железнодорожного транспорта России.

На данном организационном этапе ОАО «РЖД» разрабатывает концепцию стратегии и тактики своего развития на 2005–2010 г. В результате изучения официальных материалов, посвященных планам развития производств и структуры ОАО «РЖД», разработан настоящий проект содержания и организации работ по созданию, внедрению и функционированию Корпоративной Концепции «Система эффективного менеджмента качества, надежности и безопасности производств ОАО «Российские железные дороги». При создании проекта указанного документа в качестве научно-теоретических основ, внедренных в промышленность (МИНАТОМ, МЧС, космическая, химическая, и др.), использованы результаты работ ряда академических и технологических институтов, опубликованные в фундаментальном многотомном издании «Безопасность России. Правовые социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народнохозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций». В состав редакционного совета входят члены администрации президента, правительства и Совета безопасности Российской Федерации. Научный руководитель издания – академик РАН К.В. Фролов, МГФ «Знание», 1998–2004г.

На заседании Рабочей группы Экспертного управления администрации Президента Российской Федерации, июль–август 2005 г. планируется рассмотрение доклада на тему «Организация и развитие сложных техногенных систем на примере создания корпоративной концепции «Система эффективного менеджмента качества, надежности и безопасности производств ОАО «Российские железные дороги». Предварительно указанная тема будет рассмотрена на рабочей группе РАН «РИСК И БЕЗОПАСНОСТЬ».

Основные положения общих принципов и задач построения научно-технических моделей СТС учитывают сложные внешние и внутренние процессы, для предотвращения неблагоприятных, чрезвычайных ситуаций и предупреждают о возможных отрицательных факторах:

– снижении управляемости самой СТС и ее составляющих подсистем (ПСТС), что особенно опасно применительно к изменению форм управления техногенноопасных объектов, функционирующих внутри СТС;

– стратегических и тактических ошибках, являющихся следствием недостаточно обоснованных и аргументированных политико-технических решений, принимаемых администрацией на верхних иерархических уровнях, при этом ликвидация последствий наиболее дорогих стратегических просчетов обходится компаниям значительно дороже, чем стоимость мероприятий предварительного всестороннего анализа;

– о падении научно-технического потенциала, снижении качества исследований на стратегически важных производственных направлениях, деградации наукоемких производств;

– катастрофическом старении основных фондов, практически полной заторможенности их обновления и модернизации;

– чрезвычайно быстрых изменениях рыночных интересов и ценовых уровней, прогноз и последующая оценка, которые в значительной степени определяются достоверностью и оперативностью информационных технологий;

– не учет человеческого фактора, что особенно актуально для успешных организации и функционирования СТС, особенно в условиях России, которая более чем по двадцати социальным параметрам выходит за пределы нормального социально-производственного существования работника.

Анализ установившихся административных и производственных связей, характеризующих СТС и СТС «РЖД» в частности показывает, что усложнение n-мерного производственного пространства развивается с первых иерархических уровней – уровней президента ® первых вице-президентов ® вице-президентов и т.д., причем каждый из подчиненных ему функциональных объектов не является локально замкнутой иерархической подсистемой, а взаимодействует непосредственно и через иерархические и функциональные барьеры в соответствии с содержанием производственных заданий с другими составляющими СТС и с внешними многофункциональными и иерархическими системами. Практически СТС «РЖД» представляет собой сложнейшую глобальную многомерную систему, при анализе которой рационально воспользоваться методами синергетики.

Синергетика применительно к СТС – научное направление, исследующее связи между элементами (подсистемами), которые образуются в открытых системах при их обмене энергией, информацией, экономическими, научно-техническими и иными взаимодействиями с окружающей средой в неравновесных условиях. Повышение согласованности взаимодействия подсистем разного функционально-иерархического содержания ведет к росту упорядочивания, самоорганизации, т.е. снижении «энтропии» СТС – и как следствие к росту эффективности производств.

