МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Латвийской железной дороге 100 лет!

В этом году Латвийской железной дороге исполняется 100 лет! Это важное историческое событие для небольшого европейского государства. Прошедшие годы доказали необходимость и востребованность железнодорожной отрасли для развития промышленности и народного хозяйства республики.

В последние годы Латвийская железная дорога вышла на новый современный уровень развития, доказав свою состоятельность и конкурентоспособность. Сегодня это современное предприятие с высоким уровнем интеллекта, позволяющего развиваться и с уверенностью смотреть в будущее.

Наш корреспондент обратился к президенту «Латвийской железной дороги» Эдвину Берзиньшу с просьбой ответить на вопросы редакции.

– Уважаемый господин Берзиньш! Расс­ка­жите, пожалуйста, об исторической, социальной и производственной роли железной дороги. С какими показателями дорога подходит к юбилею?

– Латвийская железная дорога – ровесник Латвийского государства, и на протяжении минувшего столетия она была как существенной силой народного хозяйства, так и неотъемлемой составной частью повседневной жизни людей, обеспечивая им возможность перемещения между большими и меньшими городами. В течение всех этих лет Латвийская железная дорога сталкивалась с различными вызовами – она не только была свидетелем исторических событий, но и сама создавала историю страны. В наши дни она также играет значительную роль в народном хозяйстве Латвии: в концерне трудятся порядка 10 тысяч человек, и мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков страны.

Благодаря продуманной стратегии развития предприятия, существенно повышенной за последние годы эффективности производственных и организационных процессов, а также профессионализму своих работников Латвийская железная дорога вступает в свое второе столетие с обоснованной уверенностью в конкурентоспособности предприятия. Мы можем гордиться хорошими результатами хозяйственной деятельности в 2018 году, которые оказались лучшими за последние три года. Всего было перевезено 49,2 миллиона тонн грузов и 18,2 миллиона пассажиров. Шаг за шагом мы укрепляем свои позиции не только в местном регионе, но смотрим также дальше и шире – в направлении Азии, где мы можем доказать свою конкурентоспособность качеством, скоростью и гибкостью оказываемых услуг.

– Важное значение для железной дороги имеют мотивированные и обученные кадры. Как Вы видите проблему подготовки специалиста и его роста?

– Концерн LDz – крупнейший работодатель в стране, на котором трудоустроено порядка 10 тысяч человек по всей Латвии, благодаря чему он является значительным игроком в народном хозяйстве страны. Тем не менее, как крупная отрасль с более чем 100-летней историей, в наши дни мы сталкиваемся с вопросом привлечения рабочей силы. Этот вопрос актуален не только в Латвии, но и на других железных дорогах Европы. Поэтому осенью прошлого года совместно с Международным союзом железных дорог (UIC) мы провели в Риге международную конференцию, посвященную привлечению в отрасль молодых талантов. Работодатели единодушны в своем мнении: в настоящее время это является большим вызовом – обеспечивать работникам стабильность, в то же время создавая эластичную и увлекательную рабочую среду. Задумываясь о привлечении молодых талантов, предприятиям следует выполнить свою «домашнюю работу» – точно сформулировать свои пожелания о том, чего они ждут от новых работников.

Не секрет, что железнодорожная отрасль до сих пор ассоциируется с чем-то тяжеловесным, и этот образ надо менять, формируя интерес молодежи к освоению профессии. Также следует менять представление о том, что железнодорожник – это мужская профессия. Об этом свидетельствуют и данные статистики: в среднем по Европейскому союзу лишь 22% занятых в транспортной отрасли составляют женщины. Однако ГАО «Latvijas dzelzcels» выделяется в положительном смысле: удельный вес дам в нашем коллективе существенно выше среднеевропейского показателя – 35%.

Существенную роль играет также приспособленность учебных заведений и их программ к рабочей среде и ее потребностям. Нередко предложение вузов не согласуется с пожеланиями предпринимателей, которым требуются знания, основанные на опыте. В то же время у Латвийской железной дороги сложилось многолетнее сотрудничество с высшими и профессиональными учебными заведениями, которые готовят специалистов железнодорожной отрасли, а также предлагают программы повышения компетенции для уже работающих железнодорожников.

