МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Внедрение эффективных решений для городского транспорта

Российский железнодорожный транспорт в целом и Mосковский метрополитен идут в ногу со временем. Оснащение метрополитенов современными системами автоматики и телемеханики является важнейшей частью модернизации инфраструктуры.

Транспортный комплекс столицы и его важнейшая структура Московский метрополитен является самым надежным и безопасным видом транспорта.

ОАО «ЭЛТЕЗА» является крупнейшим производителем и поставщиком современного оборудования для метрополитена и вносит свой достойный вклад в развитие и совершенствование транспортной артерии столицы.

За счет новых технологий увеличивается пропускная способность станций, что в свою очередь позволит перевозить большее количество пассажиров с гарантированным обеспечением безопасности и повышением комфортности их перевозок. Кроме того, сократится время в пути. Пассажиры будут быстрее добираться до места назначения, что очень важно для стремительного темпа жизни, который диктует Москва.

ОАО «ЭЛТЕЗА», являясь крупнейшим производителем современного электротехнического оборудования, микропроцессорных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в России и странах СНГ, активно внедряет свои технологии на объекты железнодорожной отрасли, промышленного и городского транспорта. Деятельность по улучшению транспортной системы столицы традиционно является одним из приоритетов ОАО «ЭЛТЕЗА». Обладая широким спектром современного оборудования и технологий на пяти профильных заводах-филиалах, расположенных в ключевых регионах европейской части России, российская компания производит более 6000 наименований продукции – от микропроцессорной аппаратуры централизации стрелок и сигналов, являющейся инновационным решением в области организации современного перевозочного процесса, до практически всей гаммы напольного оборудования.

Так, например, на введенных в эксплуатацию станциях Тропа­рево, Румянцево, Саларьево, Технопарк поставлена релейная аппаратура и стативы, светофоры, трансформаторы и резисторы. Сотрудничество компании с ГУП «Московский метрополитен» продолжает активно развиваться, с целью укрепления взаимодействия была организована совместная рабочая группа для подготовки и реализации задач по разработке и внедрению систем и устройств СЦБ на сети столичного метро.

30 августа 2018 года на электродепо «Солнцево» Калининско-Солнцевской линии введена в постоянную эксплуатацию система релейно-процессорной централизации РПЦ-ЭЛ производства ОАО «ЭЛТЕЗА». Количество стрелок, включенных в централизацию, – 38 штук. Также в мае-июне 2019 года система РПЦ-ЭЛ готовится к вводу в эксплуатацию на электродепо «Руднево» Кожуховской линии, количество стрелок, включенных в централизацию по первому этапу, 46 штук. На сегодняшний день все строительно-монтажные и пусконаладочные работы на электродепо «Руднево» по системе РПЦ-ЭЛ выполнены в полном объеме.

На станции «Тропарево» Сокольнической линии, во 2–3 кварталах 2019 года планируется проведение дополнительных эксплуатационных испытаний системы МПЦ-ЭЛ производства ОАО «ЭЛТЕЗА», на отечественной элементной базе, в рамках программы по импортонезависимости. В данный момент завершены все подготовительные работы, ведется работа по оформлению сопроводительных документов.

Системы управления движением поездов с высоким уровнем автоматизации РПЦ-ЭЛ и МПЦ-ЭЛ играют ключевую роль в обеспечении безопасного и бесперебойного перевозочного процесса на городском рельсовом транспорте с короткими межпоездными интервалами, уменьшают потребность в напольном оборудовании и минимизируют необходимость вмешательства машиниста в управление поездом. Система МПЦ-ЭЛ является микропроцессорной электрической централизацией на базе аппаратно-программного комплекса и предназначена для автоматизации процессов контроля и управления движением поездов при обеспечении безопасности движения, повышения уровня интеграции с другими автоматизированными системами и устройствами ЖАТ.

Данные системы имеют ряд преимуществ по сравнению с релейными системами электрической централизации. Это значительное ускорение приготовления маршрутов, повышение безопасности движения поездов, сокращение эксплуатационного штата, повышение пропускной способности станций и повышение надежности за счет 100% резервирования. Помимо этого, МПЦ в свою очередь имеют возможность централизованного и децентрализованного размещения оборудования, значительно меньшие габариты оборудования и объем строительно-монтажных работ, а также снижение эксплуатационных затрат за счет уменьшения энергоемкости системы.

