МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Роль Центра технического аудита ОАО «РЖД» в обеспечении качества закупаемой холдингом «РЖД» продукции и развитие систем добровольной сертификации

Задачи Центра технического аудита ОАО «РЖД» гармонизированы с Положением о системе управлении качеством в ОАО «РЖД», утвержденного решением Совета директоров компании, требования которого распространяются на все организационные уровни холдинга.

О роли ЦТА ОАО «РЖД» в обеспечении качества поставляемой продукции пойдет речь в материалах статьи начальника Центра технического аудита Сергея Никифоровича Гапеева.

Установленный перечень функций Центра техничес­кого аудита ОАО «РЖД» (далее – Центр) соответствует Стратегии управления качеством в холдинге «РЖД», утвержденной 16 марта 2016 г. и позволяет эффективно взаимодействовать с предприятиями, осуществляющими изготовление и капитальный ремонт/модернизацию продукции железнодорожного назначения в части обеспечения требуемого уровня надежности. Функциональные связи Центра с бизнес-блоками ОАО «РЖД» регламентированы СТО РЖД 05.504-2015 «Система управления качеством в ОАО «РЖД». Подсис­тема управления качеством поставок».

Для оценки и постоянного повышения результативности выполнения поставленных задач в Центре установлены следующие основные КПЭ:

– снижение отказов технических средств;

– выполнение плана технических аудитов;

– объем принятой продукции.

Подтверждением результативности проводимых Центром работ является снижение отказов продукции, подлежащей инспекторскому контролю, которое составляет в 2017 году 12,4% и за 8 месяцев 2018 года – 22,0%. При этом снижение отказов к уровню 2011 года составляет более 70%.

Снижения отказов удалось добиться за счет инспекторского контроля и технических аудитов производственных систем изготовителей железнодорожной продукции. В 2018 году проведено 77 технических аудитов, в том числе 15 внеплановых.

В целях развития существующей структуры протоколом заседания Центральной комиссии по допуску от 20 октября 2017 г. № 45/пр принята дорожная карта по реформированию в холдинге «РЖД» системы приемки и допуска подвижного состава с последующим переходом на систему технических аудитов (далее – Дорожная карта). В рамках выполнения Дорожной карты Центром, совместно с причастными подразделениями ОАО «РЖД», пересмотрен Пере­чень продукции, подлежащей инспекторскому контролю, и выделена продукция, процессы производства которой подлежат техническому аудиту. В соответствии с Перечнем и этапами реформирования по Дорожной карте в 2018 году на систему технических аудитов планируется перевести 20 предприятий, 29 производственных цехов и участков на 3-х локомотиворемонтных заводах (Уссурий­ский ЛРЗ, Улан-Удэнский ЛВРЗ, Оренбургский ЛРЗ).

В период до 2020 года предполагается планомерное увеличение доли предприятий и их отдельных подразделений, переведенных на технический аудит.

Помимо этого, в целях обеспечения функционирования системы технических аудитов, Центром организована работа по пересмотру нормативной базы корпоративного уровня. В развитие этого разработан проект Положения о свидетельстве технического аудита, переработан Регламент обеспечения качества продукции железнодорожного назначения, а также актуализирован ряд стандартов компании, содержащих требования к процессу проверки производственных систем. Также в 2018 году Центром запланирована разработка типовой формы соглашения о взаимодействии и техническом аудите между ОАО «РЖД» и предприятиями железнодорожного машиностроения. В целом нормативная документация по организации технического аудита СМК предприятий актуализируется в плановом порядке с учетом сроков, определенных Дорожной картой.

Важное значение в дея­тельности ЦТА ОАО «РЖД» имеет развитие и совершенствование систем добровольной сертификации при работе с предприятиями железнодорожной отрасли.

Более года назад вышел стандарт ISO/TS 22163 «Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли» – первый отраслевой стандарт ISO для предприятий промышленности железнодорожного сектора и правила IRIS Certification™ rules: 2017, в совокупности представляющих собой систему IRIS Certification™ rev.03.

ISO/TS 22163:2017 – техническая спецификация, применимая только для предприятий железнодорожной отрасли. Данный документ разработан в рамках рабочей группы AG 15 «Системы менеджмента качества для железнодорожного сектора» технического комитета ISO/TC 269 «Железные дороги». Цель стандарта: обеспечение высокого качества в цепи поставок путем создания глобальной системы независимой и объективной оценки компаний, осуществляющих поставки для нужд железнодорожных предприятий.

В основу ISO/TS 22163:2017 лег стандарт ISO 9001:2015 и Международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS. Новый стандарт определяет базовые требования к производителям железнодорожной отрасли в соответствии с ISO 9001:2015, а также специфические требования:

– управление процессами и проектами;

– развитие поставщиков; управление затратами;

– стоимость жизненного цикла (LCC);

– управление рисками; безотказность, готовность, ремонтопригодность, безопасность (RAMS);

– контроль первого изделия (FAI);

– анализ видов и последствий отказов (FMEA).

В стандарте применяется оценка системы менеджмента, способствующая постоянному улучшению, а также требования по развитию всей производственной цепочки создания продукции.

В документе IRIS Certification™ rules:2017 содержатся правила, касающиеся методологии оценки и процесса сертификации, требования к аудиторам и органам сертификации.

Цель системы добровольной сертификации – обеспечение высокого качества в цепи поставок путем создания глобальной системы независимой и объективной оценки компаний, осуществляющих поставки для нужд железнодорожных предприятий. Потребитель в лице ОАО «РЖД» прежде всего, при внедрении стандарта, ставил задачи повышения качества продукции. Задачи по сертификации прямых поставщиков подвижного состава и компонентов были успешно достигнуты. В период с 2010 по 2018 гг. сертифицировано 118 предприятий в Российской Федерации, из которых более половины являются основными системными интеграторами по производству подвижного состава и комплектующих. Действия 13 сертификатов по разным причинам приостановлены, в том числе на трех предприятиях по инициативе ОАО «РЖД» из-за низкого качества поставляемой продукции. При этом стоит отметить, что все основные поставщики локомотивов для нужд ОАО «РЖД», а также предприятия-поставщики подвижного состава, эксплуатируемого на путях общего пользования, были сертифицированы. Положительная динамика снижения отказов по данным системы КАС АНТ за шесть лет с 2011 по 2018 годы гарантийной продукции составляет более 70%, что также является важным фактором повышения качества продукции.

По итогам окончания переходного периода в срок до 14 сентября 2018 года на требования нового стандарта ISO/TS 22163 перешли 95% сертифицированных по IRIS предприятий.

Управление бизнесом по модели IRIS rev03 (ISO/TS 22163) помимо сокращения числа проверок позволяет предприятию получить дополнительные выгоды как в части повышения удовлетворенности потребителя и результативности бизнеса, оптимизация производства, снижение количества дефектов конечной продукции, снижению расходов на получение дополнительных сертификатов (ISO 9001:2015, AS 9100:2016, IATF 16949:2016). В пользу этих ожиданий свидетельствовало наличие в СМБ большого количества лучших практик современного менеджмента, умелое применение которых приносит практические выгоды всем заинтересованным сторонам.

Набор лучших практик дополнен требованиями по управлению компетентностью и необходимостью применения системы анализа отчетов об отказах и корректирующих действий (FRACAS – failure reporting, analysis, and corrective action system), которая во многих отраслях признана ключевым элементом заблаговременного обеспечения и достижения устойчивых характеристик надежности и ремонтопригодности продукции.

Методология проведения оценки принципиально изменяет роли и ответственность всех участников аудитов. Если прежде аудитору достаточно было обнаружить свидетельства документального оформления процесса, его функционирования и оценки, то теперь аудитор должен взять на себя ответственность и вынести вердикт относительно результативности не только процессов в отдельности, но и всей СМБ в целом. Важно не просто убедиться в наличии фиксированного набора документированной информации, важно констатировать на основании этой информации, что вся система позволяет обеспечивать и обеспечивает повышение удовлетворенности заинтересованных сторон. Предприятию со своей стороны необходимо представить доказательства результативности процессов и способности СМБ обеспечить удовлетворенность заинтересованных сторон, включая, как минимум, потребителя и сотрудников предприятия. Для этого необходимо выстроить логичную систему целеполагания: потребности и ожидания заинтересованных сторон – намерения предприятия по качеству, бизнесу и безопасности (Политики) – цели в области качества, бизнеса и безопасности – KPI процессов.

Обобщая все сказанное выше, прошедшие изменения и требования стандарта ISO/TS 22163, и методологии оценки, свидетельствуют о повышении эффективности стандарта в части сбора и анализа данных о состоянии СМБ: от подсчета количества документов к осознанию правильности установленных требований к процессу, пониманию, что выполнение этих требований позволяет извлекать выгоды всем заинтересованным сторонам. Собранные данные о состоянии СМБ, их анализ создает возможность для высшего руководства вернуться к осмысленному проектированию системы менеджмента, ориентированной на удовлетворение интересов заинтересованных сторон.

© Евразия Вести IX 2018

www.eav.ru