БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Безопасность движения – абсолютный приоритет работы железных дорог

На состоявшейся 17–18 ноября 2016 года XVII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» особое внимание участников форума было приковано к выступлению вице-президента ОАО «РЖД» – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Нургалиевича Шайдуллина.

Предлагаем вашему вниманию материалы его выступления.

Говоря о роли железнодорожного транспорта в национальной экономике, стоит отметить, что железнодорожный транспорт нередко называют «зеркалом экономики», и этому есть логичное объяснение.

Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы страны за период с момента образования (13 лет) увеличилась и составила более 45%.

ОАО «РЖД» является активным участником практически всех экономических процессов. В Компании трудится почти 780 тысяч человек, это более 1% от всех работающих в нашей стране. Доля ОАО «РЖД» в ВВП Российской Федерации составляет 1,5%.

При этом ОАО «РЖД» создает благоприятные условия для расширения бизнеса промышленных предприятий, реализации масштабных инвестиционных программ, повышения экономической и деловой активности.

Безопасность движения всегда была и будет абсолютным приоритетом работы железных дорог.

Генеральным направлением ОАО «РЖД» в области безопасности движения является реализация основных направлений Стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», которая утверждена президентом Компании в декабре прошлого года.

Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить заместителя министра транспорта России Цыденова Алексея Самбуевича за активное участие и взаимопонимание при подготовке и утверждении нормативных актов Российской Федерации в области безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД».

В целом на инфраструктуре железнодорожного транспорта, обеспечена устойчивость перевозочного процесса и заданные целевые параметры безопасности движения.

В текущем году целевой показатель безопасности движения в холдинге «РЖД» выполнен с улучшением на 17% (при плане 1,42 составило 1,17 события на 1 млн поездо/км).

Принятые меры позволили обеспечить стабильную работу в области безопасности движения на большей части железных дорог.

Вместе с тем, на отдельных железных дорогах состояние безопасности движения ухудшено (по ответственности структурных подразделений функциональных филиалов), в том числе на Московской (73/64), Красноярской (27/25), Восточно-Сибирской (28/24) и Забайкальской (46/23).

Количество нарушений безопасности движения увеличено в управлениях пути и сооружений на 36% (144/106), автоматики и телемеханики на 50% (3/2), механизации на 22% (11/9), Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции мотовагонного подвижного состава на 23% (38/31) и Трансэнерго на 43% (10/7).

Количество крушений и аварий на инфраструктуре железнодорожного транспорта, находящейся в ведении ОАО «РЖД», существенно снижено (8/14).

Без крушений, аварий и столкновений железнодорожного подвижного состава при поездной работе отработали коллективы 14 железных дорог.

Вместе с тем, по ответственности холдинга «РЖД» допущены:

– 3 крушения (в 2015 г. – 1) по ответственности Забайкальской (2) и Приволжской дирекции инфраструктуры;

– 1 авария (в 2015 г. – 3) по ответственности Забайкальской дирекции инфраструктуры.

В то же время по вине сторонних организаций допущено 4 крушения на Забайкальской, Горьковской, Дальневосточной и Западно-Сибирской ж.д., 16 сходов железнодорожного подвижного состава при поездной работе.

С целью определения необходимости принятия мер против событий и происшествий в компании определены основные нормативы, применимые в принципах и процедуре рассмотрения происшествий (инцидентов) на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Важнейшей задачей является извлечение опыта из выводов, а не поиск виновного. За объективность и недопустимость повторений.

В текущем году в компании принят ряд важнейших инициатив по постоянным и прорывным улучшениям деятельности в области безопасности движения.

Активно внедряя и применяя риск-ориентированную модель, на основе:

– нормирования производственных процессов;

– технического аудита;

– организации СМБД в подразделениях Холдинга и развитию культуры безопасности движения, удалось решить основные задачи в области обеспечения безопасности движения. А именно:

– во-первых, завершено построение основных элементов, необходимых для успешного функционирования системы менеджмента безопасности движения на всех уровнях управления в компании;

– во-вторых, в области обеспечения безопасности движения организовано обеспечение и координация работы филиалов, структурных подразделений, а также его дочерних и зависимых обществ.

