МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Развитие международного сотрудничества ОАО «РЖД»

Заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет по приглашению ГП «Национальная компания «Киргизская железная дорога» в г. Бишкеке 17–18 мая 2018 г. О том, как осуществляется взаимодействие ОАО «РЖД» с этой железнодорожной администрацией и важных международных проектах последнего времени пойдет речь в материалах статьи нашего корреспондента.

Содружество

Взаимодействие между российскими и киргизскими железными дорогами осуществляются как в рамках международных организаций (Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, ОСЖД, ЕАЭС), так и на двусторонней основе.

На двусторонней основе объемы международных перевозок грузов в сообщении Российская Федерация и Киргизская Рес­публика в 2017 году по сравнению с 2016 годом возросли на 23% и составили 2,2 млн тонн, в том числе экспортных грузов – 2,0 млн тонн, импортных грузов – 24,0 тыс. тонн и транзитных грузов 134,4 тыс. тонн.

В 2017 году в структуре грузов основная доля приходится на перевозки: нефтяных грузов (62,9% в общем объеме), черных металлов (10,9%), строительных грузов (2,4%), химикатов (2,7%).

В 2017 году в сообщении между Российской Федерацией и Киргизской Республикой перевезено 23,6 тыс. пассажиров, что на 0,9% больше, чем в 2016 году. Между нашими странами курсирует 2 поезда формирования Киргизских железных дорог: № 17/18 Москва – Бишкек – 2 раза в неделю; № 385/386 Новокузнецк – Бишкек – 1 раз в 8 дней.

На протяжении ряда лет ОАО «РЖД» оказывает техническую помощь Киргизской железной дороге: передавались в аренду локомотивы, поставлялось оборудование для капитального ремонта пассажирского подвижного состава.

По железным дорогам «пространства 1520» перевозятся значительные объемы транзитных грузов между странами Европы и Азии. Для конкурентного преимущества этих перевозок успешно развивается единое технологическое и информационное пространство железных дорог, руководители которых входят в Совет по железнодорожному транспорту. Советом создана уникальная нормативно-правовая база, которая актуализируется на постоянной основе и направлена на консолидацию «пространства 1520».

Одной из задач Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ до 2020 года, которая утверждена решением Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года, является согласованное развитие МТК, проходящих по территориям государств – участников СНГ, включая развитие пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры и совместимости технических стандартов.

Развитие МТК должно осуществляться также в соответствии с Соглашением о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, которое принято Советом глав правительств СНГ 20 ноября 2009 года.

Соблюдение технологического единства железных дорог жизненно необходимо для дальнейшего развития «пространства 1520». По согласованию с Минтрансом России возможно привлечение ОАО «РЖД» к предпроектным проработкам развития железных дорог Киргизии.

В настоящее время наблюдается сближение позиций Узбе­кистана и Таджикистана, открываются новые транзитные возможности. Напомним, в ноябре 2011 г. по техническим причинам было прекращено железнодорожное сообщение через межгосударственный стыковой пункт Амузанг на узбекско-таджикской границе. Спустя почти семь лет, 9 марта 2018 года в присутствии президентов Узбекистана и Таджикистана Ш. Мерзиеева и И. Рахмона торжественно был открыт стыковой пункт Амузанг, а также открыто движение по железнодорожной линии Амузанг (Узбекистан) – Хашади (Таджикистан).

На обновленной станции Амузанг созданы все необходимые условия для сотрудников пограничной и таможенной служб Узбекистана. Эта станция впредь будет служить своего рода воротами, объединяющими южные и восточные регионы Таджикистана, обеспечит перевозки внешнеторговых грузов между Узбекистаном и Таджикистаном, развитие транзитных перевозок, а также создаются условия для наращивания перевозок пассажиров.

Кроме того, открытие межгосударственного стыкового пункта Амузанг позволит обеспечить беспрепятственную перевозку российских грузов в направлении Куляба.

Стратегическое партнерство

В рамках Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Европа» в Вене 21 февраля 2018 г. генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и генеральный директор АО «Австрийские железные дороги» («OBB») Андреас Маттэ утвердили дополнение к соглашению о сотрудничестве 2011 года. Соответствующий документ подписан в присутствии министра транспорта Российской Федера­ции Максима Соколова и министра транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики Норберта Хофера. Стороны договорились изучить возможности для привлечения дополнительных грузопотоков на железнодорожный транспорт, совершенствования операционных и информационных систем, а также развития совместных пассажирских перевозок и взаимодействия на рынках третьих стран.

«Австрийские железные дороги – один из ведущих партнеров РЖД в Европе. Подписанное сегодня соглашение создает хорошую основу для дальнейшей совместной работы в развитии инфраструктуры, пассажирских и грузовых перевозок, инновационных технологий, а также кадрового потенциала», – отметил Олег Белозеров.

«Тесное сотрудничество на международной арене сегодня совершенно необходимо для повышения эффективности железнодорожного транспорта и его привлекательности в будущем в сравнении с другими видами транспорта», – подчеркнул Анд­реас Маттэ.

Соглашение предусматривает продолжение сотрудничества в реализации проекта строительства ширококолейной железной дороги до Вены в рамках совместного предприятия Breitspur Planungsgesellschaft mbH с учетом результатов технико-экономического обоснования. Подписанный документ также предполагает сотрудничество в сфере инновационных технологий.

В сентябре 2012 года ОАО «РЖД» и «OBB» был подписан меморандум о совместных действиях по развитию кадрового потенциала. Заключенное сегодня соглашение закрепляет намерения российских и австрийских железных дорог взаимодействовать в этой сфере в формате проведения совместных мероприятий, включая организацию деловых и учебных визитов, семинаров, стажировок, программ повышения квалификации и т.д.

В рамках форума также состоялось подписание меморандумов о сотрудничестве АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК) и ПАО «ТрансКонтейнер» с австрийской компанией Rail Cargo Austria AG.

Тарифная политика стран Содружества

В период с 24 по 27 октября 2017 г. в Республике Таджикистан (г. Душанбе) состоялась XXVI Тарифная Конференция железнодорожных администраций (Желез­ных дорог) стран Содружества независимых государств – участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 г.

Результатом XXVI Тарифной Конференции явилось принятие Тарифной политики Железных дорог государств – участников Содружества Независимых Го­сударств на перевозки грузов в международном сообщении на 2018 год, базового документа для всех железнодорожных администраций СНГ по правилам и ставкам которого осуществляется тарификация за перевозки грузов не только в транзитном сообщении, но и для ряда железнодорожных администраций в экспортно-импортном.

Ставки Тарифной политики СНГ устанавливаются в свободно конвертируемой валюте на основе единых принципов.

Тарифная политика СНГ устанавливает максимальный уровень ставок на год для каждой железнодорожной администрации, обеспечивает стабильность уровня тарифных ставок, рентабельность перевозок и возможность согласования сквозных конкурентоспособных тарифных условий.

В работе Тарифной Конфе­ренции ежегодно принимают участие представители четырнадцати стран – участниц Тарифной политики СНГ.

В Тарифной политике СНГ на 2018 год в целом сохранен действующий в 2017 году базовый уровень тарифов.

Из наиболее значимых изменений, принятых в Тарифной политике СНГ на 2018 год, следует отметить:

– дополнение тарификации порожнего вагона положениями о проставлении отметки «Из-под…», дающее право применения дополнительных индексов к ставкам за перевозку приватных порожних вагонов, следующих из-под выгрузки, в зависимости от ранее перевозимого груза;

– принятие порядка тарификации не груза в контейнере, а груженого или порожнего контейнера, дающее право тарификации контейнеров независимо от перевозимого в них груза;

– внесение изменений, касающихся сокращенного срока доставки контейнерного поезда, позволяющих тарифицировать контейнерные поезда, следующие с повышенной маршрутной скоростью, без увеличения тарифа за скорость.

Помимо принятия Тарифной политики СНГ, формирующей подходы к тарификации перевозок железнодорожным транспортом в международном сообщении на Тарифной Конференции железнодорожными администрациями прорабатываются вопросы, связанные с реализацией гибкой тарифной политики и формированием сквозных тарифных ставок с целью сохранения, увеличения и привлечения объемов перевозок грузов на транспортные системы государств.

Принимаемая на Тарифной Конференции всеми участниками Тарифного Соглашения Тариф­ная политика СНГ позволяет применять пользователям услугами железнодорожного транспорта стабильные, а значит, прогнозируемые на долгосрочный период тарифные условия, что создает возможность грузоотправителям строить долгосрочные прогнозы по объемам производства, заключать долгосрочные контракты с поставщиками сырья и потребителями производимой продукции.

Сотрудничество между железнодорожными администрациями за получение тарифных преимуществ позволяет добиться успеха в конкурентной борьбе с другими видами транспорта.

ОАО «РЖД» – организатор транспортного обслуживания матчей ЧМ по футболу

Важное международное зна­че­ние имеет подготовка к проведению Чемпионата мира по Футболу ЧМ-2018 г., который пройдет в нашей стране.

ОАО «РЖД» является организатором транспортного обслуживания матчей чемпионата. Для бесплатной перевозки болельщиков по заявке АНО «Транспортная дирекция – 2018» назначено 728 рейсов дополнительных пассажирских поездов дальнего следования, которые будут курсировать между городами-организаторами по 31 маршруту с 14 июня по 15 июля.

Поезда будут формироваться из комфортабельных купейных вагонов, оборудованных кондиционерами и экологически чистыми туалетными комплексами, а также вагона-ресторана. Плани­руется задействовать инновационный подвижной состав: двухэтажные вагоны, электропоезда «Ласточка» и скоростные поезда «Стриж». Всего в бесплатной перевозке болельщиков будет задействовано 75 составов поездов (свыше 1,1 тыс. вагонов).

Болельщикам предложено более 440 тыс. мест в бесплатных поездах. На сегодняшний день уже забронировано более 200 тыс. билетов, что составляет почти 50% от общего числа мест. Напомним, бронирование мест в дополнительных поездах осуществляется на сайте Транс­портной дирекции Чемпионата мира по футболу в РФ. Для получения права на бесплатный проезд необходимо приобрести билеты на матчи ЧМ-2018™ и оформить паспорт болельщика (Fan ID).

Гостей Чемпионата мира по футболу-2018™ будет обслуживать 31 вокзальный комплекс ОАО «РЖД» в 11 городах. Компания в настоящее время завершает модернизацию задействованных вокзалов, а также реализует комплексную программу по обеспечению транспортной безопасности на объектах инфраструктуры. Программа включает в себя строительство новых зон досмотра, оснащение вокзалов современным досмотровым оборудованием и модернизацию систем видеонаблюдения.

Ведется строительство новой железнодорожной линии длиной 1,2 км на участке от станции Гумрак до международного аэропорта Волгограда. Реализация проекта позволит организовать пассажирское сообщение электропоездами с аэропортом города, время в пути составит около 30 минут.

Также холдинг РЖД организовал специальное обучение более 2 тыс. сотрудников поездных бригад (проводников и начальников поездов) и более 3,3 тыс. сотрудников железнодорожных вокзалов, которые будут участвовать в обслуживании участников и гостей Чемпионата мира-2018™.

В учебной программе: вопросы правильного и вежливого взаимодействия с болельщиками разных стран, с маломобильными пассажирами, программы по обеспечению безопасности, международному протоколу и обучению иностранному языку. Программа включает лекции, практические занятия, тренинги очной и дистанционной (электронной) формы обучения.

Информационные технологии

Информационные технологии в современном мире рассматриваются как один из основных инструментов ведения бизнеса в условиях трансформации экономики в цифровую, как средство повышения конкурентоспособности компании и повышения эффективности ее работы. Электронный обмен и переход на безбумажную технологию работы в международном железнодорожном сообщении с участниками перевозки и государственными контролирующими органами – это новый уровень взаимодействия, который открывает широкие возможности для развития дополнительных сервисов для клиентов и повышения привлекательности железнодорожного транспорта.

Информационное сопровождение грузовых перевозок происходит между информационными системами железнодорожных администраций (перевозчиков) на основании соглашений об электронном обмене данными (ЭОД) по факту приема груза к перевозке, с последующей передачей информации на приграничные станции для предварительного информирования таможенных органов и оформления документов. Соглашения заключаются между соседними перевозчиками и в настоящее время существуют действующие двусторонние соглашения между ОАО «РЖД» и железнодорожными администрациями Бело­руссии, Азербайджана, Украины и Казахстана.

Соглашение об ЭОД регулирует электронный обмен данными между перевозчиками в международном грузовом железнодорожном сообщении по перевозочным документам и определяет структуру и форматы информационных сообщений, которыми необходимо обмениваться, а также вид и способ обмена.

В настоящее время с железнодорожными перевозчиками стран-участниц СНГ осуществляется электронный обмен данными накладной СМГС. В зависимости от технической готовности железнодорожных администраций-партнеров реализован также обмен электронными данными о составе поезда, а также данными товаросопроводительных документов.

В ОАО «РЖД» ведется планомерная работа, направленная на переход к (цифровому) электронному обмену документами и сведениями при осуществлении международных перевозок грузов, и электронный обмен данными является первым этапом такого перехода.

С 2011 года по электронным накладным ОАО «РЖД» перевозит порожние вагоны с сопредельными национальными перевозчиками Белоруссии, Украины и Казахстана. За этот период по электронным документам перевезено более 2,7 млн вагонов. С Белоруссией уже осуществляется перевозка отдельных номенклатур грузов по электронным накладным, с АО «НК «КТЖ» – применение электронных документов является ближайшей перспективой.

Информационное взаимодействие с ЗАО «АЖД» осуществляется на основании Соглашения между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и закрытым акционерным обществом «Азербайджанские железные дороги» об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении от

18 июля 2017 г. ЭОД между ОАО «РЖД» и ЗАО «АЖД» осуществляется в режиме опытной эксплуатации с ноября 2017 г.

Информационное сопровождение грузовых перевозок между ОАО «РЖД» и Белорусской железной дорогой осуществляется в рамках подписанного 28 июля 2004 г. Соглашения об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном сообщении.

26 сентября 2017 г. ОАО «РЖД» и Белорусская железная дорога утвердили План совместных мероприятий ОАО «РЖД» и Белорусской железной дороги по электронизации перевозок по унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, который предусматривает разработку программного обеспечения для оформления электронной накладной ЦИМ/СМГС.

В результате выполнения таких работ должна быть создана ИТ-инфраструктура, которая позволит в дальнейшем обеспечить перевозки по безбумажной технологии с применением накладной ЦИМ/СМГС между странами, применяющими различное транспортное право (СМГС и ЦИМ).

Информационное сопровождение грузовых перевозок между ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» осуществляется в рамках подписанного 2 июня 2016 года двустороннего Соглашения между ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении.

Электронный обмен данными между ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» проводится в режиме постоянной эксплуатации.

В настоящее время стороны рассматривают возможность применения безбумажной технологии перевозки приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Республику Казахстан и из Республики Казахстан в Российскую Федерацию по всем станциям ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ».

Информационное сопровождение грузовых перевозок между ОАО «РЖД» и УЗ осуществляется в рамках подписанного 31 декабря 2004 г. двустороннего Согла­шения между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и Госу­дарст­венной администрацией железнодорожного транспорта Украины об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении.

ОАО «РЖД» совместно с ФТС России разработали в 2012 году автоматизированную информационную систему электронного взаимодействия с таможенными органами, которая позволяет обмениваться электронными данными и документами с единой автоматизированной информационной системой ФТС при совершении таможенных операций с экспортными и импортными товарами.

В рамках этой системы разрабатывается и внедряется комплекс программно-технических и административных мер, целью которых является оптимизация процедур при перемещении товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу Таможенного Союза. Внедрение этой системы позволяет реализовать распоряжение Прави­тельства Российской Федерации от 29.06.2012 г № 1125-р, утвердившего «дорожную карту» по совершенствованию таможенного администрирования в России.

Внедряемая технология электронного взаимодействия является уникальной и не имеет аналогов как по масштабу охвата, поскольку реализовывается на всей сети дорог России, так и по количеству процедур, при которых будет реализовано информационное взаимодействие.

Основываясь на предыдущем опыте электронного обмена, ФТС России совместно с ОАО «РЖД» используют электронный порядок совершения таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде на всей сети железных дорог России. Данный порядок с 2014 года применяется на всех сухопутных пограничных станциях ОАО «РЖД» для предварительного информирования таможенных органов о грузах (товарах), планируемых к пересечению границы.

