МЕДИЦИНА


Медицинские аспекты обеспечения безопасности движения поездов

Перед железнодорожной медициной стоят серьезные цели: обеспечение охраны и улучшение здоровья работников ОАО «РЖД», продление их профессионального долголетия, осуществление контроля профессиональной пригодности и снижение вероятности аварий на железнодорожном транспорте по причине человеческого фактора.

Этим вопросам было посвящено выступление и.о. начальника Департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Сергея Анатольевича Алексеева на пленарном заседании XVII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов».

Сеть негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ) Компании является крупнейшей в России по численности и географическому охвату. В настоящее время это – 173 больницы и поликлиники, почти 18 тысяч круглосуточных коек, более 84 тысяч посещений в смену в амбулаторно-поликлинических подразделениях. В системе трудится около 64 тысяч персонала, в том числе почти 13 тысяч врачей.

В НУЗ ОАО «РЖД» на медицинском обеспечении находится около 800 тысяч работников, в том числе более 430 тысяч работников, непосредственно обеспечивающих движение поездов. Медицинскую помощь в НУЗ получают более 130 тысяч работников локомотивных бригад.

С учетом важности человеческого фактора в производственном процессе, проводимые железнодорожными учреждениями здравоохранения мероприятия являются неотъемлемой частью технологического процесса железнодорожных перевозок и объединяют в себе черты производственной и лечебно-профилактической медицины.

Говоря об особенностях системы здравоохранения Компании, следует выделить следующие направления деятельности.

Во-первых, медицинское и психофизиологическое обеспечение безопасности движения поездов.

В целях медико-психологического обеспечения безопасности движения поездов на сети железных дорог в составе НУЗ ОАО «РЖД» действуют 161 врачебная комиссия, более 1500 кабинетов предрейсовых медицинских осмотров, 237 психофизиологических подразделений. Ими в 2015 году проведено 1,5 млн экспертных медицинских освидетельствований, 30 млн предрейсовых медицинских осмотров, осуществлялись профессиональный отбор, динамический контроль функционального состояния, восстановительные мероприятия работникам Компании.

Во-вторых, охрана здоровья и труда работников.

Лечебно-профилактические задачи, вопросы улучшения условий труда и охраны здоровья работающих решаются комплексно при активном участии более 1500 инженерно-врачебных бригад на предприятиях отрасли.

На состояние здоровья и профилактику заболеваний у работающих положительно влияет ежегодный охват диспансеризацией около 800 тысяч работников, а иммунопрофилактикой гриппа – около 300 тысяч работников, связанных с движением поездов.

Для решения поставленных задач с учетом географической удаленности объектов и наличия труднодоступных регионов страны железнодорожной медициной широко используются возможности информационных технологий, включая телемедицину.

Применение информационных технологий в работе врачебно-экспертных комиссий, при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, осуществлении дистанционного контроля за состоянием здоровья машинистов, проведении видео-консилиумов, видеоконсультирования по вопросам экспертизы профпригодности, дистанционного обучения медицинских кадров позволяет объединить всю систему железнодорожной медицины страны на единой площадке и осуществлять оперативный контроль на различных уровнях.

Экспертиза профессиональной пригодности работников Компании организована по иерархическому принципу.

В единой системе НУЗ (от линейных до дорожных и центральных) у работника компании имеется реальная возможность получить необходимое обследование, верификацию диагноза, в кратчайшие сроки провести необходимое лечение, в том числе с применением высоких технологий (например, электрофизиологическое исследование проводящей системы сердца, коронароангиографию), а затем с учетом результатов обследования и лечения получить экспертное решение.

В случае определения профессиональной непригодности и в сложных экспертных случаях работник направляется в региональную врачебно-экспертную комиссию. При необходимости проводится очное освидетельствование или заочное консультирование в Центральной врачебно-экспертной комиссии в Москве, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, что позволяет уменьшить финансовые расходы Компании.

Вышестоящими комиссиями осуществляется контроль за деятельностью комиссий нижележащих уровней. Центральная дирекция здравоохранения координирует и контролирует работу всех комиссий.

Использование медицинских информационных систем (МИС) – электронной ВЭК – внедрено в 111 или 64% НУЗ, что позволяет работать в едином информационном пространстве как специалистам Центральной дирекции здравоохранения, дирекций здравоохранения железных дорог, так и специалистам НУЗ и ВЭК всех уровней.

Функциональные блоки электронной системы ВЭК обеспечивают возможность оперативной и эффективной реализации как текущих, так и административных функций.

Аналитические возможности электронной системы ВЭК используются для управления проведением медицинских осмотров, маршрутизации освидетельствуемых, накопления и анализа медицинских, статистических и экономических показателей, консолидации данных и административного контроля.

Важной составной частью медицинского обеспечения безопасности перевозочного процесса является проведение предрейсовых медицинских осмотров. При этом 90% осмотров работников локомотивных бригад в настоящее время проводится с использованием автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО).

Использование АСПО помимо формирования базы данных дает возможность цеховому терапевту выделить группу работников высокого риска по важнейшим неинфекционным заболеваниям, оценивать динамику медицинских показателей у конкретного работника локомотивных бригад, устанавливать и контролировать соблюдение установленных индивидуальных гемодинамических показателей допуска в рейс. Информация с терминалов кабинетов ПРМО передается на терминал рабочего места цехового терапевта.

Кроме того, административные терминалы АСПО руководителей НУЗ, дирекций здравоохранения и Центральной дирекции здравоохранения обеспечивают выполнение контроля за качеством проведения ПРМО и анализа информации как в целом по системе, так и в разрезе конкретных кабинетов ПРМО, медицинского персонала и работников локомотивных бригад.

Основное звено в обеспечении безопасности по человеческому фактору – это локомотивные бригады.

Ухудшение состояния здоровья работника локомотивных бригад в рейсе создает угрозу возникновения аварий.

Поэтому основной задачей остается решение проблемы профилактики случаев внезапной смерти и ухудшения в рейсе состояния здоровья работников локомотивных бригад.

С этой целью необходимо сохранение высокого качества отбора работников в ходе экспертизы профессиональной пригодности и ПРМО, разработка алгоритма мероприятий по распознаванию угрожающей жизни работника ситуации при предрейсовых осмотрах, а впоследствии и в рейсе, а также проведение активной информационно-образовательной работы с работниками ОАО «РЖД» по формированию здорового образа жизни и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Кроме того, ОАО «РЖД» как социально ориентированная компания принимает активное участие в профилактических мероприятиях общепопуляционной направленности. Так, подготовленные фирменные информационно-образовательные ролики на темы профилактики болезней системы кровообращения в настоящее демонстрируются не только в НУЗ, но ив залах ожидания железнодорожных вокзалов и в скоростных поездах.

Перечисленные мероприятия реализуются в рамках утвержденной в 2015 году ОАО «РЖД» Программы профилактики внезапной смерти на рабочем месте работников локомотивных бригад.

Для предотвращения случаев внезапной смерти на рабочем месте необходимо повышать надежность и достоверность как долгосрочных, так и на ближайший отрезок времени прогностических моделей оценки состояния здоровья работника.

В качестве перспективных направлений выбраны совершенствование стратификации сердечно-сосудистого риска, в первую очередь риска развития в ближайшее время значимых сердечно-сосудистых событий (инфаркта миокарда, внезапной смерти и др.), а также увеличение точности и устойчивости прогностического заключения для недопуска работника в рейс за счет регистрации дополнительных показателей в ходе ПРМО.

В настоящее время реализуются несколько направлений.

Во-первых, в целях повышения достоверности выделения групп высокого риска реализован пилотный проект с регистрацией в АСПО скорости распространения пульсовой волны.

Целью исследования является определение возможности формирования тревожного специального маркера типа «светофор» в АСПО.

Во-вторых, для своевременного распознавания угрожающей жизни работника ситуации, исключения допуска в рейс работников с острой сердечно-сосудистой патологией целесообразно включить в алгоритм ПРМО регистрацию электрокардиограммы (ЭКГ).

Планируется, что при выявлении в ходе ПРМО прогностически неблагоприятного комплекса показателей в системе АСПО сработает включение тревожной «красной кнопки» и сигнала к регистрации ЭКГ, а по результатам ЭКГ будет сформировано заключение для недопуска работника в рейс. В таких случаях работники будут незамедлительно направляться к врачу.

С этой целью в течение 2016 года проводится пилотный проект по регистрации ЭКГ в ходе ПРМО, по итогам первого этапа выполнена техническая доработка измерительного комплекса КПД-02-СТ для работы в условиях сильных электрических помех и реализована возможность снятия ЭКГ без задержек в работе кабинета ПРМО. В настоящее время на полигоне Забайкальской, Восточно-Сибирской, Московской, Октябрьской железных дорог при участии НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД» проводится пилотное исследование по регистрации ЭКГ в ходе ПРМО с использованием различного оборудования.

Реализация этого направления позволит своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья обследуемого, оказать ему необходимую помощь и предотвратить выход в рейс работника с подозрением на обострение сердечно-сосудистого заболевания.

В рамках третьего направления организовано заполнение карт стратификации факторов риска сердечно-сосудистой катастрофы на работников локомотивных бригад, в результате чего выделяются группы работников с различным уровнем риска – от незначимого до высокого и очень высокого. Цеховый терапевт имеет возможность адресной работы в первую очередь с лицами из групп высокого риска. В настоящее время карты стратификации факторов риска в АСПО заполнены на всех работников локомотивных бригад, при этом работники с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском составляют около 4% от числа работников локомотивных бригад.

Точность прогностических моделей сердечного риска увеличивается при комбинации генетических и негенетических факторов. Поэтому современная стратегия профилактики внезапной сердечной смерти и профессионально значимых сердечно-сосудистых заболеваний предусматривает определение суммарного и генетического риска.

Одной из оптимальных технологий генотипирования является ДНК-микрочип, который может быть использован для скрининга на высокий генетический риск патологии в целевых группах пациентов.

Результатом проводимой работы по совершенствованию стратификации сердечно-сосудистого риска является формирование единой базы стратификационных карт рисков для работников локомотивных бригад по расширенному спектру показателей.

В связи с выраженной географической протяженностью сети железных дорог России, особенностями производственного процесса серьезную проблему представляет организация предрейсовых и предсменных медицинских осмотров работников:

– на удаленных и малодеятельных участках железных дорог;

– при производстве ремонтно-путевых работ с применением технологии турной езды;

– на значительно удаленных станциях, на которых отсутствуют не только медицинские учреждения ОАО «РЖД» и их подразделения, но и иные медицинские организации.

Решение данной проблемы возможно путем организации контроля состояния работников с использованием дистанционных технологий.

Именно поэтому совместно с Центральной дирекцией инфраструктуры на полигонах Северной, Октябрьской, Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской, Куйбышевской железных дорог проведен пилотный проект по организации дистанционного контроля состояния здоровья бригад специального подвижного состава до и после рейса с использованием программно-аппаратных комплексов.

В рамках пилотного проекта с использованием нескольких поставщиков программно-аппаратных комплексов реализована технология проведения дистанционного контроля состояния здоровья с использованием телемедицинских технологий. На отдаленных станциях и в турных вагонах размещены измерительные терминалы, терминал медицинского работника находится в основном здравпункте. Проводимый дистанционный контроль в режиме видеосвязи позволяет определить состояние работника, зафиксировать его гемодинамические показатели и показатели алкотестера, исключить факт подмены результатов. Реализована возможность передачи информации в систему АСУ СПС с автоматическим формированием маршрутного листа.

По результатам пилотного проекта можно считать проведение дистанционного контроля с использованием телемедицинских технологий перспективным направлением дальнейшего развития системы обеспечения безопасности движения поездов на отдаленных станциях и при организации работы на перегонах.

Медико-психологическое обеспечение безопасности движения поездов является одним из важнейших блоков безопасности движения по человеческому фактору и представляет собой комплекс организационных, медико-психологических и психофизиологических мероприятий, направленный на сохранение здоровья и профессиональной надежности работников. Мероприятия комплекса организуются и проводятся причастными структурами (Центральная дирекция здравоохранения, региональные дирекции на сети железных дорог, НУЗ).

Обеспечение безаварийного перевозочного процесса по человеческому фактору, охрана здоровья работников ОАО «РЖД» и продление их профессионального долголетия являются приоритетными направлениями российской железнодорожной медицины.

© Евразия Вести XII 2016

www.eav.ru