ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Транспортная безопасность: проблемы и решения

На VII Международном форуме «Безопасность на транспорте», который состоялся 6–7 апреля 2017 года в г. Санкт-Петербурге, с основополагающим докладом по теме: «Совершенствование государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности и оптимизации подходов по реализации требований транспортной безопасности» выступил заместитель Министра транспорта Российской Федерации Николай Юрьевич Захряпин.

Защита транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства на объектах транспортного комплекса Российской Федерации имеет одно из первостепенных значений для национальной безопасности нашего государства с учетом роли и места транспорта в общественной жизни общества и экономическом потенциале страны.

И хотя в этой сфере проделана масштабная работа, трагические события в Санкт-Петербурге еще раз показали, что реальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства на транспорте сохраняются, и нам совместно с другими заинтересованными ведомствами необходимо еще большее консолидирование усилий для защиты наших граждан и транспортной инфраструктуры от актов терроризма.

В связи с этим, одной из основных задач Минтранса России в области обеспечения транспортной безопасности является дальнейшее совершенствование законодательства в направлении повышения эффективности системы мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Для решения данной задачи осуществляется разработка новых нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности и внесение корректив в существующие на основании мониторинга нормативной правовой базы и анализа на предмет ее актуализации, а также практического применения с учетом изменяющихся реалий.

Данная работа проводится с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и транспортного сообщества.

Кроме того, особенно в последние годы нами акцентируется внимание на вопросе оптимизации подходов к реализации требований транспортной безопасности в условиях финансовых ограничений и устранения избыточных норм, не оказывающих существенного влияния на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта.

Вопрос финансового обеспечения мероприятий по реализации законодательства в сфере транспортной безопасности является одним из самых значимых при обеспечении защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Особую актуальность он приобрел в настоящее время, в период сложной экономической ситуации в стране, когда введение секторальных санкций в отношении ключевых элементов нашей экономики негативно отражается на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов транспортного комплекса, на которые возложена ответственность за реализацию требований в области обеспечения транспортной безопасности.

Нормативное правовое обеспечение транспортной безопасности

По результатам проведенной работы в 2016 году совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организациями и учреждениями были приняты 7 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми определены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, а также дорожного хозяйства. Внесены изменения в правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и положения федеральных агентств по видам транспорта, наделяющие их полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств, которая была проведена субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно. Также скорректирован перечень объектов, которые подпадают под действие закона «О транспортной безопасности».

Приведу для справки некоторые из них:

– утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требования по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;

– утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского, речного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, а также объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства;

– утверждены требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности;

– утвержден Перечень участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных, обеспечивающих функционирование транспортного комплекса, зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры;

– внесены изменения в правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

– федеральные агентства по видам транспорта наделены полномочиями по утверждению результатов оценки уязвимости транспортных средств, проведенной субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно.

Также издано 9 приказов Минтранса России, которые определяют перечень документов, предоставляемых в целях поверки в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу. Кроме того, данными приказами внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты Минтранса России, направленные на совершенствование системы мер по обеспечению транспортной безопасности. Такие как:

– о внесении изменений в административные регламенты Федерального дорожного агентства о предоставлении государственной услуги по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также планов обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности;

– о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации (Административные регламенты по предоставлению государственных услуг) по вопросам социальной защиты инвалидов;

– о внесении изменений в порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 87 (в части, касающейся особенностей проведения оценки уязвимости акватории морского порта);

– о внесении изменений в перечень документов, представляемых в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в орган аттестации субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности или организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделений транспортной безопасности;

– о внесении изменений в форму свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденную приказом Минтранса России от 14 октября 2015 № 307;

– о внесении изменений в некоторые акты Министерства транспорта Российской Федерации в части предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

– о внесении изменений в требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;

– об утверждении перечня документов, представляемых в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу;

– об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

Закон «О внесении изменений в Федеральный закон о транспортной безопасности»

В рамках плана законопроектной деятельности Минтранса России в 2016 году разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о транспортной безопасности».

Остановлюсь на некоторых ключевых аспектах законопроекта и результатах его практической реализации.

Минтрансом России предлагаются следующие изменения.

Во-первых, исключить из определений, норм и требований Федерального закона необходимость категорирования, проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности в отношении транспортных средств всех видов транспорта. Установить для транспортных средств разработку паспортов обеспечения транспортной безопасности, которые подлежат утверждению субъектами транспортной инфраструктуры.