– Как Железная дорога взаимодействует с Профсоюзом. Какие социальные программы вместе реализуются?

– Профсоюз железнодорожников и отрасли сообщений Латвии (LDzSA) LDz считает важным социальным партнером при решении вопросов, связанных с работниками и их социальным благосостоянием. LDz регулярно проводит консультации с профсоюзом перед принятием решений, способных затронуть работников.

О том, что LDzSA является серьезным партнером, свидетельствует Коллективный трудовой договор концерна LDZ и LDzSA. В нем зафиксированы установленные для работников социальные гарантии, а также различные мотивирующие инструменты поддержки, существенные для удержания работников.

– Расскажите о программе поддержки музеев и других мероприятиях в Латвии, которые финансирует дорога.

– Большую роль в видении будущего LDz играет поощрение лучших результатов с одновременным ответственным выбором партнеров по сотрудничеству и поддерживаемых мероприятий и проектов. Проекты и мероприятия для оказания поддержки определяются Политикой дарений (пожертвований) концерна LDz. Согласно с ней, мы поддерживаем выдающиеся достижения в таких областях, как образование, окружающая среда, спорт и культура.

– Как Вы видите железную дорогу в глобальном масштабе на рынке перевозок?

– Времена, когда мы могли полагаться только на то, что грузы «вернутся» сами по себе и таким образом обеспечат прибыль, прошли. Чтобы добиваться все более высоких хозяйственных показателей, необходимо действовать. В случае LDz мы ставим себе целью не только стать отраслевым лидером региона, но и шаг за шагом идти дальше – осваивать новые рынки, укрепляя свои позиции в Азии. В предыдущие годы в этом направлении уже была проделана серьезная работа – и в настоящее время мы уже можем гордиться тем, что Латвия, как транзитный узел, появилась на международных картах, а также словами признательности, полученными от международных партнеров за качество, выгодность, гибкость и скорость предоставленных услуг. Однако предстоит вложить еще немало труда, что укрепить свою позиции и узнаваемость. Не секрет, что в Азии деловые отношения базируются на взаимном доверии, и это доверие надо заслужить, что не происходит за один день. Цель концерна LDz – на глобальном уровне стать группой конкурентоспособных и современных транспортных, логистических и технологических предприятий. Для достижения этой цели очень важно быть решительными и все шире интегрировать различные инновационные методы в свою повседневную деятельность.

Путем интеграции информационных технологий в производственные процессы LDz уже в обозримом будущем организация грузовых перевозок станет столь же простой, как в настоящее время – приобретение пассажирских билетов в электронной среде. Если сейчас еще более быструю доставку грузов от начального до конечного пункта тормозят необходимые согласования, то в момент, когда все системы будут объединены, подтверждение о доставке груза можно будет получить за две минуты. В течение ближайших семи лет, таким образом, будут транспортироваться все грузы. Шаг за шагом мы уже двигаемся в этом направлении.

– Латвийская железная дорога постоянный участник выставки «ТрансРоссия». В этом году еще планируется прием для Ваших партнеров по случаю 100- летия. Что вы ожидаете от выставки?

– Эта выставка, как и другие, столь же масштабные международные выставки, представляет выгодную возможность для презентации нашего предложения потенциальным клиентам, встречи с ними и, непосредственных, очных переговоров. Это удачный формат для встречи едва ли не со всеми нынешними партнерами по сотрудничеству и клиентами, позволяющий укрепить налаженное сотрудничество и найти идеи для новых его форматов. Параллельно с выставкой проходят и дискуссии экспертов высокого международного уровня, в ходе которых есть возможность, как делиться собственным опытом и рассказывать о себе, так и получать ценную информацию для принятия решений о дальнейшем развитии и его направлениях.

– Как вы оцениваете сотрудничество между странами, входящими в Совет по железнодорожному транспорту?

– Совету по железнодорожному транспорту принадлежит очень большая роль при способствовании сотрудничеству многих различных по масштабам и законодательству стран, а также при успешном решении проблемных вопросов. Осенью 2017 года в Риге состоялось очередное совещание Совета, на котором удалось решить ряд вопросов, не решавшихся на протяжении многих лет. Формат Совета доказывает, что, несмотря на большое количество участников в его составе, каждый из которых преследует свои цели и интересы, они способны договариваться по важнейшим для отрасли вопросам. Именно сотрудничество является здесь ключевым словом, ибо только при совместной работе можно развивать успешные и качественные услуги, конкурируя с другими видами транспорта.

Учитывая тот факт, что в Латвии наличествует железнодорожная инфраструктура колеи 1520 мм, но, в то же время, государство входит в состав Европейского союза и различных международных организаций, в том числе – в Совет по железнодорожному транспорту, Между­народный союз железных дорог и Европейское сообщество железных дорог и предприятий инфраструктуры, LDz является прекрасной платформой, на которой происходит успешный обмен опытом между странами Европы и теми государствами, где используется инфраструктура 1520 мм.

– Как продвигается электрификации железнодорожной сети Латвии?

Проект электрификации является важным и приоритетным для повышения конкурентоспособности транзитного коридора, транспортно-логистической отрасли и всего народного хозяйства Латвии. Имеет большое значение и то, что латвийское правительство в начале 2017 года уже дало зеленый свет реализации данного проекта.

Осенью 2018 года завершилась процедура закупки на проектирование и строительство первого этапа. На 1-й (квалификационный) этап закупки было получено четыре предложения. С учетом сложности реализуемого проекта оценка предложений продолжается.

– Какую работу Вы проводите для улучшения взаимодействия с таможенными и пограничными органами для ускорения пропуска поездов в грузовом и пассажирском сообщении?

– Мы не можем повлиять на установленные нормативным регулированием обязательные процедуры по пересечению государственной границы, однако со своей стороны можем помочь сократить время, которое приходится затрачивать на улаживание всех необходимых формальностей при пересечении границы. Этому служит сообщение в электронном формате, который все чаще заменяет бумажные документы. Оно экономит ресурсы и уменьшает время, проводимое на границе, так как позволяет обрабатывать информацию более своевременно и оперативно, по сравнению с бумажной документацией. Уже сейчас у LDz сложилось хорошее сотрудничество, как с Государственной пограничной охраной, так и с таможенной службой, благодаря чему существенно сократилось время, которое грузовым составам приходится проводить на пунктах пересечения границы. Это позволяет нам быть конкурентоспособными и доставлять грузы в более короткое время. А это, в свою очередь, ведет к существенному сокращению затрат для владельцев грузов.

– Латвийская железная дорога не только перевозчик но и организация, которая занимается инновациями. Какие проекты уже реализованы?

– В эпоху, когда технологическое развитие принимает все более стремительные обороты и одна отрасль влияет на подъем других, инновации имеют существенное значение для обеспечения конкурентоспособности. В 2018 году LDz подключилось к инновационной вузовской платформе «Demola», чтобы найти долгосрочное решение в области, связанной с охраной окружающей среды, а также принять участие в организованном ИТ-кластере Х-индустриальном хакатоне, призванном найти новые технологические решения в сфере безопасности и обслуживания клиентов. Различные современные методы, в том числе информационные технологии, используются для обеспечения еще более удобных, качественных и доступных для клиентов услуг в сфере грузовых перевозок.

– Расскажите о совместно реализуемом проекте с предприятием ООО «DiGAS» создания маневрового локомотива с двойным приводом. Какие новые подходы в области альтернативных источников питания могут быть реализованы?

– На протяжении нескольких лет при сотрудничестве с учеными и ИТ-экспертами реализуется ряд различных пилотных проектов, идет поиск наилучших решений по замене существующих подходов. Одним из последних исследовательских проектов является сотрудничество с ООО «DiGAS» при изучении двойного привода (газ и дизельное топливо) для маневрового локомотива. Обычно локомотивы ЧМЭЗ работают на дизельном топливе, однако при сотрудничестве с указанным предприятием один из локомотивов был оснащен и оборудованием для использования природного газа, и в настоящее время проводится его тестирование и анализ эксплуатационных затрат.

В области науки LDz является многолетним партнером по сотрудничеству Рижского Техничес­кого университета, совместно работает с ним по научно-исследовательским проектам, а также поддерживает появление инновационных решений в отрасли в целом.

– Поздравляем Вас и коллектив «Latvijas dzelzcels» с юбилеем и благодарим за интересную беседу.

© Евразия Вести IV 2019

www.eav.ru