ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ


Отечественное транспортное машиностроение: проблемы и перспективы развития

Одной из важнейших задач, стоящих перед отраслью транспортного машиностроения сегодня, является реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

О реализации программ развития железнодорожного машиностроения, необходимости его скорейшего и дальнейшего совершенствования в соответствии с современными требованиями пойдет речь в материалах статьи старшего вице-президента ОАО «РЖД» Сергея Алексеевича Кобзева.

ОАО «РЖД» является крупнейшим в России потребителем продукции железнодорожного машиностроения. В этой связи компания объективно заинтересована в ускоренном развитии отечественного машиностроительного комплекса. Принципиальным является развитие пассажирского железнодорожного сообщения, удовлетворение возрастающих требований к комфортности и сокращение времени следования пассажиров.

Программа развития компании ориентирована на приобретение технических средств, обладающих высокой производительностью, технико-эксплуатационными и технико-экономическими параметрами на уровне мировых стандартов.

Существует ряд системных проблем в железнодорожной и машиностроительной отраслях.

Следует отметить, что в предшествующие периоды в отрасли машиностроения реализовывались задачи по ликвидации отставания развития производственных мощностей российских предприятий по выпуску железнодорожной техники, а также задачи повышения качества выпускаемой продукции.

В настоящее время ОАО «РЖД», последовательно реализуя стратегию реформирования и экономического развития компании, переходит на новые принципы взаимоотношений с производителями железнодорожной техники. В основу заложены комплексные показатели безопасности, эксплуатационной готовности и стоимости жизненного цикла технических средств, которые будут определять техническую политику компании в отношениях с разработчиками и производителями.

Одним из примеров данной работы является производство современных скоростных электропоездов «Ласточка» на производственных мощностях ООО «Уральские локомотивы».

В рамках контракта на производство и поставку электропоездов ЭС2Г «Ласточка» для пригородных пассажирских перевозок между ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» в ОАО «РЖД» будет поставлено 1200 вагонов электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (240 электропоездов в 5 вагонном исполнении). При этом сервисное обслуживание данных электропоездов осуществляется компанией «Сименс» в течение всего срока службы, наряду с электропоездами ЭВС «Сапсан» и ЭС1 «Ласточка».

Российские производители железнодорожных машин смогут выдержать конкуренцию. Есть опыт, есть глубокое понимание требований и особенностей рынка. Доступный мировой рынок позволяет применить любые необходимые комплектующие, во многом определяющие качественные показатели изделия в целом. Даже наиболее высокотехнологичный ? высокоскоростной подвижной состав сегодня может разрабатываться и производиться в России лишь с частичным использованием зарубежных технологий.

В настоящее время прорабатывается вопрос организации на территории Российской Федерации производства высокоскоростных электропоездов для линии ВСМ Москва – Казань, в рамках которого планируется создать совместное предприятие.

В прошлом году ОАО «РЖД», China Railway, группа «Синара» и китайская компания CRRC подписали соглашение о создании в России совместного производства высокоскоростного подвижного состава со скоростью движения свыше 300 км/ч. А в нынешнем году группа «Синара» и китайская корпорация CRRC подписали соглашение о локализации производства. В рамках реализации проекта предусмотрены организация на территории России производства и полного сервисного обслуживания в течение жизненного цикла высокоскоростного подвижного состава. В новом СП группа «Синара» организует производство, a CRRC возьмет на себя вопросы обе-спечения проектирования, предоставления лицензий на использование технологий, а также оказания технической поддержки.

Значительной частью закупаемой ОАО «РЖД» продукции транспортного машиностроения являются локомотивы. Разработка и производство современного тягового подвижного состава, отвечающего мировым требованиям, осуществляется на российских предприятиях в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями.

Так, с двумя крупными европейскими компаниями – Сименс (Германия) и Альстом (Франция) у двух российских машиностроительных холдингов – Трансмашхолдинг и Синара Транспортные Машины (Группа Синара) существуют проекты по совместному производству локомотивов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. В рамках заключенных контрактов предусмотрены требования по поэтапному снижению доли импортных комплектующих изделий в стоимости локомотивов.

По программе импортозамещения и локализации производства компании Трансмашхолдинг планируется снижение доли импортных комплектующих скоростного пассажирского электровоза ЭП20 с 41% в 2015 году до 25% в 2018 году. По грузовому электровозу 2ЭС5 начался проект разработки модификации локомотива 2ЭС5С, предусматривающий снижение доли импортных комплектующих изделий с 63% до 25% (будет разработан к 2018 году). Предполагается снижение стоимости локомотивов не менее чем на 20%.

Главнейшим элементом локализации стала передача интеллектуальной собственности и ноу-хау, а также новых технологий и способов организации производства не только предприятиям, осуществляющим конечную сборку, но и смежникам, изготавливающим комплектующие.

Компания Альстом локализует производство комплектующего оборудования на ООО «Рейлком» в г. Новочеркасске. Уровень локализации ключевых компонентов следующий: тяговый преобразователь – 23%, вспомогательный преобразователь – 11%.

Более глубокий уровень локализации производства ключевых компонентов у компании Сименс по грузовому электровозу 2ЭС10:

– тяговый преобразователь – 34%, план на 2017 г. – 45%;

– тяговый привод - 51%, план на 2017 г. – 85%;

– блок вспомогательных трансформаторов – 34%, план на 2017?г. – 61%;

– прочее оборудование – от 34% до 38%.

Локализация ведется на двух предприятиях Сименс: Сименс-Электропривод, г. Санкт-Петербург и Сименс-Трансформаторы, г. Воронеж.

Важной мерой, обеспечившей заинтересованность производителей в сотрудничестве с ОАО «РЖД», стало заключение долгосрочных контрактов на поставку железнодорожной техники и постепенный переход при ее закупках к контрактам жизненного цикла.

Необходимо остановиться на блоках, реализуемых Холдингом ОАО «РЖД».

Испытания новых вагонов

В связи с необходимостью развития тяжеловесного движения в России научно-техническим советом ОАО «РЖД» принят ряд решений по проведению комплекса испытаний вагонов, специально разработанных под осевую нагрузку 27 тонн на ось. Целью данной работы является получение достоверных данных о влиянии вагонов с повышенной осевой нагрузкой на состояние инфраструктуры и затраты ОАО «РЖД» при осуществлении тяжеловесного движения.

В настоящее время ПАО «НПК ОВК» разработаны и прошли сертификацию три модели полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс на специально разработанной новой тележке модели 18-6863.

Для проведения опытной эксплуатации АО «Тихвинский вагоностроительный завод» изготовлено 75 полувагонов модели 12-9845-01 на тележках модели 18-6863. В настоящее время на участке Качканар – Смычка Свердловской железной дороги ОАО «РЖД» совместно с ведущими институтами в сотрудничестве с ПАО «НПК ОВК» в соответствии с утвержденной программой проводится мониторинг состояния инфраструктуры, оценка накопления расстройств верхнего строения пути и деформаций земляного полотна, отработка технологий содержания пути в условиях тяжеловесного движения при эксплуатации поездов, сформированных из полувагонов с осевой нагрузкой 27 тс.

С точки зрения эксплуатационных характеристик, новая тележка модели 18-6863 с осевой нагрузкой 27 тс позволяет увеличить полезную загрузку вагона до 19%. То есть, если стандартный полувагон может перевозить до 69 тонн, то полувагон на новой тележке имеет полезную грузоподъемность 83 тонны. Вагоны на этих тележках при эксплуатации в удлиненных поездах позволят увеличить вес поезда до 11 тыс. тонн.

Международное научно-техническое сотрудничество ОАО «РЖД»

В 2010 году руководством компании было принято решение о начале реализации Программы международного научно-технического сотрудничества ОАО «РЖД», освоения новой техники, модернизации и автоматизации производственных процессов, развития скоростного и высокоскоростного сообщения.

Программа направлена на комплексное повышение качества транспортных услуг и создание современной железнодорожной инфраструктуры в России за счет внедрения наиболее передовых научно-технических, производственных и организационных достижений мировых лидеров в области железнодорожного транспорта.

Повышение производительности и эффективности, обеспечение транспортной, экологической и эксплуатационной безопасности, оказание высококлассного перевозочного сервиса – это лишь некоторые целевые задачи Программы, которые компания решает из года в год совместно с партнерами из 22 стран. География международного научно-технического сотрудничества охватывает страны Северной Америки, Европейского союза, а также все «пространство 1520».

В то же время, реализация проектов в области технической стандартизации и сертификации, аудита и аккредитации совместно с международными организациями ОСЖД, МСЖД, ЮНИФЕ и ЕЖДА во всех смыслах имеет глобальный характер.

С целью обеспечения высокого качества, безопасности и эффективности перевозочного процесса особое внимание уделяется вопросам разработки и внедрения новых технических средств и подвижного состава.

