МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ВРК-1 – на передовых рубежах вагонного комплекса ОАО «РЖД»

АО «ВРК-1» – единая и слаженная команда единомышленников, которая сообща решает сложные задачи по обслуживанию и ремонту грузовых вагонов с учетом современных требований. Внедрение современных технологий диагностики и ремонта, средств автоматизации и роботизации производственных процессов позволяют коллективу по-прежнему удерживать лидирующие позиции на рынке.

Накануне очередного заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества генеральный директор АО «ВРК-1» Василий Иванович Гладких рассказал нашему корреспонденту о деятельности Компании в современных условиях и ответил на вопросы, которые будут интересны нашим читателям.

– Уважаемый Василий Иванович, это уже не первое наше интервью с Вами, тем не менее, расскажите немного о деятельности Вашей компании, и ее роли в холдинге «РЖД»?

– Как известно, наша Компания учреждена в июле 2011 года на базе предприятий, входивших в Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов – филиала ОАО «РЖД», компания АО «ВРК-1» является преемником и продолжателем многолетних традиций и опыта в сфере ремонта и обслуживания грузовых вагонов.

Развитая сеть подразделений включает в себя 40 предприятий, охватывающих всю сеть железных дорог РФ. На сегодняшний день компания является одним из крупнейших представителей Российского ремонтного рынка, и более чем на 22% обеспечивает потребности в услугах по ремонту всех видов грузовых вагонов и запасных частей.

– Сегодня перед холдингом «РЖД» и его вагонным блоком стоят масштабные задачи. Расскажите, пожалуйста, подробнее о Ваших стратегических проектах, и как они способны интегрироваться в общую линию преобразований?

– Недавно мы разработали проекты 2-х инновационных депо, аналогов которым нет в стране, да и в мире подобных предприятий единицы. Это новейшие вагоноремонтные предприятия, по технологиям и оснащенности во многом опережающее свое время.

Нам уже удалось подписать соглашения о намерениях с главами Ленинградской области и Краснодарского края о строительстве данных объектов. Помимо того, что были четко обозначены наши намерения, мы заручились поддержкой руководителей данных регионов.

Что касается ключевых задач и целей, которые мы перед собою ставим, то стоит отметить, что «майским» указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 07 мая 2018 года определен вектор развития ряда экономических и производственных процессов в нашей стране на среднесрочную перспективу. В их числе – цифровизация экономики, увеличение производительности труда, развитие транспортной инфраструктуры и увеличение объемов грузоперевозок.

В рамках реализации данного подхода, генеральным директором ОАО «РЖД» О.В. Белозеровым также сформированы задачи и даны поручения в части увеличения оборачиваемости грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» и сокращения сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, изменения системы вагоноремонтного комплекса с переходом к сервисной системе обслуживания, а также сокращения сроков ремонта вагонов.

Таким образом, представленный нами проект, в первую очередь, направлен на решение перечисленных выше задач, ведь строительство новых и модернизация существующих депо и участков АО «ВРК-1» будет производиться строго с внедрением средств автоматизации и роботизации производственных процессов, а также внедрением новых цифровых и IT-систем учета продукции, диагностики и ремонта.

– Давайте поговорим подробнее о планируемом месте строительства вагонных ремонтных депо. Почему выбраны именно Ленинградская область и Краснодарский край?

– Ленинградская область является важнейшим экономическим кластером страны, т.к. большая часть перевалки грузов происходит именно в активно развивающихся портах Северо-Запада.

Конечно же, и Крымский район Краснодарского края местом строительства данного предприятия выбран не случайно, в ближайшем будущем именно здесь, сойдутся все пути развития юга страны. А так как Крымский район наиболее развит промышленно и максимально приближен к железнодорожной инфраструктуре, мы остановились именно на нем.

В районе активно развивается портовая инфраструктура, а вместе с ней и железнодорожные подходы к портам. В перспективе – возрастут объемы погрузки и грузооборот на сети ОАО «РЖД». К 2020 году возрастет выгрузка на припортовых станциях Северо-Кавказской ж.д. В этой связи, и учитывая строительство и запуск Краснодарского железнодорожного обхода, мы заранее, заблаговременно готовимся к тому, чтобы в будущем обеспечивать промышленность всего Краснодарского края, грузоотправителей и операторов вагонов исправным подвижным составом, сокращать сроки ремонта, что в свою очередь поможет сократить сроки доставки грузов и увеличить оборот вагонов на сети.

