МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Международное сотрудничество ОАО «РЖД»

Основными направлениями взаимодействия и сотрудничества ОАО «РЖД» с железными дорогами других стран и профильными международными организациями является сбалансированное расширение пропускных способностей инфраструктуры, развитие передовых логистических технологий и правовая гармонизация перевозочного процесса.

В этом году очередное заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в Финляндии по приглашению АО «Железные дороги Финляндии». ОАО «РЖД» придает важное значение взаимодействию с этой железнодорожной администрацией в области грузовых и пассажирских перевозок, вопросов подготовки кадров для железных дорог России и Финляндии по совместным программам.

Транспортное сообщение между Россией и Финляндией по железной дороге – это традиционно удобный, надежный и безопасный сервис, привлекательный как для грузовладельцев, так и для пассажиров. Российские железнодорожники видят и ценят VR-Group как стабильного и надежного партнера.

Доказательством успешности взаимоотношений является положительная динамика показателей как грузовых (в 2018 году объем перевозок составил 16,6 млн т, +4,5% к 2017 году), так и пассажирских перевозок (пассажиропоток в 2018 году увеличился на 0,5% к 2017 году и составил 550,6 тыс. чел.).

Потенциал роста объемов сохраняется ввиду отлаженного взаимодействия между российскими и финскими железнодорожниками на всех уровнях, наличия значительных резервов пропускной способности пограничных переходов, одинаковой ширины колеи сети железных дорог, взвешенной тарифной политики, возможности предварительной передачи информации о перевозимых грузах для ускорения таможенного оформления, возрастающих транзитных возможностей морских портов России и Финляндии и целого ряда других факторов.

Компании работают над созданием высокого уровня сервиса для пассажиров, путешествующих из Москвы и Санкт-Петербурга в Хельсинки: осуществляется модернизация составов, проводится гибкая ценовая политика.

Многие инновации в сфере перевозок в международном сообщении впервые внедряются именно на российско-финляндском направлении и по мере их освоения переносятся на работу с другими странами. Речь идет, прежде всего, о совместной с VR Group работе по безбумажным технологиям перевозок грузов железнодорожном сообщении между нашими странами. Это первый значимый масштабный пример построения сетевой кооперации в электронном формате на международном уровне в интересах всех без исключения участников, а также государственных контролирующих органов России и Финляндии.

Еще одним направлением сотрудничества является программа обмена опытом между компаниями. С сентября 2013 г. действует совместная программа «Молодые лидеры» по обмену опытом между высокопотенциальными молодыми руководителями и специалистами ОАО «РЖД» и концерна VR Group. В течение пребывания в компании-партнере молодые железнодорожники приобретают знания о компании, специфике работы железнодорожной отрасли страны, транспортном рынке в целом. В сентябре 2018 г. впервые запущена программа по обмену опытом по теме: «Особенности организации грузовых железнодорожных перевозок: опыт России и Финляндии».

Таким образом, разностороннее плодотворное сотрудничество ОАО «РЖД» и VR Group помогает успешно преодолевать современные вызовы, которые ставят перед компаниями современные реалии рынка, благодаря прочным партнерским отношениям, пониманию, доверию и взаимному уважению.

Работа ОАО «РЖД» в международных организациях

ОАО «РЖД» придает большое значение участию в работе международных транспортных организаций, в частности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, ОСЖД, МСЖД, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ОТИФ, ЦИТ, МТФ и КСТП.

Созданные в рамках международных организаций гармонизированные правовые условия функционирования железнодорожного транспорта, единые требования к инфраструктуре и подвижному составу, многосторонние механизмы использования стандартов способствуют эффективной работе Российских железных дорог на рынке грузовых и пассажирских перевозок в международном сообщении.

Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содру­жества был создан после ликвидации МПС СССР в целях сохранения единого технологического и информационного пространства железных дорог с одинаковой шириной колеи 1520 мм общими нормативно-правовыми документами.

На повестке дня Совета всегда стоят самые актуальные вопросы международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта, решение которых обеспечивает надежность и стабильность межгосударственных транспортно-экономических связей и способствует росту объемов перевозок в международном сообщении.

Ежегодно Советом разрабатывается график движения поездов в международном сообщении, являющийся технологической основой работы сети железных дорог, а также утверждается «План формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами».

Идет постоянная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы Совета. В настоящее время действует 361 документ.

Главным тарифным документом для железных дорог Совета является Тарифное Соглашение, включающее детальные параметры по направлениям перевозок, грузам, подвижному составу и контейнерам, ставкам и т.д.

Одно из приоритетных направлений деятельности Совета – сохранение и развитие единого информационного пространства.

Также ОАО «РЖД» придает принципиальное значение участию в работе Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Система соглашений и договоров, разработанных и действующих в рамках ОСЖД, составляет основу сотрудничества железных дорог стран – членов ОСЖД практически по всем аспектам: грузовое и пассажирское сообщение, правила пользования вагонами, финансовые и расчетные вопросы, тарифы, кодирование и информатика, международные транспортные коридоры и др.

За последние годы с учетом структурных изменений на железнодорожном транспорте в странах Евразийского региона проведена кардинальная ревизия всех основополагающих международных договоров и соглашений в рамках ОСЖД, регламентирующих беспрепятственное осуществление международных перевозок от стран Европы до Китая, Монголии и Вьетнама.

Кроме того, в рамках ОСЖД продолжается работа Междуна­родной Конфе­ренции по принятию текста Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении, в которой регламентированы все вопросы, связанные с организацией беспрепятственных международных железнодорожных перевозок грузов и пассажиров. С принятием конвенции ОАО «РЖД» и клиенты компании получат возможность осуществлять международные железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на евро-азиатском пространстве на основе единого документа.

Не менее важным для ОАО «РЖД» является участие в работе Между­народного союза железных дорог (МСЖД), где компания играет роль своего рода «евразийского интегратора», соединяющего Европейский и Азиатско-Тихоокеанский регионы МСЖД. Руко­водство ОАО «РЖД» входит в состав высших руководящих органов Союза, что позволяет выносить на повестку дня ключевые вопросы взаимодействия и дает весомое право голоса при принятии решений. Участвуя в работе по целому ряду направлений, ОАО «РЖД» не только воспринимает лучшие мировые практики, но и выступает инициатором новых проектов, получающих поддержку МСЖД.

Уникальной является площадка КСТП, объединяющая всех игроков, задействованных в организации международной железнодорожной перевозки грузов с использованием Транссибирского маршрута.

Перспективы развития международного сотрудничества

Уникальность инфраструктурных решений ОАО «РЖД» востребована за рубежом и становится важной предпосылкой для расширения географии международной деятельности холдинга в этом сегменте. Целевыми регионами на перспективу являются Азия, Латинская Америка, Ближний Восток и Африка.

Компания рассматривает сотрудничество с вьетнамскими партнерами в сфере модернизации и строительства железных дорог как важное направление внешнеэкономической деятельности.

Прорабатывается возможность участия ООО «РЖД Интернешнл» (дочернее общество ОАО «РЖД») в проекте по строительству линии «легкого метро» Тантао – Линдонг в Хошимине с продлением линии до строящегося аэропорта Лонгтхань в провинции Донгнай. Ожидается, что новый аэропорт станет одним из крупнейших в регионе.

Холдинг «РЖД» также заинтересован в участии в других перспективных проектах на территории Вьетнама, включая масштабный проект модернизации железнодорожной магистрали «Север – Юг» между Ханоем и Хошимином общей протяженностью свыше 1,7 тыс. км.

В настоящее время с вьетнамской стороной ведется работа по выходу на практическую реализацию совместных инициатив.

В рамках действующего контракта с АО «Инфраструктура железных дорог Сербии» все работы ведутся в соответствии с графиком, а на некоторых объектах с его опережением. На завершенных участках отремонтированы верхнее строение пути, контактная сеть и системы автоматизации, что позволило поднять скорость движения с 40 до 120 км/ч для пассажирских и до 100 км/ч – для грузовых составов. Сербской стороной отмечается традиционно высокое качество выполнения работ по действующему контракту.

В марте 2018 г. Правительство Сербии и ОАО «РЖД» подписали Меморандум о развитии отношений стратегического партнерства и совместной работе. Он послужил отправной точкой для развития новых проектов.

Следующий шаг был сделан 17 января 2019 г. – ОАО «РЖД» и Министерство строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии подписали Меморандум о совместной реализации проектов по текущему обслуживанию железных дорог Сербии.

Одновременно «РЖД Интер­нешнл» и АО «Инфраструктура железных дорог Сербии» заключили новый Контракт на проектирование и строительство объектов железнодорожной инфраструктуры, который предусматривает, в том числе создание Единого диспетчерского центра по управлению движением поездов. Также Контракт включает солидный пакет работ по строительству на участке Стара Пазова – Нови Сад и проектированию в рамках реконструкции и модернизации двухсоткилометровой линии Вальево – Врбница – граница с Черногорией.

Реализация этих проектов позволит внедрить на сети железных дорог Сербии передовые российские технологии, а вместе с ними обеспечить новый уровень безопасности, контроля и эффективности. Таким образом, будет заложен надежный фундамент для наращивания объемов перевозок, развития транзитного потенциала страны и повышения уровня жизни населения.

Также холдингом «РЖД» ведется работа по наращиванию сотрудничества с государствами Латинской Америки в области железнодорожного транспорта.

Впервые за десятилетия реализуется полностью сформированный современный комплексный проект реконструкции железных дорог на Кубе. В ближайшее время планируется подписание контракта и межправительственное соглашение по проекту. Перспективный периметр работ по проекту включает выполнение комплекса работ по проектированию, ремонту и модернизации свыше 1 тыс. км железнодорожной инфраструктуры с использованием техники, материалов и оборудования российского производства. Также предусматривается создание единого диспетчерского центра управления движением поездов, подготовка и обучение кубинского персонала ведущими транспортными вузами России.

Реализация этого масштабного проекта направлена на формирование доступной и устойчивой транспортной среды на Кубе, повышение мобильности населения и оптимизацию грузопотоков, что уже в краткосрочной перспективе позволит кубинской стороне троекратно увеличить пассажиропоток и двукратно – грузопоток, тогда как скорость движения поездов вырастет с нынешних 40–60 км/ч до 120 км/ч.

Развитие транспортного коридора «Север – Юг»

Особое внимание ОАО «РЖД» уделяет развитию Международ­ного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Продол­жается обсуждение возможного формата участия Компании в реализации проекта строительства железнодорожной линии Решт – Астара на территории Ирана. Строительство этой линии, являющейся недостающим элементом для организации прямого железнодорожного сообщения по западной ветви МТК, позволит сократить количество перегрузов в рамках коридора и потенциально сократить стоимость перевозки.

Кроме того, продолжаются регулярные консультации в рамках существующих двух- и многосторонних форматов по организации и развитию транспортно-логистических сервисов в рамках МТК. В частности, большое внимание уделяется внедрению механизмов для ускорения грузовых перевозок и упрощения таможенных процедур.

Одним из важных результатов этой работы является растущий интерес к совместному развитию перевозок по МТК «Север – Юг» со стороны транспортных компаний из стран, тяготеющих к данному маршруту. Например, в январе этого года АО «РЖД Логистика» (дочернее общество ОАО «РЖД»), являющееся железнодорожным оператором МТК с российской стороны, и крупнейший индийский контейнерный оператор – корпорация «КОНКОР» подписали Меморандум о взаимопонимании, нацеленный на разработку совместных логистических проектов и привлечение новых грузопотоков на МТК «Север – Юг».

Итоги работы ОАО «РЖД» с КНР в сфере развития железнодорожных связей

ОАО «РЖД» сотрудничает с китайскими партнерами по ряду направлений. Одной из приоритетных задач является увеличение объемов перевозок грузов через железнодорожные пункты пропуска, включая развитие мультимодальных перевозок. Для повышения эффективности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок грузов проводится работа по увеличению пропускной способности и синхронизации развития инфраструктуры российско-китайских железнодорожных пограничных переходов, а также по повышению уровня цифровизации перевозок. Ожидается, что росту перевозок грузов будет способствовать открытие нового мостового перехода между Россией и Китаем на участке Нижнеленинское – Тунцзян.

Продолжается взаимодействие с корпорацией «Китайские железные дороги» и ЗАО «Северо-Восточная Азия» по развитию железнодорожных транзитных перевозок с использованием МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», включая расширение номенклатуры перевозимых грузов и развитие инфраструктуры.

Большое внимание уделяется обеспечению стабильного роста транзитных контейнерных перевозок между Китаем и Европой через территорию России, чему способствует работа в рамках семисторонней Совместной рабочей группы.

Кроме того, продолжается работа по реализации Меморан­дума между ОАО «РЖД» и «Китайскими железными дорогами» об организации скоростных и высокоскоростных перевозок в сообщении Китай – Россия – Европа. В рамках реализации меморандума совместно с иностранными партнерами были опробированы новые транспортные сервисы.

Оптимизация технологии пропуска пассажирских и грузовых поездов в международном сообщении

ОАО «РЖД» уделяет значительное внимание развитию информационных технологий, цифровизации деятельности компании и переходу на электронное взаимодействие с таможенными и пограничными органами, а также иностранными железнодорожными перевозчиками.

Информационное сопровождение грузовых перевозок происходит между информационными системами железнодорожных перевозчиков на основании заключенных Соглашений об электронном обмене данными (ЭОД). ЭОД между перевозчиками предполагает упрощение контрольных процедур на границах за счет предварительного информирования в электронном виде, поэтапный переход от обмена электронными сообщениями к обмену электронными документами, применение в конечном итоге безбумажной технологии перевозки.

В настоящее время ОАО «РЖД» взаимодействует в электронном формате с таможенными органами России по всему кругу вопросов, связанному с таможенным оформлением и контролем товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, с целью оптимизации таможенных операций при перемещении грузов и предоставления клиентам компании полного комплекса транспортных и логистических услуг.

Сформированная автоматизированная система электронного взаимодействия с таможенными органами позволяет обмениваться электронными данными и документами с единой автоматизированной информационной системой ФТС России при совершении таможенных операций с экспортными и импортными товарами. Технология электронного взаимодействия РЖД – ФТС является уникальной и не имеет аналогов как по масштабу охвата, поскольку реализована на всей сети дорог России, так и по количеству процедур.

В части реализации информационного взаимодействия при импортных перевозках отработаны предоставление предварительной информации о планируемой перевозке, операции по регистрации таможенными органами прибытия импортного груза, предоставление таможенным органам в электронном виде документов отчетности о товарах, находящихся на временном хранении на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Кроме того, с мая 2018 г. процедура завершения таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в электронном виде, без доставки бумажных документов в таможенные органы после доставки груза на станции назначения.

Важно отметить, что ОАО «РЖД» совместно с ГО «Белорусская железная дорога», ФТС России и ГТК РБ запустили пилотный проект по обмену электронными документами при транзите товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по маршруту перевозки Наушки – Брест. Данная пилотная технология является частью сквозного процесса перевозки транзитных грузов по территории ЕАЭС и обеспечивает электронное взаимодействие между железнодорожными перевозчиками и таможенными органами при перемещении товаров по таможенной процедуре таможенного транзита через несколько государств – членов ЕАЭС.

© Евразия Вести IV 2019

www.eav.ru