В настоящее время в коммерческой эксплуатации находятся 16 поездов «Сапсан», которые курсируют на маршруте Москва – Санкт-Петербург, в т.ч. в сдвоенных составах. Особенность сдвоенной конструкции уникальна – эти поезда являются самыми длинными высокоскоростными поездами в мире, общей длиной более 500 метров. Такое решение обусловлено растущим спросом пассажиров на скоростные, надежные и комфортабельные перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом.

С целью обеспечения высокого качества сервиса в будущем, уже сегодня специалистами проводится технико-экономическое обоснование приобретения дополнительной партии поездов «Сапсан».

Необходимо подчеркнуть, что реализация программы международного научно-технического сотрудничества – это не просто коммерческая закупка зарубежных образцов техники и технологий. Взаимодействие с иностранными партнерами имеет синергетический характер. Совместная работа воплощается в вопросах адаптации импортных технологий под российские климатические и технические условия, в ходе которой все стороны приобретают неоценимый опыт. И, безусловно, особый акцент сделан на вопросах локализации производства на территории Российской Федерации, что способствует существенному развитию не только ОАО «РЖД», но и смежных российских машиностроительных предприятий.

Так, продолжается работа по локализации производства поездов «Ласточка» на ООО «Уральские локомотивы», расположенного в г.?Верхняя Пышма Свердловской области. Результатом этой работы стала поставка в 2015–2016 гг. 53 электропоездов серии ЭС2Г «Ласточ-ка» с достижением уровня локализации производства на уровне 77%. По состоянию на первое полугодие 2017 г. общий парк ЭС2Г составлял 64 состава, а до конца 2017 года будет поставлено еще 19 электропоездов. Поезда задействованы для повышения качества обслуживания пассажиров в пригородном и внутригородском сообщении – с 10 сентября 2016 г. электропоезда «Ласточка» были введены в эксплуатацию на Московском центральном кольце.

В рамках работы по производству тягового подвижного состава нового поколения продолжена поставка грузовых электровозов постоянного тока 2ЭС10 «Гранит» с асинхронными тяговыми двигателями производства компании «Сименс АГ». По итогам первого полугодия 2017 г. парк электровозов серии 2ЭС10 насчитывает 139 единиц, при этом в соответствии с контрактом общий объем поставки локомотивов «Гранит» должен составить 221 единицу. Электровозы эксплуатируются на Свердловской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорогах.

Совместно с французской компанией «Альстом» реализуется проект по производству нового магистрального пассажирского двухсистемного электровоза ЭП20 и опытная эксплуатация грузового электровоза переменного тока 2ЭС5 с асинхронным тяговым приводом. В настоящее время в эксплуатации находятся 56 электровозов ЭП20, которые обеспечивают перевозки пассажиров на направлениях Москва – Адлер, Москва – Нижний Новгород, Москва – Брянск.

Реализованы мероприятия по укреплению сотрудничества с испанскими железнодорожными компаниями в области создания нового подвижного состава для организации международных пассажирских перевозок. В конце декабря четыре поезда производства испанской компании «Тальго», оборудованные раздвижными колесными парами и получившие название «Стриж», введены в коммерческую эксплуатацию на маршруте Москва – Берлин. Также продолжается эксплуатация четырех поездов на сообщении Москва – Нижний Новгород.

Совместно с американской компанией Wabtec Corporation на базе АО «Тихвинский ВСЗ» проводится комплекс испытаний и осуществляется подконтрольная эксплуатация полувагонов на тележках Barber S-2-R с нагрузкой от оси колесной пары на рельсы 25 тонн. Кроме того, развивается сотрудничество в области постановки на производство инновационной продукции для грузового вагоностроения с целью дальнейшей локализации на территории России. На совместном предприятии ООО «СП «Вабтек-ОВК» в г. Тихвин, а также на объектах компании «Вабтек» в США осуществляются испытания инновационной тормозной композиционной колодки с чугунной вставкой, тормозного цилиндра, авторегулятора, устройства сочленения.

В партнерстве с американской компанией «ТИМКЕН» дочернее общество холдинга «РЖД» – АО «ВРК-3» – проводит работу по организации сервисных центров гарантийного и постгарантийного обслуживания колесных пар грузовых вагонов, оборудованных подшипниками кассетного типа TIMKEN.