Для достижения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – состояния защищенности процесса движения поездов, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, в том числе и сохранение жизни и здоровья людей (пассажиров), определены решения приоритетных задач в Холдинге «РЖД».

Комплексный подход по управлению рисками в целом был определен Функциональной стратегией управления рисками в холдинге «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 26 июля 2012 г. № 1494р).

Это направление было отражено в Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», в рамках реализации которой разработаны организационная модель управления рисками в области безопасности движения (распоряжение ОАО «РЖД» от 18 августа 2015 г. № 2073р).

Компания принимает учитывающий риск как подход к менеджменту безопасности. Это означает, что принятый остаточный уровень риска и внедренные меры по безопасности обеспечивают наилучшие показатели по проведенному анализу рентабельности. В этом случае даже ограниченные ресурсы могут быть использованы так, чтобы получить наивысшие возможные результаты по безопасности. По этой причине компания уже 3 года проводит ежегодный анализ уровней риска по всем категориям рисков. Также в рамках специальных проектов проводится оценка рисков включая оценку действий.

В текущем году уровень риска безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» снизился к уровню 2015 г. на 14%, за счет снижения частоты проявления событий на 36% (15,1/23,7 случаев в сутки).

Общий ущерб от нарушений безопасности движения, допущенных на инфраструктуре ОАО «РЖД» снижен к аналогичному периоду, 2015 г. на 24% (606,460 млн руб.). При этом в структуре затрат холдинга «РЖД» – 56% (339,570 млн руб.) и по ответственности сторонних организаций 44% (266,890 млн руб.).

Случаи затопления, пожара, нарушения целостности конструкции сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения поездов на один час и более, уровень риска которых увеличился к 2015 г. на 20% с потерями в 92,915 млн руб., или 15%.

Уровень риска столкновения железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции снижен на 9% при росте средней величины ущерба на 42% (до 759,176 тыс. руб.). Снижение частоты столкновений составило 36% (с 0,09 до 0,06 случаев в день). Общие потери от них составили 12,146 млн руб., или 4%.

Основными источниками внутреннего риска являются:

– организационные недостатки текущего содержания объектов железнодорожной инфраструктуры;

– процесс допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» подвижного состава;

– изношенность и физическое старение объектов инфраструктуры (просроченный капитальный ремонт пути, посты ЭЦ с превышением сроков полезного использования и т.д.);

– несовершенство подготовки инженерно-технических работников и руководителей среднего звена.

Подготовлены методики по их идентификации и оценки для основных хозяйств: пути и сооружений, автоматики и телемеханики и вновь созданному функциональному филиалу Трансэнерго.

В следующем году данная работа будет логически завершена разработкой методик для Центральной дирекции управления движением и Дирекции тяги.

Наивысшие уровни риска, которые включаются, в ежегодную программу безопасности и мероприятия по снижению рисков как необходимые меры, обеспечивающие их внедрение и наблюдение.

Стоит отметить, что в ОАО «РЖД» сохранена и эффективная практика применения ревизорских указаний и ревизорских предписаний, которая, как индикатор раннего предупреждения, является попыткой заблаговременно уловить признаки накапливания, которые могут быть изучены с целью идентификации растущих рисков и определения корректирующих действий. Индикаторы раннего предупреждения – это средство для выявления тенденций.

Такой дальновидный и долгосрочный подход имеет целью нейтрализовать любые тенденции к принятию опрометчивых и недостаточно обоснованных действий.

Процесс регистрации и анализа индикаторов раннего предупреждения описан в распоряжении ОАО «РЖД» № 1666р.

