ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


Человеческий фактор - основа безопасности движения

На протяжении 20 лет главная задача ЗАО «НЕЙРОКОМ» – разработка и производство систем для обеспечения безопасности на транспорте за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора.

За это время были созданы приборы, отражающие концепцию предприятия по комплексному обеспечению безопасности: профотбор, предрейсовый контроль, контроль функционального состояния, психофизиологическая тренировка профессионально важных качеств человека.

ЗАО «НЕЙРОКОМ» является разработчиком и производителем аппаратно-программного комплекса (АПК) для тестирования и развития психофизиологических качеств водителей «УПДК-МК Автошкола».

О сегодняшнем дне предприятия и последних разработках для обеспечения безопасности движения пойдет речь в материалах статьи генерального директора компании, доктора технических наук Валерия Васильевича Дементиенко.

Главным виновником большинства ДТП, как правило, является не техника, не состояние транспортного средства, а сам водитель, который по тем или иным причинам не соблюдал правила дорожного движения, нарушал режимы труда и отдыха или не использовал предусмотренные средства защиты.

Помимо общих причин, обнаруживается множество чисто индивидуальных факторов, способствующих преднамеренным нарушениям правил и росту числа ДТП. Это так называемый «человеческий фактор». Между прочим, анализ происшествий на транспорте показывает, что до 80% из них связаны с человеческим фактором.

В нашей стране учитывать влияние этого самого человеческого фактора на безопасность дорожного движения начали более 20 лет назад. С середины 1990-х на железных дорогах появилась разработка российской компании «НЕЙРОКОМ» – психофизиологический комплекс ТСКБМ (Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста). Хотелось бы отметить, что в феврале 2013 г. коллективу авторов, в который входят сотрудники ЗАО «НЕЙРОКОМ», присуждена премия Правительства в области науки и техники за «Разработку и внедрение систем обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте».

Для автомобильного транспорта ЗАО «НЕЙРОКОМ» разработало линейку приборов, которые обеспечивают комплексный подход к учету влияния человеческого фактора на безопасность движения.

На сегодняшний день в России около 60 млн. водителей, при этом около 10% из них вообще нельзя пускать за руль по тем или иным причинам. И это не связано с их умением трогаться с места, набирать скорость, разворачивать автомобиль. То есть, с тем, чему обучают в автошколах. Это связано с их психофизиологическими качествами. Всем понятно, что слепому человеку не позволят управлять автомобилем, потому что он не сможет этого сделать. А вот человеку, который не может одновременно держать в поле своего зрения дорогу, движущийся рядом автомобиль и обочину, дают возможность получить право на управление транспортным средством, а в случае успешной сдачи экзамена позволяют выезжать на оживленные трассы, хотя он является потенциально опасным участником движения. У подобного водителя распределение внимания такое, что он не может сразу захватить несколько предметов. Скорее всего, он будет постоянно попадать в аварии или создавать аварийные ситуации на дороге.

С целью выявления подобных водителей в ЗАО «НЕЙРОКОМ» был разработан универсальный психодиагностический комплекс УПДК-МК, предназначенный для проведения психофизиологического тестирования. В настоящее время комплекс используется в качестве средства профессионального отбора водителей для различных видов автотранспорта и видов перевозок. Комплекс УПДК-МК обеспечивает проведение тестирования для оценки уровня профессионально важных качеств, таких как: глазомер, склонность к риску, распределение внимания, эмоциональная устойчивость и др.

Вторым этапом обеспечения комплексного подхода к учету влияния человеческого фактора является предрейсовый контроль, который зачастую проводится очень формально, даже в тех местах, где он действительно необходим, например, при перевозке опасных грузов или детей. В помощь медработнику в ЗАО «НЕЙРОКОМ» был разработан прибор под названием ЭкОЗ, который предназначен для экспресс-оценки параметров, характеризующих текущее состояние организма.

Комплекс ЭкОЗ позволяет медицинскому работнику менее чем за три минуты получить объективные данные о текущем состоянии водителя и на их основе принять решение о выпуске водителя на линию.

Завершающим звеном комплексного подхода является система мониторинга состояния водителя в рейсе. Главная задача подобных систем – определить момент перехода водителя в состояние релаксации.

Сейчас множество автомобилей оснащено видеорегистраторами, поэтому в Интернете можно найти массу видеозаписей ДТП, связанных с засыпанием водителей. Как правило, это ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения, и очень часто в результате гибнут люди. Главная опасность состоит в том, что не все водители способны оценить степень своего утомления и принять решение остановиться и отдохнуть. То есть, необходимо техническое устройство, способное не констатировать, что человек устал или уже спит, а заранее выявлять признаки выхода из активного состояния, и путем обратной связи сообщать ему об этом.

Осознавая всю важность данной проблемы, специалисты ЗАО «НЕЙРОКОМ» разработали систему поддержания работоспособности водителя (торговая марка Driwell). Принцип действия системы основан на анализе электродермальной активности.

Коротко о сути этого метода. Уровень электродермальной активности связан прямой зависимостью с функцией «внешнего внимания». Когда человек активно взаимодействует с окружающей средой, область внешнего внимания велика и, как следствие, высока электродермальная активность. Незадолго до засыпания человек впадает в состояние преддремотной релаксации, то есть, отвлекается от окружающей обстановки, внешнее внимание снижается и в этот момент уровень электродермальной активности также падает. Таким образом, считывая информацию о кожном сопротивлении и выделяя из нее импульсы кожно-гальванической реакции, можно делать вывод о текущем уровне работоспособности человека.

Естественно, что редкий водитель может самостоятельно и адекватно оценивать свое физиологическое состояние. Проблема качественного контроля состояния водителя заставляет исследователей разрабатывать все новые и новые системы мониторинга функционального состояния водителя, снижающие влияние человеческого фактора.

Компания ЗАО «НЕЙРОКОМ» уже сейчас ведет разработку автоматизированного комплекса, который предназначен для определения уровня риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, происходящих по причине неудовлетворительного психофизиологического состояния и здоровья водителей.

Уровень риска возникновения дорожно-транспортных происшествий рассчитывается по показателям водителей, полученным в ходе:

– предварительного диагностирования психофизиологического состояния;

– углубленного автоматизированного предрейсового медицинского осмотра;

– контроля состояния и здоровья водителей при управлении транспортными средствами.

Все данные о состоянии водителя планируется передавать в диспетчерские центры в режиме реального времени для определения уровня риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Если добавить к этому анализ внешних факторов, система сможет предсказывать возможные ДТП.

В завершение хотелось бы заметить: если оборудовать автомобили системами контроля работоспособности водителя в рейсе, то несколько тысяч человеческих жизней в год можно сохранить. Естественно, такие системы должны быть частью комплексного подхода к обеспечению безопасности движения, который включает в себя все звенья цепи водитель – автодорога – среда.

© Евразия Вести V 2017

www.eav.ru