При этом, новое ремонтное предприятие в регионе будет работать на высоком уровне в плане качества и безопасности движения. Ну, и, конечно же, люди, которые проживают в этом районе и возглавляют его, влюбили нас в себя. Попав первый раз в их теплый край и коллектив, уйти от них мы уже не смогли.

– Что вы подразумеваете под инновационным (автоматизированным) вагонным ремонтным депо. Какие инновации Вы планируете применить в проекте?

– Мы намеренно и с полной ответственностью используем понятие «инновация», как говорилось ранее, проект будущего предприятия, на настоящий момент, не имеет аналогов по степени автоматизации и насыщению передовыми технологиями в сфере ремонта подвижного состава. Кроме того, целый ряд позиций, планируемого к установке оборудования проектируется индивидуально.

Разработанная в компании стратегия развития производственной базы, учитывает многие факторы, которые связаны не только с основным производством. Так, например, одной из задач проекта, является снижение влияния вредных производственных факторов на здоровье персонала, снижение процента профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Эти вопросы решаются путем применения высокотехнологичного оборудования, выполняющего работы на «вредных» производственных участках, таких как дефектоскопирование деталей, наплавочные работы и т.д.

За счет указанных мероприятий мы планируем повысить производительность труда персонала на различных участках до 48%, за счет снижения влияния «человеческого фактора» и, как следствие, будет повышено качество оказываемых услуг и снижены расходы на выполнение гарантийных обязательств. Тем самым напрямую вырастет конкурентоспособность и эффективность компании.

– Какова проектная мощность будущих предприятий?

– По мощности выпускаемой продукции данные предприятия не будут иметь аналогов в стране. В год на каждом новом депо панируется ремонтировать 14 000 грузовых вагонов, проводить капитальный ремонт 12 000 колесным парам и подготавливать под перевозки 3 400 вагонов. Произво­дительность труда составит 6 приведенных вагонов на 1 человека. Для сравнения сегодня мощнейшее предприятие нашей Компании выпускает порядка 5 500 вагонов в год, и производительность труда составляет 4,5 приведенных вагона.

– Проекты будут реализовываться за счет собственных средств или планируется финансовое участие других компаний?

– В основном мы планируем реализовывать проекты за счет средств компании, но также, надеемся на государственную поддержку. Совместно с руководством Ленинградской области и Краснодарского края мы сегодня изучаем программы государственной поддержки, которые мы можем использовать для реализации проекта.

– Скажите, а каковы сроки реализации проектов, и насколько быстро вы планируете окупить вложенные средства?

– Реализация проектов рассчитана на 2 года. Конечно же, мы планируем окупить проекты в кратчайшие сроки. Расчетный срок окупаемости 5–6 лет.

– Ставятся ли перед проектировщиками задачи по снижению влияния производства на экологию?

– Влияние на экологию и снижения этого влияния одна из приоритетных задач нашей компании. Не только на стадии проектирования, но и в ходе реализации проекта мы планируем применить самые передовые решения, направленные на сохранение окружающей среды. В любом случае вся реализация проектов будет происходить в строгом соблюдении экологических норм.

В рамках программы устойчивого развития, мы стремимся снизить выброс в атмосферу вредных веществ по всем нашим предприятиям, и ежегодно улучшаем данные показатели. Не станут исключением и вновь возводимые депо – к примеру, в рамках проекта планируется установка новейших эффективных очистительных сооружений.

– Как планируете достигнуть энергоэффективности?

– Энергоэффективность – ключевое понятие современного обеспечения эффективности бизнеса. Достижение энергоэффективности, или другими

словами – снижение потребляемых ресурсов на единицу продукции, наша компания планирует достигать за счет применения современных технологий, которые будут охватывать все без исключения этапы не только технологического, но и всех остальных процессов, протекающих на производстве. Так, например, наряду с использованием энергоэффективных источников электроосвещения и применением оборудования с пониженным энергопотреблением, мы планируем внедрение системы оборотного водоснабжения для технологических и технических нужд.

В связи с тем, что рынок энергоэффективных решений с каждым годом расширяется, сегодня без особого труда можно найти множество предложений для удовлетворения наших запросов. Проектному институту поставлена задача по изысканию существующих технологий по повышению энергоэффективности и применению их в проектах. На этапе проектирования предприятия уже закладываются новейшие роботизированные производственные линии, позволяющие снизить энергопотребление.

– Хотелось бы остановиться на социальной составляющей. Создание какого количества рабочих мест для местных жителей предусмотрено инвестиционными проектами? Эти места будут создаваться только на время строительства, или же местные жители смогут трудоустроиться на работающих предприятиях?

– Конечно же, мы очень заинтересованы в местных специалистах и во время строительства и на работающих предприятиях. К примеру, расчетный штат депо в Крымске составляет 300 человек, и чем больше в этом штате будет жителей Крымского района, тем сплоченней мы получим коллектив, а взять этих специалистов в районе есть где. В первую очередь это бывшие работники Новороссийского вагоноремонтного завода.

Новое депо, безусловно, будет нуждаться в притоке высококвалифицированного технического персонала – специалистов, готовых совладать с современной высокопроизводительной техникой. Мы также ждем целеустремленных людей, понимающих производственные процессы депо, и готовых учиться новым подходам и новым технологиям ремонта. Также и в Ленинградской области, при подборе кадров мы, конечно же, будем учитывать и наши интересы в плане привлечения кадров по необходимым для нас специальностям, и по возможности максимально комплектовать штат местными специалистами, чтобы люди работали рядом с домом.

– Трудовые ресурсы будут наверняка привлекаться и из других регионов России. Изучался ли вопрос по их проживанию, детским садам, школам?

– Без привлечения узкоспециализированных сотрудников, нам вряд ли получится обойтись, и их комфорт и скорейшая социальная адаптация для нас также важна. Как раз для таких работников проектом в Крымском районе предусмотрено строительство общежития на 40 мест. А все возникающие бытовые вопросы, связанные с обустройством и проживанием приезжих сотрудников, мы планируем решать совместно с руководством администрации г. Крымск.

– В настоящее время все больше компаний, в том числе и сервисных, развивают проекты, связанные с цифровизацией многих аспектов своей деятельности. Каковы планы у Вашей компании в области цифровой трансформации?

– О пользе и важности цифровой трансформации было сказано уже немало, это действительно актуальная тема для всей экономики страны.

Неслучайно вопросы внедрения и развития цифровой экономики были особо отмечены Президентом России и в «майском» указе в 2018 году и в его послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года.

Наша Компания, безусловно, озадачена этой темой, и мы уже готовим ряд проектов в данной сфере, реализация которых направлена на уход от «архаичных» технологий и безусловное выполнение задач, поставленных генеральным директором ОАО «РЖД» перед вагоноремонтным комплексом, в части роста оборота грузовых вагонов и сокращения сроков ремонта.

Это интеграция наших систем в такие сервисы, как «цифровой вагон», «цифровая железная дорога», когда ведется отслеживание нахождения вагона для оптимизации производственных процессов, подачи вагонов в ремонт, а также оперативного информирования собственников. И разработка сервисно-диагностических устройств, устанавливаемых на вагоны с целью сбора информации о состоянии узлов и отдельных деталей для того, чтобы в дальнейшем проводить ее считывание и анализ. Это формирование информационной базы для так называемого предиктивного ремонта.

Здесь, кстати, стоит отметить, что данный анализ и сбор статистики у нас ведется уже давно, и в этом плане мы уже обладаем достаточно большим объемом данных, которые помогут нам выстроить правильные сервисные алгоритмы в дальнейшем. Тем более, что одной из наших ключевых стратегических целей является полноценное внедрение контрактов жизненного цикла грузовых вагонов, подразумевающих их комплексное сервисное обслуживание.

Помимо перечисленных тем, также в настоящее время активно развиваем системы автоматизации рабочих мест мастеров, электронные системы мотивации работников, системы расчета производительности труда. Отдельно стоит отметить и проект в области электронной маркировки продукции и деталей, цифровой контроль поступления на наши предприятия МТР, и их дальнейший выходной контроль. Данные меры позволят выстроить эффективные барьеры для появления на наших предприятиях, и в дальнейшем на сети ОАО «РЖД» контрафактной продукции, а это в свою очередь, будет положительно сказываться на безопасности движения поездов.

– Уважаемый Василий Иванович, благодарим Вас за содержательный ответы.

© Евразия Вести IV 2019

www.eav.ru