В целях повышения результативности СМБД разработано и успешно применяется Положение о корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса (распоряжение ОАО «РЖД» от 25 декабря 2014 г. № 3144р).

Основными задачами корпоративной сертификации являются:

– создание условий для осуществления предприятиями высокого уровня внутреннего контроля качества и безопасности продукции;

– выявление и эффективное использование скрытых резервов;

– поэтапный переход к деятельности, при которой в каждом производственном процессе гарантированно обеспечивается качество и безопасность.

В ходе проведения в 2016 году процедур корпоративной сертификации было подано 160 заявок от структурных подразделений, что составляет около 10% от общего числа предприятий.

Результаты сертификации показывают, что предприятиями, участвующими в программе, не допущены транспортные происшествия и события, связанные с нарушениями правил безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта. Отмечу, что удельное количество отказов в 1,7 раза ниже среднесетевого, сертифицированные предприятия отсутствуют в списках предприятий, имеющих недопустимый уровень нарушения безопасности движения по результатам факторного анализа.

Планами компании предусмотрено участие в корпоративной сертификации в 2017 году 20% от общего числа структурных подразделений по всем хозяйствам, связанным с организацией перевозочного процесса и обеспечением безопасности движения.

Важным этапом развития инструмента сертификации должна стать реализация Концепции добровольной корпоративной сертификации продукции, работ (услуг) и систем менеджмента в холдинге «РЖД», что позволит сформировать единую для всех внешних и внутренних партнеров холдинга «РЖД» скоординированную по областям и бизнес-блокам систему распространения единых подходов и требований к управлению качеством продукции и уровнем безопасности движения.

Останавливаясь на создании единых требований к системам управления безопасностью движения у перевозчиков, владельцев инфраструктуры, разработчиков и изготовителей железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры, а также ремонтных и обслуживающих организаций, главную роль должны сыграть Правила разработки и применения системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

В таком случае будет сформирована национальная система управления безопасностью движения и повышен уровень ответственности всех организаций железнодорожного комплекса, что в конечном итоге позволит обеспечить стабильную и устойчивую работу железнодорожного транспорта.

В текущем году проведена значительная работа по развитию нормативной базы в области обеспечения допуска подвижного состава на инфраструктуру железнодорожного транспорта.

ОАО «РЖД» инициирован, а Министерством транспорта России подписан приказ о внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, вступающих в силу 19 ноября и устанавливающих процедуру допуска железнодорожного подвижного состава с возложением ответственности на владельца инфраструктуры. Данные положения сопровождаются необходимым нормативным обеспечением, соответствующим законодательству Российской Федерации, а также нормам и правилам, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

С учетом изменений, внесенных в ПТЭ, в текущем году значительно расширены барьерные функции в корпоративных автоматизированных системах, направленные на блокирование допуска на инфраструктуру железнодорожного транспорта потенциально опасного подвижного состава, а также неподготовленного для работы персонала.

С 1 ноября 2016 г. на ряде железных дорог в опытную эксплуатацию введены в рамках корпоративных автоматизированных систем (ЕС ПУЛ, АСУТ, АСУ СТ) функции допуска локомотивов и локомотивных бригад вне зависимости от собственности и принадлежности (распоряжение ОАО «РЖД» от 25 октября 2016 года № 2145р).

В результате становится невозможным отправление не соответствующих установленным требованиям локомотивов и локомотивных бригад путем запрета на выполнение с ними технологических операций.

В целях расширения барьерных функций автоматизированной системы АС УКВ по проверке комплектующих грузовых вагонов и логического контроля по допуску на инфраструктуру ОАО «РЖД» железнодорожного подвижного состава, укомплектованного нелегитимными составными частями и «двойниками», веден учет деталей двойников, а также деталей грузовых вагонов, эксплуатирующихся на тележках, отличных от модели 18-100 и их модификации.

