МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Дирекция Совета: итоги работы за полгода

Международное сотрудничество, эффективность в решении оперативных и стратегических задач, является важнейшим фактором деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

Очередное 70-е заседание Совета пройдет в Финляндии по приглашению АО «ВР-Груп Лтд» (Железные дороги Финляндии).

Накануне этого важнейшего международного железнодорожного форума редакция обратилась к Председателю Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств–участников Содружества Виктору Алексеевичу Попову с просьбой ответить на вопросы нашего корреспондента.

– Уважаемый Виктор Алексеевич, расскажите, пожалуйста, об итогах работы сети железных дорог государств – участников Содружества за 2018 год и I квартал 2019 года.

– В 2018 году по сети железных дорог государств – участников Содружества перевезено 2 032,4 млн тонн грузов, что на 1,5% выше, чем в 2017 году.

Девять железнодорожных администраций обеспечили увеличение погрузки грузов, это железнодорожные администрации Респуб­лики Армения (+19,1%), Республики Беларусь (+2,5%), Республики Казахстан (+5,3%), Киргизской Республики (+16,6%), Республики Молдова (+19,7%), Российской Федерации (+1,9%), Республики Таджикистан (+60%), Туркменистана (+3%), Латвийской Республики (+7,5%).

План погрузки 2018 года был выполнен с превышением на 331,8 тыс. тонн. Принятые обязательства выполнили 12 железнодорожных администраций.

Объем грузов, перевезенных в контейнерах в 2018 году, составил 39,2 млн тонн и увеличился в сравнении с 2017 годом на 12,8%, а к принятым обязательствам – на 9,2%.

Перевозки грузов в международном сообщении в целом по сети увеличились на 3,2% и составили 15,2% от общих объемов перевозок. Снижение экспортных перевозок наблюдается в железнодорожных администрациях Украины (–16%), Литовской Рес­публики (–8,4%).

Увеличение средней дальности перевозок на 2,5% (1 543,9 км) и статнагрузки у половины железнодорожных администраций позволило увеличить грузооборот в 2018 году в целом по сети на 4% (3 137,8 млрд т км) к уровню 2017 года.

Рабочий парк содержался в пределах норматива на уровне 1,242 млн вагонов, а к уровню 2017 года – выше на 3,4%.

Оборот грузового вагона составил 13,74 суток и увеличен к нормативу на 0,07 суток, а по сравнению с 2017 годом – на 0,25 суток, в т.ч. для полувагонов – на 0,63 суток, в тоже время, оборот цистерн ускорена – 0,48 суток.

Среднесуточная выгрузка на сети составила 85 тыс. вагонов, что выше уровня 2017 года на 1,4% и ниже норматива на 3,6%.

За первый квартал 2019 года по сети железных дорог было перевезено 495,2 млн тонн грузов, что выше уровня аналогичного периода 2018 года на 2,1 млн тонн (+0,4%).

Объемы перевозок в первом квартале увеличились в сравнении с аналогичным периодом 2018 года в железнодорожных администрациях Республики Армения (+3,3%), Республики Молдова (+12,5%), Российской Федерации (+0,7%), Туркменистана (+14,6%), Республики Узбекистан (+6,1%), Грузии (+7,8%), Латвийской Рес­публики (+4,4%), Литовской Респуб­лики (+3,1%).

Принятые обязательства по погрузке грузов выполнены 10 железнодорожными администрациями, а в целом по сети железных дорог план перевозок выполнен на 100,2%.

Перевозки грузов в контейнерах составили 10,4 млн тонн и превысили плановые показатели на 12,1%, а за аналогичный период 2018 года – на 15,5%.

В первом квартале 2019 года перевозки в международном сообщении сократились на 5,5% и составили 14,5% от общего объема среднесуточной погрузки грузов. Снижение экспортных перевозок наблюдается в железнодорожных администрациях Респуб­лики Беларусь (–8,6%), Киргизской Республики (–15,4%), Российской Федерации (–8,5%), Республики Таджикистан (–17,4%), Республики Узбекистан (–29,2%), Украины (–26,8%).

Хотелось бы отметить востребованность перевозок в инвентарных вагонах, что является результатом реализации решения 67-го заседания Совета о применении с 1 мая 2018 года проиндексированных ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.

В 2018 году количество перевезенных пассажиров в международном сообщении увеличилось на 0,7% и составило 18,6 млн пассажиров.

Выполнение графика движения пассажирских поездов на сети железных дорог по отправлению с начальных станций осталось на уровне 2017 года – 99,5%, по проследованию по территории железнодорожных администраций улучшено на 0,4% (2017 г. – 90,7%, 2018 г. – 91,1%), по прибытию на конечные станции ухудшилось на 0,8% (2017 г. – 95,3%, 2018 г. – 94,5%).

Количество поездов, принятых по МГСП с задержкой на 30 минут и более, по сравнению с 2017 годом (без учета железнодорожных администраций Туркменистана и Грузии), снизилось на 51,1%, сданных с задержкой на 30 минут и более – увеличилось на 18,9%.

За задержки международных пассажирских поездов на 30 и более минут всего предъявлено 120,6 тыс. швейцарских франков.

Прибыль от проследования международных пассажирских поездов формирования других железнодорожных администраций составила по железнодорожным администрациям: Республики Беларусь – 8,8 млншв. франков, Республики Казахстан – 8,7 млн шв. франков, Российской

Федерации – 44,9 млн шв. франков, Украины – 12,6 млн шв. франков.

Следует отметить, что в действующем графике движения поездов на 2018/2019 год удалость увеличить размеры движения в международном сообщении до 116 пар поездов впервые с 2007 года.

– Каковы итоги работы Комиссии вагонного хозяйства, прошедшей 26–28 марта 2019 г.?

– Проведенному в Курске 67-му заседанию Комиссии предшествовала большая подготовительная работа: проведено два заседания рабочей группы и пять заседаний экспертной группы Комиссии вагонного хозяйства, на которых предварительно рассмотрены материалы и подготовлены рекомендации по вопросам повестки дня заседания.

В ее работе приняли участие члены Комиссии вагонного хозяйства от железнодорожных администраций Азербайджанской Рес­публики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федера­ции, Республики Узбекистан, Украины, Грузии, Латвийской Рес­публики, Литовской Республики, Эстонской Республики, приглашенные представители от научно-исследовательских организаций и производственных предприятий.

Всего по повестке дня заседания было рассмотрено более 60 вопросов с принятием решений, направленных на дальнейшее совершенствование единой системы обслуживания и ремонта грузовых вагонов для безопасного и беспрепятственного их курсирования в межгосударственном сообщении.

По результатам работы Комиссии вагонного хозяйства согласовано:

– 106 изменений в справочники и классификаторы, содержащиеся в Фонде классификаторов, справочников и нормативных документов технико-экономической информации железнодорожных администраций, касающиеся грузовых вагонов;

– цветографические схемы окраски для 5 моделей грузовых вагонов;

– 73 документа в области производства, ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов и изменений к ним, из них на утверждение 70-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества вынесены 13 извещений об изменении нормативных документов:

– «Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов)» № 808-2017 ПКБ ЦВ;

–«Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов» 732-ЦВ-ЦЛ;

– Альбом-справочник «Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм» 632-2011 ПКБ ЦВ;

– «Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении»;

– «Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи1520 (1524 мм)» РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017;

– «Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава»;

– «Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей»;

– «Руководящий документ. Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами» РД 32 ЦВ 052-2009.

Заседание Комиссии вагонного хозяйства обратилось к:

– железнодорожным администрациям Азербайджанской Республики, Республики Арме­ния, Республики Молдова, Грузии с предложением рассмотреть вопрос присоединения к контролю на наличие сообщения о комплектации при выпуске грузовых вагоновиз ремонта;

– железнодорожным администрациям, участвующим в финансировании работ, с просьбой о необходимости своевременно информировать Дирекцию Совета о принятых решениях и предложениях по выполняемым работам Плана НИОКР-2019 по вагонному хозяйству.

Кроме этого, было рассмотрено состояние парка грузовых вагонов, который на 1 января 2019 года увеличился на 3% к уровню 2018 года и при этом:

– инвентарный парк сократился на 33 420 единиц и составил 154 892 вагона;

– парк собственных грузовых вагонов увеличился на 84 478 единиц и составил 1 427 064 вагона.

Вновь зарегистрировано в АБД ПВ 84 023 вагона, исключено – 29 629 вагонов.

Вагоностроительными предприятиями государств – участников Содружества изготовлено 82 420 новых грузовых вагонов.

Комиссией рассмотрено положение на межгосударственных стыковых пунктах(МГСП). По данным «Автоматизированной системы учета отцепок грузовых вагонов на МГСП» за 2018 год на МГСП при техническом контроле отцеплено 30 718 грузовых вагонов или 104% к уровню 2017 года.

Увеличение отцепок произошло по следующим причинам:

– неисправность воздухораспределителя (с 4054 до 6629 вагона – на 63,5%);

– тонкий обод колесной пары (с 88 до 344 вагонов – в 3,9 раза);

– трещина/излом надрессорной балки тележки грузового вагона (с 31 до 72 вагонов – в 2,3 раза).

Принимаемые железнодорожными администрациями меры позволили снизить количество отцепок по неисправностям:

– нагрев подшипника в корпусе буксы/под адаптером выше нормы по показаниям средств автоматизированного контроля (с 186 до 7 вагонов – в 26,6 раза);

– ползун на поверхности катания (с 2542 до 906 вагонов – в 2,8 раза);

– неравномерный прокат по кругу катания выше нормы (с 308 до 112 вагонов – в 2,7 раза).

– Что удалось обсудить и какие приняты решения на заседании Комиссии по безопасности движения, прошедшей в г. Таллине 3–4 апреля 2019 г.?

– В работе Комиссии по безопасности движения приняли участие представители 10 железнодорожных администраций: Азербай­джанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Респуб­лики Таджикистан, Украины, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

Комиссией рассмотрен анализ случаев нарушения безопасности движения, предоставленных администрациями/инфраструктурами и учтенных в Справке о допущенных нарушениях безопасности движения на территориях железнодорожных администраций/инфраструктурах в 2017/2018 гг., при этом, отмечено снижение количества нарушений в 2018 году в сравнении с 2017 годом на 11,6%.

На заседании обсуждались вопросы:

– о минимизации рисков возникновения случаев нарушений безопасности движения поездов по причине неудовлетворительного состояния автодорожных путепроводов;

– об опыте по применению алюминотермитной сварки в железнодорожном пути;

– об опыте по повышению профессиональных компетенций работников железнодорожного транспорта.

В ходе обсуждения этих вопросов подтверждена важность взаимного обмена опытом между железнодорожными администрациями в сфере передовых технологий и разработок в области обеспечения безопасности движения на «пространстве 1520» и было предложено шире использовать информационные материалы железнодорожных администраций для их эффективного внедрения.

Учитывая, что стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса требует скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией любого железнодорожного предприятия, на заседании также рассмотрен вопрос использования риск-ориентированного подхода к системе менеджмента безопасности движения по результатам факторного анализа Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» по хозяйствам ОАО «РЖД» для обмена опытом железнодорожными администрациями.

Кроме того, особое внимание Комиссия обратила на имеющиеся факты несанкционированного изменения годов постройки грузовых вагонов и посчитала целесообразным установить логический контроль в информационной системе ИВЦ ЖА на запрет курсирования таких вагонов.

– Основные итоги заседания Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта?

– На заседании Комиссии (2–4 апреля 2019 г., г. Минск) подведены итоги выполнения Плана НИОКР-2018 в части информатизации, рассмотрены вопросы, связанные с ходом внедрения и эксплуатации железнодорожными администрациями автоматизированных систем и информационных технологий, разработанных по планам НИОКР ранее.

Отмечено, что в 2018 году в постоянную эксплуатацию сдано программное обеспечение, разработанное в рамках семи работ. Среди них:

– система технологической связи, которая позволяет проводить совещания между железнодорожными администрациями и Дирекцией Совета с использованием видеоконференцсвязи, чатов и показа документов;

– модифицированная автоматизированная система учета непринятых грузовых вагонов при передаче по межгосударственным стыковым пунктам (МГСП) – для решения вопросов по сокращению простоев поездов и вагонов на МГСП и анализа технического состояния вагонов;

– автоматизированная система организации вагонопотоков в международном сообщении, которая взаимодействует с системой планирования перевозок грузов (АС МЕСПЛАН) и позволяет осуществлять расчет маршрута следования вагонов по транспортной сети с учетом действующих назначений планов формирования железнодорожных администраций и визуализировать их на интерактивной схеме полигона по заданным параметрам.

На заседании Комиссии рассмотрены и утверждены 14 документов.

Рассмотрен ход эксплуатации web-сайта Совета и web-портала железнодорожных администраций, приняты меры, направленные на повышение качества подготовки документов в электронном виде для размещения их на web-портале.

– Как прошло заседание Комиссии по пассажирскому хозяйству?

– Заседание Комиссии по пассажирскому хозяйству состоялось в марте в г. Минске по приглашению Белорусской железной дороги.