В части внедрения современных технологий по развитию железнодорожной инфраструктуры стоит отметить сотрудничество с австрийской компанией Plasser & Theurer в области закупки современных машин для обслуживания верхнего строения пути, а также с немецкой компанией Vossloh AG, с которой прорабатываются проекты в области укладки инновационных элементов верхнего строения пути на безбалластном основании, а также по локализации производства рельсовых скреплений. Достигнута договоренность между компаниями Vossloh Cogifer (подразделение Vossloh AG) и АО «БетЭлТранс» по локализации производства клеммы для скреплений W 30 в рамках совместного предприятия в г. Энгельсе, которое планируется запустить до конца 2017 года. Предполагается локализация производства на уровне 90–100% с использованием российской сырьевой базы.

В области разработки и внедрения передовых информационно-цифровых технологий активно развивается сотрудничество с итальянской компанией Leonardo S.p.A. по созданию средств мониторинга и оценки состояния инфраструктуры железных дорог и потенциально опасных природно-техногенных явлений с использованием аэрокосмических методов дистанционного зондирования ITARUS-MONITOR, а также с подразделениями канадской компании Bombardier, с которой прорабатываются вопросы киберзащиты микропроцессорных систем управления.

Совместно с Китайскими железными дорогами и рядом китайских организаций также прорабатываются технологические и технические вопросы развития высокоскоростного сообщения в России.

Вместе с тем, реализация программы международного научно-технического сотрудничества направлена не только на техническое перевооружение ОАО «РЖД», но и на развитие одного из главных ресурсов компании – сотрудников.

На регулярной основе сотрудники компании принимают участие в различных образовательных программах за рубежом, что способствует постоянному повышению квалификации и развитию необходимых профессиональных компетенций для эффективного управления инновационными изменениями в холдинге «РЖД».

Кроме того, совместно с железнодорожными компаниями Фин-ляндии, Австрии и Германии организуются регулярные взаимные стажировки высокопотенциальных руководителей и сотрудников, в ходе которых специалисты получают уникальную возможность обменяться опытом, приобрести новые знания и расширить профессиональный кругозор.

Перечисленное – это лишь некоторые примеры направлений развития Программы международного научно-технического сотрудничества, которая охватывает гораздо более внушительный периметр вопросов и направлений развития. Программа находится в состоянии постоянного динамического преобразования, гибко отвечая на различные вызовы, встающие перед холдингом «РЖД», а также учитывая развивающиеся потребности наших клиентов. Она является не только одним из ключевых инструментов научно-технического и клиентоориентированного развития холдинга «РЖД», но и ярким примером того, что представители железнодорожной отрасли нацелены на развитие взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества вопреки любым отрицательным факторам внешней политической среды.

Диалог ученых и компании

В современных условиях эффективный транспортный комплекс способен стать «локомотивом» инновационного развития, формируя спрос на высокотехнологичную и инновационную технику и современные эффективные технологические решения.

Инновационное развитие ОАО «РЖД» соответствует приоритетам, сформулированным в Стратегии научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 г. и перспективу до 2025 г. («Белая книга»).

Данные приоритеты определены исходя из актуальных задач разработки и внедрения новых технологий и транспортно-логистических услуг, соответствующих или превышающих мировой уровень по их ключевым параметрам, модернизации и технологического развития основных производственных процессов, коммерциализации результатов НИОКР, а также повышения эффективности научно-технологического комплекса компании.

Приоритеты научно-технического развития обеспечивают интеграцию и преемственность процессов развития науки, техники, технологий и инновационных процессов, позволяя укреплять внутреннее единство, усиливать координацию и повышать согласованность функционирования и развития структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» и его ДЗО.

Приоритеты и перспективы научно-технологического развития ОАО «РЖД» направлены на достижение следующих целей:

– повышение уровня удовлетворенности клиентов за счет повышения качества услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;

– сохранение лидирующих позиций в мире в части эффективности (в том числе посредством широкого применения ресурсо-сберегающих технологий), безопасности, качества услуг инфраструктуры;

– повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

– обеспечение эффективного обслуживания глобальных цепочек поставок российских и международных клиентов, расширение перевозочного и логистического бизнеса на Евроазиатском пространстве;

– реализация проектов развития скоростных и высокоскоростных перевозок, обеспечение перевозки с новым уровнем скоростей (в структуре пассажирооборота) к 2030 году;

– обеспечение роста производительности труда, заработной платы и улучшение условий труда;

– обеспечение существенного снижения нагрузки на окружающую среду путем применения наилучших доступных технологий.

