МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Сложные задачи решаем вместе

Деятельность Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества является наглядным примером взаимовыгодного конструктивного сотрудничества железнодорожных администраций. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит его исполнительному органу – Дирекции Совета, на которую возложены функции по реализации решений Совета и координации пропуска вагонопотоков. Очередное 69 заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет 18–19 октября 2018 года в г. Москве.

Традиционно накануне этого важнейшего международного форума редакция обратилась к Председателю Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Виктору Алексеевичу Попову с просьбой ответить на вопросы нашего корреспондента.

– Уважаемый Виктор Алексеевич, расскажите, пожалуйста, об итогах работы сети железных дорог государств – участников Содружества за девять месяцев 2018 года.

– По оперативным данным за девять месяцев 2018 года на сети железных дорог отмечается рост объемов перевозок грузов к уровню аналогичного периода 2017 года. Восемь железнодорожных администраций обеспечили увеличение погрузки, в целом по сети перевезено 1516,5 млн тонн грузов и рост составил 2,2%: Республики Армения (+16,0%), Республики Беларусь (+4,3%), Республики Казахстан (+6,5%), Киргизской Республики (+19,1%), Республики Молдова (+40,2%), Российской Федерации (+2,7%), Республики Таджикистан (+79,4%), Латвийской Республики (+9,9%).

План погрузки выполнен на 100,1%. Принятые обязательства выполнили 12 железнодорожных администраций. Не в полном объеме выполнили обязательства железнодорожные администрации Республики Казахстан (–2,6%), Киргизской Республики (–5,0%), Украины (–2,7%).

Объем грузов, перевезенных в контейнерах, за девять месяцев 2018 года составил 28,6 млн тонн и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 13,3%, а к принятым обязательствам – на 9,1%.

Перевозка грузов в международном сообщении увеличилась на 4,5% и составила 15,0% от общего объема перевозок.

Грузооборот за восемь месяцев 2018 года в целом по сети увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 4,5% и составил 2070,1 млрд т*км. Средняя дальность перевозок увеличилась на 2,2% и составила 1536,7 км.

За девять месяцев 2018 года общая выгрузка по сети составила 84,7 тыс. вагонов в среднем в сутки, что выше уровня прошлого года на 2% и ниже норматива на 3,8%.

По предварительным данным за семь месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года (без учета железнодорожных администраций Рес­публики Таджикистан, Туркмени­стана, Грузии и Литовской Республики, не представивших к заседанию Комиссии материалы об итогах работы пассажирского комплекса в необходимом объеме):

– количество перевезенных пассажиров в международном сообщении увеличилось на 2,8% и составило 10,6 млн человек;

– выполнение графика движения всех пассажирских поездов на сети железных дорог улучшено по отправлению с начальных станций на 0,2% и по проследованию по территории железнодорожных администраций на 0,3%, а по прибытию на конечные станции ухудшено на 0,5%;

– количество поездов, принятых по МГСП с задержкой на 30 минут и более, снизилось на 50,3%, сданных с задержкой на 30 минут и более, увеличилось на 4,5%.

– Расскажите, пожалуйста, об итогах прошедшего в Республике Узбекистан заседания Комиссии вагонного хозяйства.

На 66-м заседании Комиссии вагонного хозяйства, прошедшем 5–7 сентября 2018 г., рассмотрены вопросы о состоянии парка грузовых вагонов железнодорожных администраций, об отцепках грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах за восемь месяцев 2018 года. Отмечено, что по состоянию на 1 сентября 2018 года общий парк грузовых вагонов составил 1 562 552 ед.

За восемь месяцев количество грузовых вагонов увеличилось на 31?564 ед., при этом:

– инвентарный парк снизился на 30766 вагонов;

– парк собственных вагонов вырос на 62?420 вагонов.

Рассмотрен вопрос о наполняемости автоматизированных банков данных колесных пар и литых деталей тележек, необходимых для реализации задачи по переходу на электронный паспорт грузового вагона формы ВУ-4ЖА. Отмечена низкая исполнительская дисциплина со стороны предприятий-изготовителей грузовых вагонов по передаче соответствующей информации и недостаточный контроль со стороны железнодорожных администраций за реализацией данной задачи.

Принято согласованное решение о возобновлении с 1 января 2019 года работы по оборудованию вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов (постройки с 1 января 2005 года), оснащенных сливными приборами с двумя степенями защиты, приборами с тремя степенями защиты.

На заседании Комиссии согласовано:

– 69 технических условий и изменений к ним на строительство новых грузовых вагонов, их узлов и деталей и модернизацию грузовых вагонов, находящихся в эксплуатации;

– 86 заявок на внесение изменений в справочники и классификаторы из Фонда классификаторов, справочников и нормативных документов технико-экономической информации железнодорожных администраций;

– 31 документ, включая изменения, в области технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, в т.ч. 18 извещений об изменении вынесены на утверждение Совета.

На заседании были продемонстрированы материалы об инновационных конструкциях узлов и деталей грузовых вагонов, а также средствах диагностики технического состояния подвижного состава.

– Расскажите об основных итогах прошедшего 3–5 сентября 2018 года заседания Комиссии по пассажирскому хозяйству.

– На 22-м заседании Комиссии подведены итоги работы пассажирского комплекса в международном сообщении.

На заседании рассмотрен ход реализации Мероприятий по повышению экономической эффективности в международном пассажирском сообщении, утвержденных решением 66-го заседания Совета. Ряд пунктов Мероприятий осуществляется по Плану НИОКР, выполнение других – в соответствии с действующими нормативными документами Совета.

Участники заседания рассмотрели ход выполнения маркетинговых исследований транспортного рынка в международном пассажирском сообщении.

На заседании Комиссии также заслушаны отчеты разработчиков о ходе и результатах работ, выполняемых по Плану НИОКР-2018, подготовлены предложения в проект Плана НИОКР на 2019 год.

Комиссией согласованы проекты документов по ремонту и техническому обслуживанию пассажирских вагонов, которые выносятся на утверждение 69-го заседания Совета.

– Что обсуждалось и какие приняты решения на заседании Комиссии по безопасности движения?

– На заседании Комиссии по безопасности движения, состоявшемся 13–14 сентября 2018 г., рассмотрен анализ случаев нарушения безопасности движения за первое полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом 2017 года. Отмечено снижение:

– крушений на 30%;

– столкновений железнодорожного подвижного состава с транспортным средством вне установленного железнодорожного переезда, не имеющих последствий, возникающих при крушениях и авариях, на 20,6%;

– изломов рельса под железнодорожным подвижным составом на 20,6%.

В то же время увеличились случаи:

– столкновений железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сходы железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющих последствий, возникающих при крушениях и авариях – на 7%;

– саморасцепов автосцепок или сцепных устройств в поездах – на 13,8%;

– развала груза в пути следования, угрожающего безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – в 2,5 раза;

При рассмотрении анализа случаев нарушения безопасности движения, членами Комиссии имеющаяся информация определена как недостаточная для полной оценки состояния безопасности движения и принимаемых мер по ее нормализации. Поэтому в целях расширения объема информационного материала принято решение о разработке единого ежегодного справочно-аналитического материала о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на «пространстве 1520».

– Какие основные итоги заседания Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта?

– 5–7 сентября 2018 года состоялось 63-е заседание Комис­сии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.

На заседании Комиссии рассмотрены вопросы по выполнению решений Совета в части информатизации, предыдущего заседания Комиссии, обращения других рабочих органов Совета. Реализацию принятых решений поручено Информационно-вычислительному центру железнодорожных администраций и Глав­ному вычислительному центру – филиала ОАО «РЖД».

Подробно рассмотрен вопрос о ходе выполнения работ Плана НИОКР-2018, утверждены документы по разработке и совершенствованию автоматизированных систем и их компонентов, подготовленных в рамках Плана НИОКР.

На заседании рассмотрены вопросы, связанные с эксплуатацией железнодорожными администрациями автоматизированных систем и информационных технологий, разработанных в рамках плана НИОКР ранее:

– автоматизированная информационная система тарифного руководства № 4 на основе АС ФКИ ЖА;

– наполнение автоматизированного банка данных колесных пар грузовых вагонов и автоматизированного банка данных надрессорных балок и боковых рам тележек грузовых вагонов;

– автоматизированная системы конвенционных запрещений межгосударственного уровня.

При рассмотрении предложений в проект Плана НИОКР-2019 было отмечено, что работы по модификации информационной базы межгосударственного уровня, фонда классификаторов, справочников и нормативных документов технико-экономической информации железнодорожных администрациями (расширение полей базы данных, значности справочников, изменение структуры сообщений) финансируются только частью железнодорожных администраций, что приводит к неполноте баз данных.

Железнодорожным администрациям рекомендовано принять участие в финансировании работ, отдельным работам предложено присвоить общесетевой статус.

– Какова тарифная политика железных дорог на перевозку грузов в международном сообщении на 2019 фрахтовый год?

– Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении разрабатывается в соответствии с «Концепцией установления согласованной Та­рифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников Содружества Неза­висимых Государств», утвержденной Реше­нием Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.

Основные направления Та­риф­ной политики включают в себя:

– проведение необходимой работы с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ по установлению экономически обоснованных тарифов на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок;

– активное использование возможности применения сквозных ставок на перевозки грузов в международном сообщении для привлечения грузов на железнодорожный транспорт;

– продолжение работы с министерствами экономики, финансов и другими заинтересованными органами государственного управления государств – участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Эстонской Республики по вопросам государственного финансирования приобретения нового подвижного состава, использования государственных дотаций для снижения убыточности пассажирских перевозок, а также по инвестированию средств в развитие пограничных переходов.

4–7 сентября 2018 года в г.?Душанбе состоялось совещание экспертов железнодорожных администраций – участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств – участников СНГ, на котором рассмотрены предложения по внесению изменений и дополнений в Тарифное Соглашение и проект Тарифной политики на 2019 фрахтовый год.

В соответствии с решением ХХVI Тарифной Конференции с 23 по 26 октября 2018 года в г. Сочи состоится ХХVII Тарифная Конфе­ренция, после проведения которой Дирекция Совета направит в Исполнительный комитет СНГ информацию об итогах ХХVII Тариф­ной Конференции и Тарифной политике железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2019 фрахтовый год.

© Евразия Вести IX 2018

www.eav.ru