СКОРОСТНЫЕ МАГИСТРАЛИ РОССИИ


Крупный инфраструктурный проект развития России

Согласно новой редакции Транспортной стратегии России до 2030 года, основной акцент в сфере железнодорожного транспорта делается на развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ).

Наш корреспондент встретился с первым вице-президентом ОАО «РЖД» генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали» Александром Сергеевичем Мишариным и попросил его ответить на вопросы, которые, безусловно, заинтересуют наших читателей.

– Александр Сергеевич, многие, бывавшие за границей, пользовались высокоскоростными поездами. Спору нет – приятно и удобно! Однако ВСМ – это очень большие затраты. Стоит ли того удовольствие?

– Мы не карусели в парке развлечений строим, чтобы рассуждать, сколько стоит удовольствие. Речь о крупном национальном инфраструктурном проекте, направленном на стимулирование российской экономики. В проект заложены такие кадровые, технологические, материально-технические запросы, соответствие которым задаст новую планку для многих отраслей.

Расчеты, проведенные консорциумом ведущих институтов во главе с «Центром стратегических разработок», показывают: на этапе строительства ВСМ Москва – Казань будет создано более 370 тысяч рабочих мест – как в семи субъектах Федерации, где пройдет трасса, так и в других, где разместится производство техники и материалов. На этапе эксплуатации будет обеспечен рост дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней: региональные получат около 900 миллиардов рублей, федеральный – почти 3,8 триллиона (в прогнозных ценах). Это более чем втрое превышает стоимость строительства.

Общий прирост ВВП Российской Федерации за счет агломерационных эффектов, обусловленных в числе прочего ростом производительности труда и повышением деловой активности, составит более 11 триллионов рублей, если считать в ценах соответствующих лет.

Некоторые сторонники монетаризма ссылаются на опыт Аргентины, Бразилии и СССР, которые якобы из-за увлечения крупными инфраструктурными проектами оказались в кризисной ситуации. Однако исторический опыт экономического развития России показывает, что наивысшие показатели роста наблюдались при осуществлении крупных проектов, реализованных при крайне ограниченной внешней помощи, а иногда и в условиях внешнеэкономических санкций со стороны развитых стран. В частности, в 1920–30 годы в условиях изоляции СССР совершил беспрецедентный скачок и вышел на первое место в Европе по объему промышленного производства.

Сейчас в России существует общественная потребность в реализации проектов, позволяющих стимулировать внутренний спрос, преодолеть стагнацию в национальной экономике за счет развития реального сектора.

ВСМ – это проект национального масштаба. Он не только изменит представления о временном пространстве у граждан Российской Федерации, но и приведет к качественно новому этапу развития социально-экономической системы страны. Создание ВСМ – вызов отечественной промышленности и строителям.

Только на трассе Москва – Казань будет спроектировано и построено значительное количество искусственных сооружений. В том числе более 130 мостов, 128 автодорожных путепроводов.

Потребуется соорудить три внеклассных моста – через реки Ока, Сура и Волга. Мосты эти должны стать яркими архитектурными решениями.

Создавая ВСМ, мы планируем объединить опыт зарубежных партнеров и отечественных проектировщиков.

Противники проекта часто говорят о его высокой стоимости. Многие забывают, что с его развитием структура акционерного капитала была изменена в пользу государства и частных инвесторов на основе концессии. Строительство и эксплуатацию участка Москва – Владимир предполагается реализовать силами «РЖД», участков Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары, Чебоксары – Казань – по схеме концессии (в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях»). Пилотный участок Москва – Владимир финансируется за счет собственных средств «РЖД», а также ФНБ и ПФР.

Концессионерами в проекте строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань (ВСМ-2), как уже отмечалось, могут стать как зарубежные инвесторы, так и российские финансовые институты.

