МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Кыргызская железная дорога: история, события, перспективы

Кыргызская Республика активно участвует во многих международных организациях, оказывающих влияние на развитие ее экономики. Государство в лице ее полномочных структур проводит большую работу в органах Содружества независимых государств (Исполком СНГ), в Евразийском экономическом союзе и работе ее исполнительного органа (ЕЭК).

Важнейший для экономики любой страны железнодорожный транспорт представлен в авторитетных организациях: Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и Организация сотрудничества железных дорог. Последние 10 лет ГП Национальная компания «Кыргыз темир жолу» несколько раз принимали у себя заседание Совета и ОСЖД.

В этом году пройдет заседание 68-го совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (в мае) и Сессия Министров ОСЖД (в июне). Накануне этих важных событий предлагаем вниманию нашим читателям материалы статьи о деятельности железнодорожной отрасли Кыргызстана.

История железной дороги

Строительство и развитие железной дороги Кыргызстана осуществлялось поэтапно. Участок железной дороги Луговая – Пишпек сдан в эксплуатацию в 1924 году.

Участок Кувасай – Кызыл – Кия был завершен в 1929 году, Пишпек – Фрунзе – в 1930, Фрунзе – Кант, Джалал – Абад – Кок – Янгак, Кара – Суу – Ош – в 1932, Уч-Коргон – Таш-Кумыр – в 1936, Кант – Токмак – в 1941, Токмак – Быстровка – в 1942.

Строительство железнодорожных участков на юге республики Джалал Абад – Кок – Янгак, Кувасай – Кызыл – Кия, Уч-Курган – Таш – Кумыр проводилось в связи с промышленными разработками угольных месторождений Кок – Янгака, Кызыл – Кии, Таш – Кумыра для обеспечения топливом в основном Ферганской долины Узбекистана, а участок Фрунзе – Кант – с вводом в эксплуатацию сахарного завода в одноименном городе Кыргызской Республики.

Железнодорожный участок от станции Быстровка до станции Рыбачье введен в постоянную эксплуатацию в 1950 году.

Ранее Управление Кыргыз­ской железной дороги входило в состав Алматинской ж,д., и называлось Фрунзенским отделением дороги.

В связи с принятием Республикой независимости в 1992 году указом Президента Кыргызстана Фрунзенское отделение дороги преобразовано в Управление Кыргызской железной дороги.

Железная дорога юга республики перешла в подчинение Управления КЖД с октября 1994 года в результате достигнутых договоренностей между правительствами Кыргызстана и Узбекистана.

Только Указом Президента Кыргызской Республики 24 мая 2005 года УП №?187 «О создании государственного предприятия "Национальная компания «Кыр­гыз темир жолу», на базе управления КЖД было создано Государственное предприятие «Национальная компания «Кыр­гыз темир жолу». Этот Указ дал впервые старт началу самостоятельной деятельности железнодорожной администрации Кыр­гыз­стана.

С 1992 года железнодорожная администрация Кыргызстана участвует в работе Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содру­жества. В 1995 году Кыргызская Рес­публика стала полноправным членом Организации сотрудничества железных дорог, а совсем недавно – членом Евразийского экономического союза. Тем самым, время показывает, насколько важным является для страны развитие международного сотрудничества как в области межгосударственных экономических отношений, так и в сфере транспорта, в особенности железнодорожного.

Кыргызская железная дорога расположена на маршруте Великого Шелкового пути, соединяющего страны Юго-Восточной Азии и Китай с Европой. За период своего 94-летнего существования Кыргызская железная дорога достигла значимых результатов в своем развитии. В настоящее время по железной дороге перевозятся миллионы тонн грузов и тысячи пассажиров ежегодно.

Построенный и введенный в постоянную эксплуатацию в 1950?г. железнодорожный участок от ст. «Быстровка» до ст. «Рыбачье» завершает строительство железнодорожной линии севера Киргизии от ст. «Луговая» до ст. «Рыбачье», что обеспечило тесную экономическую связь Кыргызской Республики с центральными районами Российской Федерации, Республикой Казах­стан, Среднеазиатскими государствами ближнего зарубежья и Сибирью.

Прибытие первого поезда на ст. «Пишпек» 8 августа 1924 года прошло в торжественной обстановке: многочисленные трудящиеся Кыргызстана, собравшиеся на станции, радостно приветствовали это выдающееся событие. Примечательно это было еще и тем, что поезд состоял из двухосной теплушки для поездной бригады, классного пассажирского вагона с представителями правительства Кара – Киргизской Автономной области.

В честь прибытия поезда, окончания строительства железной дороги и открытия движения на участке «Аулие-Ата – Пишпек» были организованы торжества и массовый митинг. Митинг проходил на открытой привокзальной площади, напротив станции «Пишпек».

В 1941–1942 гг. продолжилась техническая разработка железной дороги на трудном участке Быстровка – Рыбачье, проходившем по Боомскому ущелью и имевшему большое значение для экономического развития данного района. Это было уникальное инженерное решение прокладки железной дороги в сложных условиях горного ландшафта.

Официально железнодорожный участок Быстровка – Рыбачье был принят в эксплуатацию в 1950 году, но первый поезд на Иссык-Кульском берегу появился гораздо раньше – в 1948-м. Железная дорога приблизила к промышленному центру обширный район Прииссыккулья. По рельсам грузы доставлялись в Рыбачье, а оттуда по озеру на баржах в самые отдаленные уголки республики. Особое значение железнодорожная ветка приобрела в начале

60-х годов, когда впервые в Прииссыккулье начались разработки полезных ископаемых.

Строительство железной дороги было крайне трудным из-за особенностей природных условий высокогорной местности: крутые склоны гор, узкие и глубокие лога, скалы, раздробленные землетрясениями.

В 1966 году паровозный парк уступил место тепловозам. И к началу 70-х паровозы встали на вечный прикол. Одновременно был завершен и переход с колеи 1524 на колею 1520 мм.

Дорога крепла, технически обогащалась, росли объемы перевозок. Самой яркой вехой биографии кыргызских железнодорожников можно считать 1992 год. В октябре того года была обретена полная самостоятельность. А еще через два года в состав Кыргызской железной дороги вошли участки, проложенные по территории юга республики. Стальными путями теперь связаны Кызыл – Кия, Шамалды – Сай, Таш – Кумыр, Кара – Суу, Джалал – Абад, Кок – Янгак.

Деятельность ГП «НК «Кыргыз темир жолу», которое в качестве уполномоченного органа осуществляет реализацию государственной политики в области железнодорожного транспорта, координацию, регулирование и контроль деятельности транспортного комплекса Кыргызской Республики.

ГП «НК «Кыргыз темир жолу» осуществляет перевозку пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Указанная деятельность регулируется законами Кыргызской Республики.

Деятельность на современном этапе

Сегодня протяженность Кыргызской железной дороги составляет 424,6 километров, а ее обслуживание осуществляется персоналом численностью 5 тыс. человек, из которых 20% составляет молодежь.

Государственное предприятие «Национальная компания «Кыр­гыз темир жолу» за последние годы осуществила существенную реорганизацию своей структуры управления. В настоящее время предприятие проводит работы по модернизации железной дороги в соответствии с требованиями современного мира. Также возобновились работы по восстановлению и ремонту парка железнодорожной техники и по развитию инфраструктуры.

Южный отдел Кыргызской железной дороги играет основную роль в обеспечении железнодорожного сообщения с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и другими государствами. Особую роль играет станция Кара – Суу, которая является основным связным пунктом, соединяющим Кыргызскую Республику с соседними странами. Через Южный отдел ежегодно перевозятся миллионы тонн грузов в обоих направлениях.

Помимо работы по обеспечению пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок на предприятии первоочередное место уделяется вопросу защиты прав служащих и рабочих. Примечательно, что Государственное предприятие «Националь­ная компания «Кыргыз темир жолу» является единственной государственной компанией в Кыргызской Республике, в которой работают два профсоюза. Совместными усилиями двух профсоюзов предприятием был принят Коллективный договор. На сегодняшний день все требования Коллективного договора, контролируемого двумя профсоюзами, полностью выполняются.

В настоящее время пассажирские поезда и беспересадочные вагоны формирования ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» соединяют Бишкек через Казахстан с Москвой, а также с другими крупными городами России.

С целью модернизации парка тепловозов и повышения эффективности стратегической транспортной отрасли были приобретены 6 новых тепловозов серии «Эволюшн», которые произведены в Казахстане. Локомотивы зарекомендовали себя с положительной стороны, полностью оправдав заявленные изготовителем технические характеристики. Технический эксплуатационный ресурс данных тепловозов составляет 40 лет.

В филиале по вагонному хозяйству ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» был открыт механический цех. Запасные части, которые важны для повседневных ремонтных работ, раньше приобретались в соседних государствах за большие суммы, а сейчас стали производиться в самом цеху.

В 2010 году были запущены два вагоноремонтных завода, производящих ремонтные работы для грузовых и пассажирских вагонов. В период с 2010 по 2015 год отремонтировано 1876 грузовых и 611 пассажирских вагонов. Ремонт вагонов – один из сложнейших видов работ. Производство от мелких винтиков до крупных колес осуществляется под контролем высококвалифицированных специалистов с помощью компьютерной техники в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Будущее: Прорывные проекты

Результаты деятельности компании дают основание с уверенностью смотреть в будущее. Ежегодно отмечается устойчивая тенденция положительного роста основных производственных и финансовых показателей.

В настоящее время Кыргызской железной дорогой перевозится свыше 7 млн тонн грузов в год. Предприятие выступает одним из лидеров в числе крупных налогоплательщиков в Республике.

Таким образом, перед ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» стоит задача полностью использовать возможности железной дороги по обеспечению транзита, а также по увеличению объема перевозок пассажиров и грузов на пространстве Организации сотрудничества железных дорог.

В настоящее время Прави­тельство Кыргызской Республики одной из своих главных задач в области развития транспортной сети в стране считает объединение юга и севера страны через железнодорожное сообщение, а также повышение транзитной роли республики в Центральной Азии. Помимо этого, рассматриваются возможности по строительству железнодорожных линий с соседними государствами – Узбекистаном и Китаем. Тран­зитные возможности Кыргызстана могут принести государству дополнительные доходы и еще больше активировать транспортные связи в странах центральной Азии.

В материале использована информация,
предоставленная пресс-службой ГП НК «Кыргыз темир жолу»
и Бюллетенем ОСЖД (№ 2 2016 г.).


© Евразия Вести IV 2018

www.eav.ru