МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Развитие международного пассажирского сообщения

Федеральная пассажирская компания осуществляет перевозки пассажиров как внутри Российской Федерации, так и в международном сообщении. В структуру АО «ФПК» входят 15 филиалов, которые охватывают всю территорию России. Численность персонала составляет порядка 65 тысяч сотрудников, более половины которых – это работники поездных бригад.

По итогам 2016 года на поездах АО «ФПК» перевезено более 93,8 млн пассажиров. В среднем, ежедневно во внутригосударственном и международном сообщении в рейс отправляется от 420 до 580 поездов – в зависимости от сезона.

Широкое международное присутствие и новые транспортные продукты

Международные поезда АО «ФПК» курсируют в прямом и транзитном сообщениях в 11 стран Европы и Азии (Германию, Францию, Польшу, Австрию, Чехию, Монако, Италию, Финляндию, Китай, Монголию, Северную Корею) по 16 международным маршрутам, а также в страны СНГ и Балтии.

Следуя принципу клиентоориентированности, Компания ведет постоянную работу по ускорению поездов, обновлению подвижного состава, развитию сервиса. Для повышения качества обслуживания в международном сообщении АО «ФПК» в период с 2012 по 2015 годы приобрело 200 вагонов габарита RIC совместного производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» и Siemens, которые отвечают всем европейским стандартам безопасности и комфорта.

С 17 декабря 2016 года начал курсировать новый международный поезд № 13/14 «Стриж»/Strizh сообщением Москва – Берлин. Его отличительная черта – система автоматического изменения ширины колесных пар. Эта технология позволяет сократить время на переход с железнодорожной колеи российского стандарта (1520 мм) на европейский (1435 мм) по ст. Брест (Белоруссия). В составе каждого поезда – 20 вагонов производства испанской компании Patentes Talgo, S.L. Внедрение технических инноваций в конструкцию поезда позволило повысить комфорт в пути следования, в частности, снижено воздействие центробежной силы на пассажиров при прохождении поездом кривых малого радиуса.

Только за первый месяц курсирования поезда № 13/14 «Стриж»/Strizh сообщением Москва – Берлин было перевезено более 2,8 тыс. пассажиров. При этом 67% из них совершили поездки в сообщении Россия – Германия.

Тенденции рынка международных пассажирских перевозок

Нынешняя ситуация в нашей стране и в мире характеризуется снижением потребительской активности практически во всех сферах бизнеса, не является исключением и железнодорожный пассажирский транспорт.

По итогам 2016 года в сообщении между Россией и иностранными государствами поездами дальнего следования было перевезено 7,25 млн пассажиров, что на 4,8% ниже результатов 2015 года. В 2016 году в сообщении со странами дальнего зарубежья пассажиропоток возрос на 8,5%, а перевозки пассажиров в страны СНГ и Балтии снизились на 6,5%.

В 2016 году падение пассажиропотока продолжилось в направлении Прибалтики, Средней Азии и Восточной Европы; положительную динамику продемонстрировали отдельные направления – с Узбекистаном, Таджикистаном и Эстонией. В сообщении со странами дальнего зарубежья наибольший рост наблюдается в сообщении Россия – Германия (+32,6%), Россия – Франция (+30,2%), Россия – Италия (+22,6%), Россия – Чехия (+19,4%), Россия – Польша (+6,5%), Россия – Финляндия (+5,7%), Россия – Австрия (+2,2%).

Существуют объективные причины, существенно влияющие на спрос. Это снижение темпов роста национальных экономик, которое существенно повлияло на покупательную способность населения большинства стран, и высокая конкуренция с другими видами транспорта.

В этих условиях особую важность приобретает работа по применению гибкого тарифного регулирования с одной стороны и эффективному управлению назначениями поездов с другой. Очевидно, что взаимодействие участников Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в сфере тарифной политики и оптимизации маршрутной сети необходимо продолжать.

Управление спросом и тарифная политика

Исходя из сравнительного анализа стоимости проезда с конкурирующими видами транспорта можно сделать вывод, что повышение международного тарифа до экономически обоснованного уровня приведет к увеличению тарифной нагрузки на пассажиров, как следствие, его оттоку на другие виды транспорта и последующему усугублению отрицательного финансового результата курсирования поездов.

В течение 2016 года и на период 2017 года для пассажиров предусмотрены скидки и специальные тарифы в зависимости от срока продажи, на боковые места в плацкартных вагонах, при одновременном оформлении проездных документов на проезд «туда» и «обратно», при одновременном выкупе всех мест в отдельном купе купейных вагонов и вагонов СВ. Размер скидки варьируется от 10 до 58% в зависимости от сообщения и применяемого тарифного плана.

Применение широкого спектра скидок и надбавок, а также специальных тарифов позволяет повысить экономическую эффективность при падении пассажиропотока.

Такой подход в 2016 году, к примеру, в отношении поездов формирования Таджикских железных дорог привел к ощутимому росту пассажиропотока по сравнению с 2015 годом. К аналогичному результату привело использование скидок от глубины продажи в отношении поездов формирования Узбекистана.

Безусловно, применение всех современных механизмов управления спросом будет продолжено наряду с оптимизацией размеров движения.

Развитие международного железнодорожного пассажирского сообщения

Комфорт и безопасность перевозок являются основными конкурентными преимуществами пассажирских железнодорожных перевозок, но современный мир цифровых технологий ставит перед транспортными отраслями новую задачу – осуществлять перевозки комфортно, безопасно и быстро!

Современные традиционные пассажирские поезда в зависимости от конструкционных особенностей и возможностей железнодорожной инфраструктуры могут курсировать со скоростью до 200 км/ч, дальнейший существенный потенциал ускорения поездов лежит в плоскости совершенствования технологии прохождения государственных границ, которая подразумевает стоянки составов от 40 минут до 3,5 часов.

В случае с высокоскоростными поездами контроль осуществляется в движении и поезд останавливается на 1–2 минуты только для посадки и высадки сотрудников пограничных и таможенных служб. Такой порядок закреплен нормативно-правовыми актами, принятыми в рамках ЕС и только для скоростных поездов. Очевидно, что необходимо совершенствовать правовое поле в этой области, и в качестве ведущего разработчика новой международной Конвенции об облегчении условий железнодорожной перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа в рамках ЕЭК ООН выступило АО «ФПК». Проект Конвенции носит прогрессивный характер и направлен на позитивное решение вопросов, возникающих при пересечении железнодорожных пунктов пропуска.

В рамках деятельности Европейской Экономической Комиссии ООН с 2016 года рассматривается проблема падения пассажиропотоков и пути выхода из сложившейся ситуации в сообщении Запад-Восток. В 2017 году по итогам проведенных консультаций, в которых активно участвовало АО «ФПК», подготовлена резолюция в виде обращения к Правительствам заинтересованных стран и железнодорожным предприятиям – принять эффективные меры для поддержки и развития международного железнодорожного пассажирского сообщения и удовлетворения потребностей пассажиров в соответствующих услугах (Резолюция № 264 КВТ ЕЭК ООН). В этом документе сформулированы ключевые условия развития международных перевозок и отражены главные критерии развития железнодорожного пассажирского сообщения Восток – Запад: тесное сотрудничество, поиск новых технологий и решений, повышение конкурентоспособности, доступности, привлекательности и эффективности этого вида транспортного сектора.

Задекларированные в резолюции принципы должны стать основой для создания фундаментальных международных финансово-правовых инструментов, позволяющих определить вектор развития железнодорожных пассажирских перевозок.

* * *

В заключение необходимо добавить, что 2017 год – юбилейный для Совета по железнодорожному транспорту.

Коллектив АО «Федеральная пассажирская компания» поздравляет с 25-летием со дня образования Совета всех участников и благодарит за совместную работу. Сообща нам удастся реализовать огромный потенциал железных дорог, сохранить технологическое единство сети, обеспечить согласованное развитие транспортной инфраструктуры, пассажирских перевозок и тарифной политики.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru