МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Пожарная безопасность - важнейшая составляющая работы метро

Работа систем пожарной безопасности, про­филактика и выбор современных средств пожа­ротушения, – все эти вопросы решаются в метро опытнейшими специалистами под руководством Сергея Васильевича Зайцева – начальника отдела пожарной охраны Московского метрополитена.

Этим вопросам посвящена его статья.

Сегодня столичное метро – это 261 станция и целый ряд инфраструктурных объектов. Метро­по­литен состоит из наземных и подземных сооружений, сложнейшего кабельного хозяйства, эскалаторов, пути и поездов. Станции метро построены на разной глубине, и почти треть из них были спроектированы более полувека назад. Это, безусловно, задает специфические требования для обеспечения пожарной безопасности. Все деревянные конструкции чердаков зданий обрабатываются огнезащитным составом. Также обрабатываются и венткороба при пересечении ими строительных конструкций. Они должны иметь предел огнестойкости не ниже пределов, установленных для пересекаемых конст­рукций.

Особое внимание в метрополитене уделяется электрокабельному хозяйству. Мы не просто строго выдерживаем план по его обновлению, но и при замене выбираем более современные материалы, не распространяющие горение, с пониженным дымо- и газовыделением, безгалогенные и огнестойкие с медными жилами.

В последнее время в метро все чаще в качестве системы пожаротушения выбирается наиболее эффективная автоматическая, которая действует по принципу тонкораспыленной воды. Эта система позволяет тушить электроустановки под напряжением, то есть пожары класса Е.

Сейчас ведется работа по обновлению системы пожаротушения на 174 объектах метрополитена. Также сотрудниками охраны разработана программа по оборудованию релейной сигнализации централизации и блокировки, кроссовых и радиоузлов автоматическими установками пожаротушения (АУПТ). Кроме того, предусматривается вывод сигналов систем противопожарной защиты в единый центр удаленного диспетчерского контроля и мониторинга. Уже в этом году планируется приступить к монтажу этих современных систем на инфраструктуре метро.

Также сейчас проводится модернизация устройств охранной сигнализации вентиляционных шахт. Современное оборудование, которым оснащены шахты, позволяет дистанционно идентифицировать причины тревожных сообщений, уменьшая время реагирования на каждый случай попытки проникновения в шахты.

Для максимально эффективной координации при срабатывании автоматической пожарной сигнализации используется система громкоговорящего оповещения. В случае эвакуации из пассажирской или служебной зон, система транслирует сообщения дежурной по станции прямо с диспетчерского поста.

Не только помещения, но и подвижной состав метро обеспечен системами автоматического пожаротушения. Каждый вагон оборудуется автоматической системой обнаружения и тушения пожара АСОТП-Игла. Система сама отслеживает изменение температуры подвагонного оборудования, и принимает меры по тушению возможного очага пожара. Также подвижной состав оснащен огнетушителями ОУ-5, ОП-5, ОВЭ-6.

Поезда нового поколения «Москва», сделанные на предприятии «Метровагонмаш» уже оборудованы автоматической системой обнаружения и тушения пожара. Она называется АСОТП-765. Эта система автоматически обнаруживает не только признаки пожара на ранней стадии, но и признаки разрушающих отказов электрооборудования. Кроме того, она выдает машинисту речевую, световую и мнемоническую информацию о месте возгорания с указанием номера вагона, формирует команды на отключение электрооборудования и вентиляции, а также производит тушение с контролем ситуации в зоне возникновения пожара.

Московский метрополитен имеет собственные аварийно-восстановительные формирования. Они несут круглосуточное дежурство и выезжают для оперативного устранения выявленных неисправностей.

В метро нет своих собственных пожарных подразделений, которые могли бы тушить возможные загорания. Поэтому ежегодно между Московским метрополитеном и МЧС России по городу Москве заключается соглашение о взаимодействии. Ежемесячно проводятся масштабные учения по отработке совместных действий во время различных инцидентов, при этом разыгрываются десятки различных сценариев. К учениям привлекаются сотни сотрудников метро. По результатам учений всегда проводится разбор, на котором анализируются действия сотрудников, отрабатываются оптимальные схемы работы. Например, по результатам одного из таких разборов были оснащены все станции спасательными тележками, которые предназначены для эвакуации из тоннелей маломобильных или пострадавших пассажиров в случае пожара или других ЧС.

В 2018 году не было допущено ни одного инцидента, потенциально опасного для пассажиров или сотрудников Московского метрополитена. Не было ни одного случая нарушения нормальной работы, который бы повлек за собой травмирование или материальный ущерб.

На 2019 год уже утвержден график занятий со всеми дежурными караулами пожарных частей Москвы, в районе выезда которых находится станция метро. Это позволит отработать на практике сборку и применение таких тележек, изучить особенности проведения эвакуации.

© Евразия Вести V 2019

www.eav.ru