Стоит отметить, что на сегодняшний день заканчивается проектирование по объекту реконструкции устройств АТДП Кольцевой линии на Московском метрополитене. Предполагаемая система к внедрению – МПЦ-ЭЛ, оснащенная самой современной комплексной системой повышения киберзащищенности (КСПК-ЭЛ). Данная система состоит из устройства кибербезопасного мониторинга и сенсора анализа сетевого трафика системы. Устройство кибербезопасного мониторинга сертифицировано по требованиям безопасности информации во ФСТЭК России и представляет собой односторонний шлюз передачи диагностической информации от устройств микропроцессорных систем управления ЖАТ в центр удаленного мониторинга. Сенсор анализа сетевого трафика предназначен для сбора информации о наличии или отсутствии инцидентов, связанных с несанкционированным подключением к внутренней сети системы. Следует отметить, КСПК-ЭЛ – это единственная система обеспечения кибербезопасности, внедренная на сети железных дорог ОАО «РЖД», и зарекомендовавшая себя с положительной стороны.

Оценка работоспособности системы микропроцессорной централизации в настоящее время не может существовать без непрерывного контроля параметров ее нормального функционирования. От скорости и достоверности полученной диагностической информации зависит и скорость реакции персонала по ее обработке, что в результате приводит к повышению эффективности обслуживания всей системы в целом. Для решения этих задач ОАО «ЭЛТЕЗА» достаточно давно ведутся разработки с целью оптимизации производственных процессов за счет качественного диагностирования работоспособности ее отдельных компонентов. Система технической диагностики и мониторинга интегрирована в состав системы МПЦ-ЭЛ и контролирует основные параметры нормального функционирования устройств инфраструктуры метро в непрерывном режиме.

ОАО «ЭЛТЕЗА» обладает значительным научным, конструкторским и технологическим потенциалом, что позволяет адаптировать выпускаемую продукцию к условиям ее эксплуатации. Так, разработанный российскими специалистами, малообслуживаемый дроссель-трансформатор повышенной мощности ДТЕ-0,17-1500 успешно зарекомендовал себя в условиях метрополитена и поставляется для нужд Москов­ского метрополитена.

Дроссель-трансформатор выполнен в рамках реализации программы применения полимерных материалов в выпускаемых изделиях. Современные композиционные материалы также используются для изготовления фонового щита, козырьков, задней крышки головки и заглушки мачты светофора.

Кроме того, компания ведет работы по постановке на производство кабельных муфт и путевых ящиков в полимерном корпусе. Изделия из полимеров обладают целым рядом преимуществ, основными из которых являются низкий вес и улучшенные электроизоляционные свойства. Несомненным плюсом является и отсутствие необходимости периодической окраски, так как цвет задается еще на этапе подготовки материала.

Также компанией «ЭЛТЕЗА» под требования метрополитена разработаны рельсовые цепи нового поколения, которые могут использоваться в составе системы микропроцессорной централизации или существующих релейных систем управления. Рельсовые цепи, использующиеся в метрополитене в настоящее время, морально устарели, так как были разработаны в то время, когда интенсивность движения поездов была значительно ниже.

Наряду с этим, в настоящее время схемотехника и элементная база для построения устройств рельсовых цепей развились настолько, что позволяют, помимо стандартных функций реализовать дополнительные технические решения, которые способствуют повышению эффективности обслуживания рельсовых цепей и безопасности движения поездов в целом.

Помимо участия в реализации новых проектов, компания «ЭЛТЕЗА» также принимает участие в плановом ремонте и обновлении оборудования метрополитена Москвы, реализуя себя как поставщик комплексных услуг. Все работы от проектирования, разработки, комплектации, поставки на объект и пусконаладочных работ до последующего сопровождения систем в процессе эксплуатации осуществляются российскими специалистами. Для обслуживания установленных систем в рамках компании уже работают 15 сервисных центров, действует служба круглосуточной технической поддержки.

© Евразия Вести V 2019

www.eav.ru