МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Международное сотрудничество - для развития железных дорог Латвии

Накануне 66 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества корреспондент нашей газеты обратился к председателю правления, президенту Латвийской железной дороги (LDz) господину Эдвинсу Берзиньшу с просьбой ответить на вопросы редакции.

– Господин Берзиньш, Вы уже несколько раз были во главе делегации Латвийской железной дороги на заседаниях Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, какое значение имеет Совет для Латвийской железной дороги?

– Заседания Совета по железнодорожному транспорту помогают нам, как и нашим коллегам пространства 1520, решать общие вопросы сотрудничества, большая работа проводится в направлении интеграции технологических решений железных дорог стран – участников Содружества. В рамках работы Дирекции Совета мы постоянно участвуем в разработках и актуализации нормативных документов, регламентирующих международное пассажирское, грузовое сообщение и эксплуатационную работу. Однозначно можно отметить, что заседания Совета по железнодорожному транспорту – это не только рабочее заседание высокого уровня с насыщенной повесткой дня, но и отличная площадка для двухсторонней коммуникации с руководителями железных дорог, представителями делегаций и т.д. Это мероприятие, на котором представлен топ-менеджмент железнодорожных компаний, при необходимости предоставляющий возможность оперативно решать актуальные вопросы сотрудничества на самом высоком уровне.

– Как развиваются международные проекты Латвии и России в области железнодорожного транспорта, логистики?

– Российская железная дорога является для нас важнейшим партнером, с которым мы вместе планируем развивать сотрудничество.

Как один из наших успешных проектов, реализованых в последнее время, стоит упомянуть тестовый контейнерный поезд Иу – Рига, который прошлой осенью при успешном сотрудничестве Российских, Китайских, а также железнодорожных и логистических предприятий Латвии проделал путь свыше 11 тысяч километров. Большую часть своего пути поезд проделал по территории Российской Федерации от станции Забайкальск до границы Латвийской Республики. В сотрудничестве с коллегами из ПАО «Трансконтейнер» и ОАО «Российские железные дороги», проект реализован успешно, весь путь поезд прошел за 12 дней, чего, безусловно, не удалось бы достичь без слаженной командной работы. РЖД включила этот маршрут в план формирования, и мы работаем над развитием этого маршрута, а также других маршрутов.

Латвийская железная дорога является членом КСТП и принимает активное участие в работе Координационного совета. Проводя работу по развитию перевозок в направлении Азии и Востока, мы однозначно заинтересованы в использовании Транссибирского маршрута, предлагая транспортировку грузов с использованием нашей портовой инфраструктуры. Мы регулярно принимаем участие в совещаниях и конференциях, организуемых КСТП. Например, 11–12 апреля сего года наши представители участвовали в совещании под эгидой КСТП в Москве, где представили наш опыт организации перевозок Китай – Европа, мы выступали также с докладом на международной конференции «Железнодорожный бизнес на транзитных скоростях», которая состоялась 10 мая 2017 года в рамках транспортно-логистической выставки в Мюнхене, Германии.

– Представители LDz активно участвуют в работе Комиссий стран Содружества, какие значимые вопросы для Вашей администрации ставятся и решаются Вашими экспертами на этих заседаниях?

– Вы правы, наши эксперты принимают активное участие в заседаниях, проводимых Советом, мы осознаем значимость решений, принимаемых в рамках Комиссий и рабочих групп, и, конечно же, стараемся обеспечить участие наших представителей в данных заседаниях. В пассажирской Комиссии наши эксперты активно участвуют в работе Экспертной группы, которая преимущественно рассматривает технические вопросы, связанные с пассажирскими вагонами, также мы активно принимаем участие в решении вопросов по улучшению и изменению редакции ОП СМПС и МГПТ, и стоит упомянуть тесное сотрудничество с ВНИИЖТом по усовершенствованию и развитию АСУ «Экспресс».

– Какие инфраструктурные проекты были закончены или начаты в последнее время, какие планы на перспективу?

– В последние годы мы инвестировали более 325 миллионов евро в модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

В 2016 году мы завершили значительные проекты модернизации инфраструктуры, реализованные с привлечением финансирования Евросоюза: модернизировали сортировочную горку на рижской станции Шкиротава, закончили проект модернизации железнодорожной станции в портовом городе Лиепая, где была введена современная система управления движением. Также закончили повышение перронов и модернизацию пассажирской инфраструктуры на 16 станциях елгавского и юрмальского направлений, обеспечив доступность и удобство этой инфраструктуры для всех групп населения.

В прошлом году мы продолжали обновлять путь и модернизировать железнодорожные станции. Так, в Сигулде был оборудован первый регулируемый пешеходный переход, который с помощью сигнала светофора информирует пересекающих пути пешеходов о приближении поезда. Мы реализовали многолетние проекты развития инфраструктуры, связанные с обновлением пути и заменой стрелочных переводов для повышения безопасности движения поездов. В этом году главной задачей является работа над несколькими новыми проектами по развитию инфраструктуры, которые ориентированы главным образом на увеличение эффективности грузовых перевозок и таким образом способствуют увеличению конкурентоспособности LDz.

Продолжается работа над проектами развития Даугавпилсского железнодорожного узла – модернизацией Сортировочного парка по модели рижской сортировочной горки, а также расширением станции. Это позволит ускорить оборот поездов и повысить безопасность движения на Даугавпилсском узле. Также продолжаем начатую в 2016 году работу над развитием Рижского железнодорожного узла, особенно по модернизации и расширению инфраструктуры в порту.

Совместно с международной аудиторской компанией Ernst &Young в прошлом году был проведен анализ проекта электрификации Латвийской железнодорожной сети, в результате чего Латвийское правительство поддержало дальнейшее продвижение этого проекта, предусматривающего реализацию первого этапа электрификации железнодорожной сети в направлении от Риги до Даугавпилса и Резекне через Крустпилс. Это проект государственного значения, и его реализация позволит повысить конкурентоспособность нашего транзитного коридора. Надеемся на то, что и Российская железная дорога рассмотрит возможность электрификации своей инфраструктуры в нашем направлении.

– Электрификация железной дороги дорогой проект, не планируете ли Вы использовать экологичные современные тепловозы?

– Параллельно с проектом электрификации планируем значительный проект, реализуемый концерном Latvijas dzelzcels в тесном сотрудничестве с учеными – создание локомотива, работающего на водороде. В ходе проекта будут модернизированы три принадлежащих LDz маневровых локомотива ЧМЭ3М, которым будет обеспечена работа на альтернативном топливе – водороде. Проект также предусматривает создание мультитопливной инфраструктуры заправки локомотивов (CNG, H2), использовать которую мог бы и автотранспорт. На выставке ЭКСПО 2017 в Астане мы покажем макет водородного локомотива, так как сам локомотив еще не построен. Однако и макет способен дать представление о том, как будет выглядеть водородный локомотив, созданный на базе тепловоза ЧМЭ3М.

Пока мы планируем перестроить три локомотива, чтобы по окончании пилотного проекта оценить дальнейшее применение данной технологии, однако с точки зрения снижения вредных выбросов весьма существенным является наиболее значительный сейчас инвестиционный проект электрификации железнодорожной сети на территории Латвии.

– Как складывается сотрудничество с азиатско-восточными партнерами? Какие Ваши дальнейшие планы?

– Доставка первого тестового поезда из Иу (Китай) в Ригу оказалась успешной, и сейчас ведется работа по развитию сообщения в этом маршруте. После появления первого поезда возможностями перевозки грузов заинтересовался ряд китайских предпринимателей. Чтобы привлечь грузы из Китая, мы предлагаем выгодные тарифы, качественные услуги и оперативную доставку грузов.

В настоящее время мы активно принимаем участие в развитии нового коридора Север-Юг для перевозки грузов из Индии. Индийским партнерам также предлагаем хорошие тарифы и своевременную доставку грузов до конечного пункта.

Успешное сотрудничество с нашим российским партнером – предприятием TransContainer играет важную роль в обеспечении перевозок по маршруту Китай-Латвия.

– Какой диалог LDz ведет с Китаем, Ираном и Индией для возможности получить транзитные грузы через Латвию? Какие приоритеты международных торговых путей Вы можете выделить для Латвии и для Латвийских железных дорог?

– В качестве одного из приоритетных для Латвийских железных дорог торговых путей я бы выделил коридор «Север-Юг». Вижу огромный потенциал этого маршрута, который можно продлить не только по территории Латвии, но и по ряду стран Европы. Изначально, соглашение об этом международном транспортном коридоре было подписано между Россией, Индией и Ираном 12 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту.

Позже к Соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина. Латвия также имеет все возможности стать полноправным и эффективным партнером в рамках этого мультимодального международного коридора.

Сейчас этот маршрут тянется от порта Мумубаи (Индия) до Санкт-Петербурга, и имеет протяженность более 7 тыс. км. Он имеет огромный потенциал привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана, стран Персидского залива, которые поступают на российскую территорию, и далее – в Северную и Западную Европу, и имеет большой интерес среди стран – потенциальных участников.

Основные преимущества МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, например, перед морским путем через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в более чем два раза расстояния перевозки. При этом стоимость перевозки контейнера из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути. Если есть конкретные цифры – насколько меньше, то можно их привести.

В рамках развития этого проекта в феврале 2017 года мы побывали с визитом в Индии, где встретились с представителями индийского Министерства транспорта и судоходства, индийских железных дорог, бизнеса. На встречах обсуждались возможности сотрудничества в области грузовых перевозок в направлении Латвии в рамках развития Международного транспортного коридора «Север-Юг». В начале апреля мы встрелись с нашими возможными партнерами из Ирана.

У Латвийских железных дорог есть свое видение логистики развития этого маршрута, который, безусловно, позволит освоить новые рынки Азии и обеспечить дополнительные объемы грузовых перевозок в направлении Латвии. Над этим проектом сейчас работает одно из дочерних предприятий Латвийской железной дороги – LDz Logistika.

На встречах с индийскими коллегами мы представили наш проект маршрута из Индии в Латвию, который был высоко оценен индийской стороной. Они признали, что сотрудничество по созданию транзитного коридора позволило бы существенно сократить время и затраты на транспортировку грузов.

– Господин Берзиньш, редакция благодарит Вас за интересные ответы на наши вопросы.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru