ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Обеспечение транспортной безопасности Содружества

Основные направления сотрудничества в области обеспечения транспортной безопасности в рамках Содружества независимых государств рассматривает в своей статье директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ, председатель Совета по безопасности на транспорте КТС СНГ Александр Анатольевич Корниенко.

Министерство транспорта Российской Федерации во взаимодействии с транспортными ведомствами государств СНГ и органами отраслевого сотрудничества проводит целенаправленную работу в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Целью этой деятельности является выработка согласованного комплексного подхода к решению на пространстве СНГ основных задач в области обеспечения транспортной безопасности.

В условиях сохраняющейся угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса чрезвычайно важной является решение задачи по обеспечению его защищенности при организации и выполнении международных перевозок пассажиров и грузов.

В этой связи системная работа по обеспечению безопасности воздушного и морского транспорта проводится государствами – участниками Содружества Независимых Государств в рамках таких специализированых учреждений Организации Объединенных Наций, как Международная организация гражданской авиации и Международная морская организация.

При этом важно отметить, что по территории государств – участников СНГ проходят протяженные наземные транспортные коммуникации, на которых функционирует множество объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Однако в настоящее время вопросы обеспечения их защищенности от актов незаконного вмешательства на уровне международных договоров должным образом не урегулированы.

С ростом потребности мировой экономики в интермодальных перевозках, и, в том числе, в перевозках по международным транспортным коридорам, обеспечить транспортную безопасность задействованных в таких перевозках объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с высокой степенью эффективности без реализации, согласованной системы мер не представляется возможным.

Полагаем, что лишь применение комплексного подхода к планированию и реализации мер в области обеспечения транспортной безопасности будет способствовать бесперебойному функционированию транспортной системы, созданию условий для реализации транзитного потенциала государств участников СНГ.

В настоящее время целенаправленная работа в данном направлении проводится представителями государств Содружества в рамках Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ и, безусловно, во взаимодействии с другими заинтересованными органами отраслевого сотрудничества. Глобальной целью этой деятельности как раз и является выработка сторонами согласованного комплексного подхода к решению на пространстве СНГ основных задач в области обеспечения транспортной безопасности.

Одним из результатов нашей совместной работы явилось подписание в мае 2014 года на Совете глав правительств Содружества Независимых Государств (далее – СГП СНГ) в Минске Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности.

На заседании СГП СНГ 29 мая 2015 года в поселке Бурабай, Республика Казахстан, утверждена Стратегия обеспечения транспортной безопасности 29 территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении. Стратегия, разработанная Советом по безопасности на транспорте Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, утверждена главами правительств семи государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан (с оговоркой).

Разработка Стратегии велась на основе как результатов анализа существующих подходов государств – участников СНГ к обеспечению транспортной безопасности, так и с учетом так называемых «наилучших практик», выработанных в этой сфере в рамках международных организаций.

Результаты проведенной работы позволили сделать вывод о наличии существенных различий в подходах государств – участников СНГ к нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности, и, к сожалению, об отсутствии в настоящее время эффективного механизма по согласованию государствами – участниками Содружества системы мер, принимаемых в целях защиты транспортного комплекса при осуществлении международных перевозок.

С учетом данного вывода Координационным транспортным совещанием государств – участников СНГ и было предложено разработать, согласовать и утвердить на уровне глав правительств Стратегию. Принятие такого основополагающего документа как Стратегия обеспечения транспортной безопасности на территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении позволило закрепить на межгосударственном уровне цели, задачи, основные направления работы по гармонизации подходов государств – участников СНГ к обеспечению транспортной безопасности с учетом передового международного опыта, а также необходимостью формирования согласованного механизма реализации стратегии и гармонизации понятийного аппарата, используемого государствами – участниками СНГ в указанной сфере.

Важно отметить, что Стратегия разработана в соответствии с положениями Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года и Приоритетными направлениями сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года.

По своей идеологии Стратегия – это комплексный документ, являющийся, по сути, системой согласованных государствами – участниками СНГ взглядов и подходов к сотрудничеству в области обеспечения транспортной безопасности. В этой связи, положения Стратегии должны стать основой для разработки международных договоров и нормативных правовых актов государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности, а также соответствующих межгосударственных целевых программ.

В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ в целях реализации Стратегии Советом по безопасности на транспорте КТС СНГ разработан проект Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2017–2019 годов.

В основу Плана легли задачи, изложенные в разделе III Стратегии «Цель и основные задачи». Проект Плана был согласован в 2015 году транспортными ведомствами государств – участников СНГ, подписавших Решение Совета глав правительств о Стратегии, а также органами отраслевого сотрудничества СНГ – Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Межправительственным советом дорожников, Советом по авиации и использованию воздушного пространства и Межгосударственным авиационным комитетом, одобрен в декабре 2015 года на 35-ом заседании Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, прошел процедуру межгосударственного согласования и 9 декабря 2016 г. на заседании Экономического совета СНГ был одобрен и вынесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в 2017 году.

В соответствии с принятыми решениями проект Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территории государств – участников СНГ при осуществлении перевозок в международном сообщении на период 2017–2019 годов будет рассмотрен на заседании Совета глав правительств государств – участников СНГ 26 мая 2017 года в г. Казани.

Одновременно хочу коротко проинформировать Вас о состоянии дел с вступлением в силу Соглашения об информационном взаимодействии государств – участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности.

Прежде всего хотелось бы напомнить, что проект Соглашения разработан в целях организации информационного взаимодействия между государствами – участниками СНГ, направленного на гармонизацию подходов к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности, а также на создание межгосударственного механизма информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах при осуществлении международных перевозок. Проект Соглашения 30 мая 2014 года подписан на заседании Совета глав правительств СНГ в Минске (Соглашение подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республики Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан).

Как показали результаты межгосударственного согласования документа, соответствующие органы власти государств – участников СНГ испытывают острую потребность в организации информационного взаимодействия по вопросам, являющимся предметом проекта Соглашения.

Вместе с тем, к настоящему времени внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу, выполнили только Российская Федерация и Республика Беларусь.

В соответствии со статьей 12 Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием (исполкомом СНГ) третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу. К настоящему времени Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская Республика и Республика Таджикистан не выполнили внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Соглашения в силу, и не уведомили депозитария (исполком СНГ).

В этой связи полагаю, что выражу общее мнение, пожелав представителям упомянутых государств в сжатые сроки прийти к консенсусу по поводу ратификации документа, поскольку вступление Соглашения в силу предоставит возможность перейти к планомерному решению на пространстве Содружества первоочередных задач информационного обеспечения в сфере защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru