ПУТЕВОЙ КОМПЛЕКС


Организация работ по ремонту земляного полотна

В конце августа во Владивостоке прошло сетевое совещание по вопросам совершенствования подходов в организации деятельности и взаимодействии предприятий инфраструктурного комплекса, на котором с докладом на тему: «Организация работ по ремонту земляного полотна на участках ремонтно-путевых работ и текущему содержанию пути» выступил начальник Управления пути и сооружений ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» Андрей Геннадьевич Здебский.

Эксплуатационная длина земляного полотна сети железных дорог составляет 86 763 км. Протя­женность насыпей составляет 54?219 км, в том числе высотой от 6 до 12 метров – 4218 км, более 12 метров – 1239 км. Протяженность выемок составляет 9059 км, в том числе глубиной от 6 до 10 метров – 1243 км, более 10 метров – 565 км.

Протяженность дефектного земляного полотна на сети железных дорог составляет 7804,3 км или 9,0%, из которых на участки с нарушением геометрических очертаний приходится более 3200 км (завышенная крутизна откосов – 1361 км, недостаточная ширина основной площадки земляного полотна – 1892 км) или 42% от общей протяженности земляного полотна, подверженного дефектам и деформациям. Оставшаяся дефектность распределена между дефектами основной площадки земляного полотна (пучины – 710,6 км, балластные углубления – 1055,3 км) – 23% и деформациями техногенного воздействия (лавины – 101 км, карсты – 263,0 км, сели – 21,5 км, оползни – 81,5 км, наледи – 43,5 км, водоразмывы – 288,6 км) – 17%.

Протяженность водоотводных сооружений земляного полотна на сети дорог составляет 77 735,9 км, из которых дефектных и требующих ремонта – 11?872,7 км или 16,0%, в том числе: кюветы – 3276,8 км (27% от общей дефектной протяженности), водоотводные канавы – 6708,5 км (57%), нагорные канавы – 1887,4 км (16%).

Необходимо отметить, что начиная с 2008 года, сохраняется стабильный рост дефектности земляного полотна. Так в 2008 году протяженность дефектного земляного полотна составляла 5005,2 км, а за 2017 год – 7804 км (увеличение на 36%).

В рамках долгосрочного плана повышения эффективности деятельности производственных вертикалей на сети железных дорог прогнозная дефектность в 2018 году составит 9,1%, а в 2025 – 8,8%.

В соответствии с Изменениями в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Феде­рации от 09.02.2018 №?54, на титульных участках ремонта железнодорожного пути в 2019 году и проведенным анализом технического состояния земляного полотна и водоотводных сооружений, определен объем работ по устранению дефектности водоотводных сооружений и приведению геометрических очертаний земляного полотна к нормативным с использованием землеройной техники.

На титульных участках ремонта железнодорожного пути и текущего содержания в 2019 году общий объем видов работ по земляному полотну составит 16 673,0 км, из которых:

– очистка кюветов – 3177,9 км (автотракторной техникой – 1578,9 км, кюветоочистительной техникой – 1599 км);

– очистка водоотводных канав – 4229,7 км (автотракторной техникой – 4147,1 км, кюветоочистительной техникой – 82,6 км);

– очистка нагорных канав автотракторной техникой 1907,7 км;

– срезка обочины земляного полотна – 2936 км (автотракторной техникой – 734,2 км, стругами – 2202,6 км);

– срезка балластного шлейфа – 2785,1 км (автотракторной техникой – 1590,3 км, стругами – 1194,7 км);

– уборка балласта – 6234 км (автотракторной техникой – 2627,5 км, кюветоочистительной техникой – 3606,6 км).

В рамках проведения ремонтов железнодорожного пути в 2020 и 2021 годах объем работ на участках ремонта железнодорожного пути и текущего содержания составит 21 851 и 22 654 км соответственно.

С учетом технических характеристик землеройной техники и определенных объемов работ, выполнен расчет потребности технике в количестве 585 ед. автотракторной техники, а именно:

– бульдозер – 84 ед.;

– экскаватор – 386 ед.;

– погрузчик – 84 ед.;

– автогрейдер – 31 ед.

Работы, выполняемые в труднодоступных участках и глубоких выемках, предусматривается выполнять кюветоочистительными комплексами (МКТ, СЗП) в количестве 65 ед. и путевыми стругами – 16 ед.

Для более эффективного выполнения работ по земляному полотну предлагается сформировать комплекс в составе: экскаватор, бульдозер, самосвал (комплекс №?1).

Но учитывая сравнительную выработку экскаватора (9,3 куб. м/час) и бульдозера (15,3 куб. м/час), то целесообразно формировать комплекс из 2 экскаваторов, бульдозера (скрепер, погрузчик, автогрейдер), самосвал (комплекс №?2).

Достоинства формирования комплексов №?2 (2 экскаватора) относительно комплексов №?1 (1 экскаватор):

– количество комплексов – 193 шт.;

– загрузка всего парка техники (бульдозер, погрузчик, скрепер);

– возможность вариативности численного состава комплекса в зависимости от местных условий; – полная загрузка комплекса работой и рациональное использование времени каждой единицы комплекса;

– сокращение времени производства работ на участке ремонта;

– снижение отвлечения персонала на работы (руководители работ, сигналисты);

– выполнение сопутствующих работ на участке ремонта (планировка полосы отвода, удаление ДКР).

Для организации работ по ремонту земляного полотна и его обустройств целесообразно выполнять комплексные работы с применением кюветоочистительной и автотракторной техники, с учетом экономической и технологической эффективности:

– в труднодоступных участках и глубоких выемках более 6 метров целесообразно выполнение работ по очистке и нарезке кюветов, срезке обочины земляного полотна кюветоочистительной техникой (СЗП, МКТ, струг);

– на нулевых местах и в насыпях до 6 м целесообразно выполнение работ по очистке и нарезке кюветов, срезке обочины земляного полотна, срезке балластного шлейфа, очистке водоотводных и нагорных канав, уборке балласта автотракторной техникой (экскаваторы, бульдозеры, тракторы);

– в выемках до 6 м и насыпях свыше 6 м целесообразно выполнение всего комплекса работ по земляному полотну кюветоочистительной и автотракторной техникой при учете экономической и технологической эффективности.

Организационно структуру взаимодействия между подразделениями дирекций и аутсорсинговой компанией, в части организации работ по ремонту и содержанию земляного полотна условно можно разделить на три этапа:

– 1 этап – планирование работ, где на данном этапе выполняется подготовка проектной документации и технических решений, формирование плана работ;

– 2 этап – организация работ, на данном этапе организуется взаимодействие между структурными подразделениями, где формируются транспортные планы и наряд-заказы на производство работ;

– 3 этап – выполнение работ, контроль качества и сдача отремонтированного объекта.

На основании вышеизложенного, Управление пути и сооружений считает целесообразным организовать следующую работу:

1. ЦДИ, ЦВ, ЦП, всем ДИ разработать программы оснащения дирекций инфраструктуры думпкарными вагонами в 2019–2020 годах для выполнения работ по ремонту земляного полотна, организации противопаводковых мероприятий и ведения аварийно-восстановительных работ.

2. ЦП провести анализ результатов обследований искусственных сооружений за последние 10 лет и разработать на среднесрочный период 2019–2021 годы приоритетную программу ремонта дефектных опор за счет средств текущей эксплуатации.

3. ЦДИ, ЦП подготовить дорожную карту по пересмотру нормативно-правовой базы по содержанию искусственных сооружений и земляного полотна, в том числе на малодеятельных участках.

4. ЦДИ, службе заказчика ЦДИ и всем ДИ:

4.1. Обеспечить выдачу актуальных исходных данных и заданий на проектирование капитального ремонта железнодорожного пути на 2019–2021 годов в части ремонта земляного полотна и водоотводных сооружений, с учетом проведенных обследований и результатов проходов мобильных диагностических средств, для дальнейшего определения объемов работ, выполняемых автотракторной техникой и техникой на железнодорожном ходу.

4.2. Представить адресные планы работ по ремонту и текущему содержанию земляного полотна и водоотводных сооружений на участках ремонта железнодорожного пути с расчетом потребности в закупке землеройной техники.

5. Всем ДИ:

5.1. В границах железных дорог установить порядок, при котором выполняется контроль качества выполненных дирекциями по ремонту пути ремонтно-путевых работ с использованием мобильных диагностических средств и порядок проверки качества выполненных работ на инженерных сооружениях, выполняемых подрядными организациями с ежемесячными личным рассмотрением выполненных работ и докладом в Управление пути и сооружений. При нарушении качества и сроков выполненных работ организовать претензионную работу.

© Евразия Вести XI 2018

www.eav.ru