МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Московский транспорт: цели, задачи, перспективы

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы формирует политику, предоставляет услуги, управляет государственным имуществом в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Он обеспечивает безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

О деятельности Департамента в современных условиях, проблемах и путях их решения пойдет речь в материалах статьи нашего корреспондента.

Важное значение в деятельности Департамента приобрела его работа по реализации проекта реконструкции и развития Московского центрального кольца (МЦК).

С 2012 года Правительством Москвы совместно с ОАО «РЖД» реализуется проект реконструкции и развития МЦК.

Общая протяженность МЦК составляет 54 км. Сроки реализации проекта – 2011–2016 гг. 10 сентября 2016 г. запущено пассажирское движение по МЦК.

В рамках реализации проекта МЦК осуществлена электрификация кольца со строительством 2-х новых и реконструкцией 3-х существующих тяговых подстанций, строительство до 31 км третьего главного железнодорожного пути, строительство и реконструкция новых искусственных сооружений, строительство 31 остановочного пункта. В настоящее время все остановочные пункты введены в эксплуатацию.

С 1 мая 2017 года на МЦК введен новый график движения. Теперь парность движения поездов по МЦК составляет 177 пар поездов в сутки (было 134 пары), а в выходные дни – 150 пар. Среднесуточный пассажиропоток МЦК составляет более 400 тыс. пассажиров.

По итогам реализации мероприятий по МЦК, предусмотренных Программой до 2020 года, будет обеспечен ежегодный пассажиропоток более 120 млн пассажиров.

За счет электрификации Московского центрального кольца значительно улучшится экологическая обстановка в городе и повысится привлекательность территорий зоны тяготения. В результате этого у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу, существенно уменьшится нагрузка на центральную часть города и увеличится связность транспортной сети Москвы. Городская железнодорожная система обеспечит освоение «пиковых» пассажиропотоков при интервалах движения до 6 минут (все грузовое и технологическое движение выводится на вновь строящийся третий путь).

С реализацией проекта МЦК в Москве создан новый перевозочно-пересадочный контур, который привлек на себя часть пассажиропотока с радиальных линий метрополитена и с железнодорожных вокзалов в центральной части города, более равномерно загрузил транспортную систему города.

Подвижной состав

Для осуществления пассажирских перевозок на МЦК выбран электропоезд «Ласточка», сделанный на производственной базе ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Siemens AG и Группа «Синара»). Для удобства выхода и посадки пассажиров в каждом вагоне предусмотрены три двери. Внутри достаточно места для родителей с колясками и велосипедистов. Все курсирующие по МЦК поезда имеют сквозной проход от головы до хвоста состава. Вагоны оснащены точками доступа к беспроводному интернету и системой видеонаблюдения, а первый и последний — адаптированы для маломобильных граждан. Все вагоны оборудованы системой обеззараживания воздуха. В вагонах установлено как кондиционирование с отоплением, так и естественная вентиляция.

Оплатить проезд пассажиры могут с помощью привычных билетов, например, «Тройка» или «Единый». За пересадку с МЦК на метро дополнительно платить не придется, если успеть сделать переход за полтора часа (90 минут). Все льготы, действующие сейчас в общественном транспорте, распространяются и здесь.

В настоящее время на МЦК эксплуатируется 42 пассажирских состава в пятивагонном исполнении с расчетным графиком движения 177 пар поездов в рабочие дни и 150 пар поездов в выходные дни и с интервальным движением 5 минут в час пик.

Использование новых поездов отчасти решит проблему шумового загрязнения столицы. От лишнего шума москвичей также избавят защитные экраны и применение бесстыкового рельсового пути.

Эффект от реализации

После запуска МЦК Кольце­вая линия метро разгрузилась на 15%, а также снизилась нагрузка на железнодорожные вокзалы в связи с организацией пересадок с МЦК на пригородные электрички. Время ожидания городской электрички составляет не более пяти минут, что позволило пассажирам сократить количество пересадок и время в пути.

Уникальной особенностью МЦК стало то, что оно связывает садово-парковые ансамбли и объекты культуры столицы: усадьбу Свиб­лово, Ботанический сад, территории ВДНХ и Национального парка Лосиный остров, природный заказник Воробьевы Горы, Триумфаль­ную арку, Измайловский кремль и др., а также спортивные объекты: стадионы «ЦСКА», «Локомотив», «Лужники», дворец «Мегаспорт» и «ВТБ Ледовый дворец».

В 2017 году пассажиропоток кольца составил более 110 миллионов человек в год, а в 2025 году 54-километровая линия сможет перевозить до 300 миллионов пассажиров.

Контракт жизненного цикла как новый инновационный подход

Департамент транспорта, изучив лучший зарубежный опыт, развивает идеологию «КЖЦ» в области закупки подвижного состава для Московского метрополитена и трамваев для Мосгортранса.

В настоящее время в Московском метрополитене курсируют 647 составов (более 4,5 тыс. вагонов). Из них почти половина (315 составов) – это современные поезда моделей 81-740/741 «Русич» (135 составов), 81-760/761 «Ока» (137 составов), 81-765/766/767 «Москва» (43 состава). Новый подвижной состав, в первую очередь, поставляется для работы на новых и наиболее загруженных линиях московского метро.

Московский метрополитен является единственным в России метрополитеном, осуществляющим закупку подвижного состава по контрактам жизненного цикла (КЖЦ). Всего в метрополитене заключено 4 контракта жизненного цикла с производителем подвижного состава.

Согласно условиям контрактов победитель получил право осуществлять поставку нового подвижного состава для Московского метрополитена и обеспечивать качественное обслуживание вагонов в течение 30 лет, т.е. в течение всего срока эксплуатации. Поставка вагонов финансируется по лизинговой схеме – равными платежами в течение 15 лет. При этом цена вагонов не увеличивается.

1-й контракт был заключен в августе 2013 г. на сервисное обслуживание 248 вагонов «Ока», находящихся в собственности метрополитена. В январе 2014 г. начал работу первый Сервисный центр в электродепо «Новогиреево».

2-й контракт, заключенный в марте 2014 г., предусматривал изготовление и поставку 664 вагонов «Ока» в период с 2014 по 2016 гг. с условием обслуживания вагонов в течение 30 лет. Поставка осуществлена в полном объеме. Вагоны, поступившие по этому контракту, обслуживаются в cервисных центрах электродепо «Владыкино», «Выхино», «Свиблово» и «Измайлово».

По 3-му контракту, заключенному в декабре 2014 г., предусмотрены изготовление и поставка в период с 2017 по 2020 годы 768 вагонов «Москва» (по 192 вагона в год) с последующим их обслуживанием. В метрополитен уже поставлено 224 вагона и еще 544 вагона будут поставлены в 2018–2020 гг. Обслуживание вагонов по этому контракту началось с апреля 2017 г. в электродепо «Выхино».

По 4-му контракту, заключенному в марте 2017 г., предусмотрено сервисное обслуживание 400 вагонов «Ока», находящихся в собственности Московского метрополитена. Обслуживание этих поездов осуществляется в сервисных центрах электродепо «Варшавское» и «Измайлово».

В 2018 году Московский метрополитен планирует заключить еще один контракт на поставку вагонов «Москва», который предусматривает закупку 594 вагонов. Из них 234 вагона планируется закупить в 2018 году, а остальные 360 – в 2019 году.

С 2010 по 2017 годы метрополитен уже закупил более 1,9 тысяч новых вагонов. Всего с 2018 по 2021 гг. с учетом заключенных и планируемых контрактов будет закуплено 2122 вагона. После этого подвижной состав Московского метрополитена будет на 65% состоять из новых вагонов.

В настоящее время 1608 вагонов (201 состав моделей «Ока» и «Москва») обслуживаются по контрактам жизненного цикла. Все новые контракты на покупку подвижного состава Московский метрополитен также будет заключать по системе КЖЦ.

Благодаря заключению контрактов жизненного цикла ГУП «Московский метрополитен» экономит до 20% расходов на обслуживание.

Главным показателем качества работы сервисной компании является сокращение количества неисправностей. Учитывая то, что производитель самостоятельно занимается ремонтом и обслуживанием подвижного состава, он всегда заинтересован в безотказной работе и совершенствовании конструкции вагонов. Количество неисправностей на вагонах Серпуховско-Тимирязевской линии после перехода на КЖЦ снизилось вдвое.

Штрафные санкции применяются в отношении производителя в случае нарушения графика движения поездов или невыдачи электросоставов на линию. Предусмотрены также штрафы за системные дефекты в подвижном составе – санкции будут применяться, если в течение трех месяцев график движения поездов систематически нарушается из-за неисправности в одной и той же системе вагона. Это является стимулом не только для качественного обслуживания, но и повышения качества производства, а также доработки системных ошибок.

Московский метрополитен совместно с ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» (входит в ЗАО «Трансмаш­холдинг») проводит большую работу по совершенствованию поездов «Москва». Результатом такой работы стало планомерное снижение количества задержек в движении поездов.

При диагностике новых поездов и их доработке особое внимание уделяется работе дверного оборудования. По сравнению с первыми версиями поезда «Москвы» изменился и вывод информации о состоянии дверей на табло машиниста. Теперь машинист видит состояние каждой двери и в случае необходимости может менять точечное решение по каждой из них в поезде.

Поставка трамваев по контракту жизненного цикла

В 2017 году по контракту жизненного цикла в Москву начали поступать новые трехсекционные трамваи отечественного производства модели 71-931М «Витязь-М». Поставка будет продолжаться до конца 2019 года, к этому времени количество новых трамваев достигнет 300 единиц.

Сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава будет осуществлять производитель в течение 30 лет. Такой подход к закупке нового транспорта позволяет компании-перевозчику полностью сосредоточиться на своих прямых обязанностях – обеспечении качественных и безопасных перевозок для горожан. При отсутствии необходимости самостоятельно ремонтировать и обслуживать подвижной состав оператор городского транспорта больше внимания уделяет повышению уровня сервиса для пассажиров, совершенствованию графика движения, вводу тактового расписания и т.д.

Новые трамваи комфортны и удобны для пассажиров. Каждый может вместить до 260 пассажиров. В вагонах длиной 27,5 метра предусмотрено шесть входных дверей и 60 мест для сидения. Благодаря низкому полу трамваи адаптированы для проезда маломобильных пассажиров. Они оборудованы автоматической системой климат-контроль. Одна из приятных новинок для пассажиров – USB-разъемы для зарядки мобильных устройств во время поездки.

Московское центральное кольцо

Московское центральное кольцо (МЦК) – уникальный городской проект, интегрированный в систему Московского метрополитена. МЦК позволило не только обеспечить жителей многих районов современным, комфортным и безопасным транспортом, но и разгрузить линии метрополитена.

Строительство Московской окружной железной дороги, так ранее называлось МЦК, началось в 1903 году, а уже в 1908 году по 54-х километровому кольцу вокруг Москвы начали курсировать пассажирские и грузовые поезда. Но постепенно роль кольцевой железной дороги свелась исключительно к перемещению грузов. В начале 2000-х годов было решено вновь «запустить» по кольцу пассажирское движение, чтобы улучшить транспортную доступность отдельных районов Москвы и дать новый импульс развитию территорий, которые ранее занимали промышленные предприятия. Для запуска 14-й линии метро потребовалось полностью реконструировать всю инфраструктуру и электрифицировать железную дорогу.

Открытие МЦК помогло разгрузить практически все линии московского метро и центральные железнодорожные вокзалы. Например, пассажиропоток на Сокольнической линии сократился более чем на 20%, пассажиропоток Кольцевой линии снизился на 15%, Люблинско-Дмитровской линии – на 14%, Филевской – 12%. Благодаря запуску МЦК, поездки по столице стали быстрее в среднем на 20 минут.

До 2020 года запланировано развитие прилегающих территорий к транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) МЦК. Заброшенные ранее промышленные зоны получат новый виток развития, где будут построены деловые и торговые центры, апарт-отели, жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры, доступность многих районов значительно улучшилась. Суммарный пассажиропоток на МЦК в настоящее время составляет более 400 тыс. пассажиров в сутки.

На МЦК расположен 31 ТПУ, с каждого можно пересесть на наземный общественный транспорт. С обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов, установлены новые остановки. Также для жителей Москвы и Московской области сегодня доступны 17 пересадок на станции метрополитена и 6 пересадок на пригородные электропоезда. После завершения строительства новых железнодорожных платформ на Курс­ком, Павелецком, Рижском и Горьковском направлениях железной дороги количество пересадок увеличится до 10. Пассажирам пригородных поездов теперь не приходится доезжать до вокзалов, чтобы затем пересесть на метро: с запуском МЦК нагрузка на Казанский и Рижский вокзалы снизилась на 30%, на Курский – 40%, на Ярос­лавский и Ленинградский – на 20%.

Вместимость каждого поезда составляет 1030 пассажиров. Электропоезда «Ласточка» приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок. Поезда оснащены туалетами, системами климат-контроля, Wi-Fi и розетками для зарядки гаджетов.

В часы пик «Ласточки» курсируют по МЦК с минимальным интервалом 5 минут (был – 6 мин.), а во внепиковое время — до 10 минут (был – 12 мин). При этом часы пик отличаются в будние и в выходные дни. В рабочие дни их два: с 07:30 до 11:30 и с 16:00 до 21:00. А по субботам, воскресеньям и праздничным дням пиковым считается интервал с 12:30 до 18:00.

На МЦК внедрены все самые инновационные способы оплаты проезда, что существуют в Европе. Это сделано для того, чтобы каждый пассажир, включая иностранных туристов, мог оплатить проезд удобным ему способом. Оплатить поездку можно прямо на турникете любым носителем: пластиковой картой, мобильным приложением (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay) или специальным браслетом. Также на пяти станциях МЦК оплатить проезд можно с помощью китайской платежной системы Alipay.

На четырех станциях МЦК в 2017 году появились площадки для выступления музыкантов в рамках проекта «Музыка в метро»: «Площадь Гагарина», «Деловой центр», «Кутузовская» и «Лужники».

Комфортная среда для маломобильных групп пассажиров – веление времени

В целях оказания помощи гражданам с ограниченными возможностями в передвижении 14 октября 2013 г. в Московском метрополитене был создан Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП). В настоящее время в Центре обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена работает более 300 сотрудников.

Инспекторы Центра оказывают услуги по максимально возможному, безопасному и комфортному передвижению в метрополитене маломобильных кате­горий граждан: с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, социальных категорий (пожилые люди, многодетные семьи, родители с детьми до 7 лет и др.), а также организованных групп пассажиров, в том числе детских.

Сопровождение осуществляется по всему маршруту следования – от входа на станцию, в лифтах, по лестницам, эскалаторам и платформам станций, в вагонах поездов и до выхода со станции.

Помощь в передвижении маломобильным пассажирам сегодня оказывается не только в самом метрополитене, но и по территории вокзалов до посадки в поезда дальнего и пригородного сообщения, до автовокзалов, в поездах «Аэроэкспресс» до терминала аэропортов, по городской территории до социальных объектов.

В 2017 году было подписано соглашение о взаимодействии Московского метрополитена и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сотрудники ЦОМП будут встречать маломобильных пассажиров у входа в метро, помогут доехать до станции метро «Кропоткинская», и дальше добраться по территории города до здания музея. Сопровождение будет доступно как для одного пассажира, так и для групп по предварительной заявке.

Музей имени А.С. Пушкина — не единственное учреждение культуры, с которым сотрудничает ЦОМП. С ноября 2017 года Центр также взаимодействует с «Госу­дарственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н.А. Островского».

Благодаря реализации программы обновления подвижного состава ГУП «Мосгортранс» на городских маршрутах начали работать транспортные средства, полностью адаптированные для пожилых людей, инвалидов и других маломобильных категорий граждан. Новые автобусы, троллейбусы и трамваи имеют низкий уровень пола, места для крепления инвалидных колясок, оснащены маршрутными указателями с увеличенным шрифтом, бегущей строкой в салоне с указанием остановочных пунктов.

Проводится систематическая работа по расширению географии обслуживания маломобильных граждан. Совместно с Депар­та­ментом социальной защиты населения, Департаментом здравоохранения, Департаментом культуры города Москвы, Всероссийским обществом глухих, Всероссийским обществом слепых, Всероссий­ским обществом инвалидов и общественными организациями Центром сформирована база социальных объектов, расположенных в шаговой доступности от станций метрополитена, и до которых проработаны безопасные маршруты сопровождения, в число которых входят железнодорожные вокзалы (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Савеловский, Ярославский); аэропорты («Внуково», «Домодедово», «Шереметьево»); центры реабилитации, общества инвалидов, библиотеки и учебные заведения.

На сегодняшний день разработано около 50 маршрутов по городу.

Для комфортного проезда маломобильных пассажиров приспособлено 85% автобусов, троллейбусов и трамваев Мосгортранса. Транспорт имеет низкий уровень пола, откидные аппарели, крепления для инвалидных кресел.

Водители транспортных средств всегда готовы оказать содействие гражданам, нуждающимся в помощи при посадке в автобус, троллейбус или трамвай.

Для обеспечения доступности инфраструктуры Московского метрополитена в 2015 году были закуплены два мобильных лестничных подъемника, позволяющих перевозить инвалидов, передвигающихся на инвалидных колясках, на лестницах и горизонтальных поверхностях.

В 2018 году было закуплено еще 10 гусеничных подъемников для обслуживания маломобильных пассажиров. Также в 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию специального автотранспорта (автомобиля), позво­ляющего перевозить инвалидов-колясочников.

Прошел согласование в ОАО «РЖД» «Регламент взаимодействия Центра обеспечения мобильности пассажиров Службы пассажирских сервисов ГУП «Московский метрополитен» и подразделений ОАО «РЖД» при организации обслуживания маломобильных пассажиров».

C 2014 года проводится обучение собак-проводников. В процессе обучения собакам-проводникам прививаются навыки безопасного перемещения на территории Московского метрополитена, через входные двери станций, прохождения через автоматические контрольно-пропускные пункты, перемещения и выхода с эскалаторного полотна, движение по платформе, посадки/высадки в вагон поезда, проезда в лифтах, а также осуществлялся процесс социализации щенков (привыкание к шумовому фону и др.). За все время было обучено более 130 собак-проводников.

Сотрудники, работающие с маломобильными группами граждан, проходят обязательное обучение в Учебно-производственном центре Московского метрополитена, где их учат понимать особенности общения и сопровождения по территории метрополитена маломобильных пассажиров всех категорий (слабовидящие, инвалиды-колясочники, пожилые люди, дети-инвалиды, пассажиры с заболеванием опорно-двигательного аппарата, и т.д.). Например, в 2017 году сотрудники ЦОМП приняли участие в первом коммуникационном тренинге проекта «Люди IN». В ходе тренинга специалисты Центра повысили свою квалификацию по работе с незрячими и слабослышащими людьми. Кроме этого, практически всех сотрудников ЦОМП обучат английскому языку для работы с иностранными гражданами во время чемпионата мира FIFA 2018. Всего курсы английского языка пройдут более 200 человек.

Подготовка к проведению чемпионата мира FIFA 2018

Московский метрополитен стремится быть максимально клиентоориентированным, дружелюбным по отношению к пассажирам, в том числе к иностранным туристам и болельщикам, которые готовятся приехать на чемпионат мира FIFA 2018.

Во время проведения Кубка конфедераций в прошлом году Московский метрополитен успешно справился с задачей по перевозке пассажиров. Метро стало самым популярным видом транспорта. Всего за время подготовки и проведения футбольного турнира им воспользовались более 230 тыс. болельщиков, волонтеров и аккредитованных лиц – почти 75% от общего числа гостей турнира, перевезенных столичным общественным транспортом.

В дни проведения игр на всех станциях метрополитена и Московского центрального кольца работали 150 сотрудников ЦОМП, которые, наряду с выполнением основной задачи по сопровождению маломобильных пассажиров, помогали ориентироваться болельщикам в метро. Им помогали и 450 специально нанятых волонтеров. Дополнительные сотрудники Службы безопасности обеспечили профилактику правонарушений в метрополитене.

Во время проведения Кубка конфедераций в 2017 г. Мос­ковский метрополитен получил большой опыт работы в условиях повышенного пассажиропотока. Наработанная практика будет учтена при подготовке к чемпионату мира FIFA 2018.

В настоящее время проводится обучение сотрудников метрополитена (кассиров, сотрудников ЦОМП и стоек «Живое общение») английскому языку. В 2017 году обучение уже прошли 460 человек, в этом — еще более 300 сотрудников.

Для удобства пассажиров и иностранных гостей, на станциях, расположенных рядом с местами проведения матчей («Спартак», «Тушинская», «Воробьевы горы», «Фрунзенская» и «Спортивная»), будет размещена дополнительная временная система навигации, которая поможет болельщикам добраться до стадионов «Спартак» и «Лужники».

Также в рамках информирования пассажиров будут выпущены карманные Схемы линий Мос­ковского метрополитена и специальная версия справочника «Московский транспорт» на 5 языках (русском, английском, испанском, французском и немецком), которые будут бесплатно раздаваться на стойках «Живое общение».

Московский транспорт и международные организации Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы уже много лет успешно взаимодействует с Международным союзом общественного транспорта (далее – МСОТ) в рамках проведения конференций Международного экспертного совета по транспортным вопросам при Правительстве Москвы (далее – МЭС). Ежегодно Генеральный секретарь МСОТ Алан Флауш ранее и ныне – Мухамед Мезгани посещают Москву в период проведения заседаний МЭС.

Задачами МЭС являются регулярное обсуждение и экспертная оценка транспортной политики Москвы в целом и разработка планов конкретных мероприятий по реализации ключевых московских транспортных проектов.

В 2017 году Москва получила самую престижную профессиональную премию Global Public Transport Awards 2017 в номинации «Особое признание» в ходе Всемирного Саммита общественного транспорта в Монреале (15—17 мая 2017 года). Эксперты отметили высокий уровень реализации интегрированной транспортной стратегии в течение последних пяти лет.

Эксперты Международного союза общественного транспорта включили Москву в список претендентов на проведение Всемирного Саммита общественного транспорта в 2021 году. Российская столица вошла в финал конкурса на проведение главного отраслевого мероприятия наряду с австралийским Мельбурном и немецким Гамбургом.

Правительство Москвы создало Международный экспертный совет, чтобы при реализации масштабных планов по развитию транспортной инфраструктуры города Москвы учесть актуальный опыт городов мира и рекомендации ведущих специалистов в области транспорта.

Первый Экспертный совет прошел в 2013 году в Москве. За пять лет мероприятие посетили более 70 экспертов из 20 стран.

В 2018 г. планируется обсудить вопросы, связанные с таксомоторными перевозками, каршерингом и электротранспортом.

Подведомственные организации Департамента транспорта – ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Мосгортранс» являются официальными членами МСОТ на протяжении многих лет и активно участвуют в проводимых МСОТ регулярных заседаниях, а также принимают в Москве иностранные делегации МСОТ.

Международные эксперты высоко оценивают темпы развития транспортной инфраструктуры города Москвы согласно отчету «Экспертная оценка московской городской системы общественного транспорта и транспортной политики», подготовленного специалистами МСОТ в конце 2015 года.

В заключении можно сказать, что инновационный современный подход, реализуемый Правительством Москвы, все больше привлекает пассажиров на общественный транспорт и способствует приходу новых компетенций и технологий.

Материал предоставлен пресс-службой
Департамента транспорта


© Евразия Вести V 2018

www.eav.ru