СЕРТИФИКАЦИЯ


Надежные испытания по критериям безопасности

В 1991–1995 годах в России был принят ряд законодательных актов, регламентирующих введение сертификации потенциально опасной продукции, ориентированных на поэтапную гармонизацию правовых и организационных основ экономики с правилами, действующими за рубежом. О том, как реализуются положения этих важных документов применительно к железнодорожному подвижному составу, рассказывают генеральный директор Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО ВНИКТИ), доктор технических наук Валерий Семенович Коссов и заместитель генерального директора – руководитель испытательного центра подвижного состава (ИЦ ПС ОАО «ВНИКТИ»), кандидат технических наук Виктор Иванович Грек.

Государство впервые предприняло попытку взять под контроль те свойства продукции и услуг, которые могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей, на окружающую среду и культурные ценности.

Когда были введены в действие законы «О сертификации продукции и услуг», «О федеральном железнодорожном транспорте», «Об обеспечении единства измерений», руководство ФГУП ВНИКТИ пересмотрело направления традиционных для института работ – исследовательские испытания новой техники. Пришлось осваивать перспективные пути, связанные в значительной степени с решением вопросов качества и сертификации продукции, в частности, проведение сертификационных испытаний железнодорожной техники.

Подвижной состав, выпускаемый в обращение на территории страны, должен соответствовать обязательным требованиям, установленным нормами безопасности на его конкретный вид и составные части. Они определены «Номенклатурой объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации» (далее – «Номенклатура»), утвержденной и введенной в действие МПС России распоряжением № 79у от 23 марта 1998 г. (с изменениями № 632р от 28 июня 2003 г.).

Для осуществления сертификации указанных в «Номенклатуре» объектов в феврале 1997 г. была создана Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ).

Обязательной процедурой для получения сертификата соответствия на объект железнодорожного транспорта стало проведение сертификационных испытаний в аккредитованном испытательном центре. Во ВНИКТИ таким центром являлся испытательный центр тягового подвижного состава и путевых машин (ИЦ ТПС и ПМ). В 1994 г. он получил аккредитацию в национальной системе сертификации ГОСТ Р, а в 1998 г. – в ССФЖТ.

Большой опыт и высокая квалификация специалистов института позволили расширить область аккредитации ИЦ, в частности – в направлении сертификационных испытаний грузовых вагонов. Этому предшествовал кропотливый труд наших конструкторов и научных работников, которые предложили новые конструкции вагонной тележки. Изготовление и испытания сварной и литой тележек в составе вагонов, испытания специального подвижного состава и длиннобазных платформ для контейнеров – все это обогатило методики расчетов и динамико-прочностных испытаний такого рода металлоконструкций.

В 2006 году на базе ФГУП ВНИКТИ было создано дочернее предприятие компании «РЖД» – ОАО «ВНИКТИ». После аккредитации в марте нынешнего года при «ВНИКТИ» был зарегистрирован Испытательный центр подвижного состава. ИЦ ПС ОАО «ВНИКТИ» признан представительной комиссией соответствующим требованиям Правил по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001.

Сейчас в составе Испытательного центра более сорока стендов, аттестованных на проведение всех основных видов испытаний узлов и деталей подвижного состава, отвечающих за безопасность эксплуатации. Имеются климатические камеры, камеры тепла и влаги, искусственной погоды. Три вагона-лаборатории, оснащенные современными средствами измерений, автоматической регистрации и обработки данных, позволяют проводить ходовые динамические, прочностные и тягово-энергетические испытания.

Полигонные ходовые испытания проходят на примыкающей к ВНИКТИ железнодорожной ветке Голутвин – Озеры Московской железной дороги. На специально подготовленном участке имеются кривые радиусом 300, 600 и 1000 м, путь различной конструкции с железобетонными и деревянными шпалами. На участке возможно движение со скоростями до 120 км/ч, а после запланированной реконструкции будут испытываться железнодорожные объекты с конструкционной скоростью до 160 км/ч.

ИЦ ПС ОАО «ВНИКТИ» оснащен совершенными комплексами для регистрации электрических сигналов, для измерения вибраций, давления, тока и напряжения, шумомерами, газоанализаторами с компьютерным обеспечением. Это гарантирует проведение сертификационных испытаний на высоком техническом уровне.

Область аккредитации центра включает в себя следующие объекты железнодорожного транспорта, подлежащие обязательной сертификации: тепловозы и газотурбовозы магистральные, маневровые и промышленные, узкой колеи, дизель-поезда, вагоны грузовые, пассажирские автомотрисы и рельсовые автобусы, более двух десятков типов путевых машин, путеизмерители и дефектоскопы, тяговые модули, краны стреловые на железнодорожном ходу, а также их ответственные узлы и системы.

За период существования ИЦ в составе института были проведены сертификационные испытания практически всей номенклатуры объектов, заявленной в области аккредитации.

В процессе работы с нормативной базой СС ФЖТ выявлялись неточности, ошибки, отсутствие связи отдельных показателей с безопасностью. Вместе с тем с 2003 г. Федеральным законом «О техническом регулировании» было запрещено внесение правок и изменений в «Номенклатуру» и разработанные в период с 1998 г. по июнь 2003 г. «Нормы безопасности». Затянувшиеся сроки разработки регламентов, практика применения названного Закона и мировой опыт убедили в необходимости внесения существенных коррективов в Федеральный закон «О техническом регулировании».

Такие изменения, законодательно внесенные в мае текущего года, позволяют Правительству Российской Федерации утверждать в переходный период единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подлежащей декларированию. Одновременно правительство и федеральные органы исполнительной власти могут вносить изменения в нормативные правовые акты, а федеральные органы – в нормативные акты, применяемые до вступления в силу технических регламентов.

Опираясь на принятые изменения к закону, можно откорректировать как «Номенклатуру», так и показатели, зафиксированные в Нормах безопасности.

Анализ показывает: при сертификации сложных технических средств в нормах безопасности присутствуют показатели, которые вполне соответствуют сертификации добровольной. Скажем, расход топлива и коэффициент полезного действия характеризует скорее потребительские свойства продукции, нежели характеристики безопасности.

Нет нормы безопасности (НБ), например, на винтовые компрессоры, а НБ на существующие поршневые требуют пересмотра.

Имеются замечания, касающиеся колесных пар. Рассмотрим некоторые из них. При сертификации их ответственного элемента «оси чистовой локомотивной» по НБ ЖТ ТМ 02-98 отсутствует основной показатель – контроль предела выносливости по расчетным сечениям. Для чистовой вагонной оси этот показатель присутствует.

Для вагонных колесных пар, в отличие от локомотивных, отсутствуют такие не менее важные показатели безопасной эксплуатации, как коэффициенты запаса сопротивления усталости оси и колеса.

Этот вопрос становится актуальным при теперешней тенденции увеличения осевых нагрузок (локомотивов – до 27 тонн, вагонов – до 25) и продления сроков службы подвижного состава при использовании тех же колесных пар. Повышения осевых нагрузок потребуют корректировки норм безопасности (например, в части контроля погонной нагрузки).

Дальнейшее прямое использование в технических регламентах апробированных в нормах безопасности требований не должно автоматически сопровождаться их применением. Понадобятся экспертные работы, а, возможно, и исследования для подтверждения правильности принятых ранее решений.

© Евразия Вести XII 2007

www.eav.ru