НАУКА


Управление активами железнодорожного транспорта на основе методологии УРРАН

Обеспечение бесперебойного функционирования сети железных дорог требует больших экономических затрат, связанных с выполнением требований к безопасности перевозочного процесса и к надежности объектов инфраструктуры и подвижного состава. В условиях ограниченных ресурсов для принятия обоснованных управленческих решений требуется система комплексного управления активами железнодорожного транспорта с высоким уровнем автоматизации.

Этим вопросам посвящена статья заместителя генерального директора АО «НИИАС» – руководителя научно-технического комплекса по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных процессов, доктора технических наук Алексея Михайловича Замышляева.

В стратегии научно-технического развития ОАО «РЖД» на период до 2020 г. («Белая книга» ОАО «РЖД») определены ориентиры инновационного развития компании. Одним из таких ориентиров является обеспечение требований к безотказности, эксплуатационной готовности, ремонтопригодности и безопасности объектов и систем железнодорожного транспорта. Для достижения поставленных целей с 2010 г. и по настоящее время на российских железных дорогах реализуется проект УРРАН – комплексное решение по управлению активами на основе управления ресурсами, рисками и надежностью на стадиях жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава. Система УРРАН – совокупность нормативно-методического обеспечения и программно-аппаратных средств, предназначенных для комплексного управления активами, направленная на обеспечение эффективного предоставления услуг железнодорожного транспорта в условиях ресурсных ограничений.

Цель создания системы УРРАН – реализация адаптивного управления активами на основе критериев надежности, функциональной безопасности и экономической эффективности на стадиях жизненного цикла с применением риск-ориентированного подхода.

Объектами применения системы УРРАН являются, главным образом, технические системы железнодорожного транспорта и реализуемые ими технологические процессы.

Одной из главных задач управления активами на железнодорожном транспорте является оптимизация расходов на содержание объектов инфраструктуры и подвижного состава. Решение этой задачи потребовало разработки новых подходов, которые сформировались на основе трансформации методов европейской системы RAMS (Reliability, Availability, Maintainability, Safety) в методологию Управления Ресурсами, Рисками и Надежностью объектов железнодорожного транспорта на стадиях жизненного цикла (УРРАН) – разработку российских ученых и специалистов. Таким образом, в основе УРРАН лежит методология RAMS, но помимо вопросов RAMS, связанных с безотказностью, готовностью, ремонтопригодностью и безопасностью, УРРАН также охватывает аспекты долговечности объектов, безопасности производственных процессов (профессиональные риски), воздействий на окружающую среду (экологические риски) и экономики. УРРАН, по сути, является методологией интегрированного подхода управления активами предприятия согласно стандарту ISO 55000:2014.

УРРАН представляет собой совокупность нормативно-методического обеспечения и программно-аппаратных средств, образующих систему управления активами, которая реализует поддержку принятия управленческих решений в области комплексного управления, как ресурсами, так и процессами с целью обеспечения эффективного функционирования технических систем железнодорожного транспорта на всех стадиях их жизненного цикла.

Методология УРРАН основывается на системе показателей, включающей группы показателей надежности, функциональной безопасности, рисков и экономики. Принятые в УРРАН подходы позволяют:

– в реальном масштабе времени оценивать показатели надежности и функциональной безопасности объектов;

– оценивать износ, остаточный ресурс и предельное состояние объектов;

– управлять рисками;

– оценивать стоимость жизненного цикла объектов;

– оценивать деятельность структурных подразделений ОАО «РЖД» с учетом результатов их работы по обеспечению безопасности движения поездов, надежности и функциональной безопасности эксплуатируемых объектов;

– управлять ресурсами, повышая эффективность распределения средств, направляемых на техническое содержание объектов;

– при планировании работ обосновывать необходимость проведения капитального ремонта, модернизации или продления срока службы объектов на основе экономических критериев при обеспечении гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса;

– на основе единой корпоративной платформы (ЕКП) УРРАН обеспечивать поддержку принятия управленческих решений.

В рамках проекта УРРАН проведена большая работа по анализу требований международных, межгосударственных и национальных стандартов в области надежности, функциональной безопасности и менеджмента риска для определения их применимости к российскому железнодорожному транспорту.

При этом было выявлено, что в национальных стандартах по управлению надежностью не отражены вопросы управления инвестициями, затратами на текущее содержание техники, а также, что обслуживание технических средств предусмотрено на основе нормативного срока их службы, практически без учета их текущего состояния.

Одной из главных особенностей УРРАН является широкое применение риск-ориентированного подхода для формирования рекомендаций по управлению активами. Система управления рисками в составе УРРАН имеет своей целью достижение такого состояния железнодорожного транспорта, при котором возможности причинения вреда людям и окружающей среде, экономических потерь, ущерба инфраструктуре и подвижному составу снижены до приемлемого уровня. Процесс управления рисками предусматривает идентификацию нежелательных событий, определение их частоты и последствий, оценивание риска, его обработку и последующий мониторинг. Для эффективного управления рисками методология УРРАН учитывает не только собственно уровни рисков, но и механизмы финансирования мероприятий по их снижению, согласно инвестиционным приоритетам.

В особую группу следует выделить риски в области безопасности движения поездов, требующие обеспечения эффективного управления в приоритетном порядке.

Таким образом, реализуемая на основе методологии УРРАН система управления активами позволяет обеспечивать приемлемые уровни рисков и оптимизировать эксплуатационные расходы, а также способствовать рациональному распределению инвестиций в объекты инфраструктуры и подвижного состава.

В настоящее время система УРРАН внедрена на всех железных дорогах ОАО «РЖД». Применение стандартов и методик УРРАН позволяет управлять активами на основе объективных показателей, снижая стоимость их жизненного цикла, при поддержании требуемых уровней безопасности и надежности перевозочного процесса. Применяемые подходы способствуют повышению объективности принимаемых управленческих решений и целесообразности распределения инвестиций.

Следует подчеркнуть, что для широкого практического применения подходов УРРАН на сети железных дорог необходима автоматизация методов расчета, оценки и прогнозирования показателей УРРАН для реализации полноценной системы управления активами. С этой целью выполняется разработка и внедрение Единой корпоративной платформы ЕКП УРРАН, интегрирующей ряд первичных автоматизированных систем, предоставляющих исходные данные для расчета показателей.

В ЕКП УРРАН предусмотрена реализация следующих функций:

– автоматизированная обработка первичных статистических данных об отказах технических средств объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта;

– определение остаточного ресурса объектов инфраструктуры;

– определение количественных значений показателей надежности и безопасности функционирования объектов инфраструктуры;

– количественная оценка производственной деятельности хозяйств ОАО «РЖД» и их структурных подразделений на основании показателей надежности и безопасности функционирования;

– оценка рисков с построение матриц рисков;

– поддержка принятия решений о возможности продления срока службы объектов железнодорожного электроснабжения;

– определение наименее надежных объектов железнодорожного транспорта и формирование проектов планов работ по техническому содержанию, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры и подвижного состава на основе оценки рисков и стоимости жизненного цикла;

– оценка профессиональных рисков и поддержка принятия решений при планировании мероприятий по улучшению условий охраны труда в хозяйстве электрификации и электроснабжения;

– оценка пожарных рисков объектов инфраструктуры и подвижного состава.

В 2016 году разработана и внедрена в постоянную эксплуатацию первая очередь ЕКП УРРАН для хозяйства электрификации и электроснабжения (ЕКП УРРАН Э). Были выполнены работы по автоматизированному сбору информации по объектам хозяйства электрификации и электроснабжения (типы и виды активов, а также их характеристики), результатам осмотров, испытаниям и диагностирования оборудования, отказам технических средств и нарушений безопасности движения из смежных систем, а также был автоматизирован процесс оценки физического износа и остаточного ресурса.

В 2017 году разработана и внедрена в постоянную эксплуатацию ЕКП УРРАН для хозяйства пути и сооружений (ЕКП УРРАН?П). Были автоматизированы процессы:

– оценки физического износа и остаточного ресурса объектов верхнего строения пути;

– определения количественных значений показателей надежности и безопасности функционирования объектов верхнего строения пути;

– оценки рисков с построением матриц рисков для объектов верхнего строения пути;

– учета и оценки стоимости жизненного цикла объектов верхнего строения железнодорожного пути.

В настоящее время ведутся работы по реализации второй очереди ЕКП УРРАН Э и разработке ЕКП УРРАН для хозяйства связи.

Дальнейшее развитие методологии УРРАН, автоматизация ее подходов и методов, их внедрение в повседневную деятельность ОАО «РЖД» позволит выйти на качественно новый уровень управления активами – объектами инфраструктуры и подвижного состава – на основе следующих эффектов:

– обеспечение безопасности движения поездов с применением риск-ориентированного подхода, позволяющего поддерживать риски в области безопасности движения на допустимом уровне с учетом, как количества нежелательных событий, так и связанных с ними последствий;

– снижение эксплуатационных расходов на техническое содержание железнодорожной техники на стадиях жизненного цикла при обеспечении установленных показателей надежности и безопасности функционирования, а также допустимых рисков влияния на перевозочный процесс;

– продление срока службы железнодорожной техники на основе критериев предельного состояния, позволяющее повысить эффективность использования технических средств.

Следует отметить, что большой интерес к проекту УРРАН был проявлен Международным союзом железных дорог (МСЖД). Специалисты АО «НИИАС» являются активными участниками рабочей группы МСЖД по управлению активами, а также соавторами «Практического руководства МСЖД для организаций железнодорожной отрасли. Внедрение системы управления активами по стандарту ISO 55001» (ноябрь 2016 г.). Данный документ вызвал большой интерес не только у европейских организаций, но и железнодорожных администраций и операторов в Тихоокеанском регионе. На Международную конференцию МСЖД в г. Брисбен (Австралия) в 2017 г. представитель АО «НИИАС» был приглашен в качестве модератора заседания, посвященного вопросам развития систем, методов и средств управления активами на железнодорожном транспорте, и докладчика по тематике управления рисками на российских железных дорогах.

На текущий момент проект УРРАН находится в стадии актуализации и доработки нормативно-методической документации и активной автоматизации разработанных решений.

© Евразия Вести IX 2018

www.eav.ru