Ежегодно на весенних заседаниях Комиссии подводятся итоги работы пассажирского комплекса в международном сообщении за истекший год. Отмечено, что в 2018 году в международном сообщении перевезено 18,6 млн пассажиров, что на 132 тыс. больше, чем в 2017 году. Финансовый результат от организации международных пассажирских перевозок по территориям железнодорожных администраций проследования является положительным и составил 68,8 млншв. франков.

Железнодорожные администрации продолжили выполнение утвержденных Советом Меро­приятий по повышению экономической эффективности в международном пассажирском сообщении. Дополнительно Комиссия обратилась к железнодорожным администрациям с просьбой предоставлять информацию о специальных тарифных предложениях в международном и внутригосударственном сообщениях к заседаниям Комиссии, на которых рассматриваются итоги отчетного года.

На заседании согласованы проекты изменений и дополнений в ряд нормативных документов по пассажирскому хозяйству для рассмотрения и утверждения на семидесятом заседании Совета. Железнодорожными администрациями подготовлены обновленные редакции таких документов, как инструкции для начальника пассажирского поезда международного сообщения, для проводника пассажирского вагона международного сообщения, Поло­жение о пассажирском поезде международного сообщения, Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения и других.

Помимо этого, Комиссия согласовала в части пассажирского хозяйства проекты изменений и дополнений в Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Комиссия также определила вопросы для дальнейшей проработки экспертной группе Комиссии, рабочей группе по вопросам ОП СМПС и МГПТ, постоянно действующей рабочей группе по эксплуатации и развитию межгосударственной АСУ «Экспресс».

– Какое значение Вы, как Председатель Дирекции, придаете общесетевому совещанию руководителей хозяйств перевозок железных дорог Содружества? Основные итоги данного мероприятия.

– История проведения сетевых совещаний руководителей хозяйства перевозок железных дорог Содружества ведется с 2005 года. На повестке дня этих совещаний традиционно стоят самые актуальные вопросы в области организации перевозочного процесса.

В апреле в Сочи состоялось одиннадцатое сетевое совещание, в котором приняли участие руководители хозяйств перевозок двенадцати железнодорожных администраций.

На совещании подведены итоги работы сети железных дорог за 2018 год. Руководители хозяйств перевозок выступили с докладами о проводимой работе в железнодорожных администрациях.

Специалисты ОАО «РЖД» информировали участников совещания об итогах эксплуатационной работы за 2018 год и основных задачах на ближайшую перспективу; о дальнейших направлениях развития управления перевозочным процессом в условиях роста объема перевозок. Стоит отметить, что от стабильной работы российских железных дорог зависит устойчивая работа всей сети, а их передовой опыт вызывает большой интерес.

Не менее важный вопрос совершенствования перевозочного процесса посредством внедрения новых технологий и технических средств раскрыла в своем выступлении Белорусская железная дорога, из которого следует вывод, как много необходимо прикладывать усилий и средств для успешного конкурирования на рынке транспортных услуг в современных условиях.

Проводимая работа по реконструкции и электрификации инфраструктуры железных дорог Республики Узбекистан является для сопредельных государств своего рода сигналом к увеличению транзитного потенциала региона, а развитие высокоскоростного пассажирского движения и производственной базы ремонта пассажирских и грузовых вагонов – важным достижением железных дорог Узбекистана.

Презентация Латвийских железных дорог об усилении железнодорожной инфраструктуры и доклад Литовских железных дорог о проходящих структурных преобразованиях на транспорте раскрыли наиболее важные и интересующие моменты о проходящих процессах не только для имеющих географическое соседство железнодорожных администраций.

Северо-Кавказская железная дорога доложила об итогах эксплуатационной работы за 2018 год и изменении технологии стыкового пункта перехода с Азербай­джанской железной дорогой – Самур. Вместе с тем, для увеличения пропускной способности стыка, дорогой прорабатывается вопрос необходимости строительства нового пограничного перехода в районе станции Самур, в непосредственной близости от государственной границы.

Повышение эффективности в процессе организации пропуска вагонопотоков на межгосударственных пунктах пропуска Российской Федерации и Республики Казах­стан в границах Южно-Уральской железной дороги является актуальнейшим вопросом, учитывая значительные размеры передачи между железными дорогами.

Участники совещания обсудили доклады и насущные вопросы эксплуатационной работы. При­нятые решения отражены в протоколе совещания.

– Виктор Алексеевич, благодарим за содержательные ответы.

© Евразия Вести IV 2019

www.eav.ru