ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Интеграция научного, производственного и кадрового потенциала - основа обеспечения безопасности движения

XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов» в очередной раз состоялась в Российском университете транспорта (МИИТ) и была проведена на высоком уровне.

На пленарном заседании с докладом на тему: «Вклад Российского университета транспорта в реализацию Стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозок» выступил Президент РУТ (МИИТ), доктор технических наук Вадим Николаевич Морозов.

Вопросам безопасности движения уделяется большое внимание на всем протяжении обучения студентов. Темы учебных программ согласованы с заказчиком (ОАО «РЖД») и соответствуют Стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозок.

Коротко остановлюсь на учебных программах по безопасности движения. Есть темы по безопасности движения, которые включены в учебные программы подготовки инженерно-технических специалистов.

Знакомство студентов с железнодорожным транспортом начинается на 1 курсе с изучения предмета «Общий курс железных дорог». В учебных программах продолжительность изучения составляет от 72 до 108 часов с последующей сдачей экзамена.

Также студенты изучают ПТЭ, этот курс продолжительностью от 78 до 180 часов в зависимости от специализации со сдачей зачета. На теорию безопасности движения поездов отводится 117 часов со сдачей экзамена. А курс безопасности технических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте («АТС» и «Э») занимает 242 часа со сдачей экзамена.

Кроме того, учебные программы включают вопросы:

– «Безопасность жизнедеятельности» – от 108–117 часов, со сдачей экзамена;

– «Транспортная безопасность» – от 72–114 часов со сдачей зачета.

Все полученные знания закрепляются во время учебной, производственной и преддипломной практик.

В институтах проводятся олимпиады студентов на знание ПТЭ, которые помогают закрепить знания по безопасности движения.

По итогам производственной практики за 3–4 курс студентами в отчетах отражаются вопросы по обеспечению безопасности движения.

В дипломных проектах предусмотрен раздел по безопасности и жизнеобеспечению с выделением вопросов, связанных с безопасностью движения поездов.

Учитывая положительный опыт внедрения Стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозок, мы предлагаем:

– актуализировать образовательные программы в части тем по безопасности движения с учетом наработанного опыта в ОАО «РЖД»;

– привлекать к образовательному процессу ведущих специалистов ОАО «РЖД» в области безопасности движения и сделать эти лекции на постоянной основе для инженерно-технических специальностей 4–5 курса 2 раза в семестр;

– ввести в образовательные программы подготовки инженерно-технических специалистов вопросы транспортного права в части основных элементов правопорядка для практической деятельности на производстве.

Реализация основных положений Стратегии гарантированной безопасности обеспечила повышение эффективности управления безопасностью движения на всех уровнях на основе внедрения различных форм мониторинга и прогнозирования состояния объектов инфраструктуры и подвижного состава.

Ученые нашего университета активно участвуют в решении широкого спектра задач по обеспечению безопасности движения от разработки методического обеспечения и технического сопровождения реализации Стратегии гарантированной безопасности до внедрения сложных систем управления рисками, мониторинга, оценки надежности и остаточного ресурса.

Только за последние 5 лет по заданиям Департаментов ОАО «РЖД» учеными МИИТ выполнено более 40 научно-исследовательских работ, в которых нашли отражение вопросы обеспечения безопасности движения.

Среди выполненных в университете научно-исследовательских работ в области обеспечения безопасности движения можно выделить следующие:

– разработка и внедрение пилотного проекта системы управления профессиональными рисками в Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» на полигоне Октябрьской дирекции инфраструктуры;

– методика оценки функционального ресурса технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики;

– разработка процедур по определению доверительных границ показателей безотказности и готовности и методики расчета показателей безотказности и готовности локомотивов по результатам их эксплуатации;

– проведение анализа методов статистического контроля безотказности сложных технических объектов и разработка на их основе методики ускоренной оценки безотказности магистральных локомотивов по результатам их эксплуатации;

– методика оценки рисков, связанных с функционированием систем железнодорожной автоматики и телемеханики ОАО «РЖД».

