МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


10 лет работы в Армении

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является 100% дочерней компанией ОАО «Россий­ские железные дороги» и осуществляет концес­сионное управление армянскими железными дорогами.

Компания работает в Армении с 2008 года, когда железнодорожная инфраструктура Армении была передана в концессионное управление ЗАО «ЮКЖД» согласно подписанному между правительством республики и ОАО «РЖД» договору.

О сегодняшнем дне предприятия мы попросили рассказать генерального директора ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» Сергея Геннадьевича Валько.

Срок концессии составляет 30 лет с правом пролонгации с согласия сторон еще на 10 лет. Концессионным договором предусмотрено, что ЗАО «ЮКЖД» в период 2008–2038 гг. инвестирует в обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры 174,5 млрд драмов или более 570 млн долларов.

За время работы ЮКЖД в Армении были проведены работы по модернизации инфраструктуры и обновлению подвижного состава, завершена модернизация базы путевой машинной станции и механизированной дистанции пути в Санаине, проведена реконструкция зданий основных вокзалов Еревана, Ванадзора и Гюмри.

Среди крупных инфраструктурных проектов, осуществленных Южно-Кавказской железной дорогой, можно назвать масштабную реконструкцию Ереванского вагонно-локомотивного депо, а также локомотивного и вагоноремонтного депо в городе Гюмри, что позволило создать один из самых современных машиностроительных комплексов в Армении.

Новое оборудование, которым оснащено депо, позволяет применять современные технологические процессы для обслуживания и ремонта парка подвижного состава. Благодаря этому, налажен ремонт электровозов и тепловозов на территории Армении. В Гюмрийском локомотивном депо 25 декабря 2014 года состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию первого электровоза, прошедшего ремонт в объеме ТР-3 на территории Армении за последние 25 лет.

В 2014 году технологии ремонта ТР-3 освоены и в Ереванском вагонно-локомотивном депо, где в настоящее время ремонтируются тепловозы и электропоезда.

Еще один крупный инфраструктурный проект ЮКЖД – реконструкция механизированной дистанции пути ПДМ Санаин. Железнодорожный комплекс Санаина является одним из старейших в Армении. Работы проводились в два этапа: на первом были отремонтированы и реконструированы здание и цеха депо, произведено оснащение различных участков, в частности, слесарно-заготовительного, сварочного, участков по ремонту гидро-, пневмо- и электрооборудования, на втором установлено специальное техническое оборудование.

В декабре 2017 года восстановлена система электрической централизации на станции Кармир Блур в Ереване, на долю которой приходится 20% в объеме общей грузовой работы железной дороги.

В феврале прошлого года ЮКЖД выкупила все места на пароме, курсирующем по маршруту порт Кавказ-Поти. Сформирован график курсирования парома, и ЮКЖД предлагает своим клиентам условия по перевозке грузов из Армении в Россию, страны ЕАЭС и обратно по сквозной тарифной ставке. Со стороны ОАО «РЖД» и Грузинской железной дороги предоставлены скидки на следующие в Армению и Грузию, а также в обратном направлении грузы: на территории России – 50%, на территории Грузии – до 50%. Благодаря этому компания добилась снижения тарифов на грузоперевозку, сумела восстановить железнодорожно-паромные перевозки, следствием чего стал переход на железную дорогу с автотранспорта 36 тыс тонн грузов. Скидки действуют и на грузы, следующие по данному направлению из Беларуси и Казахстана.

Работа в направлении активизации паромных перевозок будет продолжена и в текущем году.

В настоящее время ведутся переговоры с рядом компаний. Уже подписаны договоры о сотрудничестве с компаниями «Апавен» и «Геопромайнинг голд» на 2018 год, предусматривающие увеличение объемов погрузки грузов к уровню 2017 года на 10 тысяч и 100 тысяч соответственно в годовом исчислении.

Компания придает особое значение развитию транзитного потенциала железной дороги Армении, осуществлению мультимодальных перевозок по таким направлениям как Иран – Армения – Грузия – Россия, Иран – Армения – Грузия – Европа. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с Министерством транспорта, связи и информационных технологий Армении. Мы уже осуществили в прошлом году первую мультимодальную перевозку с использованием железнодорожной инфраструктуры ЮКЖД по маршруту Иран – Европа. Расширяется и международное сотрудничество. Так, в 2017 году подписан договор о сотрудничества с Белорусской железной дорогой.

Между Южно-Кавказской железной дорогой и правительством Армении, в том числе и в лице уполномоченного органа – Минис­терства транспорта, связи и информационных технологий – налажен активный и эффективный диалог. Не менее продуктивный диалог налажен и с местными властями – областными администрациями, губернаторами, главами общин.

В 2018 году в обновление и модернизацию активов планируется инвестировать 2,33 млрд драмов. При этом планируется капитально отремонтировать 10 км пути, произвести ремонт 5 единиц специального подвижного состава, выполнить работы по техническому перевооружению электрической централизации стрелок и сигналов на станции Зод.

В текущем году уже завершен один из проектов – в эксплуатацию сдан новый электропоезд производства «Транс­маш­хол­динга» ЭП2Д, который в настоящее время обслуживает один из маршрутов ЮКЖД Ереван – Гюмри – Ереван. Новый состав соответствует самым строгим требованиям, предъявляемым к безопасности пассажирских перевозок. Для Армении выбрана двухвагонная модификация электропоезда, которая наиболее удобна для осуществления пассажироперевозок в республике.

Подвижной состав оборудован системами пассивной безопасности (крэш-система), обеспечения микроклимата, информационного обеспечения, а также экологически чистыми туалетными комплексами, условиями для проезда пассажиров с ограниченными возможностями, другими современными техническими решениями в области повышения комфорта и безопасности. В поезде действует бесплатный Wi-Fi.

Концессионные обязательства по инвестициям в 2008–2018 гг. определены в размере 111,9 млрд драмов, а ожидаемое выполнение составит 112,3 млрд драмов, то есть на уровне 100,4% нарастающим итогом.

За 10 лет работы в Армении сделано много, и компания продолжит свою деятельность на благо развития железнодорожного транспорта и экономики республики, расширения армяно-российского сотрудничества. Перед ЮКЖД стоит немало важных задач, которые компания готова с честью выполнить.

© Евразия Вести IV 2018

www.eav.ru