В части реализации информационного взаимодействия при импортных перевозках отработано предоставление предварительной информации о планируемой перевозке, операции по регистрации таможенными органами прибытия груза на пограничную станцию, предоставление таможенным органам в электронном виде документов отчетности о товарах, находящихся на временном хранении на инфраструктуре ОАО «РЖД». На станции Себеж Октябрьской железной дороги в 2016 г. успешно проведен эксперимент по помещению товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и ее завершение. В результате проведенной работы, с мая 2018 года процедура завершения таможенной процедуры таможенного транзита (ТПТТ) будет осуществляться в электронном виде, без доставки бумажных документов в таможенные органы после доставки груза на станции назначения.

Для экспортных перевозок осуществляется получение электронных отметок от таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров с территории РФ по всем международным перевозкам.

Есть уже положительные результаты внедрения электронного взаимодействия между ОАО «РЖД» и ФТС России. С апреля 2014 года ОАО «РЖД» привлекло к проекту по безбумажной технологии ОАО «Карельский окатыш», которые по электронным документам без предоставления бумажных носителей осуществляет перевозки железорудного сырья со станции Костамукша Октябрьской железной дороги в Финляндию. Применение информационных технологий позволило сократить время таможенной обработки документов на поезд с 60 до 20 минут.

Пока полномасштабно, т.е. для всех участников ВЭД, внедрить данную технологию для промышленного использования в полной мере не позволяют ограничения (нормы) налогового законодательства, связанные с подтверждением ставки 0% налога на добавленную стоимость (НДС).

Для решения этой задачи в 2015 году ОАО «РЖД», ФТС России и ФНС России начали реализацию пилотного проекта по информационному взаимодействию для подтверждения ставки НДС 0% с использованием только электронных документов. В 2017 году пилотный проект был признан Правительством РФ успешным. В настоящее время вносятся изменения в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации в части отмены необходимости представления копий таможенных деклараций с отметками таможенных органов, о выпуске товаров на бумажных носителях в случае их истребования налоговыми органами. Принятие этих изменений позволит применять электронные перевозочные документы на всей сети железных дорог.

Внедрение электронного документооборота позволит сократить издержки железнодорожных перевозчиков при перевозке грузов в международном сообщении, уменьшить нагрузку на сотрудников таможенных органов при производстве таможенного контроля и таможенного оформления и создать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

Центр инновационного развития

Все большое значение для ОАО «РЖД» приобретает Центр инновационного развития (ЦИР), который занимается формированием и мониторингом реализации единой корпоративной политики в области инновационной деятельности и управления результатами интеллектуального труда.

В глобальном смысле ЦИР является подразделением, ответственным за формирование будущего технологического образа ОАО «РЖД», основанного на современных достижениях науки и техники. Необходимо смотреть вперед, ориентируясь на международный опыт и тренды, чтобы в перспективе обеспечить конкурентоспособность компании в мировом масштабе.

Сегодня инновации и высокие технологии находят свое распространение повсеместно и внедряются значительно быстрее, чем раньше.

Учитывая современные тенденции технологического развития и задачи, стоящие перед холдингом, в частности, по повышению клиентоориентированности, Центр занимается корректировкой систем и процессов управления инновационными предложениями в ОАО «РЖД», формированием реестра инновационной и высокотехнологичной продукции, рекомендуемой к закупке, а также оптимизацией сроков внедрения инноваций. Центр организует рассмотрение и отбор инновационных проектов, предложений и научно-технических разработок, представляющих интерес для ОАО «РЖД».

В рамках создания единой экосистемы инноваций ОАО «РЖД» в апреле текущего года было запущено Единое окно инноваций. Новый механизм позволяет существенно сократить сроки рассмотрения предложений с инновационной составляющей.

Все проекты, в том числе стартапы, будут рассматриваться компанией централизовано через данный ресурс. Предложения могут поступать как от физических, так и от юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Заявитель в режиме личного кабинета может отслеживать, что происходит с его проектом в данный момент, какой дирекцией рассматривается, как долго, кто персонально из сотрудников Центра инновационного развития закреплен за его проектом и др.

Центр инновационного развития осуществляет разработку и координацию реализации Комп­лексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года, а также взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и субъектами инновационной инфраструктуры по вопросам реализации программы.

