БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Как сократить опасность рисков для безопасности движения поездов

Обеспечение гарантированной безопасности – всегда было и остается основой работы железнодорожного транспорта. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность по развитию системы управления безопасностью движения на основе современных подходов и принципов.

Такую стратегическую цель поставили перед собой участники XVII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», которая прошла в середине ноября в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (МИИТ).

По традиции, конференция подвела итоги деятельности подразделений Компании «РЖД» в решении главнейшей задачи отрасли – обеспечении безопасности движения на стальных магистралях страны. Она проходила под руководством сопредседателей организационного комитета вице-президента ОАО «РЖД» Ш.Н. Шайдуллина и старшего советника президента ОАО «РЖД», президента Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) В.Н. Морозова.

В работе конференции приняли участие заместитель министра транспорта Российской Федерации А.С. Цыденов, начальники департаментов и структурных подразделений холдинга «РЖД», представители министерства внутренних дел РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также руководители и ведущие специалисты ряда железных дорог, ученые и специалисты ведущих научных учреждений отрасли.

Статистика свидетельствует, что количество происшествий на сети дорог в нынешнем году заметно сократилось. Так, за три квартала этого года по сравнению с тем же периодом прошлого их число уменьшилось почти на четверть. Этому способствовало совершенствование профилактической работы в данном направлении.

Однако выступавшие подчеркивали, что успокаиваться, безусловно, нельзя. По-прежнему основным источником опасности являются сходы подвижного состава на перегонах и станциях при поездной и маневровой работе. Необходимо уделять больше внимания организации технологического взаимодействия подразделений локомотивного и вагонного хозяйств, где чаще всего возникают предпосылки для критических ситуаций.

Участвовавшие в заседании «круглого стола» по направлению «Безопасность движения на инфраструктуре железнодорожного транспорта Российской Федерации» отмечали важность дальнейшего совершенствования систем диагностики и мониторинга с целью максимального предупреждения отказов технических средств. Об этом шла речь, в частности, в докладах «Инновационные системы и технологии диагностики технических объектов железнодорожной инфраструктуры, видеоконтроль», «Инновационные вагоны и проблемы их взаимодействия с элементами инфраструктуры», «Адаптивные способы контроля технических и программных средств интегрированной системы обеспечения безопасности», «Система обеспечения безопасности движения поездов на базе радиоканала» и в других выступлениях.

Среди предложенных для реализации целей и задач стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» на период до 2020 года выделим следующие:

– разработать Концепцию корпоративной сертификации менеджмента производств, продукции и работ (услуг) в холдинге «РЖД»;

– обеспечить идентификацию рисков в области безопасности движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД» (для управлений пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения) на основе классификации видов риска и влияющих факторов;

– осуществлять реализацию требований по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности программно-аппаратных комплексов, используемых на железнодорожном транспорте для организации движения поездов;

– обеспечить для управлений пути и сооружений, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры разработку и утверждение методик оценки рисков в области безопасности движения, а на основе указанных методик – функциональное развитие АСРБНБД в отношении учета влияющих на риски факторов.

Не менее важные вопросы рассматривали участники «круглого стола» по направлению «Надежность и диагностика инфраструктуры железнодорожного транспорта». Широкий спектр обсуждавшихся здесь проблем как бы формировал практические подходы к дальнейшему развитию стратегии гарантированной безопасности перевозочного процесса. При этом отмечалась важность роли науки при реализации стратегии развития систем безопасности движения поездов, с учетом оценки возможных рисков и ущерба.

За два дня собравшиеся заслушали около тридцати докладов, среди которых наибольший интерес вызвали:

– автономные подсистемы диагностики инфраструктуры железных дорог;

– повышение надежности литых деталей тележек грузовых вагонов;

– радиационный контроль литых деталей тележек грузовых вагонов;

– повышение достоверности диагностирования тормозного оборудования пассажирских вагонов;

– выделение сигналов определенного типа из смеси сигналов о надежности системы;

– совершенствование механизма управления рисками при реализации инвестиционных проектов в транспортном строительстве;

– пассивное и активное гашение вибраций для подвижного состава.

Все выступавшие были единодушны в том, что принятые на конференции решения должны воплощаться в жизнь в полном объеме. И для этого необходимо наладить самое тесное сотрудничество представителей науки и производства. Разумеется, данный посыл нашел отражение в принятых рекомендациях конференции. Так же, как и то, что созданная в Компании «РЖД» комплексная система диагностики инфраструктуры способствует своевременному выявлению возможных рисков возникновения нештатных ситуаций.

Для повышения надежности технических средств и технологии бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура ОАО «РЖД» предложен внушительный перечень рекомендаций, из которых выделим следующие:

– разработать и утвердить техническую документацию на производство ремонтной тележки грузового вагона (трехэлементной, тип 2) с различными модификациями комплектации буксовых узлов колесных пар (кассетный подшипник с адаптером);

– сформировать требования к техническим условиям на изготовление и ремонт грузовых вагонов в части дифференцированного установления межремонтного периода в зависимости от комплектующих узлов и их технических характеристик;

– провести испытания роботизированной системы комплексного неразрушающего контроля деталей вагонов, локомотивов и сварных стыков рельсов;

– разработать технические требования на создание системы автоматизированной расшифровки данных видеоконтроля (линейного видео) мобильных средств диагностики для оперативного принятия мер к устранению выявленных неисправностей пути;

– выполнить корректировку нормативных документов ОАО «РЖД», регламентирующих вопросы технического обслуживания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с классами и специализацией железнодорожных линий;

– ОАО «НИИАС» совместно с ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО ВНИКТИ» представить на заседание секции «Локомотивное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по формированию плана научно-технического развития на 2017 год предложения по разработке алгоритмов и методик оценки предотказного состояния узлов конкретных серий локомотивов (как первого этапа обозначенной задачи).

Тематика предложенных к рассмотрению докладов на заседании «круглого стола» по третьему направлению «Железнодорожные перевозки и транспортно-логистический комплекс» в основном соответствовала программе его секции – «Снижение рисков нарушений безопасности движения в железнодорожных транспортных системах мегаполисов».

Так, участвовавшие в работе секции на конкретных примерах смогли убедиться, что рисками можно успешно управлять. Их внимание было сосредоточено в основном на пригородных перевозках, скоростном движении, а также особенностях работы городского железнодорожного транспорта и метро. Вот только некоторые темы заслушанных ими докладов:

– моделирование транспортных потоков с учетом случайных факторов;

– оценка показателей надежности объекта на заданное время прогноза при возрастающей интенсивности отказов;

– человеко-машинный интерфейс комплекса блоков на московском центральном кольце;

– бескабельная система управления маршрутами на станции;

– безопасность транспортного обеспечения при проведении культурно-массовых мероприятий.

С точки зрения управления рисками при перевозке пассажиров в железнодорожных транспортных системах мегаполисов участники заседания сочли наиболее важными следующие рекомендации.

Подготовить предложения для обсуждения на секции «Пассажирские перевозки» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросам:

– создание банка имитационных моделей для выбора эффективных алгоритмов управления рисками при перевозке пассажиров в железнодорожных транспортных системах мегаполисов, в том числе и для имитационного моделирования при оценке эффективности работы ВСМ;

– создание и внедрение централизованных и виртуальных систем управления высокоскоростными поездами магистральных железных дорог, а также технологии управления транспортными процессами;

– выбор высокоэффективных режимов управления движением поездов;

А также рекомендовать к внедрению проект АИЦСУДП (Автоматизированной интеллектуальной централизованной системы управления движением поездов) на линиях с высокоскоростным движением.

Не зря говорят, что в вопросах обеспечения безопасности движения одним из главных является человеческий фактор. Именно поэтому особое внимание уделяется не только профессиональной подготовке кадров, но и организации действенной системы общественного контроля. Как подчеркивалось на проходившем в конце октября первом Всероссийском слете общественных инспекторов, их контроль становится сегодня одним из важнейших элементов всей системы обеспечения безопасности перевозочного процесса.

Серьезная миссия и ответственность этих людей важны, прежде всего, в таких вопросах, как приведение объектов инфраструктуры в соответствие с требованиями правил технической эксплуатации. Особенно это касается крупных сортировочных станций, где сосредоточено много сложнейших производственных процессов и очень важно возможные риски свести к минимуму.

Об этих и других проблемах шла речь на заседании «круглого стола» по направлению «Управление и влияние персонала в человеко-машинных системах на объектах инфраструктуры и подвижном составе железнодорожного транспорта». В том числе на заседаниях двух отдельных секций:

– «Правовое обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»;

– «Актуальные вопросы медико-психофизиологического обеспечения работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» в целях снижения рисков в области безопасности движения».

В большинстве прозвучавших здесь выступлений подчеркивалась необходимость развивать у людей еще на этапе вузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, связанного с движением поездов – культуры безопасности. Значимость такого подхода трудно переоценить. Об этом свидетельствует, в частности, тот неподдельный интерес, в том числе представителей научных и учебных организаций, ко всем обсуждавшимся на конференции вопросам по данному направлению. Несмотря на определенную традиционность затронутых проблем, многие доклады содержали конкретные рекомендации по оптимизации работ с кадрами, так сказать, с акцентом на развитие компетенций в сфере обеспечения безопасности движения.

Главная задача – повышение культуры безопасности, которая становится неотъемлемой частью работы трудовых коллективов. Это емкое понятие включает в себя:

– развитие системы корпоративной сертификации;

– компетентность, обеспечиваемую благодаря хорошей технической подготовке и качественным инструктажам;

– повышение мотивации за счет создания системы поощрений и наказаний;

– усиление надзора на основе проверок, ревизий, аудитов и практики ежедневного контроля.