Последовательность анализа и оценки вероятности логически связанных событий в n-мерном пространстве определяется установлением законов распределения исследуемых событий и их последующая систематизация применением регрессионного анализа и оценкой коэффициентов корреляции. Разработка инжиниринговых методов позволит дать четкую оценку каждого из наблюдаемых событий в любой из координат n-мерной функционально-иерархической СТС. Эффективность функционирования СТС характеризуется монотонным ростом средних величин оценочных критериев, при этом мониторинг дисперсии не должен показывать отклонений за допускаемые пределы. Именно чрезмерный рост дисперсии с возможной потерей требуемого уровня средних показателей должен служить серьезным сигналом для идентификации координат нарушения и комплекса неотложных мер по реанимации СТС.

Основные стратегические и тактические цели эффективного функционирования и развития, декларируемые в Корпоративной Концепции «Система эффективного менеджмента качества, надежности и безопасности производств ОАО «Российские железные дороги», должны предусматривать и учитывать основные функциональные задачи, которые призвана решать компания:

1. Выполнение функций универсального публичного перевозчика всех категорий пассажиров и всех видов грузов на российском и международных ранках.

2. Предоставление независимым компаниям-перевозчикам и компаниям-операторам инфраструктурных и иных услуг.

Эффективное выполнение основных функций определяется следующими главными стратегическими целями, утвержденными Советом директоров ОАО «РЖД»:

– увеличение масштаба транспортного бизнеса,

– повышение производственно-экономической эффективности,

– повышение качества работы и безопасности перевозок,

– глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему,

– повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Менеджмент глобальных корпораций подобных СТС «РЖД» является сложнейшей проблемой, успех решения которой на современном научно-техническом уровне немыслим без применения унифицированного спектра технико-экономических оценок (критериев) эффективности качества производств, степени капитализации, рисков, надежности и безопасности корпорации в нестабильных внешних и внутренних рыночных условиях функционирования.

В связи с этим необходимо акцентировать, что попытки формализованного внедрения Системы менеджмента качества (СМК, ISO 9001:2000) на реформируемые структуры ЕС разного масштаба и сложности нанесли ущерб конкурентоспособности, эффективности производств и биржевым оценкам десятков тысяч организаций, что объясняется воздействием недобросовестной рекламы результатов работы консалтинговых фирм, широко оповещающих о псевдооптимальных результатах внедрения СМК.

Имеющиеся в российских и мировых добросовестных публикациях предупреждения акцентируют на то, что именно формализованное, трафаретное внедрение СМК зачастую способно практически похоронить инициативу сотрудников, не дать возможности оптимально реализовать потенциал предприятия, усилить ошибки и неправильность административно-технических решений. (см. Дж. Седдон «В поисках качества. Дело против ИСО 9000», журнал European Quality, EOQ, 2003; ряд статей и публикаций, журналы «СТАНДАРТИЗАЦИЯ» ВНИИС, «ММК» ГОССТАНДАРТ и др., 2001–2004 г.)

Применение Систем менеджмента качества серии ISO 9001:2000 для организации производств глобальных сложных техногенных систем, таких как ОАО «РЖД», находящихся в стадии реформирования, не перспективно и безграмотно. Организация разработки и внедрения Систем менеджмента качества в рамках требований ISO 9001:2000 возможна для локальных, самостоятельных, организованных подсистем СТС «РЖД» уровня ремонтных заводов и депо.

Планируя выполнение основных стратегических и тактических целей эффективного функционирования и развития СТС «РЖД» необходимо предусмотреть:

1. Максимальное удовлетворение и плановый маркетинг многопрофильных требований заказчика (потребителя), сбалансированные со стратегическими и тактическими технико-экономическими задачами, решаемыми СТС «РЖД»;

2. Рациональное воспроизводство и обновление основных производственных фондов, эффективные эксплуатация, профилактика, ремонт инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающие планируемую доходную базу компании, инвестиции в действующие и инновационные программы, снижение энергоемкости производств, рост капитализации и конкурентноспособности, т.е. эффективные качество, надежность и безопасность функционирования и развития СТС «РЖД».

3. Обеспечение роста производительности труда персонала компании на основе разработки и внедрения системы мотивации труда и социальных гарантий, повышения профессионального уровня, доведения до сознания каждого работника, что повышение эффективных показателей работы его бригады, цеха, завода, депо, дороги и всего ОАО «РЖД», это есть результат и его труда, который будет должным образом оценен, обязательно и оперативно, в соответствии с утвержденными и известными всему коллективу нормами и тарифами, оплачен

4. Менеджмент и мониторинг повышения эффективности управления качеством производств и продукции на основе использования передовых разработок информационных технологий и создания динамичной базы данных по оценке качества и количества труда, программируемой на основе разработанной и официально утвержденной системы оценочных критериев и алгоритмов многофункциональных взаимно-обратных сетевых связей по иерархии от цеха, завода, депо, дороги до Президента ОАО «РЖД»

5. Многофункциональное развитие интеграционных процессов гармонизации и сотрудничества с европейскими и азиатскими железнодорожными системами на базе директив ЕС и принятых в мировой практике стандартами следующих версий: ISO 9001:2000, ISO 14001:1996, OHSAS 18001:1999, SA8000, AA1000 ISEA, с учетом национальных и корпоративных интересов СТС «РЖД».

6. Обеспечение техногенной и экономической надежности и безопасности эффективного функционировании СТС «РЖД» с применением разработанных комплексных методов оценки, анализа, контроля и управления рисками, и повышения показателей степени капитализации.

Разработку и обеспечение действия полного комплекса нормативных документов по организации безопасности функционирования производств и эксплуатации всех подразделений ОАО «РЖД».

7. Для максимального взаимного удовлетворения широкого спектра интересов заказчика (потребителя) при гармоничном сочетании с технико-экономическими реальными и планируемыми стратегическими и тактическими возможностями СТС «РЖД» разработать и внедрить маркетинговую систему и базу данных управления национальным и международным рынками перевозок, учитывающую давление со стороны конкурентного сектора, контролирующую и программирующую возможности воздействия на потенциального клиента, изменяя его качественное содержание по следующим этапам:

нейтральный ® лояльный ® заинтересованный ® обсуждающий ® согласующий ® подписывающий ® выполняющий ® оплачивающий ® ВОЗОБНОВЛЯЮЩИЙ (повторяющий) ® и так далее…

8. Участие СТС «РЖД» в разработке Федерального регламента «Транспорт России» и создании корпоративного стандарта «Комплексные (интегральные) системы эффективного менеджмента» (КСЭМ), определяющего и организующего само производство, его экологию и безопасность труда, обеспечивающего профессиональную защиту здоровья и социальные гарантии рабочим и служащим. Необходимым условием с точки зрения международных требований при разработке стандарта КСЭМ может стать условие использования содержания требований пяти официальных и признанных международных стандартов:

– системы менеджмента качества серии ISO 9001:2000 (Systems Management Quality SMQ ISO 9001:2000);

– системы управления окружающей средой серии ISO 14000 (Environmental management systems, ISO 14001:1996);

– системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья серии OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Assessment, Series OHSAS 18001:1999);

– социальная ответственность 8000 (Social Accountability 8000, SA8000: 2001);

– социальная и этическая ответственность (ACCOUNTABILITY 1000, AA 1000, ISEA).

Содержание указанных выше документов должно отражать качественные особенности и интересы ОАО «РЖД» как СТС «РЖД».

8.1. С целью использования высокого профессионального уровня и значительного опыта работы, а также официального национального и международного признания привлечь в качестве консультантов и соисполнителей к разработке корпоративного стандарта КСЭМ ВНИИС, ГОССТАНДАРТ, РС ФЖТ и провести регистрацию корпоративного стандарта КСЭМ в международном Техническом комитете 176 ИСО «Менеджмент качества и обеспечение качества».

8.2. Провести апробацию корпоративного стандарта КСЭМ на наиболее продвинутых и достигших положительных результатах по внедрению МС СМК 9001:2001 пилотных предприятиях-филиалах и приступить к внедрению КСЭМ в СТС РЖД в 2007–2008 г.

8.3. Предусмотреть организацию пилотных проектов – подсистем СТС «РЖД» разного функционального назначения для поэтапного внедрения КСЭМ, интенсифицируя работы по организации и внедрению эффективного менеджмента качества с учетом конкретного спектра производственных условий. В качестве начального этапа разработки и внедрения КСЭМ можно рекомендовать основные принципы организации менеджмента, отраженные в международных стандартах МС ИСО 9000:2000, МС ИСО 9001:2001, МС ИСО 9004:2000, не возводя в принцип формализованный подход и административно-рамочные оформления производственных документов и процедур в соответствии с формальными требованиями положений о сертификации СМК. Не следует также забывать, что в соответствии с содержанием Закона о техническом регулировании N 184-ФЗ сертификация СМК является добровольным условием. В качестве пилотных предприятий рекомендованы:

– (Решение ОАО РЖД!)…… железная дорога ОАО «РЖД», представляющую в полной мере все виды перевозок и деповского ремонта;

– Подсистема СТС «РЖД» – «Шестнадцать ремонтных заводов» Дирекции «Желдорреммаш», которые уже с начала 2001 г. проводят организованную разработку и внедрение СК. На 31.12.2004 г. 75% ремонтных заводов прошли первый этап – сертификацию производств и обязательную сертификацию ответственной продукции, осуществленные и зарегистрированные РС ФЖТ. В настоящее время заводы Дирекции уже перешли к корректировке документов и процедур в соответствии с требованиями версий МС ИСО 9001:2000 и планируют закончить внедрение СМК к концу 2006 г. при условии обеспечения соответствующего финансирования работ по внедрению и функционированию СМК указанной пилотной подсистемы СТС «РЖД». Следует отметить, что проведенные сертификации производств и ответственных деталей в системе ОАО «РЖД» практически являются уникальным опытом, завершение которого требует финансовой и административной поддержки.

Шестнадцать ремонтных заводов, внедривших СМК, безусловно, будут более эффективны и конкурентоспособны при возможных вариантах развития и реформирования:

– создание единого дочернего предприятия на базе «Дирекции «Желдорреммаш» и шестнадцать ремонтных заводов»;

– создание семейства локальных дочерних предприятий на базе шестнадцати ремонтных заводов Дирекции, при этом возможны различные варианты функциональных сочетаний и юридических аспектов.

9. Создание собственного внутреннего цивилизованного, конкурентного рынка СТС «РЖД», предусматривая его гармонизацию с законами функционирования российского и мирового рынков и потенциально возможный их менеджмент за счет инициативной и оперативной организации специализированной Международной (Российской) товарно-фондовой биржи «Железные дороги» с активами, обеспечивающими сдачу в аренду, лизинг, тендерное содержание процессов оформления дочерних предприятий, создаваемых на базе филиалов и иных структурных подсистем ОАО «РЖД».

10. Организацию выпуска публичного официального отчета о результатах работы ОАО «РЖД» за год в принятом мировой статистикой формате Global Reporting Initiative (CRI).

11. Согласование с редакцией многотомного издания «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты» (Научный руководитель – академик РАН К.В. Фролов), возможности подготовки и выпуска в 2006 г. специального тома, посвященного вопросам: «Функционирование и развитие Сложной Техногенной Системы – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

* * *

Принимая во внимание, что реализация указанных выше стратегических и тактических целей является важнейшей задачей национального и корпоративного масштаба, они должны быть положены в основу разработки, внедрения и функционирования корпоративной концепции «Система эффективного менеджмента качества, надежности и безопасности производств ОАО «Российские железные дороги».

© Евразия Вести IV 2005

www.eav.ru