БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Функциональная безопасность на железнодорожном транспорте

В Российском университете транспорта (МИИТ) 16 – 17 ноября 2017 года состоялась ХVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», целью которой является решение задач по обеспечению функциональной безопасности на железнодорожном транспорте.

Формирование функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» основано на Стратегии развития Компании и системных мер по обеспечению гарантированной безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Этим вопросам было посвящено выступление заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Нургалиевича Шайдуллина.

Реализация системных мер показывает, что действующая система менеджмента безопасности движения – главная системообразующая мера по достижению требуемого уровня функциональной безопасности в холдинге «РЖД».

Текущий уровень управления системой менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» оценивается как определяемый – то есть процессы определены на уровне всей организации, однако отклонения от процедур не всегда отслеживаются. Процедуры описывают существующую практику.

Принятые на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» в декабре прошлого года приоритетные задачи в области безопасности движения поездов выполняются. Их реализация нашла подтверждение в Дорожной карте по обеспечению функциональной безопасности движения в Холдинге «РЖД», утвержденной первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» Анатолием Анисимовичем Краснощеком в мае текущего года (от 11.05.2017 №?786), которая определила путь необходимых улучшений, направленных на вовлечение в процесс производства на всех уровнях организации.

Важно отметить, что реализация системных мер по обеспечению функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» определена на планирование общих результатов функциональными филиалами ОАО «РЖД» и направлена не только на разработку и утверждение планов по безопасности движения, но и на их выполнение и контроль за соблюдением гарантий руководства по достижению поставленных целей.

Должен отметить, что с момента образования ОАО «РЖД» наблюдается устойчивая положительная динамика снижения количества транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В текущем году целевой показатель безопасности движения в холдинге «РЖД» выполнен с улучшением на 20% (при плане 1,3 составил 1,05 события на 1 млн поездо/км).

Без крушений, аварий и столкновений железнодорожного подвижного состава при поездной работе отработали коллективы 13 железных дорог.

В прошлом году Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил Положение о системе управления рисками, которое установило структуру и ответственность за применение риск-ориентированного управления подразделения Компании.

Это направление отражено в организационной модели управления рисками в области безопасности движения (распоряжение ОАО «РЖД» от 18.08.2015 г. № 2073р), как подход к риск-менеджменту безопасности движения в холдинге «РЖД». Это означает, что принятый остаточный уровень риска и внедряемые мероприятия основаны на классификации возможных сценариев в соответствии с частотой возникновения транспортных происшествий и размера ущерба.

За 9 месяцев текущего года уровень общего риска нарушений безопасности движения на инфраструктуре железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» снизился к 2016 году на 34%, частота возникновения опасного события на 29% (9,80/13,74), средний ущерб на 7% (135,45/146,19 тыс. руб.).

Общий ущерб от транспортных происшествий и событий составил 362,5 млн руб. (еще 582,5 млн руб. ущерб допущен от чрезвычайных ситуаций), в т.ч. по ответственности ОАО «РЖД» его доля составляет 42% или 151,5 млн руб.

Основные потери связаны с высоким уровнем риска схода железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции или перегоне, при этом их частота выросла на 19% (до 0,69 случаев в день) (168/148). Общие потери от сходов составили более 161 млн руб. или 50% от общего количества, основными факторами которых являются:

– организационные недостатки текущего содержания объектов железнодорожной инфраструктуры;

– процесс допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» подвижного состава;

– нарушение технологии производства работ на железнодорожных станциях.

Внешним источником риска возникновения транспортных происшествий на инфраструктуре ОАО «РЖД» является эксплуатация железнодорожных переездов, которая связана с влиянием функционирования железнодорожного транспорта в целом на общество и как системного отказа вызванного определенной причиной – нарушениями Правил дорожного движения владельцами автотранспортных средств.

Компания проводит профилактику возникновения риска транспортных происшествий на инфраструктуре внедрением мер на процессы обеспечения безопасности движения и их последствий.

Внутренний механизм их нейтрализации представляет собой соблюдение функциональными филиалами ОАО «РЖД» выработанный план реагирования на потенциальные источники возникновения опасного события.

Анализируя обстоятельства допущенных в текущем году транспортных происшествий можно сделать вывод, что основной причиной в них явились ошибки персонала (работников) т.е. «человеческий фактор» и наличие существенных проблем, связанных с недостаточным уровнем культуры безопасности движения в отдельных структурных подразделениях.

В обоих крушениях, допущенных по ответственности локомотивных бригад причинами стали как безграмотные действия в нестандартных ситуациях, так и вмешательство в работу исправно действующих приборов безопасности.