При практической реализации данного подхода сокращаются расходы субъекта транспортной инфраструктуры на оплату услуг специализированных и иных организаций или специалистов, осуществляющие практическую реализацию данных процедур.

Данный подход формирует иной уровень взаимодействия между владельцами транспортных средств и федеральными органами исполнительной власти и предоставляет возможность большей самостоятельности перевозчикам в вопросах планирования и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности.

Во-вторых, наделить подразделения транспортной безопасности полномочиями по задержанию, в целях обеспечения транспортной безопасности, нарушителей для передачи их правоохранительным органам, установлению личности по документам, удостоверяющим личность.

Указанные изменения позволят более эффективно воздействовать на нарушителей законодательства о транспортной безопасности в условиях снижающейся штатной численности сотрудников органов внутренних дел на объектах транспорта.

Указанные задержания проводятся в отношении физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, в действии (бездействии) которых имеются признаки административного правонарушения и (или) преступления.

Данные правонарушения и (или) преступления подразумевают попытку перемещения в зону транспортной безопасности запрещенных предметов и веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения.

При этом уполномоченным работникам подразделений транспортной безопасности для передачи правоохранительным органам лиц, совершивших правонарушение и (или) преступление, необходимо устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.

В-третьих, определить возможность использования служебных собак, электрошоковых устройств и искровых разрядников при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства.

Применение электрошоковых устройств и искровых разрядников позволит в большем объеме обеспечить возможность подразделений транспортной безопасности пресекать противоправные действия и задерживать лиц, нарушающих требования Федерального закона «О транспортной безопасности», а также исключит возможность причинения вреда третьим лицам при задержании нарушителей.

Кроме того, в качестве специальных средств могут использоваться служебные собаки, которые в комплексе с техническими средствами обеспечения транспортной безопасности позволят более эффективно выявлять предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности.

В-четвертых, уточнить мероприятия, проводимые в ходе осуществления досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Минтрансом России в разработанном законопроекте предлагается в том числе совершенствование норм в части проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. В частности:

– конкретизируются лица, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

– уточняются условия, при которых проводится повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, а также конечный результат, на который направлена процедура наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;

– дополняются и конкретизируются цели и задачи применяемых средств досмотра при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности;

– осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра или повторного досмотра, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства путем сверки сопроводительных документов без проведения процедуры идентификации.

Указанные уточнения направлены на оптимизацию мероприятий, проводимых сотрудниками подразделений транспортной безопасности в рамках процедур, связанных с распознаванием и идентификацией оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

В-пятых, определить, что не все объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств относятся к объектам транспортной инфраструктуры в значениях Закона о транспортной безопасности, а только определяемые Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и МВД России.

Данный подход позволит конкретизировать и определить исчерпывающий перечень объектов систем связи и управления движением в значениях Федерального закона «О транспортной безопасности» и, как следствие, оптимизировать затраты субъекта транспортной инфраструктуры на реализацию мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности.

В-шестых, внести изменения в часть 1 статьи 8 закона, предусматривающие обязательность исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности перевозчиками иностранного государства, осуществляющими перевозки в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти сформирован единый подход к вопросу распространения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на иностранных перевозчиков, осуществляющих перевозки в Российскую Федерацию или следующих транзитом.

Данный подход включает в себя разработку отдельных требований либо особенностей по обеспечению транспортной безопасности для иностранных перевозчиков с учетом их специфики. Также предусматривает меры по реализации законодательства Российской Федерации по транспортной безопасности в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта иностранных перевозчиков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Указанный подход распространяет ответственность на иностранных перевозчиков за невыполнение отдельных требований, которые будут, в целом, аналогичны требованиям по транспортной безопасности, предъявляемым российским перевозчикам.

Распространение требований законодательства о транспортной безопасности на иностранных перевозчиков позволит обеспечить защиту транспортных средств иностранных перевозчиков от актов незаконного вмешательства и создать равные условия для отечественных и иностранных перевозчиков в плане выполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в части транспортных средств.

Предлагаемые изменения направлены на совершенствование государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности и оптимизацию подходов по реализации требований по транспортной безопасности.

Ключевыми элементами в системе мер обеспечения транспортной безопасности являются подразделения транспортной безопасности, которые должны быть сформированы из числа подготовленных и аттестованных работников, обладающих необходимыми знаниями, навыками, профессиональными качествами, позволяющими с высокой степенью готовности выполнять задачи по защите объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru