ИНФРАСТРУКТУРА


Эффективность использования подвижного состава

На совещании во Владивостоке заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры Сергей Степанович Конышев выступил с анализом существующего положения дел в области использования подвижного состава на объектах инфраструктурного комплекса и перспектив его дальнейшего эффективного использования.

Путевой комплекс ОАО «РЖД» является определяющим звеном железнодорожного транспорта, существенно влияющим на себестоимость перевозок, скорость и безопасность движения поездов. Основной задачей путевого комплекса является обеспечение состояния пути, его сооружений и обустройств, гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями и обеспечивающее удовлетворение потребности в грузовых и пассажирских перевозках. При этом должна обеспечиваться минимизация эксплуатационных затрат через снижение стоимости жизненного цикла железнодорожного пути и искусственных сооружений.

Выполнение этой задачи реализуется на основе систематического контроля состояния объектов путевого хозяйства с выявлением и предупреждением причин, вызывающих их неисправности и расстройства, а также за счет выполнения в необходимых объемах и в установленной технологической последовательности работ по ремонту и текущему содержанию.

Немалую роль в реализации этих направлений играет механизация процессов ремонта и содержания инфраструктуры.

Основной вектор развития инфраструктурного комплекса определяется в первую очередь принятой Стратегией развития Холдинга «РЖД» до 2030 года.

Векторы развития компании определенных в указанной стратегии приводит к изменениям технологий ремонта и содержания инфраструктуры. Внедряются новые типы материалов верхнего строения пути, включая скрепления для скоростного и тяжеловесного движения, рельсы повышенной твердости и длины, меняются подходы к формированию площадки земляного полотна и т.д., призванные обеспечить надежное и безопасное функционирование железнодорожной инфраструктуры, при увеличении скоростей движения, повышения веса и длины поезда. Внедряются новые инструменты диагностики и системы управления содержанием инфраструктуры, происходит внедрение системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта, и других инновационных технологий.

С целью реализации задач, поставленных Компанией «РЖД» необходимо предъявлять и новые требования к технике, обеспечивающей механизацию основных процессов.

Для гарантированного обеспечения механизации ремонта и текущего содержания объектов инфраструктуры на сегодняшний день в инфраструктурном комплексе эксплуатируется более 9 тысяч единиц путевой техники и моторно-рельсового транспорта.

Необходимо отметить, что формирование парка техники путевого хозяйства происходило неравномерно по годам. Основная закупка техники осуществлялась в период с 1994 по 1999 годы, когда на рынке появилось новое поколение высокопроизводительной техники для ремонта пути, такие машины как Дуоматик, Унимат, СЧ-600, RM-80 и другие. Это был пиковый период приобретения техники и масштабной механизации путевых работ с разработкой соответствующих технологий.

В 2011 году сформирована программа обновления путевой техники на 2012–2016 годы, в том числе с использованием инструментов лизинга. В рамках реализации данной программы приобретено 6 036 единиц техники на общую сумму 75 млрд рублей. В результате данной работы снижен износ парка путевой техники с 82,5% в 2012 году до 67% в 2018 году.

При этом хотел бы подчеркнуть, что за этот период была поставлена очень широкая номенклатура типов техники. Сегодня мы эксплуатируем 120 типов путевых машин, из них основных 30, из которых только щебнеочистительных машин 18 моделей. Это в свою очередь приводит к дополнительным затратам на их эксплуатацию – необходимости разносторонней подготовки машинистов, содержания значительной номенклатуры запасных частей, а также развития разнотипных технологий их ремонта. Поэтому одной из первоочередных задач на период до 2025 года является унификация техники, ее узлов и агрегатов.

Основной акцент был сделан на приобретение техники следующего поколения, имеющей более высокие показатели по производительности.

Хотел бы также отметить слаженную работу отечественных машиностроителей с ОАО «РЖД», так в 2016 году проведена большая совместная работа по повышению надежности и качества специального подвижного состава.

Впервые, начиная с 2017 года, новая путевая техники поставляется с увеличенной в два раза гарантией завода – изготовителя, которая составляет 24 месяца, также впервые введена поузловая гарантия, которой ранее не было.

С 2018 года работа по совершенствованию новой техники направлена на независимый контроль работы машин, автоматизацию управления и диагностирования в режиме реального времени, что позволит также повысить уровень надежности и безопасности выпускаемых машин.

Также хотел отметить, что Стратегией развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года утвержденной правительством Российской Федерации предусмотрена разработка мер поддержки разработки и производства инновационных путевых машин, обеспечивающих ремонт пути на закрытых перегонах со скоростью до 10 км/сутки. В настоящее время организована совместная работа ОАО «РЖД» и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по подготовке технических требований на инновационную высокопроизводительную технику.

В 2017 году было принято решение и проведена работа по консолидации вагонного парка подразделений Центральной дирекции инфраструктуры и Центральной дирекции по ремонту пути с передачей предприятиям вагонного хозяйства, с переводом вагонов в категорию «специальный подвижной состав». Это позволило оптимизировать вагонный парк, повысить эффективность его использования. Разработана нормативно-техническая документация, определяющая порядок содержания и ремонта специального подвижного состава.

Разработан и утвержден «Типовой регламент взаимодействия между структурными подразделениями Центральной дирекции инфраструктуры и Центральной дирекции по ремонту пути». Данный документ определяет порядок подачи заявок и обеспечения вагонами, закрепляет ответственность подразделений в вопросах эксплуатации, содержания и сохранности подвижного состава.

Одной из основных задач в текущем периоде и на перспективу является обновление вагонного парка, в том числе пассажирских вагонов.

Учитывая значительный износ данных вагонов, в 2018 году выделены инвестиции на приобретение новых вагонов-модулей пассажирского типа производства АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», для замены выбывающих по сроку вагонов сопровождения.

Обновление парка пассажирских вагонов продолжится в 2019 году и далее в соответствии с долгосрочной программой развития компании до 2025 года.

Для вагонов грузового типа, помимо закупки нового подвижного состава, предусмотрено проведение модернизации с продлением срока службы по требованиям технического регламента Таможен­ного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Также будет продолжена работа по повышению эффективности использования подвижного состава за счет снижения оборачиваемости вагона. Необходимо принять меры по уменьшению плеч доставки материалов верхнего строения пути, за счет организации промежуточных баз хранения материалов, а также равномерному распределению объема ремонтно-путевых работ в течение года.

© Евразия Вести XI 2018

www.eav.ru