В 2018 году запланирована работа по созданию опорных точек развития в регионах, включающая, в том числе, создание региональных центров по работе с прорывными технологиями и проектами, заключение соглашений с представителями инновационной региональной инфраструктуры и администрациями регионов.

К функционалу Центра также относятся вопросы совершенствования механизма управления рационализаторской и изобретательской деятельностью в ОАО «РЖД», а также правами на результаты интеллектуального труда для создания в ближайшей перспективе системы управления знаниями.

Сотрудничество Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД» с институтами развития, бизнесом

Для обеспечения перевода локомотивов Свердловской железной дороги для работы на сжиженном природном газе с увеличением массы грузовых поездов до 9000 тонн в 2016 году подготовлено и подписано «Соглашение о сотрудничестве между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД»,АО Группа Синара, ЗАО «Трансмашхолдинг» в области использования природного газа в качестве моторного топлива». В целях исполнения положений соглашения разработана и утверждена четырехсторонняя «Программа мероприятий по реализации в 2018–2020 годах положений Соглашения о сотрудничестве между ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», АО Группа Синара, ЗАО «Трансмашхолдинг» в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Мероприятия программы направлены на синхронизацию развития инфраструктуры газозаправочных станций, производства и закупки локомотивов.

С целью поиска и внедрения инновационных решений на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» организовано взаимодействие на постоянной основе с институтами развития, в частности с Группой компаний «РОСНАНО» и Фондом «Сколково».

В рамках взаимодействия с ГК «РОСНАНО» ежегодно разрабатывается и утверждается руководством ОАО «РЖД» и ООО «УК «РОСНАНО» план-график взаимодействия, регулярно проводятся встречи по рассмотрению текущего статуса реализуемых проектов и новых предложений.

Планом-графиком взаимодействия в 2018 году предусмотрена реализация инновационных проектов по следующим направлениям взаимодействия:

– Стойки опор контактной сети с композитным армированием;

– Железнодорожная пассажирская платформа с конструкциями из композитных материалов;

– Контактный провода высокой прочности на базе сплава CuNb;

– Светодиодные светильники;

– Маневровые локомотивы с гибридным тяговым приводом;

– Элементы цифровой подстанции;

– Морозозащитный слой из пеностекольного щебня;

– Маркировка с использованием технологии радиочастотной идентификации.

В целях решения задач устойчивого развития ОАО «РЖД», сохранения и поддержания уникального научно-технического потенциала Российской Федерации организовано активное взаимодействие с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Взаимодействие осуществляется на основании актуализированного Соглашения между ОАО «РЖД» и РФФИ. Реали­зовывать данное Соглашение со стороны ОАО «РЖД» доверено Центру Инновационного развития.

В рамках сотрудничества с РФФИ организуются и проводятся конкурсы, по итогам которых осуществляется отбор исполнителей ориентированных фундаментальных исследований по актуальным междисциплинарным темам. Финансовая поддержка отобранных проектов осуществляется в форме грантов, предоставляемых победителям конкурсов, при этом ОАО «РЖД» и РФФИ финансируют исследования на паритетных началах.

Совместные конкурсы с РФФИ позволяют создать максимально благоприятные и прозрачные условия привлечения широкого круга научных работников, в т.ч. молодых ученых, для проведения фундаментальных исследований по актуальным проблемам развития железнодорожного транспорта.

Отбор исследований на основе открытых конкурсов и участие в подведении итогов представителей холдинга «РЖД» позволяет, с одной стороны, контролировать целесообразность предоставления грантов с точки зрения перспектив технологического развития компании, а с другой – оперативно учитывать в стратегии технологического развития Хол­динга новые достижения науки и техники, открывающих возможности для повышения конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.

Проводимые в рамках конкурсов фундаментальные исследования формируют научный задел, усиливают роль научного сообщества в решении проблем железнодорожного транспорта, а результаты могут быть использованы в качестве основы создания технологий и объектов техники для нужд железнодорожного транспорта.

Таким образом, деятельность Центра инновационного развития (ЦИР) направлена на формирование будущего технологического образа ОАО «РЖД», основанного на современных достижениях науки и техники, реализации единой корпоративной политики в области инновационной деятельности и управления результатами интеллектуального труда.

© Евразия Вести IV 2018

www.eav.ru