МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Предельный износ будет достигнут при пробеге свыше одного миллиона километров

В г. Сочи 28-30 марта 2017 года состоялось шестьдесят третье заседание Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

В рамках проводимого мероприятия заместитель генерального директора по техническому развитию НПК «Объединенная Вагонная Компания» Дмитрий Николаевич Лосев рассказал участникам заседания о результатах подконтрольной эксплуатации грузовых вагонов нового поколения на тележках модели 18-9855.

НПК «Объединенная Вагонная Компания» выпускает грузовые вагоны с улучшенными техническими и коммерческими характеристиками, являясь лидером по их производству в России и странах СНГ. Основной производственный актив холдинга ОВК – «Тихвинский вагоностроительный завод», на котором 5 лет назад было запущено серийное производство вагонов нового поколения. Подвижной состав ОВК характеризуется повышенной грузоподъемностью и осевой нагрузкой, увеличенным сроком службы, эксплуатационной надежностью и меньшей стоимостью жизненного цикла по сравнению с типовыми моделями.

В феврале 2012 года в рамках программы подконтрольной эксплуатации построенные на ТВСЗ первые вагоны модели 12-9853 на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс вышли на сеть. Полувагоны эксплуатируются на полигоне Сибири и Дальнего Востока на замкнутом маршруте между станциями Челутай Восточно-Сибирской железной дороги и Ванино Дальневосточной железной дороги. Расстояние от места погрузки до места выгрузки – около 3600 км.

На регулярной основе проводятся комиссионные осмотры технических характеристик ходовых частей вагонов, результаты которых сопоставляются с расчетными параметрами. Комиссионные осмотры проводятся при участии представителей разработчика, производителя и собственника вагонов, ОАО «РЖД» и профильных научных организаций.

В марте текущего года на базе вагонного депо Чита Забайкальской дирекции инфраструктуры был проведен уже шестой такой плановый комиссионный осмотр, на момент которого пробег подконтрольных вагонов в составе грузового парка по перевозке угля компании СУЭК превысил 500 тыс. км.

Проведенные в ходе осмотра обмеры ходовых частей в очередной раз подтвердили положительные экспертные прогнозы по показателям рабочего износа основных составляющих ходовой части – колесных пар и тележек. Максимальный износ колпака скользуна составил 47% от допустимого значения, фрикционных планок – 52%, а суммарный износ клиньев и клинового кармана надрессорной балки не превысил 45% от браковочных параметров.

Учитывая динамику износа при пробеге 800 тыс. км, ресурс фрикционных планок будет выработан только на 67%, а клиньев – всего на 55%. Прогнозируется, что предельный износ основных трущихся составляющих тихвинских тележек может быть достигнут при фактическом пробеге вагона 1,1–1,2 млн/км.

Такой значительный межремонтный пробег вагона удалось достичь за счет малого износа износостойких элементов, изготовленных из высокопрочного чугуна ВЧ120 с изотермической закалкой. Выпуск этих деталей развернут холдингом ОВК на тихвинской промышленной площадке.

Колесные пары у вагонов нового поколения ОВК изнашиваются также гораздо медленнее, чем у массово эксплуатируемых на сети. Так, в 2016 году при проведении 5-го комиссионного осмотра при пробеге в 410 тыс. км колесные пары поднадзорных вагонов были обточены по причине приближения фактического проката по кругу катания колесных пар к браковочным значениям. Для подконтрольных вагонов это была первая обточка колесных пар.

Сегодня на сети эксплуатируются уже свыше 45 тыс. вагонов на тихвинских тележках, и это уже не только полувагоны. На сеть вышли цистерны, платформы и специализированные вагоны на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тонн на ось.

Для обеспечения полной картины работы грузовых вагонов на тихвинской тележке проводится развернутый мониторинг эксплуатации не только подконтрольного парка, но и всего подвижного состава, изготовленного предприятиями холдинга ОВК.

По состоянию на 20 марта 2017 года уже 1289 таких грузовых вагонов достигли пробега свыше 400 тыс. км с момента постройки. 21% вагонов отработали пробег более 400 тыс. плены в текущий ремонт только для обточки колесных пар. Связано это как с естественным износом поверхности катания колесных пар, так и с образованием на ней дефектов на поверхности катания. Для обточки колесных пар вагоны отцепляются в среднем через 250–300 тыс. км пробега. И всего 8% вагонов отцеплялись в текущий ремонт по другим неисправностям, основную долю которых составляют неисправности кузова.

Более того, на сегодня 21 тихвинский полувагон показывает тот же результат при пробеге свыше 500 тыс. км с момента постройки (из них у 10 вагонов обтачивались колесные пары, а 7 вагонов вообще не отцеплялись).

Максимальный пробег тихвинского вагона до первой отцепки был зарегистрирован на отметке 560 тыс. км. Причина отцепки – в необходимости обточки колесной пары. При этом оставшиеся под этим вагоном 3 колесные пары были обмерены и выпущены в дальнейшую эксплуатацию.

Мониторинг параметров эксплуатации тихвинских тележек с пробегом свыше 400 тыс. км показывает, что фактические значения толщин ободьев колес (59,5 мм в среднем) очень близки к расчетным. И в реальных условиях эксплуатации, в которых курсируют тихвинские вагоны, колесная пара в тележке 18-9855 обеспечит пробег 800 тыс. км. По нашим расчетам, колесная пара должна сточиться до браковочного значения по толщине обода при пробеге свыше 1 млн км.

Достигнутый показатель эксплуатации грузового вагона в реальных условиях высокий по сравнению с грузовыми вагонами на массово эксплуатируемых тележках. Поднадзорная эксплуатация тихвинских вагонов продолжается, и участники заседания приняли решение ежегодно информировать железнодорожные администрации пространства колеи 1520 мм о результатах подконтрольной эксплуатации вагонов на тележках модели 18-9855. Сегодня в головном сервисном центре сети по обслуживанию вагонов нового поколения на тихвинских тележках ТСЗ «Титран-Экспресс» мы уже провели работы по отработке технологии ремонта тележек модели 18-9855. При подготовке производства для плановых ремонтов максимально учитывалась необходимость и возможность использования оборудования, имеющегося в настоящий момент в составе вагоноремонтных предприятий России, путем его дооснащения и модернизации, при этом сохраняя возможность ремонта тележек других моделей.

Большая работа проводится по расширению сервисных центров, в которых возможно проведение плановых ремонтов вагонов на тихвинской тележке. Данный проект реализуется через авторизацию с передачей ремонтной документации, проведением необходимой подготовки производства и обучением персонала. Уже в ближайшее время мы авторизуем вагоноремонтного предприятия Чита (ОАО «ВРК-2») и эту работу будем проводить и в дальнейшем.

Мы уверены, что к моменту массового поступления вагонов в плановый ремонт необходимое количество вагоноремонтных предприятий сети будут подготовлены к ремонту изготавливаемых холдингом ОВК вагонов на тихвинских тележках.

Справочно:

Для обеспечения своевременного технического обслуживания вагонов нового поколения, построенных на вагоностроительных заводах железнодорожного холдинга НПК ОВК, на всем пространстве железных дорог СНГ действует сервисная сеть из 60 вагоноремонтных предприятий. Специалисты сервисных центров прошли обучение на проведение всех видов ремонта – текущий, деповской и капитальный. Конкурентным преимуществом тихвинских вагонов являются увеличенные до 8 лет (или 800 тыс. км) сроки межремонтных пробегов, что обеспечивает снижение в несколько раз количества ремонтов по сравнению с типовыми вагонами.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru