ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СНГ


Системообразующий фактор эффективности

В условиях конкурентной борьбы в секторе транспортного рынка Армении, ЗАО «ЮКЖД», реализуя стратегические задачи, направленные на повышение долгосрочной финансовой устойчивости и увеличение мощности транспортного производства, стремится добиться лидерства в оказании транспортных услуг. Об основных задачах, которые решаются в этом направлении, рассказывает Главный инженер ЗАО «ЮКЖД» Сергей Арменович Арутюнян.

Для повышения эффективности работы предприятия последовательно решаются задачи, направленные на увеличение объемов перевозок: развитие логистики, формирование новых транспортных продуктов, совершенствование тарифной политики.

Тем не менее, основополагающим условием долгосрочной эффективности компании является снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Приоритеты при реализации программ повышения финансовой эффективности компании определяются структурой эксплуатационных расходов дороги.

В 2010 году на ЗАО «ЮКЖД» затраты на материалы составили 120,0 млн. руб., а на топливно-энергетические ресурсы – 200,0 млн. руб., что суммарно превышает 25% от общих годовых эксплуатационных расходов дороги.

Концессионным договором, расписанным до 2038 г. предусмотрено постоянное наращивание объемов транспортного обслуживания, дальнейшая модернизация подвижного состава и всей инфраструктуры ЗАО «ЮКЖД».

Очевидно, что для этого потребуется введение в производство дополнительных технических средств, увеличение объемов потребляемого количества сырья, материалов, топлива и энергии. При этом следует подчеркнуть, что наиболее «благоприятным» периодом с точки зрения объема инвестиций в ЗАО «ЮКЖД» определены 2008–2013 гг.

Поэтому ресурсосбережение мы рассматриваем как системообразующий фактор повышения долгосрочной эффективности.

Для решения поставленных задач на дороге разработана «Программа ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности ЗАО «ЮКЖД».

Приоритетными направлениями в программе ресурсосбережения определены следующие индикаторы снижения энергоемкости:

– удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 15 %;

– удельного расхода дизельного топлива для тепловозов на 10%;

– абсолютного потребления топливно-энергетических ресурсов на 15%;

– затрат на материально-технические ресурсы на 50 %.

За период 2008-2010 гг. объем инвестиций, направленных на техническое переоснащение наиболее энергоемких технологических процессов дороги, составил около 1,0 млрд. руб., что соответствует 20% от объема всех инвестированных в ЗАО «ЮКЖД» средств.

Расходы на тягу поездов – наиболее затратная статья топливно-энергетических ресурсов. Поэтому с начала операционной деятельности на ЗАО «ЮКЖД» в качестве приоритетной была определена задача по повышению эффективности использования тягового подвижного состава. Модернизация и капитальный ремонт подвижного состава с восстановлением тягово-энергетических характеристик, глубокая технологическая модернизация ремонтной базы локомотивного депо Ереван, создание Дорожного центра обучения – вот комплекс взаимосвязанных ресурсосберегающих мероприятий, направленных на повышение эффективности дороги в целом. К уровню 2008 г. вес поезда был увеличен на 15%, среднесуточный пробег – на 30% км, а производительность локомотива – на 50 %.

Улучшение взаимодействия подвижного состава и пути – еще одно важное направление ресурсосберегающей программы. По результатам выполненных путевых работ участковая скорость движения поездов возросла на 15% к плану 2010 г. В рамках выполнения мероприятий по улучшению взаимодействия в системе «колесо – рельс» установлено 142 путевых лубрикатора, а весь парк электровозов оборудован гребнесмазывателями.

В результате проведенных комплексных мер удалось в 10 раз снизить количество обточек локомотивных колесных пар, в том числе в 20 раз по износу гребня, высвободить 30% эксплуатируемого парка локомотивов и в два раза сократить парк грузовых вагонов.

Наиболее широкое применение ресурсосберегающие технологии получили в самом материалоемком хозяйстве – путевом. Полная механизация путевых работ, широкое использование диагностирующих мотрис и ручных диагностирующих тележек, сплошная замена специального самоходного подвижного состава, восстановление геометрических размеров элементов стрелочных переводов путем углеродной наплавки – вот комплекс ресурсосберегающих мероприятий, позволивших снизить затраты на содержание путевого хозяйства.

Оптимизация топливно-энергетических ресурсов на содержание инфраструктуры и подвижного состава реализуется на ЗАО «ЮКЖД» и посредством использования автоматизированных систем управления. На дороге внедрены автоматизированные системы управления «Борт», «Топливный склад», АСКУЭ, а также информационно-управляющие технологии с использованием средств спутниковой навигации «Система мониторинга ССПС» и «Единая система мониторинга инфраструктуры».

В настоящее время весь тепловозный парк дороги оснащен аппаратно-программным комплексом «Борт» для диагностирования и управления теплотехническим состоянием дизель-генераторных установок тепловозов. Системой мониторинга местоположения с использованием спутниковой навигации оснащен весь парк специального самоходного подвижного состава.

Нормирование материальных ресурсов и рационализация их потребления еще один и, наверное, самый эффективный инструмент ресурсосбережения.

Рациональное нормирование ресурсов позволило оптимизировать объемы материально-технического снабжения ЗАО «ЮКЖД», ввести эталонные величины затрат на отдельные технологические процессы, тем самым использовать нормирование не просто как инструмент ресурсосбережения, но и как действенный рычаг оптимизации производства в целом.

В рамках ресурсосберегающих программ газифицированы все здания и сооружения деповского комплекса, на линейных станциях и в служебно-технических помещениях низкоэффективные нагревательные приборы заменены на эффективные энергосберегающие обогревательные системы.

В целях снижения тепловых потерь ежегодно выполняются задания по капитальному ремонту зданий и сооружений технологического назначения. С начала инвестиционной деятельности отремонтировано около 30 тыс. кв. м производственных и административных площадей с проведением работ по теплоизоляции, внедрению ресурсосберегающих систем освещения и вентиляции.

В программе развития компании – дальнейшее повышение энергетической эффективности, в рамках которой предусмотрено дальнейшее совершенствование механизма управления ресурсосбережением, с комплексным внедрением энергоэффективных, инновационных продуктов. В настоящее время начаты работы по проведению технического аудита, цель которого – разработка программы реинжиниринга деповского комплекса и модернизации системы энергоснабжения ЗАО «ЮКЖД».

С 2012 года запланирована реализация проектов «Внедрение элементов бережливого производства», «Внедрение элементов менеджмента качества», «Развитие аутсорсинга», в рамках которых будут разработаны мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы эффективного управления ресурсами.

Внедренные ресурсосберегающие технологии и автоматизированные системы управления, в силу объективных причин, внедрялись на ЗАО «ЮКЖД» в интересах конкретных хозяйств, что в определенной мере осложнило их эксплуатацию и дальнейшее развитие. Одна из приоритетных задач, стоящих перед дорогой, заключается в интеграции внедренных ресурсосберегающих систем в единую комплексную систему, решение которой запланировано на следующий год.

Активное целенаправленное встраивание ресурсосберегающих проектов в бизнес-процессы компании позволит снизить ресурсоемкость транспортного продукта и обеспечить устойчивое развитие ЗАО «ЮКЖД» в конкурентной среде.

© Евразия Вести XI 2011

www.eav.ru