Среди прозвучавших здесь более полусотни докладов и сообщений наиболее актуальными были следующие:

– принципы построения экспертных систем оценки качеств персонала;

– роль культуры безопасности в обеспечении перевозочного процесса;

– проблемы предупреждения терроризма на транспорте: российский и зарубежный опыт;

– обеспечение безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;

– комплексный подход коррекции функционального состояния работников локомотивных бригад, причастных к наездам на людей, животных и транспортные средства (на примере эксплуатационного локомотивного депо Рузаевка);

– психологическая оценка благонадежности персонала;

– оценка психологической совместимости работников локомотивных бригад, проблемные вопросы и пути решения.

Список рекомендаций для развития кадрового потенциала в условиях реализации обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД» весьма обширный. И это лишний раз подчеркивает особую актуальность данного направления. Приведем лишь некоторые рекомендации:

– ввести практику публичных обсуждений при разработке проектов нормативных документов по безопасности движения поездов путем создания процедур и каналов обратной связи;

– завершить разработку положения о наставниках, в котором особое внимание уделить ответственности наставников в части обеспечения выполнения требования безопасности движения;

– установить порядок, при котором представление к назначению на вышестоящие должности, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, осуществляется только при отсутствии у кандидата неисполненных ревизорских предписаний и указаний;

– включить вопросы культуры безопасности в программы обучения вузов, учебных центров, курсов усовершенствования, технической учебы;

– представить предложения по реализации возможности дистанционного контроля за состоянием здоровья машинистов непосредственно в рейсе;

– подготовить предложения по изменению методики формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям, утвержденной ОАО «РЖД» 1 декабря 2011 г. № 330;

– обеспечить актуализацию и использование контрольных вопросов КАСКОР на безе СДО в соответствии с текущими изменениями нормативной документации федерального уровня в ОАО «РЖД» по всем должностям и профессиям работников, связанных с безопасностью движения поездов.

И, наконец, принято специальное предложение, которое звучит так:

– подготовить проект обращения президента ОАО «РЖД» Белозерова О.В. к министру транспорта Российской Федерации Соколову М.Ю. с просьбой инициировать внесение в законодательство Российской Федерации поправки, закрепляющие правовой статус отраслевого образования.

Участниками «круглого стола» «Экономические аспекты управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов» были в основном представители МГУПС (МИИТ). Приоритетным направлением в данной сфере научно-производственной деятельности является обеспечение безопасности людей и сохранности подвижного состава. Есть положительный опыт решения этих задач. Однако возникают и определенные трудности. Из года в год не снижается количество повреждаемых вагонов. Одна из основных причин – снижение ответственности на всех стадиях использования подвижного состава, чему есть немало примеров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые восемь месяцев нынешнего количество грузовых вагонов с признаками повреждения увеличилось на треть. И происходит это не только во время погрузочно-разгрузочных операций на подъездных путях.

Специалисты-вагонники считают, что есть необходимость внести изменения в некоторые разделы «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ», «Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом» и «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». И это не столько техническая, сколько экономическая проблема: за повреждение вагонов кто-то должен отвечать.

Вообще же, пора разработать механизм экономической ответственности за несоблюдение правил и норм безопасности на железнодорожном транспорте. Надо усилить внимание к социальной и экологической составляющим транспортных проектов в рамках обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. При экономической оценке инновационных и инвестиционных проектов позиций безопасности движения поездов необходимо модернизировать нормативы эффективности, которые должны быть увязаны со сроком службы и полезного использования объектов инфраструктуры. И. вероятно, настало время модернизировать систему страхования на железнодорожном транспорте в направлении обеспечения соответствия стандартам качества и безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Подводя итоги двухдневной работы конференции, ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II Борис Алексеевич Левин отметил: «Эта конференция имеет важное значение для Московского государственного университета путей сообщения.

В ее работе традиционно принимают участие представители ОАО «РЖД», Минтранса России, МВД России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Ассоциаций, операторов и участников транспортного рынка перевозок, специалисты проектных и научно-исследовательских организаций транспорта, представители фирм-разработчиков технических средств и технологий для железнодорожного транспорта, ученые и преподаватели транспортных вузов России, стран СНГ и других государств.

Главной целью нынешней конференции была разработка современных требований к системе регулирования и менеджмента безопасности движения железнодорожного транспорта. Самое важное для МИИТа здесь – показать, на что способны ученые и коллектив университета. Конференция «Безопасность движения поездов» доказывает востребованность научного и интеллектуального потенциала ведущего транспортного вуза страны.

В этом году на конференции было более 200 участников и гостей, включая представителей Китая, Казахстана, Беларуси, Киргизии и т.д. Это делает нашу конференцию содержательнее. Безусловно, МИИТ хотел бы расширить участие на постоянной основе своих ученых и специалистов, как это делает, например, коллектив ОАО «РЖД».

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru