МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Сегодня и завтра

Форум «ЭлектроТранс 2018» посвящен достижениям и перспективам развития городского экологически чистого транспорта, который имеет особое значение для г. Москвы.

Накануне этого важного события мы обратились к начальнику Московского метрополитена, председателю международной Ассоциации «Метро» Виктору Николаевичу Козловскому с просьбой рассказать нашим читателям о сегодняшнем дне возглавляемого им динамично развивающегося предприятия, являющегося гордостью нашей страны, визитной карточкой столицы.

Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 года. Первая линия включала в себя 13 станций и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Ее общая протяженность составляла 11,6 км.

Линии первой очереди метро проложили вдоль наиболее перегруженных участков трамвайной сети. Это позволило резко сократить количество трамвайных пробок, разгрузить улично-дорожную сеть центра и в несколько раз увеличить скорость передвижения пассажиров. На отдельных участках метрополитен полностью заменил трамвай. В 1935 году по метро ходили четырехвагонные составы из вагонов типа А.

Московский метрополитен сегодня

Московский метрополитен сегодня — это 14 линий, включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую монорельсовую транспортную систему, общей протяженностью 424,7 километров (365,7 км – метро, 54 км – МЦК, 5 км – Монорельсовая система) с 252 станциями (215 станций метро, 31 станция МЦК и 6 станций монорельса). Средняя скорость поездов московского метро – 41,61 км/ч. На самых загруженных линиях поезда ходят с минимальными интервалами в часы пик – 90 секунд. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире.

В среднем по будням Московский метрополитен перевозит более 8,5 млн пассажиров, еще более 400 тысяч перевозят поезда «Ласточка» МЦК.

В 2017 году пассажиропоток метрополитена увеличился по сравнению с 2016 годом и достиг 2,4 млрд. Еще более 110 млн человек за 2017 год воспользовались МЦК. Также рост пассажиропотока наблюдается и в 2018 году. Суммарно за первый квартал 2018 года поезда метро и МЦК перевезли более 600 млн человек. Это на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В московском метро есть 4 линии, каждая из которых перевозит более миллиона пассажиров по будням: Таганско-Краснопресненская, Замоскворецкая, Калужско-Рижская, Серпуховско-Тимирязевская). Из них самая загруженная – Таганско-Красно­пресненская. Ее пассажиропоток по будням достигает 1,2 млн человек.

Московский метрополитен – не только самый востребованный транспорт в столице, но и эн­циклопедия советской архи­тектуры. Сегодня 48 станций Московского метрополитена признаны объектами культурного наследия.

Большая кольцевая линия

Большая кольцевая линия (БКЛ) метро соединит существующие и перспективные радиальные линии. Она будет проходить на расстоянии до 10 километров от существующей Кольцевой линии. Протяженность БКЛ составит 69 км. Она станет самой длинной кольцевой линией метро в мире. Длина нового кольца московского метро в 3,5 раза больше, чем существующая Кольцевая линия метро и на 15 км длинней Московского центрального кольца.

На Большой кольцевой линии появится 31 станция, а для обслуживания подвижного состава построят два электродепо. С БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, 4 пересадки на Московское центральное кольцо, 5 пересадок на Московские центральные диаметры, 11 пересадок на линии железной дороги. Сейчас почти каждый десятый пассажир метро пользуется действующей Кольцевой линией. Ее пассажиропоток составляет 800 тысяч человек. Запуск БКЛ, окончание строительства которой планируется завершить в течение трех ближайших лет, позволит существенно разгрузить центр.

Первый участок Большой кольцевой линии Московского метрополитена длиной 10,5 км открыт для пассажиров с 26 февраля 2018 года. Он находится на северо-западе столицы и включает в себя пять станций: «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр».

Благодаря вводу первого участка Большой кольцевой линии транспорт стал доступнее для жителей пяти районов Москвы – Пресненского, Хорошево-Мневников, Хорошевского, Бегового и Аэропорта, где живет больше 480 тысяч человек. Это районы, где действуют крупные спортивные объекты и деловые центры, в том числе – главный офисный центр Москвы «Москва-Сити».

Первый месяц работы станции уже показал востребованность проекта. Пассажиропоток действительно стал изменяться. Оценив удобство новых пересадок, москвичи все чаще пользуются Большой кольцевой линией. Короткий отрезок в 5 станций за первый месяц работы принял более 1,2 млн человек.

Наиболее востребованная станция БКЛ – «Деловой центр». В расположенном буквально над ней деловом центре «Москва-Сити» ежедневно бывает порядка 300 тысяч человек. За время работы станции пассажиропоток в будний день увеличился почти в 2 раза – с 10,9 тыс. пассажиров до 21 тыс. в сутки.

Обновление подвижного состава

В настоящее время в московском метро проходит масштабная программа по обновлению подвижного состава. Темпы, которые выдерживает предприятие, не имеют мировых аналогов.

С 2010 по 2017 годы метрополитен уже закупил более 1,9 тысяч новых вагонов. Всего с 2018 по 2021 гг. с учетом заключенных и планируемых контрактов будет закуплено 2122 вагона.

Всего в Московском метрополитене курсируют 647 составов – более 4,5 тысяч вагонов. Почти половина подвижного парка (315 составов) – современные поезда: 135 «Русичей», 137 составов «Ока», 43 состава «Москва». Новые составы поставляются в первую очередь для движения по новым и наиболее загруженным линиям метро.

Сейчас в подвижной парк Московского метрополитена поступают только поезда «Москва» – более комфортные и вместительные, чем их предшественники.

Новый подвижной состав закупается по КЖЦ с заводом-изготовителем. Согласно условиям контракта, производитель поставляет новые вагоны и обеспечивает обслуживание вагонов в течение всего срока эксплуатации (30 лет). Таким образом, до 2021 года планируется обновить 65% всего подвижного состава.

Для комфорта пассажиров в поездах «Москва» улучшены шумоизоляция и система кондиционирования. Вибрации при движении по рельсам почти не ощущаются.

Пассажиры могут заряжать гаджеты благодаря USB-разъемам в вагонах, а сенсорные мониторы на стенах внутри вагонов помогают найти нужные станции, проложить маршрут и рассчитать время в пути.

Поезда адаптированы для маломобильных пассажиров. Для этого была увеличена ширина дверных проемов до 1,4 метра, в головных вагонах добавлены специальные места для инвалидных колясок. Для удобства пассажиров организован сквозной проход по всему поезду.

Планы по развитию до 2021 года До 2021 г. в Москве планируется открыть более 50 новых станций метрополитена и построить более 125 километров линий и 7 электродепо для обслуживания подвижного состава.

Будет продолжена программа по установке автоматов по продаже билетов с расширенным функционалом. В дополнение к работающим сейчас АПБ разместят еще 600 автоматов.

Московские центральные диаметры

Московские центральные диаметры (МЦД) – это принципиально новая для столицы система наземного метро. Все маршруты МЦД будут проходить через город насквозь.

Проект улучшит интеграцию железнодорожного транспорта в общую транспортную систему, чтобы больше жителей Москвы и области смогли пользоваться им для ежедневных поездок. Работать МЦД будет в том же режиме, что и метрополитен – с 5:30 утра до 01:00 ночи, без дневного перерыва. Поезда будут ходить с интервалом 5–6 минут в часы пик.

Подобный опыт успешно реализован в других странах. Это, например, S-Bahn в Германии, RER во Франции, Overground в Лондоне.

На первом этапе (запуск в 2019 году) будут реализованы 2 маршрута: Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск. Эффект от их запуска почувствуют 2,3 млн жителей Москвы и Московской области. Только в Подмосковье на маршруте МЦД-1 (Лобня, Долго­прудный, Сколково, Одинцово) живет 546 тыс. человек, а на маршруте МЦД-2 (Нахабино, Красногорск, Подольск) – еще 695 тыс. человек. В будущем проект снизит общую нагрузку на транспортную инфраструктуру Москвы приблизительно на 12%, что будет особенно заметно на центральных вокзалах и в метро.

МЦД будут полностью интегрированы в существующую транс­портную систему. Например, будет проведена физическая интеграция станций диаметров с метрополитеном и МЦК. На некоторых станциях пересесть с одного вида транспорта на другой можно будет, не выходя на улицу – для этого будут реализованы переходы формата «сухие ноги». Также предусмотрено создание единого навигационного пространства с метро и МЦК. Оплатить проезд по диаметрам можно будет с помощью единой транспортной карты «Тройка», которую уже приобрело около 17 млн пассажиров.

На сегодняшний день Мос­ковский метрополитен – динамично развивающаяся организация. В 2017 году количество работников московского метро впервые превысило 50 тысяч человек и продолжает расти, что дает каждому сотруднику возможность развиваться профессионально и быть востребованным.

Совет по работе с молодежью

Совет по работе с молодежью создан совместным решением руководства метрополитена и Дорпрофжел метрополитена в 2007 году. Он объединяет всех молодых сотрудников в возрасте до 35 лет, работающих в московском метро.

Сегодня в различных подразделениях метрополитена рабо­тают 15?062 сотрудника в возрасте до 35 лет (около 30% от общей численности). В 44 подразделениях избраны председатели местных Советов молодежи, которые проводят регулярную работу со всеми работающими в их подразделениях молодыми сотрудниками.

Основными целями Совета по работе с молодежью метрополитена являются привлечение молодежи к работе на метрополитене, повышение престижа профессий метрополитена, повышение уровня образования, профессиональных качеств работников, формирование высококвалифицированного кадрового резерва, привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни коллектива.

Совет ветеранов

Совет ветеранов Московского метрополитена был создан в 1962 году решением руководства метрополитена и профсоюзной организации. Это – добровольная общественная организация работников и пенсионеров (бывших работников) Московского метрополитена, связанных общими интересами. Совет ветеранов сегодня насчитывает более 6,5 тысяч человек. Совет ветеранов регулярно проводит встречи ветеранов, участвует в праздничных концертах, посещает театры и многие другие мероприятия.

В 2017 году на базе Российского университета транспорта (МИИТ) начала функционировать кафедра «Метрополи­тены», которая в будущем станет основным поставщиком высококвалифицированных кадров для московского метро.

Согласно трудовому законодательству Российской Федерации за работу во вредных условиях труда работникам ГУП «Мос­ковский метрополитен» предоставляются гарантии и компенсации – повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, молоко, льготная пенсия. Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работа с пассажирами

Приоритетная задача для нас – работа с пассажирами напрямую. Мы очень внимательно относимся ко всем обращениям, которые мы получаем всеми возможными способами: от официальных аккаунтов метро в социальных сетях до прямого обращения к начальникам станций, чьи портреты мы продолжаем размещать в вестибюлях станций.

Качество обслуживания пассажиров зависит от всех направлений работы метро, поэтому мы приложили максимум усилий к обновлению подвижного состава и инфраструктуры. Мы провели колоссальную работу по внедрению новых и развитию существующих пассажирских сервисов. Набран­ный темп работы мы сохраним и в дальнейшей работе, а также продолжим прислушиваться к пожеланиям, предложениям и советам пассажиров.

Международная Ассоциация «Метро» – многолетняя эффективная работа

В апреле 2018 года исполнилось 26 лет со дня образования Международной Ассоциации «Метро».

Более четверти века Ассоциация объединяет метрополитены России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана, а с 2015 года и Чехии. Также в число членов Ассоциации входят крупнейшие промышленные предприятия, производящие для метрополитенов технические средства и различное оборудование.

Участвуя в работе Ассоциации, метрополитены успешно решают вопросы внедрения достижений научно-технического прогресса, освоения новых технологий, обучения персонала в соответствии с современными требованиями предоставления транспортных услуг и пассажирских сервисов, а также многие другие непростые проблемы, которые сегодня стоят перед городским пассажирским транспортом.

Производственные предприятия, входящие в Ассоциацию «Метро», за годы совместной работы, поставляя в метрополитены свои новейшие разработки, внесли огромный вклад в совершенствование перевозочного процесса, повышение уровня безопасности и комфорта, и соответственно, имиджа метрополитена как важнейшей составляющей транспортного комплекса городов.

Ассоциация ставит своей главной целью содействие и координацию деятельности ее членов в области технической политики, научно-технических разработок, реконструкции и модернизации технических средств, внедрения достижений технического прогресса в эксплуатацию путем привлечения к решению общих для метрополитенов проблем широкого круга специалистов, а также защиту общих имущественных интересов.

Основными направлениями деятельности Ассоциации являются: организация разработки директивных документов по совершенствованию деятельности метрополитенов, представление документов в правительственные органы Российской Федерации и СНГ в установленном порядке и участие в работе по их реализации. Так, при активном участии Международной Ассоциации «Метро» разрабатывался проект Федерального закона «О внеуличном транспорте». В настоящее время Федеральный закон №?442-ФЗ от 29.12.2017 г. «О внеуличном транспорте» подписан Президентом России и принят к исполнению.

Также под эгидой Ассоциации «Метро» в рамках исполнения указанного закона функционирует рабочая комиссия по пересмотру Правил технической эксплуатации метрополитенов, Правил пользования метрополитенами, других руководящих документов.

Организация надежной и взаимовыгодной кооперации производственных мощностей по обеспечению ремонта технических средств метрополитенов и изготовлению запасных частей. В рамках решения данной задачи Ассоциация систематически организует конференции руководителей и специалистов Служб подвижного состава метрополитенов и руководителей предприятий, производящих подвижной состав и вагонное оборудование.

Представительным и продуктивным стало совещание руководителей и специалистов Служб подвижного состава, состоявшееся 23–24 августа 2017 г. в г. Великие Луки на ООО «Силовые машины – завод «Реостат».

Аналогичные встречи представителей метрополитенов и производственных предприятий организуются Ассоциацией деятельности практически всех эксплуатационных служб метрополитенов: эскалаторной, пути, тоннельных сооружений, СЦБ, связи, движения и т.д. В области обеспечения транспортной безопасности Ассоциация активно участвует в работе форумов и конференций, выставок, а также организует совещания руководителей Служб безопасности метрополитенов и подразделений Министерства внутренних дел на метрополитенах.

Представители Ассоциации постоянно принимают участие в работе таких крупных мероприятий, как Международный форум «Технологии безопасности», Международная научно-практическая конференция «Терроризм и безопасность на транспорте».

Организация обмена опытом работы метрополитенов. Данное направление реализуется посредством проведения совещаний, семинаров, конференций и круглых столов в соответствии с Планом работы Ассоциации, который разрабатывается на каждый год с учетом предложений метрополитенов и производственных предприятий. Одним из мероприятий, направленных на укрепление взаимосвязи между членами Ассоциации и улучшения обмена опытом является Технический совет Главных инженеров метрополитенов и предприятий. Большое количество актуальных вопросов было решено на заседании Технического совета, состоявшегося 21–22 июня 2017 года на Минском метрополитене.

Кроме того, Ассоциация осуществляет координацию разработок по совершенствованию безопасности перевозок, оказание консультационных услуг членам Ассоциации, обмен опытом работы правоохранительных органов на метрополитенах.

Ассоциация «Метро» также оказывает содействие метрополитенам в развитии внешнеэкономической деятельности, участию их в международных организациях. За годы деятельности Ассоциация «Метро» заняла твердые позиции в числе ведущих международных организаций. Она является действительным членом Междуна­род­ного Союза Общественного Транспорта (UITP) и пользуется авторитетом и уважением среди транспортных операторов мира.

Мои коллеги в своих статьях и материалах расскажут более подробно о пассажирском, инфраструктурном и техническом блоках.

© Евразия Вести V 2018

www.eav.ru