Особое место в научно-технической деятельности университета занимают вопросы обеспечения безопасности и надежности объектов инфраструктуры, которые являются одним из главных направлений работы в обеспечении реализации современных требований к управлению функциональной безопасностью. За период с 2012 по 2017 годы можно отметить следующие работы:

– инструкции по оценке деформаций основной площадки земляного полотна по данным диагностических комплексов;

– инструкции по вибродиагностике насыпей на слабых основаниях;

– инструкции по устройству подбалластных защитных слоев при реконструкции (модернизации) железнодорожного пути;

– инструкции по проведению вибродиагностики высоких насыпей на железных дорогах ОАО «РЖД»;

– инструкция по содержанию земляного полотна на железных дорогах ОАО «РЖД», утверждена распоряжением ОАО «РЖД» №?3164р от 30.12.2015 г.;

– инструкция по надзору за состоянием земляного полотна на участках, подверженных оползням, селям и скально-обвальным явлениям на железных дорогах ОАО «РЖД», утверждена распо­ряжением ОАО «РЖД» №?3163р от 30.12.2015 г.;

– актуализированная Методика оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения надежности в части земляного полотна (ЦПТ 52/14) – 2016?г.;

– методические указания по оценке рисков земляного полотна – 2017 г.;

– типовые решения по повышению несущей способности земляного полотна для участков обращения вагонов с осевыми нагрузками 25 т/ось и более.

Одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности является экономическая составляющая, определяющая эффективность инвестиционных вложений в реализацию Стратегии обеспечения безопасности движения. Учеными университета разработан ряд документов:

– система мониторинга для выявления участков с угрозами нарушения безопасности движения на основе данных о допущенном ущербе, полученных с железных дорог;

– методика расчета ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО «РЖД» в условиях вертикально-интегрированной структуры управления;

– методика оценки ликвидации последствий при крушениях, авариях, сходах подвижного состава, отказах технических средств в оперативном управлении. Методика позволяет определить расчетное время открытия движения и минимизацию затрат по времени, что сокращает экономические потери при ликвидации последствий аварий.

Выполнен экономический анализ от транспортных происшествий и событий на основе статистической отчетности о состоянии безопасности движения в ОАО «РЖД» в 2014 году.

Компетенции и высокий уровень научного потенциала ученых РУТ (МИИТ) подтверждается востребованностью знаний, привлечением их к решению наиболее острых проблем безопасности движения организации тяжеловесного и высокоскоростного движения. Первые специальные технические условия для ВСМ разработаны коллективом ученых нескольких кафедр и институтов.

Ученые РУТ (МИИТ) принимают участие в поездных испытаниях в рамках реализации программы внедрения тяжеловесного движения на сети железных дорог России, в том числе, в испытаниях с осевой нагрузкой 25 т/ось и 27 т/ось на участке Ковдор – Мур­манск Октябрьской железной дороги (2015–2016 г.). Также принимали участие в испытаниях с осевой нагрузкой 27 т/ось на участке Качканар – Смычка Свердловской железной дороги (2015?г.).

Таким образом, неразрывная связь науки РУТ (МИИТ) и ОАО «РЖД» доказала, что реализация самых смелых планов и программ по обеспечению безопасности движения на основе разработки и внедрения новейших методов и технических средств возможна только на основе интеграции научного, производственного и кадрового потенциала.

Однако в настоящее время недостаточно используется научно-профессорский потенциал, учебно-материальная база и новые образовательные технологии в дополнительном профессиональном обучении.

История доказала, что реальный технический прогресс присутствует там, где есть спрос на новые, пусть и самые дерзкие, идеи, которые при научной проработке становятся прорывными инновационными решениями, обеспечивающими дополнительный импульс научно-технического прогресса.

© Евразия Вести XII 2017

www.eav.ru