Среди возможных инвесторов, заинтересованных в проекте, – французский консорциум (концерн Alstom и строительная компания Boyugues), немецкие Siemens и Strabag, а также китайские компании. Их участие в строительстве ВСМ сейчас обсуждается «на высшем уровне». Все консорциумы активно работают с российскими строительными предприятиями.

Кроме того, предполагаемые инвесторы имеют соглашения с нашими банками (ВТБ, Сбербанком, Газпромбанком), тоже входящими в экспертные группы, и изучают модель ВСМ-2 на предмет участия.

– Кстати, об иностранных партнерах. Не поубавилось ли их желание работать с нами в последние напряженные месяцы?

– Все кризисы временны, а инфраструктурные проекты – навсегда.

В ближайшее время к работе над проектом могут присоединиться и иностранные инвесторы. Об огромном интересе зарубежного инвестиционного сообщества свидетельствуют результаты предварительного road-show, которое состоялось в начале марта.

К проекту уже проявили интерес в Германии, Франции, Италии, Испании, Турции, Китае и других странах.

Всего в предварительном road-show приняли участие свыше 400 представителей 150 компаний.

Мы проводим регулярные встречи и с топ-менеджерами крупных инвестиционных и строительных компаний Европы и Азиатского региона, которые подтверждают свой интерес к проекту. Многие изучают российское законодательство. Сообща работаем мы над устранением барьеров, препятствующих вхождению в проект иностранных инвесторов.

– С иностранными партнерами понятно… А как относятся к проекту региональные власти?

– 22 мая в рамках Петербургского международного экономического форума было заявлено, что президент Республики Татарстан, глава Чувашской Республики, губернаторы Нижегородской и Владимирской областей выступили с письменным обращением к Президенту России с просьбой поддержать проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.

«За счет повышения транспортной доступности произойдет укрепление связей между крупнейшими городами России. Создание магистрали поддерживает более 80 процентов жителей наших регионов», – отметили они в своем письме.

Губернатор Владимирской области Светлана Орлова выступила на форуме с инициативой создания ассоциации мэров городов и губернаторов регионов трассы ВСМ-2 и ВСМ Москва – Центр – Юг. Ее идею поддержали президент Татарстана Рустам Минниханов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Шанцев предложил провести первый съезд ассоциации в сентябре 2014-го в Нижнем Новгороде.

Цель ассоциации – содействие продвижению и реализации проектов ВСМ в Российской Федерации. В ассоциацию войдут мэры городов и губернаторы регионов трассы прохождения высокоскоростных магистралей Москва – Казань и Москва – Центр – Юг, а также региональные и федеральные общественные и политические деятели, и профессионалы отрасли.

Сделав историческое отступление, мы вспомним, что на протяжении 170 с лишним лет железнодорожный транспорт был главной связующей нитью России, залогом ее территориальной целостности. В последние два десятилетия мы значительно отстали от потребностей общества в скорости. Опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ в конце 2013 года, показал: 80 процентов населения в 46 субъектах страны поддерживают строительство высокоскоростных магистралей, а в регионах прохождения пилотной линии Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – 85 процентов.

Один из экспертов назвал ВСМ «межрегиональным метро» – именно так они используются в Европе, Японии и Китае, перевозя жителей на работу и к местам отдыха на расстояния до тысячи километров. Эта удачная аналогия раскрывает степень влияния ВСМ на жизнь в поясе крупных городов, свободу выбора места работы и досуга.

ВСМ – крупный инфраструктурный проект внутреннего развития России, нацеленный на преодоление стагнации в экономике за счет подъема ее реального сектора, создания производства и рабочих мест в регионах. По своей сути он направлен на обеспечение нового качества транспортных услуг для жителей, на выравнивание уровня заработной платы с крупными центрами, на обеспечение занятости.

С руководством всех регионов прохождения трассы (Москвы, Московской, Владимирской и Нижегородской областей, республик Чувашия, Марий Эл и Татарстан) согласована организация остановок высокоскоростного поезда через каждые 50–70 километров. Вся прилегающая к магистрали территория будет подпитана этой транспортной артерией.

Заложенная в основу проекта тарифная политика делает ВСМ таким же доступным видом транспорта, как «Сапсан» и «Ласточка», которые заполнены сегодня на 100 процентов.

За счет мультипликативных эффектов прирост внутреннего регионального продукта в первые 12 лет эксплуатации с 2019 по 2030 год (относительно базового сценария, не предусматривающего строительство ВСМ) составит по Владимирской области плюс 58 процентов (или 131 млрд рублей); по Нижегородской – 76 процентов (496 млрд рублей); в Чувашии – 28 процентов (43 млрд рублей) и Татарстане – 27 процентов (или 274 млрд рублей).

Время в пути от Москвы до Казани по новой линии составит три с половиной часа (вместо 14 часов), от Москвы до Нижнего Новгорода – два часа (вместо четырех). В часовой доступности от Нижнего Новгорода окажутся Чебоксары, путь до которых на поезде в настоящее время занимает более 6,5 часа.

ВСМ – проект для всех: для страны, для регионов, для каждого.

– К слову, что даст ВСМ россиянину?

– Помимо новых рабочих мест, россияне получат удобный экологичный транспорт, способный изменить представления о комфорте и удобстве.

Одними из главных преимуществ железной дороги, безусловно, остаются ее всепогодность и круглосуточность при незначительном времени в пути. Таковы конкурентные преимущества нашего вида транспорта перед другими.

– Как Вы оцениваете потенциальный пассажиропоток на российских ВСМ?

– Наш прогноз был построен исходя из трех основных параметров. Первый компонент – общий прирост транспортной подвижности населения. Здесь учитывается динамика пассажиропотока за десять лет, прогноз прироста численности населения. Второй компонент – «переключение» с других видов транспорта. Он рассчитывался на основе данных европейских ВСМ. Третий – индуцированный спрос, который базируется на предоставлении услуги с лучшим соотношением времени, комфорта, стоимости проезда и ликвидации инфраструктурных разрывов.

Нами были составлены два прогноза – оптимистичный и пессимистичный, и оба послужили достаточным обоснованием для строительства ВСМ.

Прогнозный годовой пассажиропоток к 2030 году составит более 16 миллионов человек. За базу всех расчетов был принят пессимистичный прогноз.

– Помимо финансовой, какой поддержки Вы ждете от органов государственной власти РФ?

– Чтобы эффективно реализовать проект, нужно усовершенствовать нормативно-правовое регулирование отношений в области создания ВСМ. В первую очередь, необходимо принять решения о государственной поддержке, о начале инженерных изысканий и разработки проектной документации.

Также важно отметить необходимость принятия законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

Сегодня в законодательстве в целом наметилась тенденция по упрощению порядка изъятия земельных участков. Первоначально она коснулась Сочи, когда стало очевидно, что реализация крупных проектов, в том числе инфраструктурных, невозможна в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.

Разрешение такой ситуации имеет особое значение для линейных объектов в связи с их значительной протяженностью в сравнении с площадными. Сжатые сроки реализации проекта, технические ограничения при трассировании, расположение таких объектов в границах нескольких субъектов Российской Федерации, а также капиталоемкость инвестиционных проектов требуют установления специальных норм, регулирующих вопросы изъятия земель для публичных нужд.

Целесообразно проработать вопрос о необходимости внесения изменений в законодательные акты и законопроекты, касающиеся земельно-имущественных отношений, обеспечения финансирования проекта, статуса его участников, в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта. Речь идет и о корректировке федерального бюджета на 2014-й и на плановый период 2015 и 2016 годов с возможностью выделения ассигнований в размере 6 миллиардов рублей в виде взноса в уставной капитал ОАО «РЖД» для проведения проектно-изыскательских работ по проекту ВСМ Москва – Казань; о направлении в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации».

– Александр Сергеевич, благодарим за интересное интервью.

© Евразия Вести VI 2014

www.eav.ru