Реализуется запрет выпуска из ремонта вагонов с просроченными или исключенными деталями, запрет включения в поезда вагонов, не прошедших установленные виды ремонта или с истекшим сроком службы, запрет допуска к выполнению определенных работ лиц, не имеющих соответствующий квалификации и не прошедших аттестацию (распоряжение ОАО «РЖД» от 26 ноября 2015 года № 2764р).

Должен отметить целенаправленную работу по приведению объектов инфраструктуры к требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Выполнение Программы за 9 месяцев 2016 г. составило 107% к плану периода (31 317/29 150 объектов), а затраты на реализацию мероприятий за указанный период составили 110,069 млрд руб.

В целях снижения рисков от нарушений безопасности движения реализуется Программа повышения безопасности движения, на цели которой в текущем году будет затрачено более 2,8 млрд руб. Ввод в действие основных фондов за период январь-сентябрь составил 1,25 млрд руб. или 155,8% к плану периода.

Кроме того, в связи с утверждением Минтрансом России новых приложений в текущем году начата работа по aктyализации Паспорта несоответствий объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» требованиям ПТЭ с учетом классификации железнодорожных линий (распоряжение ОАО «РЖД» от 23 декабря 2015 г. № 6048р).

Развитие позитивной культуры безопасности в коллективах холдинга «РЖД» в 2016 году проходило в соответствии с Дорожной картой реализации мероприятий по формированию позитивной культуры безопасности в холдинге «РЖД» (от 1 декабря 2016 г. № 514), в рамках которой разработана концепция и сформирован вспомогательный бренд «безопасность движения».

В эмблеме, которую вы видите сегодня повсеместно, отражены смысловые парадигмы: безопасность – защита, человек – система, лидерство – мастерство.

В рамках Дорожной карты состоялась общесетевая викторина на знание Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации, которая уже стала системным продуктом, позволяющим вовлекать наших работников непосредственно в решение предметных вопросов, связанных с безопасностью движения.

В 2016 году впервые в рамках обучающих программ Корпоративного университета состоялась защита проектов, направленных на развитие культуры безопасности движения в холдинге «РЖД».

Особо хочу oтмeтить мероприятия, связанные с Первым Всероссийским слетом общественных инспекторов, который состоялся в Москве 28 октября.

В слете принимали участие более 200 представителей всех железных дорог, большинства хозяйств и ряда дочерних компаний, которых под руководством РОСПРОФЖЕЛ объединяет неравнодушное отношение к общему делу.

Данное мероприятие, проведенное впервые, показало, что культура безопасности железнодорожников – это уже не отвлеченное понятие, о котором вспоминают от случая к случаю, а буквально личная потребность каждого сотрудника Компании.

Поэтому сегодня мы рассматриваем общественных инспекторов по безопасности движения как проводников передовых принципов культуры безопасности и возлагаем надежды на расширение их рядов.

В ближайшей перспективе нам предстоит в рамках коммуникационного сопровождения внедрить в интернет/интранет пространстве такие продукты как навигатор безопасности и портал безопасности, который позволит нашим рабoтникaм иметь простой и доступный способ получения информации, связанный с безопасностью движения.

Реализация Политики холдинга в области безопасности движения в 2016 году подтверждает приоритет основных ценностей ОАО «РЖД» как открытой и публичной инфраструктурной Компании.

Обеспечение заданного уровня безопасности движения, сохранность жизни и здоровья людей, грузов, подвижного состава, объектов инфраструктуры, минимизация последствий от транспортных происшествий – это те основные цели, сформулированные в Политике холдинга «РЖД», которые уже стали традиционными для всего железнодорожного транспорта Российской Федерации и приняты всеми участниками транспортного рынка.

Деятельность холдинга «РЖД» в области безопасности движения в 2017 году должна быть сконцентрирована на реализации мероприятий по следующим направлениям:

– управление риск-менеджментом;

– совершенствование системы допуска на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования;

– развитие культуры безопасности движения;

– приведение инфраструктуры ОАО «РЖД» к требованиям ПТЭ.

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru