ЭЛТРАНС 2009


Электрифицированный полигон железных дорог

Одной из основных целей стратегической программы развития ОАО «РЖД» является обеспечение качества перевозочных процессов при системном повышении уровня безопасности движения, а это зависит от технического состояния инфраструктуры, в том числе уровня эксплуатации и ускоренного обновления, модернизации и развития, а также совершенствования структуры и методов управления системой электроснабжения ОАО «РЖД», обеспечивающей 85% объема всех перевозок на электротяге. Об этом пойдет речь в статье Начальника департамента электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» Алексея Анатольевича Федотова.

Электрифицированный полигон железных дорог насчитывает 42,9 тыс. км эксплуатационной длины (118,9 тыс. км развернутой длины), или 50,4% от общей протяженности сети, в т.ч. на переменном токе – 24,49 тыс. км (57% полигона электрификации), причем со сроком выше нормативного эксплуатируются более 52 тыс. км развернутой длины электрифицированных линий (44%), из них 80% приходятся на основные грузовые и пассажирские направления. Требуют реконструкции, как по сроку службы, так и по фактическому состоянию 763 тяговые подстанции (54% от общего количества), в том числе 3 645 (81%) понижающих и тяговых трансформаторов. В настоящее время одной из основных проблем хозяйства электрификации и электроснабжения является проблема поддержания устройств в работоспособном состоянии в условиях повышенного износа основных фондов, который составляет 26,7% при степени износа по сети железных дорог в размере 23,1%. Причем темп старения устройств интенсивно нарастает по сравнению с темпами их обновления в последние 10 лет, так как в 60-70-е годы прошлого столетия электрификация выполнялась в объемах 1,5 -5 тыс. км в год.

Однако в период с 2000 года, начала реализации программы обновления, с учетом комплексных проектов выполнена реконструкция всего 5,4 тыс. км (10% от просроченного полигона), 34 тяговые подстанции (4%), при этом прирост составил 29,1 тыс. км.

В связи с финансово-экономическим кризисом объемы инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2009 год значительно сокращены, так инвестиционным бюджетом хозяйству на 2009 год предусмотрено финансирование в объеме 5 930 млн. рублей. На заседании инвестиционного комитета 22 сентября текущего года было принято решение по корректировке инвестиционного бюджета компании с учетом его увеличения, хозяйству было дополнительно выделены в объеме 672.2 млн. рублей на реконструкцию контактной сети и мероприятия связанные с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате будет реконструировано около 400 км контактной сети. На конец года будет введено в эксплуатацию 96 объектов и пусковых комплексов на сумму более 9 млрд. рублей. Основной задачей хозяйства в 2009 году является снижение объемов незаверщенного строительства и вовлечение в оборот основных фондов.

Всего по хозяйству в текущем году будет реконструировано с учетом реализации титулов скоростного движения на направлениях: Москва – С.Петербург, Москва – Н.Новгород, С.Петербург – Бусловская – чуть более 800 км развернутой длины контактной сети, при этом за текущий год «просроченный» полигон прирастет на 1 856 км контактной сети и на конец года составит 53 662 км или 45 % от протяженности электрифицированных линий.

На среднесрочный период 2010–2012 гг. хозяйству предусмотрены инвестиции в объеме 21,36 млрд. руб. или соответственно по годам 6,26; 7,2; 7,9 млрд. руб., при этом ежегодный объем реконструкции контактной сети составит около 400 км развернутой длины (30% от потребности ежегодной реконструкции), частично или полностью 31 тяговая подстанция, 129 км линий автоблокировки, около 40 кругов телеуправления, разработана проектно-сметная документация, приобретена спецтехника и приборы диагностики. В результате за 3 года будет реконструировано около 1200 км контактной сети. При этом полигон со сверхнормативным сроком за этот период увеличится на 4 056,2 км и на конец 2012 года составит 56 909 км или 48%. Следует отметить, что в устройствах электроснабжения со сроком эксплуатации более 40 лет происходит в 8 – 9 раз больше случаев отказов, чем при 10 – летнем сроке эксплуатации, и резкое снижение объемов реконструкции по отношению к 2008 году, когда были достигнуты их оптимальные параметры, создает вероятность лавинообразного роста отказов в системе электроснабжения компании.

В соответствии с «Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта на перспективу до 2010 и 2015 годов» для обеспечения перевозок потребность в инвестициях по хозяйству составляет 96,64 млрд. руб. в период 2011 – 2015 годов, при этом предусматривалось реконструировать в 2010 году 1200 км контактной сети, в 2011 году – 1300 км, в 2012 году – 1400 км с перспективой в 2015 году выйти на уровень 1500 км, а к 2020 году – не менее 2000 км в год, что позволило бы стабилизировать процесс старения и снизить протяженность просроченного полигона. Однако, учитывая уровень финансирования программы на 2010–2012 годы выйти к заданным параметрам не удастся.

В рамках подготовки к зимней Олимпиаде в г.Сочи 2014 года инвестиционной программой ОАО «РЖД» с 2009 года предусмотрена реализация проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года. Усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе-Адлер» и «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер-горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)».

По хозяйству электрификации и электроснабжения на действующем участке Туапсе-Адлер-Веселое, электрификация которого была выполнена в 1956-1958 годах прошлого века по системе постоянного тока 3 кВ, предстоит построить более 30 км двухпутных вставок, реконструировать около 285 км развернутой длины контактной сети. Значительному развитию подвергнется станция Адлер.

В настоящее время выполняются строительно-монтажные работы на перегонах Шепси-Водопадный, Якорная Щель-Лоо, Дагомыс-Сочи, Сочи-Мацеста, Мацеста-Хоста, Хоста-Адлер, Адлер-Веселое.

Для обеспечения как нагрузок строительных организаций, так и увеличивающихся объемов грузовых перевозок на период подготовки к Олимпийским играм, будут реконструированы, в том числе с увеличением присоединенной мощности, 7 действующих тяговых подстанций побережья. Проектная и рабочая документация выдана для реконструкции тяговых подстанций Якорная Щель и Мацеста, имеется проект по тяговой подстанции Дагомыс, готова электротехническая часть по тяговой подстанции Адлер, выпускается документация по тяговым подстанциям Магри и Лазаревская.

В районе станции Имеретинский курорт будет построена новая тяговая подстанция постоянного тока. Оформление здания тяговой подстанции принято с учетом рекомендаций по корпоративному стилю архитектурно-строительных решений в проектах электрификации железных дорог.

О значительных объемах работ говорит число привлеченных проектных организаций; уже сейчас по хозяйству разрабатывают документацию по электроснабжению 5 проектных институтов из разных регионов страны, причем не только отраслевые.

Новая совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер-»Альпика-Сервис», примыкающая к действующему участку Северо-Кавказской железной дороги Туапсе-Сочи-Адлер-Веселое на станции Адлер, пройдет по берегу реки Мзымта с противоположной стороны от действующей автомобильной дороги, ее строительная длина составляет 48 км. Максимальный уклон достигает 40‰. На участке будет сооружено 6 тоннелей протяженностью от 121 до 4074м, мосты и эстакады длиной около 10км. Электрификация участка принята по системе переменного тока 1х25 кВ с двумя тяговыми подстанциями под рабочими названиями Горная и Береговая на 5-м и 43 км линии. РУ 110 кВ открытое с применением ячеек PASS MO, РУ 27,5 кВ и 10 кВ – модульного типа. Станция стыкования родов тока не сооружается, электроподвижной состав для новой линии принят двойного питания.

Для питания нетяговых потребителей, расположенных вдоль трассы, будут построены линии продольного электроснабжения в кабельном варианте. Для исключения асимметрии при питании нетяговых потребителей участка в качестве источников предусмотрено использование подстанций 110/10 кВ тоннельных комплексов около 1,3, 5 железнодорожного тоннеля, а также тяговая подстанция на станции Имеретинский курорт и пункт питания 10 кВ на станции «Альпика-Сервис», от которых также будет осуществляться электроснабжение и освещение автомобильной дороги.

Заданием на проектирование, утвержденным первым вице-президентом ОАО «РЖД» В.Н.Морозовым, максимальная скорость движения поездов на участке составляет до 160 км/час. На проектируемом участке принята полукомпенсированная контактная подвеска с бронзовым контактным проводом БрФ-100 с повышенным тяжением, опоры контактной сети – металлические.

В настоящее время по разделу «Электроснабжение» комплексного проекта ОАО «Мосгипротранс» продолжает разработку проектной документации.

Внешнее электроснабжение тяговых подстанций осуществляется от сетей ОАО « Кубаньэнерго».

Учитывая более высокую энергетическую и эксплуатационную эффективность электрифицированных ж.д. линий в сравнении с тепловозной тягой, в XXI веке будет наблюдаться дальнейшее развитие сети электрифицированных ж.д. страны. Этот процесс может быть значительно интенсифицирован возрастающей в перспективе дефицитностью органических жидких энергоносителей.

Вновь строящиеся железнодорожные линии, протяженность которых к 2030 г. может достигнуть 22 тыс.км, целесообразно сооружать как электрифицированные. Таким образом, к 30-м годам XXI века протяженность электрифицированных линий может составить 65 тыс.км с обеспечением объема перевозок 85-90% от перспективного общесетевого.

По техническому оснащению система тягового электроснабжения будет обеспечивать оптимальный процесс энергообеспечения тяги с взаимосогласованием работы всех тяговых подстанций линий и находящегося на них электроподвижного состава.

На тяговых подстанциях найдут применение сухие трансформаторы с литой изоляцией, автоматически регулируемые преобразователи с бездуговой коммутацией тяговых, рекуперативных и аварийных режимов. Оптимистичен прогноз создания мощных накопителей энергии, доступных для практической реализации на электрифицированных ж.д. в целях оптимального использования энергии рекуперации, сглаживания суточной неравномерности электропотребления от энергосистем.

Прогресс в области технических решений по контактной сети, особенно для скоростного движения, будет заключаться в существенном повышении натяжения проводов подвески за счет применения высокопрочных термо– и износостойких контактных проводов (легированных, бронзовых, биметаллических) с применением облегченной и надежной соединительной арматуры.

Контактная сеть будет надежной, малообслуживаемой, облегченной, менее капиталоемкой.

Реализация планируемых мероприятий позволит:

– стабилизировать старение основных фондов;

– оптимизировать мощности систем тягового электроснабжения в соответствии с грузонапряженностью участка, весовыми нормами грузовых поездов и реализуемыми скоростями движения;

– существенно изменить технологический процесс обслуживания и ремонта, повысить ресурс основных элементов контактной сети и снизить повреждаемость устройств электроснабжения;

– увеличить межремонтные сроки устройств электроснабжения с одновременным снижением эксплуатационных расходов на текущее содержание и ремонт и последующие капитальные ремонты;

– снизить технологические потери в устройствах электроснабжения.

© Евразия Вести X 2009

www.eav.ru