Необходимо отметить, что игнорированы влияния на безопасность движения организационных, регулирующих и социальных факторов. При этом существующие подходы к функциональной безопасности делали большие ударения на опасностях, которые возникают в текущей эксплуатации, и в меньшей мере учитывали другие стадии жизненного цикла самого процесса.

Существующий метод управления безопасностью движения с новым элементом менеджмента безопасности позволяет решать, на чем следует концентрировать свое внимания и контрольные проверки, направленные на принудительные меры к управлению безопасностью с использованием «предупредительного метода».

В целях снижения влияния человеческого фактора на безопасность перевозочного процесса обеспечивается системный подход к организации профилактической работы через нормативное сопровождение, проведение аудитов, корпоративной сертификации и мероприятий, связанных с повышением компетентности персонала.

Обеспечение безопасности движения компетентными работниками является одной из «системных мер», определяющая, как способность выполнять задачи и обязанности в соответствии с нормами, предъявляемыми к выполнению трудовой деятельности.

Надежность работы персонала – это одна из подсистем социальной организации предприятия, образующаяся на линии взаимодействия человеческого фактора производства и его технико-технологической базы.

Установлено, что надежность персонала не является постоянной, а изменяется во времени, и может характеризоваться различными свойствами или сочетаниями, в том числе внешними условиями и внутренними мотивами, включающими в себя: организационные задачи, психологию, здоровье, подбор персонала, социально – экономические условия и эргономические задачи.

В марте 2017 года гене­ральным директором компании О.В.?Белозеровым утверждена Дорожная карта реализации мероприятий по развитию культуры безопасности движения в Хол­динге «РЖД» на среднесрочный период до 2019 года.

В решении определено, что культура безопасности движения устанавливает и объединяет общие принципы культуры и профессиональной подготовленности всех работников, выраженные в осознанной ответственности и самоконтроле при эффективном выполнении задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования ОАО «РЖД».

В настоящее время – это уровень «начальной» культуры безопасности движения, только начало пути, и требует внимания:

– такому качеству как лидерство руководителей в управлении процесса производства, безопасности движения и демонстрация личного примера;

– наличие понятных работникам правил, обеспеченность достаточными ресурсами и соответствующей квалификации персонала;

– обеспечения соответствующего уровня техники, технологии и условий труда для работников ведущих профессий;

– эффективного инструмента корпоративного управления через создание информационной среды и разработки средств коммуникаций, которые необходимы для развития культуры безопасности движения в холдинге «РЖД».

Модель возникновения транспортных происшествий определена в СИСТЕМЕ СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ – где понимается совокупность материально-технических средств и процессов, образующих единый комплекс в социально-производственной системе. Она включает в себя следующие элементы:

– физическую, материальную среду (помещение, планировка, некоторые санитарно-гигиенические условия и др.);

– средства труда (станки, приборы, энергия и др.);

– технологический процесс (последовательность операций, производственный режим, ритмичность и т.п.).

В более общем смысле термин к изучению взаимодействия инфраструктурных элементов общества, предметных реализаций социума, с одной стороны, и человеческого поведения, с другой стороны. Общество, социальные институты и их подструктуры также могут рассматриваться, как сложные социотехнические системы.

Концепция социотехнических систем в противоположность теориям технологического детерменизма, утверждавшим одностороннее воздействие технологии на человека в процессе выполнения им трудовых операций, основывается на идее взаимодействия человека и машины. Проектирование технических и социальных условий должно осуществляться таким образом, чтобы технологическая эффективность и гуманитарные аспекты не противоречили друг другу.

В ОАО «РЖД» сформирован качественно новый подход к реализации мероприятий по приведению инфраструктурного комплекса и персонала к требованиям ПТЭ по принципу «разумной допустимости», где риск не может быть оправдан.

Планирование мероприятий, в т.ч. связанных с предупреждением ошибок персонала и нарушений технологических процессов осуществляется с учетом приоритета их устранения и риска возможных последствий нарушений безопасности движения в соответствии со спецификой работ.

За 9 месяцев 2017 года в рамках Программы мероприятий по приведению инфраструктуры ОАО «РЖД» к требованиям ПТЭ приведено в соответствие 24132 объекта инфраструктуры, а в целом на реализацию Программы в текущем году в бюджете запланированы средства в размере 166,5 млрд руб.

Результатом работы Конфе­ренции должны стать предложения по решению приоритетных задач в области обеспечения функциональной безопасности, требующие обеспечения заданного уровня аварийности на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

© Евразия Вести XII 2017

www.eav.ru