Исходя из названных приоритетов и целей, ключевыми векторами стратегического научно-технического и инновационного развития являются следующие:

– качество, надежность, безопасность – научно-технические мероприятия и инновационные проекты, направленные на повышение уровня удовлетворенности клиентов холдинга «РЖД» оказываемыми им транспортными и логистическими услугами, в том числе – за счет повышения надежности и безопасности перевозочной деятельности;

– перспективные технологии – научно-технические мероприятия и инновационные проекты, направленные на повышение технологической конкурентоспособности за счет обеспечения вывода на рынок новых или существенно улучшенных транспортно-логистических услуг, а также обновления и модернизации подвижного состава, инфраструктурного комплекса, использования в процессе перевозок техники и технологий, соответствующих или превосходящих лучшие мировые образцы;

– инновационная экосистема и научно-технический комплекс – мероприятия по развитию научно-технического потенциала и развитию кооперации в научно-технической и инновационной сфере как предпосылки динамичного и эффективного научно-технического развития холдинга «РЖД»;

– эффективность и рациональное природопользование – научно-технические и инновационные мероприятия и проекты, позволяющие снизить уровень затрат всех видов ресурсов, повысить производительность труда в структурных подразделениях и ДЗО холдинга «РЖД», существенно улучшить экологические показатели функционирования холдинга «РЖД»;

– развитие кадрового потенциала, охрана здоровья и безопасность труда – мероприятия, направленные на наращивание компетенций и интеллектуального капитала холдинга, а также улучшения условий труда персонала;

– скоростное и высокоскоростное движение – мероприятия, направленные на внедрение скоростного и высокоскоростного движения.

Достижения науки и технологий, высокий темп освоения новых знаний, создания инновационной продукции и технологических процессов являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность ведущих компаний и эффективность их деятельности.

Научный отраслевой комплекс является основой для научно-технического развития ОАО «РЖД».

В 2017 году все четыре профильных института – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ» и АО «ИЭРТ» провели заседания своих ученых советов и выработали направления развития в рамках реализации задач холдинга «РЖД» и позиционирования в условиях необходимости сохранения компетенций

в области железнодорожного транспорта, с одной стороны, и ужесточением требований рынка, с другой.

Институты отрасли всегда участвовали в формировании и реализации главных направлений технического и технологического развития отечественных железных дорог, внесли значительный вклад в рост эффективности транспортной сети.

Так, например, распределение по участию в выполнении работ по основным направлениям Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД» следующее:

– развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе клиентоориентированности – АО «НИИАС»;

– повышение уровня безопасности движения поездов и эксплуатационной готовности – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ИЭРТ»;

– разработка и внедрение технических средств и технологий организации скоростного пассажирского, тяжеловесного движения в грузовом сообщении при обеспечении оптимального взаимодействия подвижного состава и элементов инфраструктуры – АО «ВНИИЖТ», АО «ИЭРТ»;

– развитие и обслуживание инфраструктуры и подвижного состава на основе внедрения высокопроизводительных машин и оборудования, инновационных систем диагностики и мониторинга, геоинформационных технологий, направленных на повышение производительности труда и снижение издержек – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ», АО «ИЭРТ»;

– внедрение инновационных материалов, конструкций и технических систем – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС»;

– система стандартизации и технического регулирования – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ»;

– повышение энергетической эффективности основной деятельности и снижение энергоемкости перевозочного процесса – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС»;

– научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности и внедрение альтернативных источников энергии – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС»;

– организация практического применения фундаментальных и прикладных исследований в целях разработки инновационных услуг, технологий и технических средств – АО «НИИАС»;

– системы управления качеством – АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ», АО «ИЭРТ».

В настоящее время лидирующую позицию по выполнению работ в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» занимает АО «ВНИИЖТ» (20%), затем АО «НИИАС» (8%), АО «ВНИКТИ» (7%), АО «ИЭРТ» (1%).

В период 2011–2016 гг. ОАО «РЖД» создало целый ряд разработок, которые либо превосходят лучшие мировые образцы, либо соответствуют мировому уровню развития технологий. Высокий уровень разработок подтверждается количеством ежегодно получаемых ОАО «РЖД» охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, которое с 2010 года увеличилось в 2 раза. Портфель интеллектуальной собственности насчитывает порядка 2750 охранных документов, что, несомненно, повышает инвестиционную привлекательность компании.

© Евразия Вести IX 2017

www.eav.ru